ЛЕКЦИЯ № 9. ДЕЙСТВИЯ ГРУПП ИНТЕРЕСОВ И ГРУПП
ДАВЛЕНИЯ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ
ИНИЦИАТИВЫ
Общественные объединения как индикатор многообразия политического поведения
Система функционального (корпоративного) представительства
Общественные объединения как индикатор многообразия
политического поведения
В политической науке сложилось мнение, что интерес - причина действий людей, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющая их поведение в различных сферах жизнедеятельности общества и социально-политических ситуациях. Поэтому политический интерес той или иной личности, социальной группы, класса главным образом обуславливается их положением в обществе.
Французские мыслители XVIII в. К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро одни из первых попытались объяснить общественную жизнь с помощью интереса. В интересе они усматривали реальное основание нравственности, политики, общественного строя в целом. Важную роль в развитии теории интереса сыграл Г. Гегель, который вслед за И. Кантом, считал, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей и их интересов. Люди, добиваясь удовлетворения своих интересов, совершают нечто большее, что выходит за содержание их намерения.
|
|
В отличие от потребностей, интерес направлен не столько на предмет удовлетворения, сколько на те социально-политические институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих потребности. Интерес (лат. interest - иметь значение) - реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями - мотивами, помыслами, идеями - участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов.
Политический интерес - это внутренний, осознанный источник политического поведения, который побуждает человека к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.
Различают политический интерес в широком и узком смысле слова. Политический интерес, в широком смысле слова, есть осознание объективных возможностей реализации большими общественными группами своих специфических коренных интересов посредством политической власти. Политический интерес, в узком смысле, есть осознание социальных субъектов (личностей, групп, слоев, классов) объективной возможности участия в осуществлении политической власти при посредстве государства, политических партий, общественных организаций. Но в каждом обществе существует целый ряд социальных объектов, которые по тем или иным причинам не в состоянии реализовать свои политические интересы через сложившуюся систему. По мере увеличения таких общностей (групп интересов), они неизбежно ставят верховную власть перед необходимостью создания условий для реализации своих интересов. При этом, многочисленные социальные общности, имея устойчивые политические интересы, стремятся зафиксировать данную форму властных отношений. Зафиксированная форма властных отношений представляет собой форму общественного института. Эта форма закрепляется в конституции, законах и нормативных актах.
|
|
Таким образом, происходит институциализация интересов тех или иных социальных общностей. Эти институты узаконивают за социальными субъектами определенные экономические и политические права и блага, защищают и реализуют их интересы.
Политический интерес лежит в основе любых форм состязательности, борьбы и сотрудничества между людьми. Привычные, устоявшиеся интересы, признанные в общественном мнении и не подлежащие обсуждению, приобретают вид законных интересов. Попытки ущемления этих интересов воспринимаются как покушение на жизненные устои соответствующих социальных групп, общностей, государств. Ни одна из социальных групп не поступается своими интересами добровольно, на основе нравственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны, других групп или общностей. Наоборот, каждая из групп стремится к экспансии своих интересов, к закреплению достигнутого успеха и его развитию за счет интересов других групп и общностей.
Вместе с тем в политической практике интересы редко выступают в чистом виде. Они, как правило, облекаются в те или иные идеологические и нравственно-этические одежды, с помощью которых частный интерес приобретает вид интереса общего или даже всеобщего. Решающую роль в этомпроцессе «генерализации» частного интереса играет идеология.
Классификация интересов осуществляется по ряду критериев: по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные); по сфере направленности (экономические, политические, духовные); по характеру субъекта (национальные, государственные, партийные); по степени осознанности (действующие стихийно или на основе разработанной программы); по возможности их осуществления (реальные, мнимые); по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).
В каждой сложноорганизованной политической системе, как правило, существуют определенные механизмы, опосредующие отношения граждан с государством. Существенная роль среди них принадлежит группам интересов.
Понятие «группы интересов» характеризует совокупность сложных общественных образований. Одни считают, что к ним относятся ассоциации индивидов, сосредоточенные на влиянии на правительство (Р. Доуз). Другие считают их группами людей, объединенных особыми связями, выражающими взаимную заинтересованность или выгоду для составляющих их граждан(Г. Алмонд, Дж. Пауэл).
Группы интересов - это добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с государством и другими политическими институтами власти.
Масштабы и сложность системы групп интересов зависит от сложности общества, многообразия идей и запросов внутри него. Для того чтобы группы интересов работали эффективно и на демократических основах, необходимо представить все виды интересов - социально-экономические, идеологические, культурные, этические, религиозные, родовые в политической структуре общества. Такое представительство не только гарантирует влияние широкой общественности, но и обеспечивает поддержку органам государственной власти.
|
|
Группам интересов присущ ряд характерных черт:
1) многообразие видов;
2) относительная самостоятельность отдельных групп интересов, особенно в том, что касается их роли в выражении интересов и привлечении сторонников;
3) распределение власти внутри системы групп интересов, что позволяет им влиять на процесс принятия решения на всех уровнях управления.
Группы интересов подразделяются на:
- группы по экономическим интересам, объединяющие не основной класс (члены кооперативов, потребители, мелкие предприниматели, представители свободных профессий); работающих (центры профессиональных союзов); предпринимателей, представляющих концерны, тресты, комбинаты;
- группы по политическим интересам, представляющие собой организации с политическими целями (объединения религиозного, культурного, гуманитарного, экологического направления, комитеты борьбы за разоружение, осуществляющие давление на правительство).
Групповые интересы формируются в рамках классов, слоев, регионов, религиозного сознания. Они приобретают политический характер обычно в результате сочетания экономических и других интересов.
Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для воздействия на власть, трансляцию нужд и запросов населения до лиц и органов власти, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут выступать их экономические и финансовые средства, информация, опыт политического участия, организационные структуры. В зависимости от наличия соответствующих ресурсов группы интересов обладают тем или иным весом при принятии управленческих решений. Те из них, кто поддерживает постоянные связи с правительством, становятся органической частью механизма управления обществом.
|
|
Обладание ресурсами позволяет группам интересов выполнять ряд функций в обществе:
1) функция артикуляции интересов, т. е. преобразование социальных эмоций и ожиданий, чувств неудовлетворенности или солидарности граждан в определенные политические требования;
2) функция агрегирования интересов, т. е. согласование частных потребностей, путем установления между ними определенной иерархии и выработки на этой основе общегрупповых целей. Эта функция предполагает отбор наиболее политически значимых требований и поиск наилучших путей для их практического воплощения, влияние на законодательный процесс, разрабатывая законопроекты и представляя их на рассмотрение правительства, правящей партии или комиссии законодательной власти;
3) функция информирования, - когда группы интересов доносят до органов власти сведения о состоянии той или иной проблемы общественной жизни, передают настроения и требования определенных общественных слоев правительству;
4) функция формирования политических элит и властных структур общества - дают экспертную оценку состояния дел в той или иной сфере общественных отношений, влияют на отбор кадров, предлагают своих членов для работы в государственных органах, поддерживают определенных деятелей в правительственных и иных учреждениях, непосредственно участвуют в процессе принятия политических решений.
Таким образом, выполняют важную роль при подборе экспертов и специалистов на министерские должности, открывая доступ на государственные посты лицам с соответствующим опытом и окружением.
Осуществление группами интересов своих функций, как правило, развивает прямые формы давления на власть. Характер осуществления функций зависит от того, законны или незаконны формы (способы) их деятельности. К первым можно отнести взаимодействие с кандидатами и членами исполнительных и представительных органов государства (в виде советов, рекомендаций, убеждения); участия в финансировании, подготовке тех или иных законопроектов, экспертиз, заключений правительственных органов; контроль за соблюдением принятых решений (законов). К незаконным формам деятельности групп интересов относятся взяточничество, подкуп чиновников, финансовая поддержка нелегальных объединений, контроль за личной жизнью политиков в целях сбора компромата. Многообразие групп интересов делает необходимым осуществление их классификации с учетом разнообразных черт их строения и деятельности.
С точки зрения происхождения и степени организованности выделяют аномические и институционные группы интересов. Первый тип характеризует объединения, возникающие стихийным образом как спонтанная реакция! на ту или иную ситуацию (например, толпы, демонстрации, митинги), их отличает отсутствие постоянных организованных действий. Отношения, устанавливаемые между этими группами и государством, носят временный характер. Внутренняя их структура, как правило, неустойчива и каждый раз оформляется заново, без сохранения преемственности с прежними формами организации.
Институционные группы - это формальные объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом. Их целенаправленная деятельность более эффективна. Группы данного типа (например, административные органы, церковь, армия, представительства автономий в федеральных центрах) выполняют широкий круг задач (в том числе преследуя и те цели, которые выходят за рамки представительства интересов).
По специализации их действий, выделяют неассоциативные и ассоциативные группы. Источником возникновения первых выступает неформальной и недобровольное объединение людей на родственной, религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества, религиозные секты). Их деятельность непостоянна, малоструктурирована и не всегда эффективна. Ассоциативные же группы представляют собой добровольные объединения, специализирующиеся на представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач (профсоюзы, предпринимательские ассоциаций, движение за гражданские права). Их организационная и кадровая структура, порядок использования финансовых средств стимулируют достижение специальных целей. На их базе возможно в последующем политических партий.
По характеру деятельности группы интересов подразделяются на одноцелевые и многоцелевые. К первому типу относятся группы, состоящие из лоббирующих структур, стремящихся обеспечить принятие какого-либо определенного законодательного акта в парламенте. Они складываются и существуют только для достижения данной цели (узкоспециализированные). После же результативного решения своей задачи они распадаются или переориентируются в другую конкретную цель. Деятельность же многоцелевых групп многопрофильна и не ограничена спецификой задач того или иного рода. Многие группы интересов могут не только взаимодействовать с правительством по поводу принятия решений в какой-либо сфере управления, но и участвовать в избирательных компаниях, в формировании партий, в реорганизации и реструктуризации институтов власти.