Конституционно-правовые отношения, их субъекты

Правоотношения служат главным средством, при помощи которого требования юридических норм воплощаются в поведении людей.

Юридические нормы, по мнению С.С.Алексеева, реально проявляют свои регулирующие свойства лишь тогда, когда они начинают жить в правоотношениях.

Общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, являются конституционно-правовыми отношениями. Содержанием этих отношений является социальное поведение субъектов конституционного права, обеспечиваемое и направляемое государством путем определения их конкретных прав и обязанностей.

Конституционно-правовые отношения обеспечивают связь Конституции с важнейшими социальными процессами.

Конституционно-правовые отношения служат тем критерием, который позволяет установить, в какой мере нашли отражение в конституционных нормах требования объективных закономерностей, соответствуют ли эти нормы целям и задачам развития данных отношений, какова их социальная эффективность.

Конституционные правоотношения обладают основными признаками, которые присущи правоотношениям в целом. В то же время они специфичны, им свойственна качественная обособленность, неповторимость.

1. Наиболее отличительная черта конституционно-правовых отношений – их высокий политический потенциал. Политические отношения выражают интересы различных социальных групп, коренные интересы общества в целом. Политика, имея в своем основании экономику и будучи ее концентрированным выражением, охватывает все сферы общества.

Конечно, не все и не любые политические отношения становятся конституционно-правовыми. Процесс этого оформления сложен и испытывает воздействие разнообразных факторов, в первую очередь, политических, отражающих расстановку основных социальных сил и соответствующих конкретно-исторических условий развития общества. С переводом политических отношений в конституционно-правовые обще социальные гарантии соотношения политики и права дополняются особыми юридическими гарантиями. Вне правовых форм политика во многих случаях не может быть успешно выработана и реализована.

Конституционные принципы внутренней и внешней политики, возвращаясь в политические отношения, обеспечивают осуществление народовластия, реальную свободу личности.

Таким образом, конституционные правоотношения –это особая, взятая в единстве наиболее обобщенных и социально значимых характеристик, юридическая форма политических отношений.

2. Важно подчеркнуть, что многим конституционным правоотношениям присущ самый высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектов. Такое взаимодействие имеет общий, а не строго индивидуализированный характер. Это указывает на отличия от иных видов правоотношений.

3. Специфика конституционно-правовых отношений имеет и другие проявления. Конституционные нормы реализуются обычно не изолировано, а в составе связки, поэтому возникает сложное переплетение конституционных и иных правоотношений. Так, в соответствии со ст. 41 Конституции РБ, представляющей каждому право на труд, между государством и гражданами складываются конституционные правоотношения: когда государство принимает на себя обязательство обеспечить гражданам возможность трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, с вознаграждением за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного Законом минимального размера оплаты труда. Гражданин вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать себе род деятельности и профессии. Однако, для реализации данной нормы необходимо продолжение, развитие конституционных правоотношений на отраслевом уровне. Причем, исключается автоматизм в возникновении трудовых правоотношений, для этого необходимы юридические факты, (например, заключение трудового договора) с наступлением которых конституционные правоотношения дополняются отраслевыми, а граждане обретают социальные блага.

4. Особенности конституционных правоотношений заключаются и в специфике их элементов, в структурной организации.

Структура состоит из следующих элементов:

Субъекты

Конституционные правоотношения охватывают всю систему субъектов права, причем все ее основные виды и каждый участник занимает в таких отношениях особую – конституционную позицию.

o народ как единственный источник власти в целом (на референдуме),

o государство (в случае заключения договоров),

o органы государства,

o АТЕ (в споре о территории между двумя районами одной области),

o Члены Совета Республики и депутаты всех уровней,

o политические партии и общественные объединения,

o трудовые коллективы,

o граждане,

o группа граждан,

o иностранные граждане,

o лица без гражданства,

o беженцы

o и др.

Перечисленные субъекты могут вступать в конституционно-правовые отношения между собой в различных сочетаниях и по различным вопросам. Однако следует обратить внимание, что не могут быть с двух сторон субъектами конституционно-правовых отношений граждане. В конституционно-правовых отношениях нет одноименных, одинаковых сторон, как это наблюдается в гражданско-правовых отношениях.

Объекты

Конституционным правоотношениям присущи разнообразные, не лишенные особенностей объекты материального и нематериального характера, по поводу которых субъекты вступают в определенные правовые связи. По существу это не явления, предметы окружающего мира, на которые направлены субъективные права и обязанности.

Объектами общих конституционных правоотношений выступают высшие социальные ценности, которые обретают конституционный ранг и получают закрепление в конституционных принципах, в программных положениях. Это: основы конституционного строя, человек, его права и свободы, интересы общества и государства, национальный и государственный суверенитет, демократия, право и законность.

Следует заметить, что в правовых отношениях, возникающих в процессе участия в выборах, приобретения гражданства имеются объекты нематериального характера. В качестве таких выступают действия, поступки, политико-правовое состояние граждан.

Объекты придают конституционным правоотношениям осмысленность, целенаправленность, играют важную роль в обеспечении связи между их участниками, в реализации ими своих законных интересов.

Содержание

Особенности конституционных правоотношений отражают специфику их содержания. Известно, что правоотношения отличаются от неправовых общественных отношений наличием юридических прав и обязанностей, в соответствии с которыми субъекты осуществляют свое поведение. Именно правомочия составляют основной компонент содержания.

Содержание конституционного правоотношения едино, вместе с тем оно не одномерно, имеет сложную структуру. Условно можно выделить юридическое и материальное содержание.

Материальное – это фактическое поведение участников общественных отношений.

Юридическое содержание представляет собой единство субъективных прав и обязанностей, оказывающих активное влияние на поведение участников этого отношения.

Если материальное содержание неразрывно связывает правоотношение с реальными отношениями, то юридическое содержание служит правовым средством обеспечения, а нередко и формирования материального содержания.

Юридическое содержание общих конституционных правоотношений проявляется через конституционный статус, конституционное состояние их участников.

Но может и не быть поименной индивидуализации, исчерпывающего перечня субъектов. Например, Конституция Республики Беларусь, предусматривая, что Президент РБ является гарантом Конституции РБ прав и свобод человека и гражданина (ст. 79 ч.1), придает ему специфическое состояние, которое определяет его положение как субъекта конституционно-правовых отношений применительно ко всем другим субъектам. Президент, вступая в конституционные правоотношения с иными субъектами, черпает свои конкретные полномочия в этой сфере именно в данном установлении Основного Закона. Причем, Президент не может действовать, руководствуясь лишь целесообразность, по своему усмотрению и издавать акты вопреки Конституции.

Конституция не ограничивается закреплением общего правового статуса, состояния субъектов, нередко она наделяет их конкретными полномочиями по совершению определенных действий. Таковы, например, права Конституционного Суда.

Субъективные права некоторых участников конституционных правоотношений вытекают из установленных Конституцией полномочий для определенного вида субъектов. Например, органов местного самоуправления ст. 120 – 121.

Обязанности участников конституционных правоотношений неоднородны:

1. Имеют всеобщий характер и в равной мере касаются всех субъектов, например, обязанность соблюдать Конституцию – ст. 52.

2. Обязанности свойственны определенному виду субъектов, например Совету Министров.

3. Имеют конкретного адресата – ч. 7 ст. 100 «При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее 30 дней.

Научный и практический интерес представляет вопрос о типологии конституционных правоотношений.

Так, в соответствии с особенностями выполняемых функций можно выделить:

Учредительные – возникают на основе конституционных принципов;

Правоустановительные. В них проявляется динамизм конституционных субъектов, включается в действие юридический механизм реализации их полномочий, происходит синтез соответствующих конституционных норм с общественной практикой.

Охранительные. Охранительные отношения возникают, прежде всего, вследствие неправомерного поведения субъектов. Потребность в них обнаруживается, когда права и интересы участников правоотношений: отдельного лица, либо общества в целом, либо сама Конституция нуждаются в защите. Преимущественно в рамках конституционных охранительных правоотношений происходит деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь по защите основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории Республики Беларусь.

Можно еще выделить:

Материальные правоотношения – их содержание составляют права и обязанности субъектов, которыми они наделены для осуществления возложенных на них функций.

Процессуальные носят производный характер. Они возникают в связи с соблюдением процедуры, процессуальных форм осуществления прав и обязанностей конституционных субъектов. Например, роспуск Парламента - ст. 93, отставка Правительства - ст. 106.

 

Конституционные правоотношения по способу индивидуализации объектов можно разделить на 2 группы:

1. Относительные – здесь поименно, точно определены все их участники.

Например, ст. 100 Конституции Республики Беларусь «Принятые Палатой представителей законопроекты в течение 5 дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более 20 дней, если иное не предусмотрено Конституцией. Закон считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало большинство от полного состава Совета Республики, либо если в течение 20 дней, а при объявлении законопроекта срочным – 10 дней со дня внесения он не был рассмотрен Советом Республики. В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе, для преодоления возникших разногласий.

Если согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта, Президент либо по его поручению Правительство могут требовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение. Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее 2/3 от полного состава Палаты представителей».

2. Абсолютные правоотношения - здесь определена только одна сторона - носитель субъективного права. Обязанными в этих правоотношениях выступают все другие лица.

Например, ч. 3 ст. 79 Конституции Республики Беларусь “Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом”. В этом правоотношении определена только одна сторона – Президент, выступающий носителем субъективного права. Другая сторона, на которую возложена правовая обязанность, является не индивидуализированной, то есть все иные лица обязаны соблюдать неприкосновенность Президента.

Конституционные правоотношения бывают активного и пассивного типа.

Правоотношения активного типа складываются на основе обязывающих норм и для своего существования требуют от лиц совершения положительных действий, без которых интересы управомоченного не могут быть удовлетворены.

Конституционные правоотношения пассивного типа складываются на основе управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются тем, что положительные действия совершаются управомоченным лицом, а на обязанное лицо возлагается обязанность воздержаться от определенного поведения. Интересы управомоченного лица удовлетворяются его же действиями, обязанности в этих правоотношениях выполняют как бы оградительную роль. На обязанное лицо не возлагается обязанность по совершению активных положительных действий, оно лишь не должно осуществлять определенное поведение. Например, ст. 50 Конституции Республики Беларусь «Каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности». В правовом отношении на основе этой нормы положительные действия совершает управомоченный – каждый, тогда как обязанные лица призваны воздерживаться от определенного поведения, т.е. не должны принуждать.

Классификация конституционных правоотношений допустима и по другим основаниям.

Динамика конституционных правоотношений: их возникновение, изменение и прекращение связаны с юридическими фактами – жизненными явлениями и обстоятельствами. Юридические факты вызывают предусмотренные конституционными нормами правовые последствия и как бы вводят субъективные права и обязанности в механизм конституционного регулирования, наполняют реальным юридическим содержанием конституционные правоотношения.

Основанием возникновения общих конституционных правоотношений является появление соответствующего субъекта, особое юридическое состояние, в котором он находится. Например, разделение властей. А также на основании гос.планов, программ экономического и социального развития, требований, указаний вышестоящих государственных органов, по инициативе общественных организаций, трудовых коллективов, граждан, международных организаций.

Прекращаются:

o При истечении обусловленного срока,

o При выполнении условий,

o По инициативе сторон,

o При изменении конкретного правоотношения,

o По указанию вышестоящего государственного органа,

o В результате смерти субъекта правоотношения.

Конституционно-правовая ответственность: понятие, специфические особенности. Позитивная и негативная конституционно-правовая ответственность. Конституционное правонарушение: понятие, объекты, субъекты.

Конституционно-правовая ответственность (далее –КО) – это самостоятельный вид юридической ответственности, существующий в целях создания оптимальной системы сдержек и противовесов, обеспечения надлежащего выполнения публично-властных полномочий гос.органами и должностными лицами; реализации гражданами прав, свобод и обязанностей; и предусматривающий меры конституционно-правового воздействия в связи с совершением участниками конституционных правоотношений правонарушений либо ненадлежащим выполнением ими своих обязанностей.

       Отличительные признаки конституционно-правовой ответственности:

▪ источником конституционно-правовой ответственности признается не только Конституция, но и другие нормативные акты, являющиеся источниками конституционного права;

▪ специфические основания КО;

▪ специфические субъекты, наделенные правом привлекать к КО;

▪ специфика механизмов, процедуры применения мер КО;

▪ особая система мер, санкций КО.

Субъектом КО потенциально может быть любой из участников конст.-прав.отношений, но в большинстве случаев это: органы и лица, наделенные публично-властными полномочиями (Президент, Парламент, Правительство, депутаты, должностные лица и т.д.), а также граждане, иностр.граждане и лица без гражд-ва.

Можно выделить коллективные субъекты КО (Парламент, Правительство, общ.объединения) и индивидуальные (Президент, депутаты, должностные лица, граждане).

Особые субъекты: государство – несет ответственность перед своими гражданами, в ряде случаев они имеют право обращаться в международные организации за защитой нарушенных прав. Народ – отвечает сам перед собой за ненадлежащий выбор своего представителя в органы власти и управления.

В то же время существует достаточно большое количество субъектов, имеющих право привлекать к КО, причем часто они меняются ролями и сами становятся субъектами КО.

Еще в 70-80-х гг. была предложена классификация КО на позитивную и негативную.

Позитивная КО предполагает неуклонное и добросовестное исполнение своих обязанностей лицом, на которое эти обязанности возложены в силу закона.

Позитивная КО – это КО по политическим основаниям, но на основе конституционных процедур; это ответственность перед первичным источником власти либо ответственность как компонент механизма разделения властей.

Примеры позитивной КО: ответственность Правительства перед Парламентом и Президентом на основе процедуры «вотума недоверия», «отказа в доверии», решение Президента об отставке Правительства; ответственность Палаты представителей в случае 2-хкратного отклонения кандидатуры Премьер-министра; и другие случаи.

Позитивная КО имеет юридический характер, так как осуществляется в рамках конституционной процедуры и связана с применением конституционных санкций.

Негативная КО отличается от позитивной КО тем, что в ее основе лежит бесспорный факт конституционного правонарушения, причиняющий ущерб принципам конституционного строя государства и общества.

Конституционные правонарушения – это правонарушения:

● совершенные государственными органами (их должностными лицами) публичной власти в связи с осуществлением ими законодат. и иной правотворческой деятельности;

● связанные с изданием закона /иного НА, нарушающего принцип верховенства, высшей юридической силы и прямого действия Конституции и ее норм;

● либо связанные с принятием правоприменительных актов, повлекших широкомасштабные негативные (вредные) социальные последствия, нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Примеры негативной КО:

✔ смещение Президента с должности; досрочное прекращение полномочий депутатов путем отзыва избирателями; признание НПА недействительным, признание выборов недействительными и др.

✔ и т. д.

 

5. Конституционное право как юридическая наука:

- понятие и предмет науки конституционное право;

- основные задачи науки конституционное право;

- исторические этапы развития науки конституционное право.

Конституционное право как отрасль права следует отличать от науки конституционного права. В первом случае оно представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Различие науки КП и КП как отрасли: наука изучает КПО, а отрасль их регулирует. Наука рассматривает отрасль права в ее современном состоянии, а также в ретроспективе, вероятной перспективе, дает прогнозы ее развития.

Наука конституционного права - более широкое понятие. Ее предметом является совокупность взглядов, знаний, идей, представлений о нормах конституционного права; о назначении, целях, воздействии норм на политические, экономические, социальные процессы; об эффективности норм права; об отмене устаревших и выработке новых норм; о конституционно-правовых отношениях, через которые реализуются нормы конституционного права.

Необходимо отметить, что предмет и система науки конституционного права складывались постепенно и в зависимости от того, кому служила отрасль права и науки, содержание и направление которой менялись.

Наука конституционного права относится к юридической науке, являющейся составной частью общественных наук.

Ученые-конституционалисты исследуют конституционно-правовые нормы в процессе возникновения и развития, взаимосвязи и взаимодействия в тесной связи с экономической базой, политической ситуацией, а также занимаются широким обобщением явлений, их классификацией, выработкой предложений о повышении эффективности норм права, разрабатывают теорию данной отрасли права, дают определение различных понятий.

Наука КП:

- исследует отрасль права с точки зрения формально-юридических характеристик; содержания действующих норм отрасли и общественных отношений, регулируемых отраслью права;

- выявляет систему, иерархию и соподчиненность законодательных актов КП;

- изучает практику реализации действующих норм отрасли;

- выявляет пробелы и противоречия в правовом регулировании общественных отношений, составляющих предмет КП;

- высказывает свои рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере КП, повышению эффективности конституционно-правового регулирования.

Предмет науки КП – процесс воздействия норм данной отрасли на регулируемые общественные отношения (то есть изучается возникновение, изменение и прекращение КПО, их субъектов и объектов).

Источниками науки конституционного права являются:

1. работы прогрессивных политический деятелей мира, дореволюционных русских ученых-юристов, и также белорусских ученых в области конституционного права;

2. Конституция и иные нормативные правовые акты;

3. практика реализации конституционно-правовых норм.

 

Методы науки КП и учебной дисциплины – совокупность приемов, способов, операций, применяемых для получения научных (учебных) знаний, формы организации научного (учебного) знания –

1) общенаучный, универсальный (материалистический, диалектический);

2) частнонаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и т. д.);

3) частноправовые:

Формально-юридический – акцент на письменные источники права (изучение права как такового), определения, категории, структура, юридическая техника и др.

Социологический – исследование права в сравнении с действительностью; сопоставление формального права и практики его реализации.

Метод системного исследования – предполагает выявление иерархических и функциональных связей, взаимозависимостей различных учреждений государственной власти, КПН и институтов.

Сравнительный анализ – сопоставление однородных государственно-правовых институтов, КПН, однородных явлений и процессов с целью выявления их общих черт и особенностей.

- сравнительный анализ во времени (исторический обзор);

- сравнительный анализ по территориальной принадлежности (исследование в рамках нескольких зарубежных государств).

Наука КП прошла в своем развитии несколько этапов:

1. дореволюционный период – становление и развитие КП (государственного права) – (Чичерин, Ильин, Лазаревский, Коркунов, Палиенко и др.): выработали и определили основные понятия гос.права.

2. советский период – в основе лежит марксистко-ленинская теория, как результат – классовый подход в исследованиях науки КП.

+ получили развитие идеи общенародного государства;

+ разработаны принципы организации и деятельности представительных органов, органов территориального общественного самоуправления;

+ особое внимание уделяется изучению правового статуса граждан.

3. современный период – наука КП развивается в русле общепризнанной идеи верховенства Конституции как ядра всей правовой системы. Научные исследования направлены на развитие политической системы общества, конституционного строя, гражданского общества, правового статуса личности и др.

Современная белорусская наука КП представлена следующими именами: профессоры Головко А.А., Лейзеров А.Т., Василевич Г.А. и др.

Конституционное право, как учебная дисциплина изучает:

1. научные труды отечественных и зарубежных конституционалистов;

2. нормы конституционного права;

3. практику реализации конституционно-правовых норм.

Одной из основных форм учебной дисциплины «Конституционное право» является учебник (учебное пособие, курс лекций), где излагаются основы науки конституционного права.

При изучении дисциплины «Конституционное право Республики Беларусь» используются научные методы познания: исторический, индукции, дедукции, сравнительный, логический, социологический и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: