Сознательная и познавательная деятельность человека

 

 

Цель занятия: Студенты должны: иметь представление о сущности сознания, сознательного и бессознательного в поведении человека; иметь представление о формах человеческого знания и особенностях его проявления в современном обществе; знать, в чём состоят особенности чувственного и рационального познания и как они взаимодействуют; знать, что такое истина, чем отличается обыденное познание от научного, знать какова роль науки в жизни современного общества.

 

 

Методические рекомендации к обсуждению материалов семинара.

 

При обсуждении материалов занятия важно понимать особенности человеческого разума. Существование разума кажется нам естественным и привычным. Но разум был не всегда. Если сознание – какой-то новый феномен в развитии живой материи, то его нельзя рассматривать как нечто готовое, окончательное. Для полноценного обсуждения темы важно ввести ещё одно понятие – сфера мышления. Это образное выражение, означающее совокупность всех возможностей мышления, которыми располагает человек, группа людей, народ. Рассуждающий человек опирается, прежде всего, на знание. Мышление человека является продуктивным, если он опирается на многовековую мудрость человечества.

Внутри сферы мышления совершается духовный процесс, когда ум ищет знание, находящееся в его запасе. Рождаются некие представления, которые сменяются другими. Мыслящий человек пытается как-то сгруппировать возникшие в его сознании ассоциации, закрепить некую связь между ними.

Важно подчеркнуть, что сфера мышления постоянно меняет свой объём и содержание. Способность мыслить иногда оказывается полноценной, ощутимой. Но в особых случаях, например перед лицом смертельной опасности или во время эмоционального потрясения, способность мыслить может исчезнуть, оставив человека наедине с самим собой. Отсюда следует вывод, что разум – это дар, которым обладает сознательный человек. Сознание реализует себя через мышление. Но этот процесс сам по себе неоднозначен. Мышление развёртывается в разных формах и в разном объёме.

Но следует иметь в виду, что не все моменты реальности, воздействующие на него, осознаются этим человеком. Есть огромная область неосознанного: бессознательное и подсознательное. Несмотря на то, что они оказывают значительное влияние на деятельность человека, пока ещё плохо изучены современной наукой. Остаются области необъяснимого в человеческой деятельности с точки зрения разума.

Участникам семинарского занятия следует помнить об этических правилах ведения дискуссии. При обсуждении вопросов на семинаре вы должны сформулировать и доказать позицию, с которой в большей степени согласны. Вы должны найти аргументы, опровергающие противоположную точку зрения, при этом возможна дискуссия с применением контраргументов противоположной стороны. В дискуссию могут быть вовлечены и другие студенты группы. При ведении дискуссии необходимо избегать повышенного тона, грубости и подмены понятий. Все позиции должны быть аргументированы. При подборе доказательств используйте весь свой арсенал знаний. Вспомните, что изучали в школе на уроках физики, химии, биологии, истории. Совсем не обязательно ваша или противоположная точка зрения будут истинными. Истина рождается в процессе дискуссии.

Обсуждение материалов семинара целесообразно начинать с сообщений, подготовленных на основе рефератов:

1. Физиология высшей нервной деятельности как база сознательной деятельности человека.

2. Бессознательное и подсознательное в человеческой жизни.

3. Научные методы исследования в медицинской практике.

4. Прогностические способности биосистем.

Время каждого сообщения не должно превышать 7 минут.

 

 

Вопросы для обсуждения.

 

1.Что такое сознание?

2. Каковы особенности отражения в неорганической природе, в мире растений, животных и человека?

3. Каковы физиологические основы сознания?

4. Какую роль в формировании сознания сыграло общество?

5. Какова роль языка и трудовой деятельности в формировании сознания?

6. Каковы свойства сознания?

7. Что изучает теория познания?

8. Как в философии обосновывались возможности познания?

9. Что такое познание?

10. Что характерно для форм чувственного познания?

11. Чем характеризуются формы рационального познания?

12. Чем отличаются дедуктивные и индуктивные умозаключения?

13. Каково значение формальной и диалектической логики в познании?

14. Как происходит построение теории?

15. Каковы механизмы возникновения интуиции?

16. Что есть истина?

17. Какими характеристиками обладает истина?

18. Что является критерием истины?

19. Что представляет собой практика?

20. Каковы основные функции практики в процессе познания?

21. Насколько разнообразны формы знания и познавательной деятельности?

22. Каковы особенности этих форм познавательной деятельности?

23. Как возможно достичь объективного знания с помощью объединения различных форм познавательной деятельности?

 

 

Проблемные задания.

 

1. Платон писал:«Человек должен постигать общие понятия, складывающиеся из многих чувственных восприятий, но сводимые разумом воедино. А это есть припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу… Только человек, правильно пользующийся такими воспоминаниями, всегда посвящаемый в совершенные таинства, становится подлинно совершенным».

Что имел в виду Платон? Насколько с ним можно согласиться?

2. И. Кант поставил вопрос: «Поэтому возникает, по крайней мере, вопрос, который требует более тщательного исследования и не может быть решён сразу: существует ли такое, независимое от опыта и даже от всех чувственных впечатлений познание?»

Как этот вопрос разрешал И. Кант? Как бы его разрешили вы?

3. Б. Рассел утверждал: «Факт» в моём понимании этого термина, может быть определён только наглядно. Всё, что имеется во вселенной, я называю «фактом». Солнце – факт; переход Цезаря через Рубикон был фактом; если у меня болит зуб, то моя зубная боль есть факт, и если это утверждение истинно, то имеется факт, в силу которого оно является истинным, однако этого факта нет, если оно ложно… Факты есть то, что делает утверждения истинными или ложными. Я хотел бы ограничить слово «факт» минимумом того, что должно быть известно для того, чтобы истинность или ложность всякого утверждения могла вытекать аналитически у тех, кто утверждает этот минимум».

Насколько вы согласны с Б. Расселом? Насколько, по-вашему, возможно правильное познание мира?

 

 

Тема 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: