Система образования Российской Федерации

 

Студент должен иметь представления: О системе образования в РФ


Студент должен знать: Основные понятия: система образования, принципы государственной политики в области образования, образовательное учреждение, альтернативные учебные заведения, государственные и муниципальные образовательные учреждения

Студент должен уметь: разбираться в структуре системы образования

 

План изучения темы:

1. Социальное значение образования.

2.Личностная ценность образования.

3. Проблема реформирования образования.

4.Ведущие принципы государственной политики в области образования в России.

 5.Общая характеристика и структура системы образования:

1) Понятие системы образования.

 2) Уровни профессионального образования.

3) дошкольные образовательные учреждения.

4) Общеобразовательные учреждения.

5) Профессиональные образовательные учреждения.

6) Специальные образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии.

7) Учреждения дополнительного образования.

8) учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 9) Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. 6.Модернизация системы образования.

 

 1. Ученые подчеркивают социальное значение образования как важной преобразующей силы общества. История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы

(экономические, социальные, политические, культорологические, экологические и др.), с которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования. Образование во многом определяет лицо общества. Для выхода из кризиса, переживаемого в настоящее время мировой цивилизацией, необходимы глубокие изменения в сознании, поведении людей.

ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека.

СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ: возможность оказывать влияние на и развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме; готовить подрастающее поколение к решению глобальных и локальных проблем; учить прогнозировать и предупреждать их последствия.

 

2. Личностная ценность образования:

- процесс образования делает содержательной и одухотворенной жизнь человека;

- образование удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении;

- в ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется ее самореализация;

- с помощью образования человек адаптируется к жизни.

 

3.Изменения в социально - экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы.

РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, став частью социальной политики современных государств, направлены:

- на обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;

- совершенствование содержания, методов и средств учебно- воспитательной работы;

- улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

В основу государственной политики в области образования в РОССИИ положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции РФ и в Федеральном Законе "Об образовании" В документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РФ " Об образовании" подчеркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, можно надеяться, что образование станет высшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности.

 

4.В качестве ведущих принципов государственной политики в области образования в России закон утверждает:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине;

- единство федерального культурного и образовательного пространства;

- защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

- светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-общественный характер образованием, автономность образовательных учреждений.

 

5. Общая характеристика и структура системы образования

1).Слово система в переводе с греческого означает целое, составленное из отдельных частей, соединение частей. Под системой образования понимается совокупность образовательно - воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином обществе, связь между ними и общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают; (совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих функционирование системы.) Характер системы образования в любом государстве определяется: политическим строем; социально – экономическим строем; культурно- историческими и национальными особенностями страны.

2).Основным типом института образования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержание воспитания и обучения и (или)реализующие одну или несколько образовательных программ.

По своим ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫМ ФОРМАМ образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций)

Уровни общего образования:

- дошкольное образование

- начальное общее образование

- основное общее образование

- среднее общее образование

Уровни профессионального образования:

- среднее профессиональное образование

- высшее образование –бакалавриат

- высшее образование – специалист,

- магистратура

- высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

В России к образовательным относятся учреждения следующих ТИПОВ:

- дошкольные;

- Общеобразовательные- начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования;

- профессионального образования (начального, среднего и высшего профессионального образования);

- специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии;

- учреждения дополнительного образования,

- учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

3).Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские ясли, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до 6 лет, охраны и укрепления их физического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития.

4).Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями - гимназиями, лицеями.

 

Средняя общеобразовательная школа имеет три уровня:

1 - начальная школа (3-4года.,1-4 кл.);

2 - основная школа (5лет, 5-9 кл.);

3 - средняя школа (2-3 года, 10-11 кл.)

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее способностей, формирование у школьника умения и желания учиться. В начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурной речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Учебные предметы на этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, обществе и его труде. В начальной школе могут вводиться факультативные занятия по физическому, эстетическому и трудовому воспитанию, иностранными языками и др.

ОСНОВНАЯ ШКОЛА закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования.

СРЕДНЯЯ ШКОЛА обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интереса учащихся, активного их включения в жизнь общества.

5). Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям оно может основываться на среднем (полном) общем образовании. Может быть получено в профессионально- технических и иных училищах.

СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего(полного) общего или начального профессионального образования.

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

6).Для обучающихся с отклонениями в развитии создаются специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. В такие образовательные учреждения дети и подростки направляются органами управления образованием только с согласия родителей(лиц, их заменяющих) по заключению психолого - медико- педагогической консультации.

7).Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования – учреждениях повышения квалификации, курсах, центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станциях юных натуралистов и др.

8).Для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни,смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы детские дома.

9).Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно - лесных школах.

 

6. Модернизация системы образования. В 21 веке Правительство РФ анализирует болезненные проблемы отечественной системы образования и формирует первоочередные задачи - обеспечить"доступность - качество - эффективность образования." Программа модернизации системы образования в России с целью устранения ряда недостатков и негативных тенденций, проявляющихся в современном российском образовании, предусматривает решение следующих задач:

- реализация срочных мер по развитию общего образования;

- перевод общеобразовательных учреждений на уровень субъектов Федерации с возможностью делегирования местным властям части полномочий по содержанию общеобразовательных школ;

- осуществление комплекса мер, направленных на изменение социального статуса учителя;

- получение общеобразовательными школами статуса юридических лиц;

- создание при общеобразовательных школах попечительских советов;

- разработка стандартов содержания общего образования;

- разработка федерально-региональных нормативов финансирования общеобразовательных учреждений;

- акцент в деятельности школы на воспитание детей, особенно - на формирование навыков здорового образа жизни;

- широкое внедрение в общее образование современных информационных технологий обучения, в том числе дистанционного;

- разработка новой структуры и содержания общего образования с 12-летним обучением на основе эксперимента;

- переход на начало обучения (как и в большинстве стран мира) с 6-летнего возраста (окончание школы - не позднее 18 лет, как и сейчас, проблемы призыва на военную службу нет);

- введение старшей профильной школы (профили - гуманитарный, естественнонаучный и.т.д.),что повысит уровень подготовки выпускников и в значительной степени заменит репетиторство и платные курсы при вузах;

- начало изучения иностранных языков и информатики - со 2-го класса; большая практическая ориентация содержания школьных программ, расширение преподавания основ экономики, права и др.;

- увеличение времени на физическую культуру, формирование навыков здорового образа жизни;

 

Практическое занятие - № 1 (по Закону)

Задания для самостоятельного выполнения:

Подготовить сообщение на тему «Образование – общечеловеческая ценность»

Участие в дискуссии по теме «Образование – общечеловеческая ценность»

 

Вопросы для самоконтроля:

1 Что, по вашему мнению, является решающим фактором, определяющим характер системы образования?

2. В чем проявляется гуманистичность принципов государственной политики России в области образования?

3. Узнайте, какие учреждения дополнительного образования функционируют u в вашем городе. Каковы их функции?

4. Найдите в словаре слово «муниципальный». Каким учреждением является школа, где вы обучались?

 

Самостоятельная работа - нет

 

Литература:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: ТК Велби, Проспект, 2013.

2. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС,2009.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2009.

4. Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2010.

Дополнительная литература:

1. Введение в педагогическую деятельность /А.С.Роботова. – М.: Академия, 2004

2. Крившенко Л.П. Педагогика – М.: Проспект, 2008.

3. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., 2000.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: