Равновесия в растворах электролитов

    Важнейшие понятия: кислоты и основания с точки зрения электролитической диссоциации, константа и степень диссоциации, сильные и слабые электролиты, реакции обмена в растворах электролитов, ионные уравнения (смысл и порядок написания).

     
 


1. Напишите уравнение диссоциации уксусной кислоты.

2. Запишите выражение константы диссоциации, найдите в справочнике числовое значение константы.

3. Исходя из математического выражения константы диссоциации уксусной кислоты, покажите, как влияет на ее состояние равновесия введение в раствор ацетата натрия.

 

Опыт 1

Влияние одноименного иона на диссоциацию слабой кислоты

а) В две пробирки поместите по 2-3 капли уксусной кислоты, добавьте по одной капле индикатора метилоранжа. Одну пробирку оставьте в качестве контрольной, а в другую внесите несколько кристаллов ацетата натрия. Сравните окраску индикатора в обеих пробирках. Объясните наблюдаемое.

     


Что надо добавить к раствору слабой кислоты, чтобы подавить ее диссоциацию?

 

б) Возьмите в две пробирки по 2-3 капли раствора аммиака и добавьте по одной капле индикатора фенолфталеина. В одну пробирку поместите несколько кристаллов соли хлорида аммония. Сравните окраску растворов в обеих пробирках и объясните причину ее изменения.

     
 


1. Напишите уравнение диссоциации гидроксида аммония.

2. Представьте выражение константы диссоциации гидроксида аммония и запишите ее числовое значение.

З. Используя выражение константы диссоциации, покажите, как влияет на диссоциацию гидроксида аммония NН4ОН введение в его раствор хлорида аммония NH4Cl.

 

Опыт 2

Реакции обмена в растворах электролитов

     
 


1. Сформулируйте и запишите в тетрадь условия одностороннего протекания ионных реакций.

2. Опишите порядок составления ионных уравнений реакции.

 

Вариант 1

а) Поместите в две пробирки по 3-5 капель растворов: в одну сульфата меди (ІІ), в другую сульфата никеля (ІІ). Затем в каждую добавьте по 2-3 капли раствора сульфида натрия.

     
 


1. Отметьте цвет полученных осадков.

2. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций.

3. Протекают ли данные реакции необратимо?

 

б) Внесите по отдельности в пробирку немного кристаллов карбоната натрия, калия и кальция; в каждую пробирку прилейте по 5-6 капель раствора соляной кислоты.

     
 


1. Между какими ионами идут реакции?

2. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций.

 

в) В одну пробирку поместите 2 капли раствора СН3СООNа, в другую столько же NH4Cl. В первую пробирку прилейте 2-3 капли раствора соляной кислоты, во вторую 2-3 капли раствора гидроксида натрия. Испытайте на запах содержимое пробирок.

     
 


1. Протекают ли проделанные реакции до конца?

2. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций.

 

г) По данным ионным уравнениям экспериментально осуществите превращения: Ва2+ + SO42- = BaSO4

 Co2+ + 2OH- = Co(OH)2

 

1. Отметьте цвет осадков.

2. Запишите молекулярные уравнения

 

Вариант 2

а) В две пробирки возьмите соответственно растворы солей никеля (ІІ) и меди (ІІ) и добавьте в каждую раствор гидроксида натрия.

 

1. Отметьте цвет осадков.

2. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций.

3.  Протекают ли данные превращения до конца?

 

б) В пробирку поместите немного твердого хлорида натрия (опыт проводить под тягой), прилейте 0,5 см3 концентрированной серной кислоты и слегка нагрейте.

1. Исследуйте выделяющийся газ влажной синей лакмусовой бумажкой. Как и почему изменился ее цвет?

2. Напишите молекулярное и ионное уравнение процесса.

 

в) С помощью имеющихся реактивов проведите реакцию нейтрализации (две реакции).

     


1. Какую реакцию называют реакцией нейтрализации?

2. Представьте проделанные взаимодействия молекулярными и ионными уравнениями.

 

Опыт 3

Определение реакции сред с помощью индикаторов

     
 


1. Напишите уравнение электролитической диссоциации воды.

2. Что такое ионное произведение воды и чему оно равно при 250С?

3. Что такое водородный и гидроксильный показатели? В каких пределах они могут изменяться?

4. Укажите предел изменения концентрации ионов ОН- в кислых средах.

5. Укажите предел изменения концентрации ионов Н+ в щелочных средах.

6. Что такое индикаторы? Какие индикаторы вам известны?

 

а) В четыре пробирки налейте по 5-6 капель раствора любой кислоты, имеющейся на реактивном столе. Прибавьте в каждую пробирку один из следующих индикаторов: метилоранж, лакмус, фенолфталеин, универсальный индикатор*. Отметьте изменение окраски индикаторов в пробирках. (Универсальный индикатор – цветные полоски в барабане со шкалой-эталоном.)

б) Изменение окраски указанных в «а» индикаторов проследите в растворе любой имеющейся на реактивном столе щелочи.

Результаты наблюдений запишите в таблицу:

 

Среда

Окраска индикатора

рН
лакмус фенолфталеин метилоранж универсальный
нейтральная        
кислая        
щелочная        

        

 










Лабораторная работа




double arrow
Сейчас читают про: