Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией

СОДЕРЖАНИЕ

1. Экскурсия. Что это такое? ……………………………………………… 2
2. Основные принципы разработки новой экскурсии …………………... 4
3. Обязательная документация по экскурсионной теме ………………… 13
4. Методика проведения экскурсии ……………………………………..... 14
5. Классификация методических приемов ……………………………….. 15
6. Методические приемы показа ………………………………………….. 16
7. Методические приемы рассказа ……………………………………….. 20
8. Особые методические приемы ………………………………………..... 23
9. Усвоение экскурсоводом методических приемов …………………….. 23
10. Особенности методики подготовки и проведения музейной экскурсии……………………………………………………………….... 24
   
12. Техника ведения экскурсии …………………………………………….  
13. Знакомство экскурсовода с группой …………………………………...  
14. Место экскурсовода в автобусе и на пешеходной экскурсии ………...  
15. Выход экскурсантов из автобуса (троллейбуса, трамвая) ………….....  
16. Передвижение экскурсионной группы ………………………………...  
17. Расстановка группы у объекта ………………………………………...  
18. Возвращение экскурсантов в автобус ………………………………...  
19. Соблюдение времени проведения экскурсии ……………………  
20. Техника проведения рассказа при движении автобуса …………  
21. Ответы на вопросы экскурсантов …………………………………..  
22. Паузы в экскурсии …………………………………………………  
23. Использование индивидуального текста в ходе экскурсии ………  
24. Техника использования портфеля экскурсовода ………………….  
25. Реакция на непредвиденные происшествия ………………………..  
26. Культура речи экскурсовода ………………………………………..  
27. Лексические нормы ………………………………………………….  
28. Грамматические нормы ……………………………………………..  
29. Произносительные (орфоэпические) нормы ……………………….  
30. Постановка голоса……………………………………………………  
31. Воспитание голоса……………………………………………………  
32. Сила голоса …………………………………………………………..  
33. Темп речи …………………………………………………………….  
34. Дикция экскурсовода ………………………………………………..  
35. Скороговорки (рекомендации по произношению) ………………..  
36. Жесты и мимика ……………………………………………………..  
37. Литература ………………………………………………………………  
38. Приложение № 1. Музейная инвентарная карточка …………………  
39. Приложение № 2. Форма составления карточек (паспортов экскурсионных объектов) …………………………………  

1. Экскурсия. Что это такое?

Слово "экскурсия" происходит от латинского "экскурсио". В русский язык это слово проникло в XIX веке и первоначально означало "выбегание, военный набег", затем - "вылазка, поездка". В разные времена в термин "экскурсия" вкладывали разное содержание. Различие формулировок отражало различие во взглядах на экскурсию. Но менялись не только взгляды на экскурсию, менялась она сама как явление общественной жизни.

Главное - исходить из целей экскурсии, отделив это понятие от близких, но отличных от него, таких как экспедиция и путешествие.

 

Сегодня экскурсия - это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Сущность экскурсии заключается в том, что это - одна из форм познания окружающего нас мира, состоящая их двух важнейших элементов: показа заранее подобранных зрительных объектов в природе, окружающей действительности или помещении и рассказа о них, который выступает как пояснение зрительного ряда. Если лишить экскурсию показа, то это будет уже не экскурсия, а просто лекция или беседа. Лишенная рассказа экскурсия останется просто осмотром достопримечательностей, эффективность влияния которого на сознание экскурсантов будет минимальной.

В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную методику.

 

 

Цели, задачи и формы проведения экскурсий можно показать в таблице.

№ п/п Цели Задачи Формы проведения
1. Отдых Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов и т.п. Прогулка
2. Учебная Усвоение обучающимися знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории) Урок вне классного помещения
3. Научная Выявление экспонатов для краеведческого музея Экспедиция
4. Общеобразовательная Расширение общего культурного кругозора Беседы в туристском походе, путевая экскурсионная информация
5. Культурно- просветительская Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям Обзорная многоплановая экскурсия
6. Культурно- воспитательная Усвоение знаний в сочетании с воспитанием Тематическая экскурсия

В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста - экскурсовода, при этом экскурсовод одновременно показывает и учит правильно видеть показанное. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы.

Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства:

- функция научной пропаганды - экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий;

- функция информации - экскурсия содержит информацию по конкретному разделу знаний, отличаясь от других средств информации более высокой наглядностью;

- функция организации культурного досуга - экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Системность знаний, сообщаемых на экскурсии, ее привлекательность в связи с наличием элемента "путешественности", возможность выбора в соответствии со своими интересами - делает экскурсию популярным занятием для людей;

- функция расширения культурно-технического кругозора - экскурсия способствует расширению кругозора человека. сообщая и конкретизируя знания по истории, в области искусства, архитектуры. литературы, экономики;

- функция формирования интересов человека - задача любой экскурсии - сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей к конкретной области знания, что для многих становится началом работы по самообразованию.

Каждая конкретная экскурсия может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от того, с какой группой экскурсантов она проводится. Для детей и молодежи экскурсия - это функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, выбирающих профессию - это функция формирования интересов; для иностранных туристов - функция информации и т.п.

В основу любой экскурсии должны быть положены принципы, позволяющие выделить в ней главное. Их следует рассматривать во взаимной связи друг с другом.

Принципы:

- научности - содержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными определенного раздела современной науки;

- идейности - то есть объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам;

- связи теории с жизнью - материал экскурсии должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного строительства, с теми переменами, которые происходят в стране;

- доходчивости - эффективность экскурсии зависит от того, насколько понятно излагается материал, насколько он по своему содержанию доступен для данной аудитории;

- убедительности - обеспеченность материала экскурсии убедительными сравнениями, ссылками на авторитетные источники, воспоминания очевидцев и участников событий, фотографиями, копиями документов и т.п.

Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительской работы, имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее некоторые признаки говорят о сходстве с другими формами работы, другие, наоборот, подчеркивают ее коренное отличие от них.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Продолжительность по времени проведения от одного академического часа (40-45 минут) до одних суток.

2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников по заранее составленному маршруту.

6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

7. Активная деятельность участников экскурсии (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

- у автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;

- у музейных - знакомство с материалами экспозиций, расположенных на стендах;

- у производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, конвейеров, механизмов).

Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: