Лекция №1.
Тема занятия: Внутрибольничная инфекция.
2. Цель занятия: обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала
3. Задачи:
обучающее:
знакомство обучающихся с больничной средой
воспитательные:
формирование интереса к изучению дисциплины «Безопасная среда для пациента и персонала
развивающие:
эпидемиологическое наблюдение за внутрибольничными инфекциями
4.Методы и формы обучения:
- методы организации учебно-познавательной деятельности – частично - поисковый, практический, словесный.
- методы контроля эффективности учебно-познавательной деятельности - письменная работа, устный опрос, самоконтроль, наблюдение;
- формы организации учебной деятельности - индивидуальная, фронтальная, групповая.
5. Интеграционные связи: смежные дисциплины: здоровый человек и его окружение, сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.
6. Оборудование: комплект изделий медицинского назначения.
Описание хода занятия (Таблица 1).
|
|
Приложение.
Таблица 1.
Этап занятия.
№ | Этапы занятия | Описание этапа | Педагогическая цель | Время этапа |
1 | Организационный момент. | Отмечаются отсутствующие и внешний вид обучающихся и аудитории, сообщается тема, цели с проведением мотивации, сообщается и записывается план лекции. | Создание рабочей атмосферы, формирование познавательного интереса к учебной деятельности по данной теме, дисциплинирование, мотивация обучающихся | 2 мин |
2 | Объяснение нового материала. Краткое введение в курс МДК путем рассмотрения вопро-сов, связанных с изучением и приме-нением на практике полученных знаний. Рассмотрение понятий: «ВБИ» и виды инфекций. | а) Вступительная часть лекции должна логически и психологически подготовить обучающихся к восприятию основного учебного материала. б) Основная часть лекции:самая объемная и самая ответственная. в) Заключительная часть лекции: логическая концовка помогает закрепить услышанное в сознании | ВБИ- любое клинически распозна-ваемое инфекционное заболевание, которая поражает пациента при его обращении в стационар или мед.работника. Возбудителями являются различные микроорганизмы такие, как грибы, вирусы, бактерии простейшие паразиты. Источниками инфекции являются: Пациент, руки мед.работ-ника, вода, пыль, еда, грязные инструменты и т.д. | 35 мин |
3 | Закрепление нового материала | Можно выделять отдельными этапами или проводить по ходу занятия. | Способствовать осмысленному восприятию нового материала и сознательному его усвоению. | 10 мин |
4 | Обобщающая беседа Осмысление и систематизация полученных знаний и умений. | Развитие у обучающихся познавательных интересов к преподаваемой дисциплине. Привитие обучающимся эстетического вкуса и раскрытия творческого потенциала. Закрепление материала осуществляется: · с помощью повторения полученных знаний, · с помощью проверки общих знаний. Записи в тетрадях и ответы на вопросы по теме. | Систематизация и закрепление знаний и умений, повышение уровня осмысления изученного материала. Задача: ориентироваться на индивидуальные особенности студента | 30 мин |
5 | Задание на дом. Цель: объяснить объём и способы выполнения домаш-него задания, разъяснить критерии успешного выпол-нения заданий. | Преподаватель дает четкие рекомендации по подготовке к следующему занятию, акцентируя внимание на главных вопросах. | Обеспечение добросовестного и осознанного выполнения домашнего задания. | 3 мин |
|
|
Приложение №1.
Лекция 1. Внутрибольничная больничная.
План:
1. Проблема ВБИ.
2. Инфекционный процесс, цепочка инфекционного процесса.
3. Возбудители ВБИ.
4. Механизмы и пути передачи возбудителей, факторы передачи.
5. Факторы, влияющие на восприимчивость организма к инфекции.
6. Факторы, способствующие распространению инфекции.
7. Группы риска.
Проблема ВБИ.
Целью обеспечения инфекционной безопасности в ЛПУ является предупреждение внутрибольничной инфекции (ВБИ) или современный термин ИСМП (инфекции связанные с оказанием медицинской помощи).
Проблема ВБИ остается в числе приоритетных во всем мире. Присоединение ВБИ к основному заболеванию сводят «на нет» результаты операций на жизненно важных органах, перечеркивают усилия, затраченные на выхаживание новорожденных, повышают послеоперационную летальность и длительность пребывания в стационаре на 6-8 дней и более. По экспертной оценке специалистов, эти инфекции переносят 6-8% пациентов, даже в высокоразвитых странах более чем у 5% пациентов возникает ВБИ.
По официальной статистике в стране в последние годы ежегодно регистрируется около 30 тысяч заболевших. Анализ заболеваемости выявил, что в последние 5 лет в структуре всех ВБИ по удельному весу доминируют послеоперационные гнойно - септические инфекции (ГСИ), далее в порядке убывания: ГСИ новорожденных, постинъекционные осложнения, острые кишечные заболевания, гепатит В, инфекции мочевыводящих путей, гепатит С.
Инфекционный процесс.
Инфекционный процесс – это процесс взаимодействия макроорганизма с микроорганизмами в условиях окружающей среды, в результате которого развивается инфекционное заболевание.
Инфекционный процесс составляет сущность инфекционной болезни. Собственно инфекционная болезнь - это крайняя степень развития инфекционного процесса. Для правильной организации профилактических мер и контроля важно понимать сущность инфекционного процесса. Все инфекционные болезни являются следствием последовательных событий, составляющих цепочку инфекционного процесса: резервуар – возбудитель – путь передачи – входные ворота – восприимчивый организм – выходные ворота - резервуар. Зачастую резервуар возбудителя (агента), вызвавшего вспышку инфекции, обнаруживается не сразу, а в некоторых случаях совсем не обнаруживается. Однако если инфекционный процесс хорошо изучен, можно использовать эффективные меры контроля, обеспечивающие инфекционную безопасность лечебных учреждений даже в тех случаях, когда источник (резервуар) возбудителя болезни неизвестен. Для разрушения цепочки инфекции можно воздействовать на любые ее звенья: прервать путь передачи или повысить устойчивость организма человека к инфекции.