Лекция 1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества

Предисловие

Предмет «Физическая культура» в вузах, как и все базовые предметы, изучается с целью подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности. Этот процесс происходит путем приобщения к материальным и духовным ценностям физической культуры через физическое воспитание, физическую подготовку, а также спорт и массовые спортивные мероприятия. Именно с этой точки зрения для достижения «модели потребного будущего» [], т.е. качественной подготовки студентов к профессиональной деятельности, рассматриваются следующие темы:

1. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента – 4 часа.

2. Социально-биологические основы физической культуры – 4 часа.

3. Общефизическая подготовка и развитие основных физических качеств в системе физического воспитания – 4 часа.

4. Объем и интенсивность нагрузки в процессе физического воспитания – 2 часа.

5. Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями – 2 часа.

Следует отметить, что этот краткий теоретический курс, рассчитанный на изложение материала в объеме восьми лекций (16 часов), не направлен на накопление студентами большого объема специальных знаний в области физической культуры и спорта. При таком небольшом объеме теоретических занятий по физической культуре основной задачей является овладение способами познания физической культуры как объекта исследования. Одним из таких способов, выбранных нами, является диалектический подход или диалектическое мышление.

Диалектика (греч. dialektiké (téchnе) - искусство вести бесе ду, спор, от dialégomai - веду беседу, спор ), учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей [].

Диалектическое мышление имеет древнейшее происхождение. Сознательное применение диалектики дает возможность правильно пользоваться понятиями, учитывать взаимосвязь явлений, их противоречивость, изменчивость, возможность перехода противоположностей друг в друга [].

Во-первых, диалектический подход заключается в возможности исследовать предмет разговора посредством вопросов и ответов. Например: «что такое «физическая культура»?»; «для чего она мне нужна?»; «могу ли я обойтись без нее?» и т.п. Этот способ должен помочь студентам прояснить цель обучения в вузе и пути достижения этой цели.

Во-вторых, диалектический подход требует умения классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Например: в чем разница между терминами «физическая культура», «физическое воспитание», «физическая подготовка» или «физическое развитие»? Таким образом, происходит «разложение по полкам» хорошо известных вещей, которые до этих пор «разбросаны» в объеме наших знаний.

В-третьих, необходимы специальные «инструменты» и методы для анализа и синтеза явлений, связанных с повышенной двигательной активностью человека. Такими «инструментами» в наших лекциях являются:

  1. Порядок процесса деятельности студента в физическом воспитании в виде иерархической структуры: цель (Ц), задачи (З), средства (С), методы (М), организация процесса (О), результат (Р), контроль (К), (лекции 1 - 8);

 

 

  1. Графическое представление соотношения областей «знание» – «незнание», «культура» – «бескультурье», «физическая культура» – «физическое бескультурье». Эта упрощенная модель показывает диалектическое единство и борьбу указанных областей как представляющих собой противоположности одного и того же предмета исследования (лекция 2);

 

  1. Порядок (алгоритм) изучения различных функциональных систем организма: определение (что это такое?, т.е. установка пределов системы); назначение (для чего?); состав (из чего?); функция (как работает?); результат (что получается?); как двигательная активность влияет на функцию и результат? (лекция 4).

 

Еще одним способом познания физической культуры как объекта исследования является изучение литературы и других источников, посвященных физической культуре. Далеко не полный перечень этих источников приводится в конце курса лекций.

Однако основным способом познания физической культуры является практическое приобщение к ее ценностям. Само по себе диалектическое мышление, обширные знания в области физической культуры не принесут пользы без непосредственного участия самого человека в процессе физического воспитания, физической подготовки или в занятии спортом. Никакие телевизионные программы и компьютерные игры, никакие зрелищные состязания, наблюдаемые нами с трибуны стадиона, не позволяют достичь образовательной цели физической культуры. Этой целью является формирование высокого уровня физической культуры человека, основанной на способности направленного использования материальных и духовных ценностей физической культуры, разнообразных средств и методов физического воспитания и спорта для сохранения и укрепления здоровья и подготовки к будущей профессиональной деятельности.

 

 



Лекция 1. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества

1. Введение в учебный цикл «Физическая культура».

2. Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: