Конституционно-правовые нормы: понятие, общие черты и отличия от норм других отраслей права

Правовая норма – это установленное и санкционированное государством общеобязательное правило поведения, обеспечение исполнения которого гарантируется возможностью применения силой государственного принуждения.

Конституционно-правовая норма – это установленная и санкционированная государством общеобязательное правило поведения, регулирующее конституционное правоотношение, обеспечение исполнения которой гарантируется возможностью применения силы государственного принуждения.

Общие черты конституционно-правовых норм и норм других отраслей права:

1) являются общеобязательными правилами поведения;

2) все нормы установлены государством;

3) обеспечивается государством;

4) содержаться в НПА (формальноопределены).

 

Конституционно-правовые нормы имеют внутреннюю структуру:

Гипотезу т.е. конкретные жизненные фактические обстоятельства, при которых норма вступает в действие.

Диспозицию т.е. указание на правило поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе.

Санкцию т.е. вид и мера возможного наказания, если субъект не выполняет предписание диспозиции, или поощрения за совершение рекомендуемых действий.

О трехчленной структуре правовой нормы можно говорить лишь как о ее общей модели. Структура одних конституционных норм соответствует данной модели, а структура других представлена с измененным числом элементов.

Диспозиция составляет сущность правовой нормы, ее содержание, важнейшую черту. Подавляющее большинство конституционных норм содержат в себе только диспозицию. Она выполняет основную нагрузку в регулирующем воздействии на общественные отношения.

Гипотеза служит целям установления сферы действия (или бездействия) диспозиции. Она как бы обслуживает применение диспозиции, определяет условия, границы ее осуществления. Нецелесообразно навязывать гипотезу тем конституционным нормам, которые не нуждаются в жесткой связи с конкретными жизненными обстоятельствами. Например, ст. ст. 2, 21 «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства». Нормы-принципы, нормы-цели, запретительные нормы не содержат гипотезы.

Санкции не играют ведущей роли в конституционном праве, т.к. угроза или применение принуждения не являются доминирующим способом конституционного воздействия на общественные отношения.

Следует отметить, что некоторые положения Конституции не обеспечены санкциями вообще – Право на труд - ст. 41 Конституции Республики Беларусь.

Отличия конституционно-правовых норм от норм других отраслей права:
1) по предмету правового регулирования, т.е. сфере общественных отношений, которые регулируются данными нормами.

2) Носят общерегулятивный характер и могут быть выражены в виде норм-принципов, норм-задач, норм-целей.

3) По юридической силе – в основном конституционно-правовые нормы закреплены в конституции, т.к. конституция – НПА, обладающий высшей юридической силой, следовательно и конституционно-правовые нормы будут обладать более высокой юридической силой в сравнении с нормами других отраслей права.

4) Учредительным характером, т.е. конституционно-правовые нормы дают исходные начала для возникновения норм других отраслей права (ст.13).

5) По структуре – структура любой нормы трехэлементная, т.е. гипотеза, диспозиция, санкция. В конституционно-правовых нормах зачастую отсутствует санкция.

6) Отличаются источниками, в которых они выражены.

7) Определяют правила поведения в самом общем виде, а конкретизируются через другие отрасли права.

Виды конституционно-правовых норм:

Классификация конституционно-правовых норм может быть проведена по различным критериям:

а) по содержанию - на нормы, закрепляющие:

· основы конституционного строя;

· основы правового положения личности;

· систему государственных органов;

· избирательную систему, и т.д.;

б) по характеру имеющихся в них предписаний:

управомачивающие - определяют компетенцию государственных органов и основные права граждан (ст. 48 Конституции Республики Беларусь - «граждане Республики Беларусь имеют право на жилище»);

обязывающие - устанавливают обязанности государственных органов и граждан (ст. 57 Конституции Республики Беларусь - «защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь» или ст. 59 Конституции Республики Беларусь «государство обязано принимать необходимые меры для защиты прав и свобод граждан»);

запрещающие предусматривают правила запретительного характера. Такой является, например, норма ст. 110 Конституции Республики Беларусь, в которой записано, что какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению ими правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону;

в) по характеру регулируемых общественных отношений:

материальные (ст. 56 Конституции Республики Беларусь - «граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей»);

процессуальные - регулируют порядок деятельности, производства в государственных органах – (ст. 95 Конституции Республики Беларусь - «палаты Парламента собираются на две очередные сессии в год»);

г) по степени определенности содержащихся в них предписаний:

императивные, в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывает поступать в соответствии с указанием (таких норм в конституционном праве большинство. Например, ст.106 Конституции Республики Беларусь - «Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом...»);

диспозитивные, в которых субъекту предоставляется возможность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, выбирать одно из действий, предусмотренных в данной норме. Например, ст.87 Конституции: «Президент может в любое время подать в отставку...»;

д) по территории действия нормы могут быть:

республиканские (действуют в пределах государства);

местные (действуют в пределах отдельной административно-территориальной единицы).

К числу первых относятся, например, нормы, устанавливаемые высшими органами государственной власти республики, ко вторым - местными органами (Советами депутатов, исполкомами);

е) по действию во времени:

временные (обычно содержатся в переходных положениях конституций). Они регулируют переход от состояния до вступления в силу конституции, к состоянию, предусмотренному этой конституцией;

постоянные (их большинство, они имеют неопределенный срок действия);

исключительные (устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств). Такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм. Так, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, «осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод личности может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом» (ст.63);

ж) по источникам, т.е. характеру актов, в которых они содержатся. Прежде всего, это конституционные нормы, устанавливаемые Конституцией Республики Беларусь. Они являются основными. Все другие правовые нормы исходят из норм Конституции и на них базируются.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: