Организм человека представляет собой сложную, саморазвивающуюся биологическую систему многочисленных и тесно связанных элементов (клеток, тканей, органов, систем). Строение и функции систем организма наследуются, но в процессе жизнедеятельности зависят и изменяются под влиянием различных факторов внешней среды. Движение во всех системах и функциональное состояние организма определяется целью деятельности человека в той или иной окружающей среде [,,, – ].
Напомним, что искусство диалектики заключается в способности вести рассуждение о предмете путем вопросов и ответов, а также в классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Таким образом, используя диалектику в нашей лекции путем постановки конкретных вопросов, актуальных для студентов, будем находить ответы путем систематического разложения материала по соответствующим «полкам».
Основной вопрос, который рассматривается в данной лекции: как организм человека обеспечивает высокую двигательную активность?
Для изучения многочисленных систем организма необходимо выбрать способ ознакомления с конкретной функциональной системой. Этот способ, представленный в табл. 4.1, назовем «инструментом №3». Так как объем лекций не позволяет рассматривать все системы организма в полном объеме, мы предлагаем студентам, применяя указанный «инструмент», самим изучать специальную литературу по анатомии и физиологии человека по интересующим вопросам.
Таблица 4.1
«Инструмент» ознакомления с различными
Функциональными системами организма человека
Операция ознакомления | Постановка вопросов и описание содержания системы |
Определение | Что это такое (название, пределы, границы)? |
Назначение | Для чего предназначено? |
Состав | Из чего состоит (состав, структура)? |
Функции | Как работает? Какие функции, свойства, особенности? |
Результат | Что получается в результате функции? Какие показатели, параметры? |
Влияние повышенной двигательной активности | Какие положительные или отрицательные изменения происходят в организме человека? |
Основные функциональные системы организма человека, обеспечивающие двигательную активность
В нашей лекции рассмотрим лишь несколько важных функциональных систем организма человека, наиболее заметно повышающих свои функции во время повышенной двигательной активности. Это 1) опорно-двигательная система; 2) сенсорная система; 3) нервная система; 4) сердечно-сосудистая система; 5) система дыхания; 6) система пищеварения.
Опорно-двигательная система
Описание данной системы представлено в табл. 4.2.
Функция опорно-двигательной системы связана с механическими воздействиями со стороны окружающей среды. Эти воздействия могут быть как непрерывными, так и кратковременными. Непрерывно воздействуют на опорно-двигательный аппарат сила тяжести, атмосферное давление. Кратковременное воздействие внешних сил человек испытывает при погружении в воду и в плавании, при выполнении физических упражнений, при метании спортивных снарядов, при контактах с соперником в единоборствах и т.п.
По характеру действия механические воздействия условно делятся на статические и динамические [,, ]. Дозированные статические нагрузки (с незначительными ускорениями) на определенные группы мышц приводят к увеличению их объема и силы (гантели, штанга, тренажеры).
Таблица 4.2