Политического поведения

ЛЕКЦИЯ № 9. ДЕЙСТВИЯ ГРУПП ИНТЕРЕСОВ И ГРУПП

ДАВЛЕНИЯ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ

ИНИЦИАТИВЫ

Общественные объединения как индикатор многообразия  политического поведения

Система функционального (корпоративного) представительства

Общественные объединения как индикатор многообразия

политического поведения

В политической науке сложилось мнение, что интерес - причина дейст­вий людей, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющая их поведение в различных сферах жизнедеятельности общества и социально-политических ситуациях. Поэтому политический ин­терес той или иной личности, социальной группы, класса главным образом обуславливается их положением в обществе.

Французские мыслители XVIII в. К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро од­ни из первых попытались объяснить общественную жизнь с помощью ин­тереса. В интересе они усматривали реальное основание нравственности, по­литики, общественного строя в целом. Важную роль в развитии теории инте­реса сыграл Г. Гегель, который вслед за И. Кантом, считал, что действия лю­дей вытекают из их потребностей, их страстей и их интересов. Люди, доби­ваясь удовлетворения своих интересов, совершают нечто большее, что выхо­дит за содержание их намерения.

В отличие от потребностей, интерес направлен не столько на предмет удовлетворения, сколько на те социально-политические институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих потребности. Интерес (лат. interest - иметь значение) - реальная причина социаль­ных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуж­дениями - мотивами, помыслами, идеями - участвующих в этих дейст­виях индивидов, социальных групп, классов.

Политический интерес - это внутренний, осознанный источник полити­ческого поведения, который побуждает человека к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.

Различают политический интерес в широком и узком смысле слова. По­литический интерес, в широком смысле слова, есть осознание объективных возможностей реализации большими общественными группами своих спе­цифических коренных интересов посредством политической власти. Политический интерес, в узком смысле, есть осознание социальных субъектов (личностей, групп, слоев, классов) объективной возможности уча­стия в осуществлении политической власти при посредстве государства, по­литических партий, общественных организаций. Но в каждом обществе существует целый ряд социальных объектов, ко­торые по тем или иным причинам не в состоянии реализовать свои политиче­ские интересы через сложившуюся систему. По мере увеличения таких общ­ностей (групп интересов), они неизбежно ставят верховную власть перед не­обходимостью создания условий для реализации своих интересов. При этом, многочисленные социальные общности, имея устойчивые политические ин­тересы, стремятся зафиксировать данную форму властных отношений. За­фиксированная форма властных отношений представляет собой форму обще­ственного института. Эта форма закрепляется в конституции, законах и нор­мативных актах.

Таким образом, происходит институциализация интересов тех или иных социальных общностей. Эти институты узаконивают за социальными субъ­ектами определенные экономические и политические права и блага, защи­щают и реализуют их интересы.

Политический интерес лежит в основе любых форм состязательности, борьбы и сотрудничества между людьми. Привычные, устоявшиеся интере­сы, признанные в общественном мнении и не подлежащие обсуждению, при­обретают вид законных интересов. Попытки ущемления этих интересов вос­принимаются как покушение на жизненные устои соответствующих соци­альных групп, общностей, государств. Ни одна из социальных групп не по­ступается своими интересами добровольно, на основе нравственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны, других групп или общностей. Наоборот, каждая из групп стремится к экспан­сии своих интересов, к закреплению достигнутого успеха и его развитию за счет интересов других групп и общностей.

Вместе с тем в политической практике интересы редко выступают в чис­том виде. Они, как правило, облекаются в те или иные идеологические и нравственно-этические одежды, с помощью которых частный интерес приоб­ретает вид интереса общего или даже всеобщего. Решающую роль в этомпроцессе «генерализации» частного интереса играет идеология.

Классификация интересов осуществляется по ряду критериев: по степе­ни общности (индивидуальные, групповые, общественные); по сфере направ­ленности (экономические, политические, духовные); по характеру субъекта (национальные, государственные, партийные); по степени осознанности (действующие стихийно или на основе разработанной программы); по возможности их осуществления (реальные, мнимые); по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).                                                                                                 

В каждой сложноорганизованной политической системе, как правило, существуют определенные механизмы, опосредующие отношения граждан с государством. Существенная роль среди них принадлежит группам интересов.

Понятие «группы интересов» характеризует совокупность сложных общественных образований. Одни считают, что к ним относятся ассоциации индивидов, сосредоточенные на влиянии на правительство (Р. Доуз). Другие считают их группами людей, объединенных особыми связями, выражающи­ми взаимную заинтересованность или выгоду для составляющих их граждан(Г. Алмонд, Дж. Пауэл).                                                                                

Группы интересов - это добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих вла­стно значимых интересов в отношениях с государством и другими политиче­скими институтами власти.

Масштабы и сложность системы групп интересов зависит от сложности общества, многообразия идей и запросов внутри него. Для того чтобы груп­пы интересов работали эффективно и на демократических основах, необхо­димо представить все виды интересов - социально-экономические, идеоло­гические, культурные, этические, религиозные, родовые в политической структуре общества. Такое представительство не только гарантирует влияние широкой общественности, но и обеспечивает поддержку органам государст­венной власти.

Группам интересов присущ ряд характерных черт:

1) многообразие видов;

2) относительная самостоятельность отдельных групп интересов, особен­но в том, что касается их роли в выражении интересов и привлечении сторонников;

3) распределение власти внутри системы групп интересов, что позволяет им влиять на процесс принятия решения на всех уровнях управления.

    Группы интересов подразделяются на:

- группы по экономическим интересам, объединяющие не основ­ной класс (члены кооперативов, потребители, мелкие предприниматели, представители свободных профессий); работающих (центры профессиональных союзов); предпринимателей, представляющих концерны, тресты, комбинаты;

- группы по политическим интересам, представляющие собой ор­ганизации с политическими целями (объединения религиозного, культур­ного, гуманитарного, экологического направления, комитеты борьбы за разоружение, осуществляющие давление на правительство).

Групповые интересы формируются в рамках классов, слоев, регионов, религиозного сознания. Они приобретают политический характер обычно в результате сочетания экономических и других интересов.

Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, трансляцию нужд и запросов населения до лиц и органов власти, принимающих политические решения. В качестве таких ре­сурсов могут выступать их экономические и финансовые средства, информа­ция, опыт политического участия, организационные структуры. В зави­симости от наличия соответствующих ресурсов группы интересов обладают тем или иным весом при принятии управленческих решений. Те из них, кто поддерживает постоянные связи с правительством, становятся органической частью механизма управления обществом.

Обладание ресурсами позволяет группам интересов выполнять ряд функций в обществе:

1) функция артикуляции интересов, т. е. преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования;

2) функция агрегирования интересов, т. е. согласование частных потребно­стей, путем установления между ними определенной иерархии и выработ­ки на этой основе общегрупповых целей. Эта функция предполагает отбор наиболее политически значимых требований и поиск наилучших путей для их практического воплощения, влияние на законодательный процесс, разрабатывая законопроекты и представляя их на рассмотрение прави­тельства, правящей партии или комиссии законодательной власти;

3) функция информирования, - когда группы интересов доносят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы общественной жиз­ни, передают настроения и требования определенных общественных слоев правительству;

4) функция формирования политических элит и властных структур общества - дают экспертную оценку состояния дел в той или иной сфере общест­венных отношений, влияют на отбор кадров, предлагают своих членов для работы в государственных органах, поддерживают определенных деяте­лей в правительственных и иных учреждениях, непосредственно участву­ют в процессе принятия политических решений.  

  Таким образом, выпол­няют важную роль при подборе экспертов и специалистов на министер­ские должности, открывая доступ на государственные посты лицам с со­ответствующим опытом и окружением.

Осуществление группами интересов своих функций, как правило, разви­вает прямые формы давления на власть. Характер осуществления функций зависит от того, законны или неза­конны формы (способы) их деятельности. К первым можно отнести взаимо­действие с кандидатами и членами исполнительных и представительных органов государства (в виде советов, рекомендаций, убеждения); участия в финансировании, подготовке тех или иных законопроектов, экспертиз, заключений правительственных органов; контроль за соблюдением принятых решений (законов). К незаконным формам деятельности групп интересов относятся взяточничество, подкуп чиновников, финансовая поддержка нелегальных объединений, контроль за личной жизнью политиков в целях сбора ком­промата. Многообразие групп интересов делает необходимым осуществление их классификации с учетом разнообразных черт их строения и деятельности.

С точки зрения происхождения и степени организованности выделяют аномические и институционные группы интересов. Первый тип характеризует объединения, возникающие стихийным образом как спонтанная реакция! на ту или иную ситуацию (например, толпы, демонстрации, митинги), их отличает отсутствие постоянных организованных действий. Отношения, устанавливаемые между этими группами и государством, носят временный характер. Внутренняя их структура, как правило, неустойчива и каждый раз оформляется заново, без сохранения преемственности с прежними формами организации.                                                                            

Институционные группы - это формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом. Их целенаправленная деятельность более эффективна. Группы данного типа (например, административные органы, церковь, армия, представительства автономий в федеральных центрах) выполняют широкий круг задач (в том числе преследуя и те цели, которые выходят за рамки представительства интересов).

По специализации их действий, выделяют неассоциативные и ассоциативные группы. Источником возникновения первых выступает неформальной и недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества, религиозные секты). Их деятельность непостоянна, малоструктурирована и не всегда эффективна. Ассоциативные же группы представляют собой добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы, предпринимательские ассоциаций, движение за гражданские права). Их организационная и кадровая структура, порядок использования финансовых средств стимулируют достижение спе­циальных целей. На их базе возможно в последующем политических партий.        

По характеру деятельности группы интересов подразделяются на одноцелевые и многоцелевые. К первому типу относятся группы, состоящие из лоббирующих структур, стремящихся обеспечить принятие какого-либо оп­ределенного законодательного акта в парламенте. Они складываются и суще­ствуют только для достижения данной цели (узкоспециализированные). После же результативного решения своей задачи они распадаются или переори­ентируются в другую конкретную цель. Деятельность же многоцелевых групп многопрофильна и не ограничена спецификой задач того или иного рода. Многие группы интересов могут не только взаимодействовать с прави­тельством по поводу принятия решений в какой-либо сфере управления, но и участвовать в избирательных компаниях, в формировании партий, в реорга­низации и реструктуризации институтов власти.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: