На данном шаге создаются шаблоны пользовательского интерфейса, а также описываются возможные переходы между страницами или окнами проектируемой системы. Шаблоны пользовательского интерфейса создаются на основе анализа полностью специфицированных вариантов использования системы, которые по сути трансформируются в описание иерархии функций управления и обработки системы.
Дерево функций представляет собой иерархическую структуру действий, реализованных в информационной системе. Все действия (функции) можно разделить на два основных подмножества:
1) служебные функции – идентичны для всех автоматизированных систем управления предприятием на современном уровне развития аппаратных и программных средств. Функции этого вида призваны обеспечить безопасность ввода, обработки и хранения информации, облегчить работу с системой, сделать ее наиболее удобной и незатруднительной для конечного пользователя.
2) основные функции управления и обработки данных - они отражают особенности процесса обработки информации, получения результатов, ведения информационной базы проекта. Эти функции организованы в том порядке и в том составе, которые продиктованы условиями обработки и управления данными в конкретной предметной области.
Состав и классификация функций разрабатываемой системы представлены в виде дерева функций (см. рис. П1.19).
| ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ |
| СЛУЖЕБНЫЕ |
| ОСНОВНЫЕ |
| ВЕДЕНИЕ |
| СПРАВОЧНИКОВ |
| ПОМОЩЬ В |
| РАБОТЕ С ИС |
| ПЕРСОНАЛЬНЫЕ |
| НАСТРОЙКИ |
| ЗАПОЛНЕНИЕ |
| ВХОДНЫХ |
| ЭКРАННЫХ |
| ФОРМ |
| ОБРАБОТКА |
| ИНФОРМАЦИИ |
| ВЫДАЧА |
| РЕЗУЛЬТАТОВ |
| ПРОВЕРКА |
| ЛОГИНА И |
| ПАРОЛЯ |
| ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ |
| ПОПОЛНЕНИЕ |
| КОРРЕКТИРОВКА |
| УДАЛЕНИЕ |
| НА ЭКРАН |
| НА ПЕЧАТЬ |
Рис. П1.19 Дерево функций информационной системы.
На данном этапе разработки проекта системы необходимо также выбрать язык общения системы с конечным пользователем.
Диалог – это процесс обмена сообщениями между пользователем и системой, при котором осуществляется постоянная смена ролей информатора и реципиента (пользователя, принимающего информацию), причем смена ролей достаточно оперативна.
В процессе диалога возможно:
двустороннее управление на базе языка типа «запрос-ответ»,
одностороннее управление со стороны системы с языком общения типа «меню», «заполнения шаблона», ответа по «подсказке»,
одностороннее управление со стороны пользователя с использованием языка директив (команд).
При использовании для общения языка «меню» в диалоговой системе должна присутствовать система планирования и управления диалогом, в функции которой входит:
§ управление процессом диалога,
§ обеспечение интерфейса пользователя,
§ обеспечение выполнения сервисных или справочных функций,
§ анализ и обработка ошибочных ситуаций,
§ вызов обрабатывающих программ.
Для примера рассмотрим систему общения с пользователем, в которой основная часть диалога ведется на языке типа «меню», а заполнение форм входных документов – по «шаблону». Таким образом, происходит одностороннее управление процессом обработки данных со стороны системы.
Структура сценария диалога в совокупности с деревом функций, которое отражает состав и иерархию функций системы, дает возможность определить состав кадров диалога, содержание каждого кадра и их соподчиненность.
Сценарий диалога предусматривает возможность обеспечения следующих функций управления ходом решения поставленных задач:
· возможность работы с экранными формами,
· формирование выходных страниц,
· корректировка вводимых данных,
· просмотр введенной информации,
· работа с таблицами нормативно-справочной информации,
· протоколирование действий пользователя,
· помощь на всех этапах работы.
Сценарий диалога представлен на рис. П1.20.
Рис. П1.20 Сценарий диалога с системой.
Сценарий диалога состоит из двух логически связанных частей:
1) Основные меню - экраны меню, которые видит пользователь, прежде чем приступить к выполнению основных функций, согласно дереву функций. Основные меню предполагают обязательные действия пользователя при работе с системой.
2) Сервисные меню, которые становятся доступны конечному пользователю после того, как выдана на экран соответствующая форма документа. Сервисные меню предполагают возможные действия, одно из которых может являться необязательным к выполнению.
Технически система состоит из трёх разделов:
· Пользовательский (режим просмотра);
· Административный (режим редактирования);
· Административный (режим выбора).
Схема пользовательского раздела представлена на рис. П1.21.
| Четвертая воздушная армия | ||||
Главное меню
Вход в систему Логин: Пароль:
| Содержимое выбранного раздела |
Рис. П1.21 Макет страницы пользовательского раздела
В заголовке расположен рисунок и надпись «Четвертная воздушная армия». Слева расположено меню, в котором указаны разделы базы данных, а также меню для входа в систему. Вход в систему нужен для того, чтобы авторизованные пользователи могли попасть в административный раздел
Макет административного раздела представлен на рис. П1.22
| Административный раздел | |||||
Выберите опцию:
|
Рис. П1.22 Макет административного раздела
Административный раздел предназначен для вывода на экран опций редактирования.
При выборе одной из них появляется окно редактирования базы данных, общий макет которого представлен на рис. П1.23.
| Административный раздел | ||||||||||
| Редактирование таблицы N | ||||||||||
| ||||||||||
Форма для добавления записи:
| ||||||||||
| Назад в административный раздел |
Рис. П1.23 Макет раздела редактирования
Раздел редактирования предназначен для изменения и добавления данных в базу данных.






