Контрольные вопросы и задания

1. Что изучает «Безопасность жизнедеятельности» как наука?

2. Назовите основные цели дисциплины «Безопасность жизнеде-
ятельности».

3. Какие задачи решает эта дисциплина?

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Безопасность жизнедеятельности, представляющая серьезную
проблему современности и привлекающая для ее решения многие
другие науки, выработала определенную систему собственных по-
нятий, теоретических положений, аксиом и методов исследования.

Основные теоретические положения учебной дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности» сводятся к следующим:

■ с момента своего появления на Земле человек живет и действует
в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасно-
стей;

■ опасности причиняют вред здоровью человека, что проявляется
в травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах, поэтому
они угрожают не только каждому конкретному человеку, но и
обществу и государству в целом;

■ профилактика опасностей и защита от них — актуальная гума-
нитарная и социально-экономическая проблема, в решении ко-
торой должно быть заинтересовано прежде всего государство;

■ обеспечение безопасности — приоритетная задача для лично-
сти, общества и государства;

■ абсолютной безопасности не бывает, всегда существует некото-
рый остаточный риск, поэтому под безопасностью понимается
такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и
экономического развития общества можно смириться;

■ для выработки идеологии безопасности, формирования без-
опасного мышления и поведения разработана учебная дисци-
плина «Безопасность жизнедеятельности».

Негативные воздействия в системе «человек — среда обитания»
принято называть опасностями. Более подробно они рассмотрены
в главе 3 учебника.

Как известно, современный человек на протяжении своей жизни
находится в различных средах: социальной, производственной,
местной (городской, сельской), бытовой, природной и др. Человек и
среда его обитания образуют систему «человек — среда обитания»,
состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую
упорядоченность в определенных границах и обладающую специфи-
ческими свойствами. Такое взаимодействие определяется множе-
ством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и
на соответствующую среду его обитания.

Среда обитания — окружающая человека среда, обусловленная
совокупностью факторов (физических, химических, биологических,
социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немед-
ленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его
здоровье и потомство.

В системе «человек — среда обитания» идет непрерывный обмен
потоками веществ, энергии и информации. Это происходит в соот-
ветствии с законом сохранения жизни: жизнь может существовать
только в процессе движения через живое тело потоков веществ,
энергии и информации.

Потоки веществ, энергии и информации имеют естественную и
антропогенную природу и во многом зависят от масштабов преобра-
зующей деятельности человека и состояния ср еды его обитания.

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют
и развиваются лишь в условиях, когда потоки веществ, энергии


и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых
человеком и природной средой. Любое превышение привычных
уровней этих потоков сопровождается негативными воздействиями
на человека и (или) окружающую среду.

Действуя в этой системе, человек непрерывно решает как мини-
мум две основные задачи:

1) обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе;

2) создает и использует защиту от негативных воздействий со
стороны как среды обитания, так и себе подобных.

Среда обитания неразрывно связана с понятием биосферы.

Биосфера — область распространения жизни на Земле, вклю-
чающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой ли-
тосферы, не испытавших техногенного воздействия.

XX век ознаменовался потерей устойчивости в таких процессах,
как рост населения Земли и его урбанизация (рис. 1). Это вызвало
крупномасштабное развитие энергетики, промышленности, сель-
ского хозяйства, транспорта, военного дела и обусловило значитель-
ный рост антропогенного воздействия. Кроме того, к середине XX в.
человек стал обладать способностью инициировать крупномасштаб-

Рис. 1. Современный мегаполис

I 8
ные аварии и катастрофы и тем самым вызывать необратимые эко-
логические изменения регионального и глобального масштаба, со-
измеримые со стихийными бедствиями. В результате активной
техногенной деятельности человека во многих регионах нашей пла-
неты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания —
техносфера.

Техносфера — регион биосферы в прошлом, преобразованный
с помощью прямого или косвенного воздействия технических
средств в целях наилучшего соответствия материальным и социально-
экономическим потребностям людей (будь то регион города или
промышленной зоны, производственная или бытовая среда).

Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфорт-
ности среды обитания, росту коммуникабельности, обеспечению
защиты от естественных негативных воздействий. Однако созданная
руками и разумом человека техносфера, призванная максимально
удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, во
многом не оправдала надежды людей.

Новые техносферные условия обитания человека в городах и
промышленных центрах, транспортные и бытовые условия жизне-
деятельности оказались далеки по уровню безопасности от допусти-
мых требований, что предопределяет актуальность и важность
профессионалыю-1рамотного осуществления соответствующего
комплекса предупредительных и защитных мер при внедрении
научно-технического прогресса в различные сферы экономики.

Человечество должно научиться прогнозировать негативные
воздействия и обеспечивать безопасность принимаемых решений
на стадии их разработки, а для защиты от действующих негативных
факторов создавать и активно использовать защитные средства и
мероприятия, всемерно ограничивая зоны действия и уровни этих
факторов. Реализация этих задач обусловила важность и своевре-
менность разработки специальной области научных знаний —
безопасности жизнедеятельности. Компетентность людей в мире
опасностей и способы защиты от них — необходимое условие до-
стижения безопасности жизнедеягельности человека на всех этапах
его жизни.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Перечислите основные теоретические положения учебной дис-
циплины «Безопасность жизнедеятельности».

Дайте определение среды обитания.

Какая система образуется в результате взаимодействия чело-
века с окружающей средой?

В каких случаях человек и окружающая его среда взаимодей-
ствуют гармонично?

Какие задачи решает человек в системе «человек—среда оби-
тания»?

Что такое биосфера?

Чем отличается техносфера от биосферы?

Чему должно научиться человечество для обеспечения безопас-
ности жизнедеятельности?


 


Глава 2

 





























































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: