Основные категории психологии дошкольного возраста

К ключевым понятиям детской психологии относят категории «возраст», «детство», развитие», «рост», «детерминизм», «гетерохрон-ность», «системность». Важно иметь в виду, что лишь вышеперечисленными понятиями категориальный аппарат детской психологии не исчерпывается. Сюда могут быть отнесены такие понятия, как «соци-альная ситуация развития», «ведущий тип деятельности» и целый ряд понятий, введенных в детскую психологию основными ее направлениями как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Процесс изучения детской психологии — это процесс усвоения ее категориального аппарата. Первостепенное значение в процессе обучения Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев придавали именно усвоению учащимися научных понятий.

Связь детской психологии связана с отраслями психологии: общей психологией, педагогической психологией, клинической психологией, социальной психологией и др. Детская психология - отрасль психологии, изучающая факты и закономерности психического развития ребёнка. Имеет ряд общих проблем с педагогической психологией. Тесно связана с педагогикой, а также с возрастной морфологией и физиологией, в особенности с физиологией высшей нервной деятельности ребёнка. Изучение происхождения и развития психических процессов в онтогенезе проливает свет на их природу и, т. о., способствует решению вопросов общей психологии, а также некоторых философских проблем.

Она взаимосвязана с рядом других наук:

1. с непсихологическими дисциплинами:

философия,

методология,

техника и математика,

общая теория систем;

биология, генетика, физиология развития,

этология

культурная антропология и этнология,

социология и социальные дисциплины;

2. с психологическими дисциплинами:

общая психология,

педагогическая психология,

психология личности,

клиническая психология,

социальная психология,

психодиагностика.

Основными направлениями развития детской психологии Л.Ф. Обухова называет два: теоретическое решение проблемы источников психического развития и поиск наиболее эффективных методов изучения психики детей.

       Когда речь идет о теоретическом решении проблемы источников психического развития ребенка, то имеются в виду основные школы и направления психологии, которые так и или иначе эту проблему решали. Это основные направления зарубежной детской психологии: психоанализ, бихевиоризм, генетическая психология и т.д. Это вер-шинная психология Л.С. Выготского, деятельностный подход к анализу психики ребенка, отношенческая психология.

Принципы изучения психики ребенка

       Поиск наиболее эффективных методов изучения психики ребенка предполагает разработку методов, которые позволили бы исследователю получить более точную информацию об особенностях детского развития на том или ином возрастном этапе.

В настоящее время, когда речь заходит о методах детской психологии, имеют в виду две группы методов: методы воздействия и методы исследования. Методы воздействия прямо ориентированы на вмешательство в развитие группы или личности с целью вызвать в них определенные изменения. Методы исследования также способны вызвать те или иные изменения. Однако эти изменения выступают как «невольное или непланируемое последствие», влияние которых не предполагается учитывать.

       Принцип объективности, принципы причинности, принцип тщательности и регулярности — тот набор принципов, которыми должен руководствоваться исследователь в процессе изучения психики и поведения ребенка.

Принцип объективности требует от исследователя не смешивать факты и их интерпретацию.

       Например, можно сказать, что во время занятий ребенок смотрел в окно. Это есть констатация факта. Но утверждение типа «ребенок не внимателен на занятии» является интерпретацией. По сути, это утверждение может не иметь ничего общего с истинной причиной, заставившей ребенка смотреть в окно. Более того, именно в тот момент, когда ребенок смотрит в окно, он может быть наиболее внимателен к словам воспитателя.

Принцип причинности требует, по словам Д.Б. Эльконина, изучения по возможности всех условий, определяющих возникновение новых качеств личности ребенка, его сознания.

       Так, если замечено, что ребенок во время занятия постоянно стремится направить свой взор в сторону окна, необходимо найти как можно больше возможных объяснений такого поведения: что-то за окном привлекло его внимание; слова воспитателя вызвали какую-то ассоциацию, которую ребенок попытался увидеть за окном; движение было непроизвольным в ответ на какие-то размышления, вызванные сообщением воспитателя; материал, рассматриваемый на занятии, ребенку давно известен. Среди причин могут быть названы также усталость и неустойчивость внимания, что в дошкольном возрасте рассматривается вполне обычным явлением.

       Принцип тщательности и регулярности предполагает тщательное прослеживание процесса формирования психики детей при активном специально организованном руководстве этим процессом со стороны психологов и педагогов. Принцип тщательности и регулярности требует от исследователя не только тщательного отбора методов исследования. Заранее должны быть а) определены место и время проведения исследования; б) составлена выборка исследования. Так, еще до начала исследования необходимо определить список детей, особенности развития которых следует изучить. Необходимо определить, когда именно будет проводиться исследование (на занятии, во время свободной игры детей, на прогулке), с указанием временных интервалов и конкретных дней недели. Определив все перечисленные параметры, не следует от них отступать в ходе исследования. В ином случае будет нарушен принцип объективности. Не следует под влиянием каких-либо субъективных причин, сделав преждевременные выводы, останавливать или вовсе прекращать дальнейшее изучение детского развития.

       Например, вы решили выяснить истинную причину, по которой ребенок смотрит в окно во время занятий. Для этого, в соответствии с принципом причинности, необходимо составить достаточно длинный перечень возможных причин такого поведения ребенка. Далее тщательному изучению должна быть подвергнута каждая причина, названная вами.

Следует подумать о методах исследования. Так, можно использовать метод наблюдения, чтобы ответить на вопрос о том, как часто такая форма поведения ребенка имеет место, на каких именно занятиях, у какого именно воспитателя она появляется. Можно использовать специальные диагностические методики (о них речь пойдет дальше) для того, чтобы выявить особенности внимания данного мальчика (или девочки), изучить уровень его утомляемости, уровень его знаний в той или иной области действительности.

Методы:

Необходимо различать методы и методики исследования. Метод (от греч. methodos — путь к чему-либо) — это общий под­ ход, способ исследования. Метод определяется предметом изучения и общими представлениями о нем.

В отличие от этого методика — это частный, тактический способ по­ лучения фактов, который зависит от конкретных условий работы учено­ го, от особенностей его объекта (например, от возраста детей), от изо­ бретательности самого исследователя и пр. Исследовательских методик в детской психологии существует великое множество. А используемых методов всего два — наблюдение и эксперимент. Правда, каждый из них имеет несколько модификаций.

Метод наблюдения Первоначально детская психология была чисто описательной на­ укой. Ее задача заключалась в феноменологическом описании про­ цессов психического развития ребенка и их симптомов, а основная стратегия заключалась, соответственно, в наблюдении за процесса­ ми развития. Результаты таких наблюдений обычно записывались в виде дневниковых записей. Одним из первых исследователей, осуществивших наблюдение за развитием ребенка, был Ч. Дарвин. И менно он первым описал появление улыбки ребенка на 45—46-й день жизни, привязанность к взрослому в конце пятого месяца ж из­ ни и много других важных фактов. Первым изданием по детской психологии стала книга немецкого физиолога В. Прейера «Душа ребенка» (1882). В исследовании Прейе- ра впервые было осуществлено систематическое наблюдение за ребен­ ком с момента его рождения до конца третьего года жизни, ежедневно, в одни и те же временные интервалы. Дневники развития своих детей вели многие крупные психологи. Так, известный немецкий детский психолог В. Штерн использовал дневниковые записи, которые он вел вместе с женой, для обоснования своих гипотез. Крупный швейцарский психолог Ж. Пиаже, выделяя этапы умственного развития ребенка, ча­сто ссылается на наблюдения за собственными внуками. Д.Б. Элько- нин использовал наблюдения за своим внуком для описания процесса формирования предметных действий ребенка. Существовали целые научные учреждения, где метод наблюдения за детьми был основным. Например, Н.М. Щ елованов организовал в 1920 г. клинику нормального развития детей, в которой жили пре­ имущественно подкидыши и сироты. За развитием детей в клини­ ке велось круглосуточное наблюдение, благодаря чему мы получили немало научных работ по детской психологии. В них впервые были описаны: комплекс оживления у младенцев, интересные особенно­ сти развития ходьбы и предметных манипуляций детей и пр. Метод наблюдения может дать очень важные данные. Однако многое зависит от продолжительности и предмета наблюдения. Исходя из это­ го, выделяют несколько видов Виды наблюдения:

1. внутреннее (самонаблюдение) / внешнее наблюдение,

2 несистематическое и систематическое наблюдение,

3. «сплошное» и выборочное наблюдение,

4. непосредственное либо опосредованное наблюдение,

5. включенное и невключенное наблюдение

6. структурированное и неструктурированное наблюдение

Особенности применения наблюдения в рамках возрастной психологии.

Интервалы, с которыми должно проводиться наблюдение за детьми,зависят от их возраста:

от рождения до 2-3 мес. наблюдение желательно проводитьежедневно;

от 2-3- мес. до 1 г. – еженедельно;

в раннем детстве (от 1 г. до 3.л.) – ежемесячно;

в дошкольном возрасте – 1 раз в полгода;

в младшем школьном возрасте – 1 раз в год.

Эксперимент предполагает возможность активного вмешательстваисследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт. В научно-исследовательской работе с детьми эксперимент является одним из основных и самых надежных методов получения достоверной информации.

Основные виды эксперимента:

1. лабораторный,

2. естественный.

Основные формы проведения эксперимента:

1. констатирующий,

2. формирующий.

Особенности применения эксперимента в рамках возрастной

психологии.Включение ребенка в экспериментальную ситуацию, связанную с ведущим видом деятельности, позволяет получить непосредственные реакции ребенка на воздействующие стимулы и на основе этих реакций судить о том, что не проявляется в поведении ребенка при наблюдении и что он не в состоянии вербализировать при опросе.

Дополнительные методы исследования.

В качестве дополнительных методов используются также:

тестирование,

опрос,

сравнительные методы:

 близнецовый метод

 кросс-культурный метод

 сравнение нормы и патологии

Тестирование как стандартизированный метод психологического исследования, предназначенный для точных количественных и определенных качественных оценок психологии и поведения человека, также используется в возрастной психологии наряду с другими методами.

Особенности применения тестов в рамках возрастной психологии.

При использовании различных тестов в работе с детьми необходимо учитывать интересы и потребности ребенка. Для психодиагностики детей обычно используются специально адаптированные для работы с детьми определенного возраста тесты, аналогичные взрослым.

Опрос – метод сбора данных о психологических явлениях в процессе общения психолога с испытуемым.

Основные виды опроса:

1. письменный (анкетирование),

2. устный (интервью).

Форма проведения опроса:

1. индивидуальная,

2. групповая

Особенности применения опроса при работе с детьми.

При использовании данного метода исследования могут возникать трудности, связанные с тем, что ребенок не всегда правильно понимает адресованные ему вопросы. Так как система понятий, которой пользуются дети, существенно отличается от той, которую употребляют взрослые. При проведении опроса детей рекомендуется прежде всего убедиться, что ребенок правильно все понимает и только после этого интерпретировать и обсуждать его ответы.

Сравнительные методы

Близнецовый метод – исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом развитии ребенка.

Сравнение нормы и патологии – сравнение психического развития детей

физически здоровых и детей, имеющих определенные отклонения.

Кросс-культурный метод – предполагает сравнение и выявление особенностей психического развития подрастающего поколения в различающихся культурах.

При проведении любого исследования используют научный метод. Его реализация включает 4 этапа:

1) Постановка проблемы исследования.

2) Формулировка гипотез относительно изучаемого явления

3) Проверка гипотезы, включающая: а) сбор данных; б) статистическую

обработку данных; в) содержательную интерпретацию данных.

4) Формулировка выводов.

Схема построения эмпирического исследования:

Метод поперечных срезов (одновременное сравнение людей разного возраста).

Метод продольных срезов (лонгитюд) нацелен на прослеживание изменения психологических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени.

Проблемы психологии. В соответствии с предметными областями исследований в психологии можно определить ее ключевые проблемные вопросы: 1. Проблема биологической средовой обусловленности психического развития человека. 2. Влияние стихийного и организованного обучения на воспитание и развитие детей. 3. Соотношение задатков и способностей. 4. Определение того, что больше влияет на развитие, эволюционные, революционные или ситуационные изменения. 5. Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка. Наиболее существенными проблемами возрастной психологии на современном этапе называют:

а)         научное обоснование возрастных норм различных психофизиологических функций как в молодом, так и в пожилом возрасте;

б)          определение эталонов зрелости индивида, личности;

в)          выявление актуальных и потенциальных возможностей человека в разные периоды его жизни;

г)               научное прогнозирование развития и понимание роли ранних периодов жизни для последующего развертывания психических «ресурсов» человека.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: