Характерные особенности тона «Страх»

       Внешне страх (+1,0) проявляется как робость и застенчивость, скромность и боязнь быть на виду, а также как косноязычие в присутствии незнакомых людей, необоснованная подозрительность. На этом уровне типично избегать людей. Общение затруднено и ограничено узким кругом «безопасных» людей.

       Внутренне человек, живущий в хроническом страхе (+1,0), постоянно напуган – все (или почти все) кругом опасно. Они избегают любого соприкосновения (как физического, так и умственного) с опасностью – реальной или мнимой. Отсюда наблюдается колебания при движении к любой цели и очень плохая концентрация внимания.

       Внутри себя человек в тоне страха боится оказаться правым и одновременно не осмеливается быть неправым. Это отражается на его практической деятельности. В частности, на причинности и ответственности…

       Человек в страхе постоянно беспокоится о том, как защитить себя («Я не могу отвечать за это!»). Он боится принимать решения («Это ужасно серьезно!»), волнуется из-за новых проектов и изобретает поразительные непреодолимые препятствия любому новому плану. («Сейчас опасно выходить на этот рынок. Мы можем все потерять», «Если мы попробуем это сделать, то я боюсь, что нас привлекут к ответственности за нарушение соглашения», «Это была бы прекрасная идея, если бы она не была слишком рискованной»).

       Убежденный, что для преодоления своих воображаемых барьеров необходимы огромнейшие усилия и энергия, он скорее избавится от них, чем будет им противостоять. «Противостоять» – свойство тона «антагонизм (+2,0). Поэтому он изобретает причины и объяснения (для себя и для других), по которым он не может выполнить «эту работу».

       Он пытается во что бы то ни стало избежать ответственности, т.к. считает, что это ему навредит. («Если бы у меня была ответственность, то я бы пострадал!») Обычно он говорит так: «О, нет, вы же не собираетесь взвалить на меня это задание. Каждый переложит ответственность на меня. И я буду виноват во всем, что пойдет не так».

       Хотя человек в тоне «страх» не принимает ответственности, он может симулировать принятие ответственности из-за страха наказания.

       Поэтому человек в страхе способен выполнять лишь незначительную работу. Каждый шаг в работе он перепроверяет по несколько раз из-за страха ошибки. Это приводит к медлительности в работе, что вызывает необходимость постоянного контроля за исполнением со стороны начальника.        Несмотря на то, что тон страха лучше, чем все тона ниже его, у вас здесь есть большая вероятность того, что любая порученная работа будет выполнена плохо.

       Джек влюблен в Кэтрин. Родители Кэтрин владельцы лавки, Кэтрин помогает им управляться. Джек часто заходить в лавку, чтобы увидеть. Однажды Джек пришел в лавку и застал там и Кэтрин и родителей. Он ушел, решив вернуться, когда его девушка останется одна. Позже он весело и быстро входит в лавку, но видит не Кэтрин, а ее мать. Он испуган, У него больше нет повода сюда приходить…

       Очень характерные признаки тона «страх» у Джека:

1) Он внутренне сжался;

2) Его взгляд хаотично переходит с предмета предмет, как будто он ищет что-то и не может найти;

3) Он избегал смотреть в глаза матери Кэтрин, и вообще не смотрел в ее сторону,.

4) Джек придумывает целую историю, совершенно ложную, хотя можно было и сказать правду о том, что он хотел просто поговорить с Кэтрин Он сказал, что его отец заинтересовался новым видом рыбной ловли, поэтому ему хотелось бы узнать, что у вас есть в лавке, что могло бы пригодиться при поездке к горной реке. «А этот фонарь надежно работает в лесу под дождем?» - спрашивал Джек, указывая на фонарь, но, не дослушав ответа, сразу перескакивал взглядом на другой предмет;

5) Когда в лавку вошли другие посетители, Джек также не смотрел прямо на них – он боялся даже тех, кто не представлял в этот момент никакой опасности для него. Наконец, глядя в пол, он сказал тихо: «Ну, мне пора» и, посмотрев на звонок над дверью, уходит…

Страх – это тон, когда врут даже тогда, когда вполне можно сказать правду.

Примечание. К этому уровню относятся люди, обожающие засекречивание – они склонны приписывать секретность самым обычным сведениям.

Вы можете получить точные сведения о тоне человека, наблюдая при общении за его глазами. В «страхе» вы видите перескакивающий с одного на другое взгляд, часто направленный вниз. Самой очевидной характеристикой тона страх является то, что человек не может на вас смотреть, он вообще не может ни на что смотреть долго. Внешние объекты для него слишком опасны, чтобы на них смотреть. Поэтому его внимание разбросано, он пытается быть где-нибудь еще, но не здесь. Его взгляд летает с места на место (физически и в мыслях), его внимание перепрыгивает с одного предмета на другой. (часто и его речь прыгает с одной темы на другую).

Предполагается, что он говорит с вами, но смотрит он куда-то в сторону. Затем он бросает мимолетный взгляд вниз, потом поверх вашей головы, и у вас создается впечатление, как будто над вами пролетел самолет, а теперь уже он смотрит через ваше плечо. Короче говоря, он смотрит куда угодно, только не на вас.

Три уровня страха:

верхний (+1,0 – чистый страх),

средний (+0,98 – отчаяние, паника, поиск выхода),

нижний (+0,96 – ужас, нет выхода, +0,94 – оцепенение).

Страх представляет собой точку пересечения по принятию решений. На верхнем уровне страха человек боится не делать. Человек идет по лесу и встречает медведя… Он убегает от медведя – активно действует. Это уровень убегания от опасности.

В нижней зоне страха человек боится делать. Это соответствует состоянию ужаса (+0,96 и +0,94). Человек не может убежать, т.к. бежать некуда – опасность везде. Поэтому он и боится делать. Это уровень, когда человек прячется.

В середине тона страха (+0,98) мы полную нерещительность –он не может принять решение. Здесь наблюдается отчаяние, паника, поиск выхода. Это не нерешительность Горя или Жертвы: «Я просто не знаю, что делать?», а активные колебания между «Делать?» и «Не делать?», «Стоит?» или «Не стоит?»

Мы видим девушку, которая столкнулась с необходимостью выбора между двумя подходящими женихами. Они оба нравятся ей. Она не может решить, она колеблется туда- сюда (отчаяние, паника, поиск выхода). В конце концов эта нерешительность становится настолько болезненной, что она импульсивно делает выбор. Она даже может убежать с третьим мужчиной, совершенно ей не подходящим.

Что угодно, только бы уйти от этого «может быть» (в этом примере девушка прячется от этих двух женихов за третьего мужчину. Вот в чем смысл этой зоны страха).

Но некоторые люди в средней зоне страха, однако, годами живут в нерешительности, ожидая какого-нибудь случая, который перевесит чашу весов. Такой человек не может связать себя чем-либо. Он не может планировать будущее, и он не может смотреть в лицо настоящему. Если вы просите его назначить вам встречу заранее за несколько дней, то он не сможет: «Перезвони мне позже. Посмотрим, что получится». Чем выше человек по тону, тем более охотно он связывает себя с чем-нибудь в будущем.

РМ: «В средней зоне страха мы находим пару, которые встречаются в течение 17 лет, потому что они боятся пожениться. Здесь же и тот, кто хочет уйти с работы, но не может собраться духом – он стареет в ожидании правильного импульса. И здесь же жалкий брак, который продолжается, потому что ни один из партнеров не набирается храбрости разрешить или закончить его».

РМ: «Надежда – это чудесное качество, когда она сразу же превращается в конкретные планы действия и исполнения. Каждое действие начинается с мечты. Однако в средней зоне страха мы находим пустоту слепой надежды, т.к. страх – это беспощадный убийца инициативности. Человек просто откладывает, живя сегодняшним днем. Выбор, решение – это слишком страшно, поэтому он ждет, что что-нибудь произойдет и сделает выбор за него. Я (РМ) знаю людей, которые ждали годами, но «это» так и не случилось и не сделало выбор за них. Они ждали, надеялись, что следующий момент, следующий день принесут решение или растворят все сомнения…

Это слепая надежда, ожидание, нерешительность. Это центральная зона страха».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: