ГЛАВА 4.6. Тон (0,5) – Горе (печаль)

 

Горе – сильное душевное страдание, глубокая печаль, несчастье, вызванные, потерей и осознанием потери.

… Мать девочки, попавшей под автомобиль находилась на противоположной стороне улицы. Когда она увидела, что произошло, то начала плакать. Ее голова упала на грудь, глаза закрылись и заполнились слезами. Руки закрыли лицо. Она даже сделала попытку сесть на мостовую. Она плакала и кричала о том, что этого не должно было произойти, невозможно восстановить эту потерю, сделайте что-нибудь и помогите моей дочери (подразумевается – помогите мне). Она была погружена в горе и замечала только свою дочь, полностью пренебрегая всем окружением. Она не могла поверить в то, что произошло, отрицая свою реальность. Она не слышит слов утешения, продолжая плакать, но постепенно приникает к тем, кто её утешает…

Итак, человек оказывается в Горе, когда что-то теряет. Горе – это всегда потеря! Вторым ярким признаком тона «Горе» является тот факт, что человек не может поверить в изменение реальности и принять потерю как неизбежность. Он отрицает реальность и любыми способами стремиться вернуть ту реальность в которой он был счастлив.

Чего бы это ни касалось, горе – это всегда потеря. Жизнь для человека, переживающего горе, это жизнь без света и радости, это постоянное возвращение в прошлое.

Если у человека в жизни все хорошо, его внимание зафиксировано на состоянии собственного счастья и благополучия («Я согласен со своей реальностью»)

Но вот происходит событие, которое отнимает у него источник его счастья. Происходит потеря, которую невозможно восстановить (фактически, горе возникает при любой потере, даже самой незначительной, но при этом такое горе длится не очень долго, и оно не очень сильное. Но при потере горе возникает всегда с той или иной силой).

Так как человек был зафиксирован на своей счастливой ситуации, которой больше нет, он продолжает по инерции жить своим прошлым. Он постоянно возвращается в прошлое, до момента потери, как бы стараясь восстановить и вернуть эти события пусть даже только в памяти.

Вспоминая счастливый период, он противопоставляет ему и момент потери. Контраст ощущений между счастьем и потерей и создает эмоцию горя. Чем «сильнее» счастье, тем значительнее и его потеря, а значит, тем сильнее и длительнее будет горе.

Результат МПЦ: «У меня было (то-то и то-то), я был счастлив, теперь все это потеряно! Это невозможно никак восстановить! Я потерял это навсегда. Мне уже никогда не будет так хорошо, как было тогда. И опять возврат к прошлому, и опять «Я потерял это навсегда».

В тоне горя человек, как тетан, принимает входящий поток из прошлого и отсекает практически всю входящую информацию из настоящего времени. В этом тоне тетан очень пассивен, т.к. почти полностью погружен в прошлое. Если тетан и создает от себя какой-то исходящий поток, то этот поток значительно меньше входящего потока из картинок прошлого.

Взаимодействие с настоящим временем заблокировано потоком из прошлого.

Это и есть ощущение, восприятие потери. В этом тоне человек является следствием того, что с ним произошло. Его общение минимальное, только в том случае, если оно позволяет говорить о потере и о прошлом.

 

Различие между Горем и Жертвой:

1. Горе утверждает: «Было хорошо, но все потеряно», а Жертва утверждает: «никогда ничего хорошего и не было, я всегда страдаю». «Жертва» не видит в жизни ничего положительного, ведь она - «жертва», она раздавлен. Вся жизнь это мучение и страдание. Горе говорит: «Было хорошо, стало плохо».

2. Человек в горе готов на действия, чтобы изменить свое положение, «Жертва» выслушает совет, но станет действовать.

 

Молодой человек в Горе. Он расстался с любимой девушкой, которую очень любил. Он хочет свое счастье, ищет новую девушку… Драматизируя свое состояние, он будет искать девушку максимально похожую на прежнюю. Он будет стремиться к копии - внешней и внутренней. Здесь работает правило горя: «Потерю нужно восстановить с максимальной точностью, чтобы её (потерю) аннулировать».

       Но найти точную копию (внешнюю и внутреннюю) маловероятно. По этой причине человек будет расставаться с девушками, что увеличит его горе новыми потерями. Так он попадает в цепь потерь и разочарований, но все равно будет продолжать пытаться что-то сделать (пока накопленные разочарования не доведут его до Апатии). Он будет объяснять свои неудачи самыми разными причинами: «судьба такая» (характерно для апатии), «я что-то делаю не так» (очень характерно для горя! Это мнение создает состояние неуверенности в себе), «все женщины- дуры, любят не тех, кого надо!» (ну, а это уже очень высокий тон- антагонизм). Но, скорее всего, у него будет состояние неуверенности в себе: «я что-то делаю не так, во мне что-то не так, я не такой, как надо». Чтобы исправить положение, он обратится за советами к друзьям, у которых в личной жизни все нормально. Он спросит: «Что мне делать? Может, мне надо изменить прическу? Может, мне надо научиться хорошо танцевать? Что поможет мне снова обрести счастье?» или «Как мне вернуть потерянное?»

       Т.е. человек в горе готов что-то сделать, готов что-то изменить. Он еще не утратил способность быть причиной своих действий. Если друзья ему что-то посоветуют, то, скорее всего, он начнет самостоятельно действовать в данном направлении, постоянно вздыхая. Т.е. он может и хочет сам что-то предпринять.

       Вывод: в горе человек еще не утратил способность к целенаправленному действию, как это видно у «жертвы» или у человека в апатии. В горе человек в некоторой степени еще сохраняет причинность.

       «Жертва» в подобной ситуации попросит всех, кто еще остаётся в ее окружении, подыскать какую-нибудь (но, желательно, самую-самую лучшую) девушку, рассказать ей о всех грандиозных положительных качествах «жертвы» и уговорить эту девушку стать спутницей жизни для «жертвы» до конца жизни. Затем эту девушку уже можно и познакомить с «жертвой». Все это для «жертвы» обязаны сделать другие.

       Когда человек страдает от потери (смерть, уход любимого человека, провал цели), он может на время упасть в горе. Человек, который надолго застрял в этом тоне, является олицетворением потери: «Что же я сделал не так?» В горе человек спрашивает (даже слишком часто) у окружающих: «Что мне теперь делать? Как вернуть потерянное?»

       Женщина в горе может все время быть готовой расплакаться. Вы увидите это по ее лицу. Если вы попытаетесь внимательно расспросить ее о чем угодно, она расплачется. Любое слово может открыть поток слез, и она начнет рассказывать о своей конкретной потере. Но не всякий человек в горе плачет. Кто-то остается в сдерживаемом (т.е. подавленном) горе. Это чуть ниже по шкале, т.е. ближе к апатии. Там уже нет слез. Это наиболее распространено среди мужчин, т.к. в детстве их обычно учат, что «большие мальчики не плачут», поэтому они должны подавлять внешнее проявление своего страдания- слезы. На их лицах глубокая печаль, и вы часто будете слышать их постоянные глубокие вздохи.

 

3. Горе плачет или сдерживает слезы. «Жертва»плачет для получения сочувствия или постоянно ноет. Слезы характерны для этих двух тонов.

4. Горе и «жертва» легко срываются в апатию, т.к. «больше нет сил так жить».

 

Главный лозунг горя: «Прошлое- это все, что существует». Человек в горе собирает вещи, напоминающие об утраченных временах: театральные программки, перчатку, которая была на ней «в тот день», засушенные цветы, старый стул, который принадлежал бабушке (замечание: коллекционеры антиквариата не обязательно находятся в горе - они обычно являются находчивыми инвесторами). В дополнение к вещам, он также коллекционирует старые воспоминания.

       Одиночество, и ностальгия – это слабые проявления горя. Когда человек возвращается в старую школу, в город, где прошло его детство, он видит, что все изменилось - все не так, как было раньше. Это печально.

       Когда бы человек ни впадал в уныние по поводу переезда на новое место жительства, он выражает горе, слабое или сильное, в своем нежелании расставаться с прошлым.

       Постоянные возвращения в те места, из которых человек уехал, и где прошли его счастливые (или просто приятные) периоды его жизни - это признак горя. Это то же самое, что коллекционирование предметов: театральных программ и т.д.

       Большинство его разговоров тянется в прошлое. Его истории обычно выражают прекрасную печаль и сильное желание вернуть «те старые дни».

       Утрата тех, кого мы любим, представляет собой настолько драматическую потерю внутренней жизненной силы человека, потерю части самого себя, что запас жизни начинает таять под влиянием воспоминаний о моменте потери. Эти воспоминания о моменте потери часто автоматически воссоздаются под влиянием внешних обстоятельств. Это вызывает сильнейшую душевную боль.

       Любая потеря – это инграмма болезненных (отрицательных) эмоций.

       У М.Ю. была близкая подруга, у которой несколько лет назад погибли дети. И с тех пор эта подруга находилась в хроническом тоне горя. Она избегала проходить мимо детских садов, детских площадок, школ и магазинов с детскими товарами. Она так старательно выстраивала свой маршрут, чтобы ничего не могло бы ей напомнить о потере. «Избежать воспоминаний» стало целью ее жизни.

       М.Ю. провела своей подруге всего одну сессию одитинга. Сессия длилась всего три часа. Из инграммы «погибли дети» были стерты все отрицательные эмоции. Все! В течение этих трех часов подруга громко выплакивала все горе, которое содержалось в этом инциденте. Она громко плакала все эти три часа. Даже соседи стучали в стену и спрашивали: «Что это у вас там происходит? Кто это так кричит? Что случилось?» Но через три часа инграмма была стерта, и это была очень большая победа.

       Я видел эту подругу в гостях у М.Ю. до этой сессии одитинга и после сессии. Разница была огромная. До сессии она была похожа на тихое серое привидение, а после сессии - яркая личность в тоне «веселье- интерес». В ней была восстановлена жизнь, и после сессии она совершенно спокойно обсуждала тему «дети». Она говорила, что если будет возможность, то она снова заведет детей. А раньше, до этой сессии, она даже и подумать не могла о любых, даже чужих, детях. Жизнь вернулась к ней всего за три часа работы с инцидентом потери.

       Я слышал, что через несколько лет у нее опять были дети, и она была счастлива. От ее горя и тяжких воспоминаний не осталось ничего, хотя она ясно помнила все подробности случая, когда погибли ее дети.

       Как видно из этого примера, воспоминания о пережитой потере подобны камню на шее. Они живут внутри человека и в полной мере способны влиять на нас, когда кто-то или что-то в окружающем нас мире «приводит» их в действие. Под влиянием этого человек может полностью сменить образ жизни, т.к. стремится к тому, чтобы ничто в окружающем его мире не напоминало ему о происшедшей с ним трагедии».

       Еще раз вспомним основные характеристики горя.

1) В момент потери возникает состояние: «Я не смогу пережить это».

2) После потери: Человек в тоне горя ищет причину произошедшего и часто обвиняет себя в том, что он сам явился причиной потери: «Я в чем-то был не прав!».

3) Вспоминая свою жизнь, человек в горе утверждает: «Я был счастлив, но потерпел неудачу», «Я потерял это». В горе человек постоянно вспоминает все то хорошее, что было в его жизни, но теперь потеряно.

4) Состояние в настоящем времени: «Жизнь проходит мимо меня», «Мне бы лучше быть кем-то другим, т.к. я причиняю много боли себе и другим».

5) Отношение к будущему: «Существует только прошлое». В горе человек знает, что в его жизни могло быть все хорошо, если бы только не потеря.

6) Вспоминая момент потери, человек в горе издает внутренний беззвучный крик: «Я не хочу это знать! Это надо забыть! Это ужасно на меня воздействует».

 

В тоне горя человек склонен фокусировать свой взгляд внизу, большей частью в направлении пола. У него согнуты плечи. Он не смотрит в глаза собеседника. Такие люди не могут нормально работать, потому что их внимание фиксируется на определенных вещах. Они могут сидеть, не сводя взгляда с выключателя, или ручки, или любого другого предмета. Они считают, что думают о чем-то или мечтают, но на самом деле, они просто фиксируют свое внимание на определенных объектах окружающей обстановки. Поэтому они часто получают травмы.

       Такого человека легко узнать еще и потому, что он очень неуверен в себе, и у него сильно занижена самооценка. Он полностью погружен в себя, в горечь своей утраты. Отсюда и частые несчастные случаи - он погружен в себя и ничего не замечает вокруг.

       Люди в горе хотят поскорее умереть. Во время момента потери возможно импульсивное самоубийство. Но если человек сразу не покончил с собой в момент потери, а попал в хронический тон горя, то он будет совершать скрытое самоубийство, чтобы больше не страдать от своей потери.

           

       Замечание: Осознанное или неосознанное желание умереть присутствует во всех эмоциональных тонах ниже (+2,0), т.е. это характерно для низкотоновых людей (организаций, сообществ, групп, стран и т.д.). Для высоких тонов характерно стремление «выживать». Низкотоновые люди (или группы и т.д.) только делают вид, что хотят выжить. На самом деле они на практике делают все, чтобы ускорить свою гибель, часто совершенно не осознавая этого факта.

       Горе от потери не только создает инграмму болезненных эмоций, которая поглощает очень много «жизненных сил» и постоянно включается, но и влияет на цели аналитического ума. В ситуации с потерей чего-то важного принимается решение, которое закладывается в аналитический ум как ЦЕЛЬ. Эта цель будет продолжать достигаться далее по всему траку времени, хотя человек ее уже давно не помнит…

       В моей личной практике был интересный случай.

       В одитинге женщина легко передвигалась по траку времени. Тема одитинга «быстрое старение». Вот, что она вспомнила:

       В середине 16-го века она жила в Испании в женском теле. Она была вдовой и имела единственного любимого сына. Она была фанатичной католичкой. Однажды ее сына закололи на дуэли. Узнав об этом, она провалилась в горе, из которого не могла выйти. Она очень хотела умереть как можно скорее, была готова совершить самоубийство. Но католическая вера не позволяла ей совершить такой великий грех. Тогда она приняла решение - убить себя путем более интенсивного и быстрого старения, т.е. так, чтобы это выглядело бы естественно в глазах Бога и окружающих. Эта программа вошла в ее разум как Цель. Ее разум так сильно изменил работу тела, что она действительно очень быстро состарилась и умерла «от старости». Но программа «быстрого старения» осталась с ней навсегда и продолжала работать в других жизнях.

                   После сессии женщина стала выглядеть заметно моложе. Она реально помолодела физически, а стирание зарядов горя из базового случая повысило ее эмоциональный тон. Мне она сказала, что даже в молодости никогда не чувствовала себя так хорошо.

       У людей в тоне горя есть еще особенности:

1) Они могут иметь все, но отказываются что-либо иметь, чтобы не пришлось опять что-то терять. Если чего-то нет, то это и не потеряешь.

2) Именно в области горя мы находим девушку, которая была бы красивой, если бы только немного привела себя в порядок. Но она отказывается использовать косметику, чтобы представить себя в самом выгодном свете. Она никогда не знает, что делать со своими волосами и покупает самую некрасивую одежду, какую только можно.

Когда вы видите женщину, одетую в то, что вышло из моды 20 лет назад, можно с уверенностью сказать, что она типичный представитель тона горя. Вероятно, эта одежда была в моде в «те счастливые времена». Это еще один способ держаться за прошлое.

Человека в тоне горя тянет к мрачному жилью, он водит старые разваливающиеся машины, он носит тусклую поношенную одежду – он не позволит себе иметь что-нибудь лучшее.

3) В тоне горя человек не выносит веселых людей, веселья, чужого счастья (например, свадьбы, юбилеи). Он избегает праздники, т.к. вид чужого счастья вызывает воспоминание об утрате своего счастья.

Я был удивлен, когда нашел несколько очень популярных песен, написанных в тоне горя: «Все напоминает о тебе» («Все напоминает о тебе, а ты нигде, остался мир, который вместе видел нас в последний раз…»)

Горе – это тогда, когда есть состояние: «Хочу, чтобы все вернулось!»

                                              


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: