Мэ - электромагнитный момент,
Мп -момент противодействующей пружины,
Мт - момент трения.
Мэ=Мп+Мт = Мс.р.
При протекании нормального рабочего тока в сети электромагнитный момент Мср≤Мп+Мт, поэтому якорь реле не двигается.
При увеличении тока нагрузки в сети до опасного электромагнитный момент Мср>Мп+Мт, т.е. электромагнитный станет больше чем сумма моментов пружины и трения и якорь повернётся и замкнёт неподвижные контакты, реле сработает.
Ток срабатывания реле Ic.p. можно настраивать:
- натяжением пружины,
- изменением числа витков обмотки,
- изменением Rм (зазора между якорем и магнитопроводом).
Для возврата якоря реле необходимо, чтобы момент Мп пружины преодолел электромаrнитный момент Мэ.воз и момент трения Мт.
Условия возврата определяются из уравнения равновесия моментов: М п ≥Мэ.воз + Мт
Наибольший ток в реле, при котором якорь реле возвращается в начальное положение называется током возврата релеIвоз.
Коэффициент возврата:
, где Квоз – коэффициент возврата реле.
|
|
kвоз<1 должен приближаться к единице.
Реле сопротивления.
Принцип действия.
Реле сопротивления является основным органом дистанционной защиты, оно измеряет сопротивление линии до места КЗ. Реле KZ замеряет напряжение и ток в месте установки защиты и производит вычисление сопротивление линии Zр=Uр/Iр от места установки защиты до точки КЗ.
Рис.10. Схема подключения реле сопротивления.
Принцип действия электромагнитного реле сопротивления.
В нормальном режиме Zрн=Uрн/Iрн реле не срабатывает. При возникновении КЗ в месте установки защиты понижается напряжение до Uрк и увеличивается ток реле до Iрк, в итоге сопротивление ZК уменьшается до сопротивления Zркз=Uрк/Iрк и реле ZK срабатывает, так как Zрн>Zркз. Реле настраивают на сопротивление срабатывания Zср<Zркз.
Рис.11. Электромагнитное реле полного сопротивления.
Устройство электромагнитного реле сопротивления.
Реле состоит из двух электромагнитов 1 и 2, стального подвижного коромысла 3, закреплённого на оси 6, контактов 4 и противодействующей пружины 5. Обмотка Т питается током от трансформатора тока линии, обмотка Н питается от трансформатора напряжения на шинах подстанции. На коромысло 6 действуют моменты:
- от тока в линии на замыкание контактов и
- от напряжения на размыкание ,
- от противодействующий момент пружины
В нормальном режиме моменты и реле не срабатывет.
При КЗ в линии ток резко повышается, что приводит к увеличению момента и , при этом контакты реле замыкаются.
Устройство электронного реле сопротивления.
На практике чаще применяются электронные схемы реле сопротивления рис.12.
|
|
Рис.12. Электронная схема реле сопротивления.
Принцип действия этих реле основан на сравнении абсолютных величин двух UI и UII напряжений.
Где коэффициенты k1 и k4>0
Реле состоит из:
- преобразующих устройств 1 и 2,
- выпрямителей 3 и 4,
- схемы сравнения 5,
- реагирующего органа 6 (нуль-индикатора).
В качестве органа 6 используется поляризованное реле.