Политические партии в своем функционировании и взаимодействии между собой и обществом образуют партийную систему, которая представляет совокупную связь партий, действующих в рамках своих программ и уставов и борющихся за государственную власть. Будучи важным звеном политической системы, партийная система оказывает непосредственное влияние на политический климат общества. Наиболее распространенной типологией партийных систем является их классификация по количественному критерию (числу партий, реально имеющих влияние на власть, правящих или оказывающих на нее давление), позволяющему характеризовать партийные системы как однопартийные, двухпартийные и многопартийные.
Однопартийная система характерна для авторитарных и тоталитарных обществ. Она возникает вследствие стремления государства слить различные партии в одну лояльную политическую организацию, либо ориентации партии на монополизацию всей системы политической власти. Единственная партия рассматривает всякую критику и всякое несогласие со своими концепциями и политикой как проявление враждебной деятельности. Вместо метода убеждения и консенсуса применяются судебные и внесудебные расправы. Население приучается скрывать свои истинные мысли и внешне соглашаться с официальными властями. При однопартийности не устраняется присущий каждому обществу идейный и политический плюрализм, а закрываются каналы, По которым могут циркулировать различные идеи в обществе. Сращивание партийного и государственного аппаратов ведет к бюрократизации, ослаблению демократического контроля за властью со стороны избирателей, выборы приобретают формальный характер. Отмена однопартийной системы устраняет правящую партию от власти, т.к. для этого имеются объективные условия в виде социально-экономической неоднородности общества. Конкурирующие между собой различные слои общества с разнообразными интересами получают отражение в деятельности различных политических партий.
|
|
Многопартийные системы возникают, когда в стране действуют три и более партий, каждая, из которых собирает на выборах значительное число голосов. Такие системы существуют тогда, когда по сути дела ни одна партия не способна добиться большинства в парламенте, вследствие чего она лишается права формировать правительство, а осуществлять достаточно последовательную законотворческую деятельность бывает довольно сложно. Поэтому такие партии находят выход на путях образования коалиций.
Характер партийной системы зависит от политического статуса входящих в нее партий. Этот статус определяется числом членов партии, количеством избирателей ее поддерживающих, числом полученных депутатских мандатов. Соответственно партии подразделяются на мажоритарные, имеющие абсолютное большинство парламентских мест и права на формирование правительства; доминирующие, имеющие относительное большинство депутатских мандатов; миноритарные, получившие незначительное число мест в парламенте и часто вступающие в коалиции. В зависимости от соотношения партий с различным статусом партийные системы подразделяются на мажоритарные (чаще двухпартийные), доминирующие, коалиционные.
|
|
Очевидно, что многопартийность есть результат длительного развития политических систем, имеет количественные и качественные параметры. Количественный параметр при всей его значимости все же носит формальный характер, поскольку множество партий не является критерием демократизма, показателем развитости, эффективности политической и партийной систем общества. Все небольшие партии не в состоянии конкурировать с партиями, традиционно мощными по характеру, возможностям и средствам демократического воздействия на массы. Многопартийность позволяет преодолевать монополию одной партии на власть, внедрять в практику и сознание людей альтернативность мышления и действия.
Двухпартийная система не исключает наличия других партий. Эта система характеризуется тем, что абсолютное большинство мест в парламенте, обеспечивает себе одна из двух партий. Такая система обычно базируется на мажоритарном законе о выборах по одномандатным округам. Проигравшая выборы, партия составляет оппозицию, чаше всего достаточно лояльную по отношению к правящему большинству.
Выделяется двухпартийная модифицированная структура (иногда ее называют системой «двух с половиной» партий или «два плюс»), которая нередка в современном мире. Классические примеры - ФРГ, Англия. В этом случае одна из партий получает простое большинство голосов (относительное), т.е. менее 50 процентов. Для того чтобы сформировать правительство она вынуждена подкреплять свои позиции голосами одной или двух партий.
Для России 90-х гг. ХХ в. более характерна двухблоковая система (встречающаяся во Франции и Финляндии), сама формула которой показывает, что здесь соперничают за власть союзы партий. Такие объединения создаются добровольно, однако, под давлением ряда обстоятельств. Структура кооперации встречается в Швеции и Сан-Марино, она проявляется в долгосрочном соглашении о разделе постов в структурах власти между представителями} двух или нескольких партий, при любом положительном результате их выборной компании.
В Российской Федерации формирование партийной системы в конце ХХ в. связано с многопартийностью. Демократические процессы, набиравшие силу после 1985 г., привели к демонополизации политического руководства КПСС, к возникновению в конце 1980-х гг. многопартийной политической структуры как одного из ведущих признаков обновления общественно-политической жизни. К началу 1990-х гг. в стране сложился сложный, противоречивый спектр политических партий и движений. Многопартийная система в обществе еще не приобрела достаточно организованных, идейно очерченных форм, многие партии находятся на стадии становления, идет разработка и уточнение программно-уставных документов, формирование организационных структур.
На современном этапе развития многопартийности в России наметилась достаточно устойчивая тенденция к организации блоковой партийной системы. Первые попытки политиков создать партию центристского толка оказывались безуспешными по ряду объективных причин и, прежде всего, по причине сильной поляризации социальной структуры общества на сверхбогатых и крайне бедных. Малочисленность и слабость средних слоев российского общества, неудавшиеся прежде попытки сформировать центристский блок не остудили пыл, амбиции и стремление отечественных политиков создать подобное избирательное объединение.
|
|
Произошедшие изменения в перестановке политических сил дают основание утверждать о том, что в России начинается новый этап партийного строительства. Возможно два варианта развития событий: в первом случае, становление двухсполовинной партийной системы; во втором, многопартийной системы с доминирующей партией. Но при любом стечении обстоятельств определяющую роль в выборе себе союзника, для формирования правительства и принятия политических решений будет играть партия центра, партия, стоящая у власти.
Сегодня в политической жизни страны наряду с политическими партиями и движениями активизировались различные организованные группы давления, мафиозные структуры. Для оказания политического влияния используются разнообразные формы подкупа, снабжения дозированной или искаженной информацией лиц и организаций, представляющих политический интерес. Предпринимаются усилия по целенаправленному формированию общественного мнения по тому или иному важному политическому вопросу, что находит непосредственное отражение на избирательных кампаниях, степени популярности партий и их лидеров.
Процесс формирования многопартийной системы в России еще не завершен, но наметившаяся тенденция движения к центризму, характеризует нынешнюю политическую жизнь общества. Все политические партии, движения, избирательные блоки, участвуя в российском политическом процессе, воздействуют на его ход и результаты. Мировая политическая практика показывает, что демократия успешно развивается, когда правят партии политического центра.