Важнейшие понятия: кислоты и основания с точки зрения электролитической диссоциации, константа и степень диссоциации, сильные и слабые электролиты, реакции обмена в растворах электролитов, ионные уравнения (смысл и порядок написания).
![]() | ![]() |
1. Напишите уравнение диссоциации уксусной кислоты.
2. Запишите выражение константы диссоциации, найдите в справочнике числовое значение константы.
3. Исходя из математического выражения константы диссоциации уксусной кислоты, покажите, как влияет на ее состояние равновесия введение в раствор ацетата натрия.
Опыт 1
Влияние одноименного иона на диссоциацию слабой кислоты
а) В две пробирки поместите по 2-3 капли уксусной кислоты, добавьте по одной капле индикатора метилоранжа. Одну пробирку оставьте в качестве контрольной, а в другую внесите несколько кристаллов ацетата натрия. Сравните окраску индикатора в обеих пробирках. Объясните наблюдаемое.
![]() | |||
![]() | |||
Что надо добавить к раствору слабой кислоты, чтобы подавить ее диссоциацию?
б) Возьмите в две пробирки по 2-3 капли раствора аммиака и добавьте по одной капле индикатора фенолфталеина. В одну пробирку поместите несколько кристаллов соли хлорида аммония. Сравните окраску растворов в обеих пробирках и объясните причину ее изменения.
![]() | ![]() | ||
1. Напишите уравнение диссоциации гидроксида аммония.
2. Представьте выражение константы диссоциации гидроксида аммония и запишите ее числовое значение.
З. Используя выражение константы диссоциации, покажите, как влияет на диссоциацию гидроксида аммония NН4ОН введение в его раствор хлорида аммония NH4Cl.
Опыт 2
Реакции обмена в растворах электролитов
![]() | ![]() | ||
1. Сформулируйте и запишите в тетрадь условия одностороннего протекания ионных реакций.
2. Опишите порядок составления ионных уравнений реакции.
Вариант 1
а) Поместите в две пробирки по 3-5 капель растворов: в одну сульфата меди (ІІ), в другую сульфата никеля (ІІ). Затем в каждую добавьте по 2-3 капли раствора сульфида натрия.
![]() | ![]() |
1. Отметьте цвет полученных осадков.
2. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций.
3. Протекают ли данные реакции необратимо?
б) Внесите по отдельности в пробирку немного кристаллов карбоната натрия, калия и кальция; в каждую пробирку прилейте по 5-6 капель раствора соляной кислоты.
![]() | ![]() | ||
1. Между какими ионами идут реакции?
2. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций.
в) В одну пробирку поместите 2 капли раствора СН3СООNа, в другую столько же NH4Cl. В первую пробирку прилейте 2-3 капли раствора соляной кислоты, во вторую 2-3 капли раствора гидроксида натрия. Испытайте на запах содержимое пробирок.
![]() | ![]() | ||
1. Протекают ли проделанные реакции до конца?
2. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций.
г) По данным ионным уравнениям экспериментально осуществите превращения: Ва2+ + SO42- = BaSO4
Co2+ + 2OH- = Co(OH)2
1.
Отметьте цвет осадков.
2. Запишите молекулярные уравнения
Вариант 2
а) В две пробирки возьмите соответственно растворы солей никеля (ІІ) и меди (ІІ) и добавьте в каждую раствор гидроксида натрия.
1.
Отметьте цвет осадков.
2. Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций.
3. Протекают ли данные превращения до конца?
б) В пробирку поместите немного твердого хлорида натрия (опыт проводить под тягой), прилейте 0,5 см3 концентрированной серной кислоты и слегка нагрейте.
1. Исследуйте выделяющийся газ влажной синей лакмусовой бумажкой. Как и почему изменился ее цвет?
2. Напишите молекулярное и ионное уравнение процесса.
в) С помощью имеющихся реактивов проведите реакцию нейтрализации (две реакции).
![]() | |||
![]() | |||
1. Какую реакцию называют реакцией нейтрализации?
2. Представьте проделанные взаимодействия молекулярными и ионными уравнениями.
Опыт 3
Определение реакции сред с помощью индикаторов
![]() | |||
![]() | |||
1. Напишите уравнение электролитической диссоциации воды.
2. Что такое ионное произведение воды и чему оно равно при 250С?
3. Что такое водородный и гидроксильный показатели? В каких пределах они могут изменяться?
4. Укажите предел изменения концентрации ионов ОН- в кислых средах.
5. Укажите предел изменения концентрации ионов Н+ в щелочных средах.
6. Что такое индикаторы? Какие индикаторы вам известны?
а) В четыре пробирки налейте по 5-6 капель раствора любой кислоты, имеющейся на реактивном столе. Прибавьте в каждую пробирку один из следующих индикаторов: метилоранж, лакмус, фенолфталеин, универсальный индикатор*. Отметьте изменение окраски индикаторов в пробирках. (Универсальный индикатор – цветные полоски в барабане со шкалой-эталоном.)
б) Изменение окраски указанных в «а» индикаторов проследите в растворе любой имеющейся на реактивном столе щелочи.
Результаты наблюдений запишите в таблицу:
| Среда | Окраска индикатора | рН | ||
| лакмус | фенолфталеин | метилоранж | универсальный | |
| нейтральная | ||||
| кислая | ||||
| щелочная | ||||
Лабораторная работа
























