Оглавление(содержание)

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Практикум по арт-терапии»

Самостоятельная работа учащихся в рамках данной дисциплины является важным компонентом обучения, приобретения культурных, личностных и профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины.

       В процессе самостоятельной работы обучающиеся проявляют свои творческие качества, поднимаются на более высокий уровень профессионализации.

При изучении дисциплины используются следующие формы самостоятельной работы:

- работа с книгой;

- конспектирование;

-анализ продуктов личного творчества;

- работа с художественными материалами;

- Самостоятельная работа – «Эссе».

Самостоятельная работа обучающихся позволит более углублённо освоить предлагаемый курс. Для успешного выполнения самостоятельной работы рекомендовано:

1. активно участвовать в усвоении материала на лекциях;

2. самостоятельно работать с учебниками и научной литературой, составлять конспекты по проработанному материалу;

3. уметь аргументировать свою точку зрения, внимательно слушать выступления других участников учебной группы, умело соотносить и сопоставлять их высказывания со своим мнением.

4.. вести журнал самонаблюдений на практических занятиях.

Задачи журнала самонаблюдений:

  1. Инструмент профессионального роста, соединение теории с практикой;
  2. Психотерапевтический материал, личная терапия;
  3. Решение творческих задач – выработка новых моделей поведения;
  4. Составляющая часть обучения – саморефлексия, самоанализ, выработка навыков практической работы;
  5. Развитие самодирективности (умение брать ответственность, видение себя).

Обучающимся предлагается вести журнал самонаблюдений, который является своеобразным дневником, в котором будет отражен опыт участия в интерактивных занятиях. В процессе ведения журнала, обучающимися будут фиксироваться, наиболее важные, связанные с участием в упражнениях чувства, мысли и впечатления, а также проводиться их анализ.

       Журнал самонаблюдений не будет сдаваться на проверку ведущим курса, так как он является конфиденциальным документом.

       Основной целью ведения журнала самонаблюдения является повышение эффективность обучения обучающихся посредством саморефлексии.

Содержание журнала самонаблюдений

Рекомендуется после каждого дня занятий описывать в журнале самонаблюдений кратко, свои мысли, чувства и впечатления, возникшие во время упражнений.

Возможный перечень вопросов обучающегося к самому себе:

Анализ фактического материала

§ Что происходило в ходе занятий?

§ Что вы делали?

§ Что делали другие участники группы?

§ Какова была ваша роль в ходе занятий?

§ Что вы чувствовали в ходе занятия, совершая те или иные действия?

Ретроспективный анализ

Видите ли, вы нечто повторяющееся и характерное:

· В своих собственных поступках и переживаниях;

· В поступках и переживаниях других членов группы;

· В переживаниях и поступках группы в целом?

Разноуровневый анализ

§ Какие личные гипотезы вы используете с целью объяснения происходящего во время занятий?

§ Что нового вы открыли для себя сегодня?

Интегративный анализ

§ Чему вы научились в ходе занятий?

§ Каким образом вы сможете использовать новый опыт в своей профессиональной деятельности, вне работы?

Используя журнал самонаблюдений, студенты должны подготовить самостоятельную работу - эссе объемом 5- 7 страниц, свидетельствующее о том, в какой степени студенты понимают те процессы, которые характерны для арт-терапевтической работы.

 Для написания эссе необходимо охарактеризовать метод арт-терапии, и подробно описать свои мысли и переживания, а также феномены и процессы. Для иллюстрирования эссе можно использовать, созданную на занятии работу, художественное описание или фотографии.

Эссе должно показывать, что в результате изучения данной дисциплины студент:

· понимает процесс создания художественного образа в качестве средства самовыражения и коммуникации, в том числе, осознает метафорическую, символическую основу художественной экспрессии;

· понимает свое поведение в контексте групповой арт-терапевтической работы и его влияние на других членов группы, обладает достаточной чувствительностью, межличностным взаимодействием и обратной связью;

· адекватно и продуктивно реагирует на поведение и суждения других членов группы;

· понимает особенности групповой динамики, групповую культуру, скрытые потребности и установки, выражение отрицательных и положительных чувств.

       Представленная работа должна отвечать поставленным задачам, иметь практический выход.

        Критериями оценки является краткость и логика изложения, аккуратное оформление и аргументированность работы.

Оформление самостоятельной работы:

       1.Титульный лист.

Образец титульного листа определяется Положением об аттестации учебной работы бакалавра института.

       Устанавливаются следующие требования к оформлению самостоятельной работы:

- параметры страницы (210х297 мм) А4;

- интервал полуторный;

- шрифт 12, TimesNewRoman;

- поля страницы: левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см.

- все страницы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами в верхнем правом углу.     

       2. Задания в рамках самостоятельной работы должны быть скреплены в единый документ, листы должны быть пронумерованы;

       3. Работа сдается на портал в электронном виде.

Оформление самостоятельной работы «Эссе»

Титульный лист.

    В верхней части указываются сведения об учреждении, в котором выполнена работа, название кафедры, которую представляет задавший работу преподаватель. В центре- вид работы с указанием названия дисциплины, тема. Сбоку справа- фамилия и инициалы студента, курс, номер группы, факультет; фамилия и инициалы, академическое звание научного руководителя. В нижней части - название города, год.

Оглавление(содержание)

Последовательное изложение пунктов плана работы с указанием страниц, с которых начинаются все пункты. Страница текста нумеруется арабскими цифрами в верхнем правом углу, начиная с 2 страницы, т.е. с «Содержания». Титульный лист не нумеруется, но принимается за 1 страницу.

Введение

В этом разделе определяется актуальность и значимость дисциплины «Практикум по арт-терапии» для практического профессионального и личностного применения, определяются основные цели работы и подчиненные ей более частные задачи.

Основная часть

В первой части необходимо представить своими словами основные понятия об арт-терапии, включающие следующие пункты:

· Определение арт-терапии;

· К какой цели стремится психолог в работе с клиентами?

· Какие задачи ставит перед собой психолог для достижения основной цели в работе с клиентами используя методы арт-терапии?

· Какие коррекционные возможности имеются у арт-терапии?

· Какие основные виды арт-терапии используются в работе с клиентами?

· Охарактеризуйте основные этапы и задачи арт-терапевтического процесса?

· Что такое безопасное арт-терапевтическое пространство? Из каких компонентов оно формируется?

· Каким образом осуществляется организация арт-терапевтического процесса?

· Определение изотерапии;

· Раскрыть основные этапы изотерапии;

· Дать определение сказкотерапии;

· Представить схему психологического анализа сказок и основных этапов сказкотерапии.

Во второй части - разместить свою работу (рисунок) на странице и проанализировать, ориентируясь на следующие пункты:

· Какие чувства возникают у Вас, когда Вы рассматриваете рисунок?

· Дайте название рисунку;

· Какие художественные материалы, использовались для создания рисунка?

· Какова была последовательность процесса рисования;

· Какая цветовая гамма выбрана для рисунка (теплая, холодная);

· Какова основная направленность линий в рисунке (горизонтальная, вертикальная или диагональная);

· Происходит ли движение персонажей в рисунке?

·  Опишите размер и местоположение отдельных объектов на рисунке, позе фигур;

· Что находится в центре рисунка?

· Где расположены объекты по отношению к краю листа?

· Соответствует ли изображение текущему времени года?

· Имеются ли повторяющиеся объекты?

В третьей части самостоятельной работы разместить и проанализировать историю по личному рисунку, ориентируясь на следующие пункты:

1. Определить главного героя истории.

2. Проанализировать символическое поле истории. Необходимо выделить наиболее яркие образы и определить их символическое значение на личном и глубинном уровне.

3. Составить заключение о конфликтном и ресурсном содержании истории.

4. Сформировать перспективные задачи психологической работы с автором, выявить «основную проблему» автора и найти ресурсы для работы с ней.

Заключение

Подводя итоги работы, делается вывод, к которым пришел обучающийся и его рекомендации. Заключение должно быть кратким, обстоятельным и соответствовать поставленным целям и задачам и может быть оформлен в виде таблицы.

Отразить личный опыт участия в интерактивных занятиях в виде таблицы, используя журнал самонаблюдений:

Вопрос Наблюдение - ответ
§ Какие личные гипотезы вы используете с целью объяснения происходящего во время занятий?  
§ Что нового вы открыли для себя в процессе выполнения заданий-упражнений?  
§ Чему вы научились в ходе занятий?  
Каким образом вы сможете использовать новый опыт в своей профессиональной деятельности, вне работы?  

 

Литература


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: