Отбор и изучение экскурсионных объектов

Показ объектов является главенствующей частью экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

В качестве объектов могут быть:

- памятные места, связанные с историческими событиями;

- здания и сооружения, мемориальные памятники;

- природные объекты;

- экспозиции музеев, галерей, выставок;

- памятники археологии;

- памятники искусства.

Экскурсионные объекты классифицируются:

- по содержанию - одноплановые (дом, картина и т.д.) и многоплановые (улица, архитектурный ансамбль и т.д.);

- по функциональному назначению - основные (на них раскрываются подтемы) и дополнительные (во время переездов, в ходе логических переходов);

- по степени сохранности - полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.

Критерии оценки объектов для их включения в экскурсию:

- познавательная ценность;

- известность объекта;

- необычность (экзотичность) объекта;

- выразительность объекта;

- сохранность объекта;

- местонахождение объекта;

- временное ограничение показа.

Использование этих критериев особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны и удобны для данной темы.

Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы.

Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.

Составление маршрута экскурсии.

Маршрут экскурсии - это наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены при составлении маршрута - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

Существуют три варианта построения маршрута:

- хронологический (экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей);

- тематический ("Хабаровск Православный", "Хабаровск театральный");

- тематико-хронологический (все обзорные экскурсии).

Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов, с учетом следующих требований:

- показ объектов проводится в определенной логической последовательности, не допуска "петель" (повторного проезда или прохода по одному и тому же участку маршрута);

- наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);

- переезд или переход между объектами не более 10-15 минут;

- наличие благоустроенных остановок (в т.ч. санитарных) и мест парковки автотранспорта.

Разработка автобусного маршрута завершается согласованием и утверждением паспорта и схемы маршрута, расчета километража и времени использования автотранспорта.

Объезд (обход) маршрута.

При организации объезда (обхода) маршрута ставятся задачи:

- ознакомиться с трассой маршрута;

- уточнить места расположения объектов и предполагаемых остановок автобуса или пешеходной группы;

- освоить подъезд на автобусе к объектам или местам остановок;

- провести хронометраж экскурсии в целом, а также показа и анализа отдельных объектов;

- проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;

- выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;

- выбрать методику ознакомления с объектом;

- в целях безопасности передвижения группы по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.

Подготовка контрольного текста экскурсии.

Контрольный текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию.

Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык, объективная оценка показываемых объектов, сформулированная точка зрения на события и факты; цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.

Контрольный текст:

- содержит хронологическое изложение всего материала, не отражая структуры экскурсии и маршрутной последовательности;

- выполняет контрольные функции, т.е. каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста;

- включает в себя материалы, составляющие содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов.

9. Комплектование "портфеля экскурсовода".

"Портфель экскурсовода" - условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии.

Задачи "портфеля экскурсовода":

- восстановить недостающие звенья при показе (фотографии утраченных зданий или объектов, людей, связанных с историческими событиями, схемы процессов, копии подлинных документов и т.д.);

- дать зрительное представление об объекте (растениях, минералах, механизмах путем показа их фотографий, муляжей, макетов.)

"Портфель" создается на каждую тему. Содержание "портфеля" диктуется темой экскурсии. К каждому экспонату, включенному в "портфель" прикрепляется аннотация с исходным справочным материалом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: