ЛЕКЦИЯ № 10. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА И ПОЛИТИЧЕСКОЕ
ЛИДЕРСТВО В МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
Сущность и природа, теории политической элиты и политического лидерства
Типы политической элиты и политического лидерства, их основные черты и функции
Современная политическая элита России, ее отличительные черты и особенности
Сущность и природа, теории политической элиты
и политического лидерства
Практический опыт развития многих государств показывает, что отдельные граждане обычно не принимают непосредственного повседневного участия в управлении. Реальная власть сосредоточена в руках небольшой группы людей, занимающей ведущее положение в политической жизни общества и обладающей значительной долей общественных ценностей (знаниями, богатством, властью), которую и рассматривают как политическую элиту.
Само слово элита происходит от латинского eligere и фр. elite - лучшее, отборное, избранное. В своем первоначальном значении понятие «элита» не содержит в себе ничего антигуманного или антидемократического и широко распространено в повседневной речи. Начиная с XVII века, оно употребляется для обозначения товаров высшего качества, например, кофе, зерна. В XX в. данное понятие стало использоваться для характеристики социальной группы, занимающей ведущее положение в социальной структуре общества. Здесь нельзя не отметить, что сам факт существования данной группы, как и политическое неравноправие в обществе вызваны рядом объективных факторов. В первую очередь к ним относятся психологическое и социальное неравенство, порожденное как неодинаковыми способностями людей, так и их возможностями, среди которых на первый план выдвигается неравный доступ к экономической власти и контролю за экономическими ресурсами, распределением должностей и льгот, а также использованием информации. При этом, как верно отмечал известнейший философ нашего столетия Ф. Хайек, особо важное значение приобретает экономический контроль, так как он является не просто контролем одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, а контролем над средствами достижения всех наших целей. Наряду с социальным и психологическим неравенством нельзя не учитывать и действие закона разделения труда, требующего профессионального занятия политической деятельностью, как необходимого условия ее эффективности. В этой связи нельзя не вспомнить слова древнегреческого мыслителя Платона, который замечал в своей работе «Государство», что «каждый может хорошо заниматься лишь одним делом, а не многими: если он попытается взяться за многое, ему ничего не удастся и ни в чем он не отличится».
Среди других факторов, приводящих к элитарности общества, необходимо назвать высокую общественную значимость политико-управленческой деятельности и ее соответствующее стимулирование, а также невозможность для всего населения по целому ряду причин осуществлять властные полномочия и активно участвовать в политике. Все эти и некоторые другие факторы обусловливают существование политической элиты как специфической социальной группы. Являясь достаточно сложным, многоплановым социальным образованием, политическая элита привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей различных областей знания: философов, социологов, политологов. Сами элитистские концепции имеют давние истоки. Первые теории, обосновывающие общественное неравенство, стали появляться еще в эпоху разложения родового строя.
Начало философскому осмыслению элитарности общества положили труды Конфуция и Платона. Конфуций делил общество на «благородных мужей» (правящую элиту) и «низких людей» (простой народ), обосновывая это тем, что они следуют разным моральным заповедям. Первые подчиняются долгу и закону, вторые стремятся, по его мнению, только к выгоде и удовольствию. Главная функция правителя, входящего в число «благородных мужей», в представлении Конфуция, заключается в «исправлении имен», то есть специфическом искусстве ставить каждого на свое место в обществе в соответствии с занимаемым положением. Несколько иное объяснение делению общества на правящее меньшинство и управляемое большинство давал Платон. В отличие от Конфуция, он связывал политическое неравенство с качеством души, присущим тому или иному сословию в государстве. При этом править, по его мнению, должны философы, так как они обладают разумной частью души, добродетель которой заключается в мудрости.
В целом, несмотря на различия, имеющиеся во взглядах мыслителей древности на основания деления общества, в их подходах к анализу элиты есть и некоторые точки соприкосновения. Прежде всего, это относится к тому, что и Конфуций, и Платон свое понимание правящего меньшинства обосновывали морально-нравственными критериями добра и справедливости. Элита оценивалась ими исключительно как источник ценностей, который поддерживается и развивается людьми с высокими моральными качествами. Однако история человечества далеко не всегда подтверждает это. Вследствие этого характеристика политической элиты у Конфуция, Платона и многих других известных философов больше исходила из ее желаемого образа, чем из реального анализа политической практики.
Учитывая это, итальянские социологи Г. Моска, В. Парето и Р. Михельс, создавшие классические теории элит, их разработку вели на основе наблюдения за реальным поведением элитных групп в политической жизни. Центральное место в работах Г. Моски, В. Парето и Р. Михельса занимали вопросы создания такого социального механизма, который позволил бы долгое время сохранять стабильность в обществе. В качестве такого механизма ими рассматривалась политическая элита. Приводимый данными авторами анализ элиты включал изучение природы общественного неравенства, механизмов ее рекрутирования и роли в обществе. Сущность созданной ими теории (названной впоследствии макиавеллистской) заключается в постулатах об объективном и закономерном разделении, вследствие естественного неравенства общества на правящее меньшинство и управляемое большинство, а также о сплоченности элиты, направляющей общественное развитие и принимающей важнейшие решения.
Наряду с общими положениями в позициях Г. Моски, В. Парето и Р. Михельса имелись свои особенности, что относится, в частности, к обоснованию природы политического неравенства и механизмов формирования политической элиты. По мнению В. Парето, для элиты характерно наличие комплекса врожденных психологических свойств. В нее входят только те, кто продемонстрировал выдающиеся качества или доказал наивысшие способности в своей сфере деятельности. Сама элита делится на правящую и оппозиционную. Обострение борьбы за власть приводит к «циркуляции» двух основных типов элит - «львов», опирающихся на силу и «лис», использующих хитрость. Несколько иное объяснение природы неравенства давал Г. Моска. Он считал, что индивидов, образующих политическую элиту, отличают материальное, интеллектуальное и моральное превосходство и, что самое главное, способности к управлению другими людьми. Хотя в целом для правящего меньшинства характерна ярко выраженная способность к управлению, однако, как замечал Г.Моска, не всем его представителям присущи передовые, более высокие по отношению к остальной части населения качества.
В отличие от двух первых авторов, Р. Михельс исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность, на примере отдельных организаций-партий. По его мнению, большая численность масс и их неспособность разрешать все возникающие конфликтные ситуации способствуют созданию организационных структур. Появление организаций ведет к олигархизации и формированию элиты, задачами которой как раз и выступают согласование различных противоборствующих интересов и ликвидация трений в обществе.
Наряду со сторонниками макиавеллистской концепции свою оценку политической элите и ее роли в обществе давали представители теорий демократического элитизма (С. М. Липсет, Т. Р. Дай, Л. Х. Зиглер, К. Манхейм), плюрализма элит (О. Штаммер, Д. Рисмен) и структурного функционализма (Ч. Р. Миллс). При этом создатели концепций демократического элитизма и плюрализма элит исходили из того, что элита - наиболее ценный элемент в обществе. Они отвергали сплоченность элиты, признавали существование конкуренции между элитными группами и заявляли о совместимости современной демократии и элитарности общества. Роль элиты виделась им в сохранении демократических ценностей.
Промежуточное положение занимал структурно-функциональный анализ. С концепциями Г. Моски, В. Парето и Р. Михельса его сближало признание элиты единой группой, имеющей сложную структуру. По мнению Ч. Р. Миллса, видного представителя этого направления, структура элиты включает в себя три уровня: нижний, средний, отражающий групповые интересы и верхний, представленный политической элитой. Отличительной чертой структурно-функционального подхода к анализу элиты является критика элиты с демократических позиций. В трудах представителей структурного функционализма констатировалось наличие большого разрыва между элитой и массой.
Впоследствии в западной науке получили распространение «функциональные» определения элиты. Их разработчики (Г. Эндрувайт, Т. Дай) при рассмотрении понятия элиты исходят из функций, которые она выполняет в социально-политической системе во взаимодействии с другими кругами, слоями и группами общества.
Но при всем многообразии имеющихся концепций многие как зарубежные, так и отечественные авторы склоняются в сторону ценностных концепций элиты. Согласно этому подходу, элита - наиболее ценный элемент общества, состоящий из лиц с особыми моральными, интеллектуальными, психологическими и рядом других качеств, проявляющихся у них в высшей мере.
Однако с учетом реальностей общественной жизни данная трактовка нуждается в уточнении. Сегодня вряд ли можно безоговорочно утверждать, что составляющие политическую элиту лица - это всегда высоконравственные, интеллектуально развитые, одаренные природой люди, стремящиеся к власти во имя борьбы за интересы общества. История развития многих стран далеко не всегда подтверждает это. Правители целого ряда государств проводили и проводят политику для достижения тех целей и теми средствами, которые нередко идут вразрез с подлинными интересами народа. Доминирующим ориентиром при этом нередко выступает желание сохранить свою власть на продолжительный период.
Исходя из всего сказанного, можно дать следующее определение политической элиты. Политическая элита - относительно небольшая социальная группа со сложной структурой, состоящая из лиц, профессионально занимающихся политической деятельностью и располагающих возможностями для воздействия на социальную среду посредством принятия важнейших решений. Высший слой данной группы занимают политические лидеры. Лидерство представляет собой многогранное явление, вследствие чего в научной литературе нет какого-либо интегрального его определения. Можно выделить десятки дефиниций лидерства. Его понимают и как функцию личности, обладающей определенными чертами, и как искусство установления согласия между людьми.
Из всех имеющихся определений можно выделить два, приведенные в «Российской социологической энциклопедии» (М., 1998) и «Философском энциклопедическом словаре» (М., 1989). В соответствии с ними под лидерством понимается, во-первых, ведущее положение отдельной личности, социальной группы, класса, партии, государства, обусловленное более эффективными результатами деятельности (экономической, политической, научной, спортивной) и, во-вторых, «один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид или часть социальной группы выполняет роль лидера, т. е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия».
В качестве лидера здесь выступает личность, оказывающая постоянное и решающее влияние на общество, государство либо организацию. В литературе нередко делается попытка отождествить понятия «лидерства», «руководства» и «управления», что не совсем правомерно, так как не позволяет показать специфику каждого из данных явлений. Управление в широком смысле - процесс упорядочения системы, обеспечения ее функционирования. Его объектом могут быть и люди, и машины, и производственные процессы. Руководство включает социальный аспект управления, а именно управление людьми, работу руководителя с подчиненными в непосредственном контакте по решению служебных задач. Руководитель в отличие от лидера коллектива всегда выступает посредником социального контроля и административно-государственной власти. Его деятельность носит во многом опосредованный характер. Она ограничена, с одной стороны, пространственными и временными рамками, а с другой - руководящими указаниями, строго оговоренными в законе правами и обязанностями. Все это приводит к статичности, целерациональности его поступков. Как правило, руководитель группы и организации назначается либо избирается, т.е. получает власть в результате целенаправленного действия.
Лидер - это, как правило, неординарная личность, добивающаяся общественного признания благодаря своему авторитету и личностному влиянию, активности. Он является продуктом «естественного отбора». Лидер добровольно принимает на себя значительно большую долю ответственности, чем того требуют формальные предписания или общепринятые нормы. Лидер действует в большом открытом пространстве, в котором взаимодействуют как отдельные люди, так и целые социальные группы. Желая получить широкую социальную поддержку, он стремится придать своим действиям больше эмоциональности и активно использует элементы творчества.
В политологии и социологии существуют различные подходы к толкованию как сущности, так и природы политического лидерства. Попытки раскрыть природу данного феномена предпринимались в политической науке давно. Значительный вклад в ее исследование внес Н. Макиавелли. В основе лидерства, по его мнению, лежит ориентация на власть, обладание которой сопряжено с богатством и привилегиями. Успех в продвижении к вершинам власти зависит не столько от интенсивности ориентации на власть, сколько, от наличных средств. В трактовке Н. Макиавелли политический лидер - это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий для сохранения своего господства и поддержания общественного порядка любые средства. Также Н. Макиавелли является родоначальником теории; эффективного лидерства, суть которой состоит в следующем: 1) власть лидера основана на поддержке его сторонников; 2) подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера и понимать, что он ожидает от них; 3) лидер должен обладать волей к выживанию; 4) правитель - всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.
В дальнейшем природа лидерства объяснялась различными факторами. В некоторых теориях, например волюнтаристской, делался акцент на приоритете выдающихся деятелей, в которых воплощается божественное провидение и творческое начало в истории, перед основной массой населения, якобы «убогой» во всех отношениях, не способной нормально существовать без их (т.е. лидеров) направляющего воздействия.
Сторонники теории черт считают, что выдвижению индивида на лидирующие позиции в тех или иных обществах, организациях, группах способствуют определенные свойства, психологические черты, среди которых обычно выделяют острый ум, уверенность в себе, твердую волю, незаурядные организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что часто лидером становился человек, не обладающий перечисленными качествами и, с другой стороны, человек может их иметь, но не являться лидером. Учет этого породил новую «редакцию» теории черт (факторно-аналитическую концепцию). Она различает чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты поведения, связанные с достижением определенных политических целей.
Иначе интерпретируют лидерство авторы ситуационной теории. В их представлении лидер появляется в определенных условиях места, времени и обстоятельств. Его поведение обусловлено потребностями сложившейся социальной ситуации (историческими условиями, спецификой групповых задач, целей)
В отличие от ситуационной, марксистская теория выделяет детерминацию личности общими социальными условиями, своеобразно трансформирующимися в конкретной исторической ситуации. Роль лидера, по мнению исследователей - марксистов, тогда оправдана, когда он действует в соответствии с законами общественного развития, обусловленными в первую очередь развитием производительных сил и связанных с ними производственных отношений.
Достаточно своеобразный взгляд на сущность и природу лидерства высказал З. Фрейд, создавший психоаналитическую концепцию лидерства. Он исходил из того, что в основе лидерства лежит подавленное либидо, т.е. сексуальное, а в более широком понимании аффективное влечение, на место которого в процессе сублимации (трансформации) приходит стремление к социально-политической и культурной деятельности. В целом, как показывает краткий анализ основных концепций лидерства, они несколько односторонне характеризуют природу данного феномена, являющегося достаточно многоплановым. Как правило, она связывается с наличием у лидера определенных выдающихся черт либо обусловливается действием как конкретных, так и общих социальных факторов.
Неудовлетворенность сложившейся аргументацией привела к становлению интегративного подхода, объяснявшего социальную природу лидерства, выдвижение лидеров в современных обществах действием целого ряда факторов, в том числе качественными особенностями и чертами личности лидера; деятельностью его окружения; характером отношений лидеров и их сторонников, результатами их взаимодействия в конкретных ситуациях. Как думается, данный подход позволяет более широко взглянуть на лидерство, так как анализирует его с различных позиций. В целом именно политические лидеры, составляя высшую, наиболее продуктивную и активную часть политической элиты, воздействуют на общество и направляют его развитие.






