Донбасс в условиях нарастания системного кризтиса в стране (1985-1991 гг.)

В апреле 1985 г. новое руководство в лице М.С.Горбачева заявило об изменении экономической политики государства. Оно сделало упор на расширение экономической самостоятельности государственных предприятий.

Постепенно в советском руководстве росло понимание того, что без кардинальных преобразований в хозяйственном механизме и последующей трансформации социально – политической системы достичь реальных результатов невозможно.

Предпосылками реформ были:

- экономические – К середине 80-х годов обнаружился глубокий экономический, политический и социальный кризис системы. Советская экономика утратила присущий ей динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности с 8,4% в конце 60-ых годов до 3,5% в начале 80-ых. Производительность труда за это же время упала с 6,3% до 3%. Экономический застой сопровождался большим удельным весом военных затрат (около 43-45% бюджета), снижением жизненного уровня, что вызвало объективную потребность реальных изменений.

- политические – завершилось оформление основных институтов советской бюрократической системы. Происходила деградация правящей верхушки общества (коррупция, протекционизм) являвшиеся оплотом консерватизма.

- социальные – Обозначился кризис и в социальной сфере. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х годов по сравнению с 1966-70 гг. уменьшились в 2,8 раза. Сохранявшаяся уравниловка и дефицитная система распределения вступала в противоречие с сохраняемой системой привилегий управленческого слоя. Все это вело к апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности. Усиление идеологического давления породило диссидентское движение.

- международные – с периодом холодной войны совпало существование биполярной структуры СССР – США, которая привела к соперничеству двух сверхдержав и непрерывной гонке вооружений. Это изматывало экономику страны. Нужно было оценить размеры охватившего страну кризиса путем его глубокого научного анализа. По инициативе Горбачева в 1987 г. начинается разработка концепции экономической реформы в СССР. К этой работе были привлечены известные экономисты Л.И.Абалкин, А.Г.Аганбегян, А.Г.Гранберг, П.Г.Бунич, Т.И. Заславская и др.

Разработанный ими проект предусматривал следующие изменения: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора в экономике (первоначально путем развития кооперативного движения), отказ от монополии внешней торговли, более глубокая интеграция в мировой рынок, сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, развитие арендных отношений на селе. В 1987-88 гг. был принят комплекс законодательных актов о перестройке управления народным хозяйством, важнейшими из которых были закон «О государственном предприятии (объединении)» (июнь 1987 г.), постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О расширении прав трудового коллектива и выборы руководителей», закон «О кооперации в СССР» (май 1988 г.). Однако при сохранении ведомственного диктата, ужесточении государственного регулирования и контроля по отношению к хозяйствующим субъектам и прежде всего кооперативам, арендным предприятиям принятые законодательные акты практически не срабатывали.

Донецкая область начала реализовывать принятые законы.

Одним из первых в области в порядке эксперимента начал работать в 1986 г. завод «Азовсталь». В 1988 на хозрасчет перешло более половины предприятий области (243) а с 1989 г. вся ее промышленность. Хозрасчет в угольной промышленности оказался в значительной степени формальным, поскольку действовавшие цены на уголь не соответствовали реальным затратам и в любом случае оставляли предприятия планово убыточными. Контроль государства сделал фиктивной самостоятельность, поэтому результаты реформы в нашей области оказались весьма скромными. Иначе и не могло быть, ибо госзаказ ничем не отличался от директивного плана.

Особенностью кризиса стало падение качества выпускаемой продукции. С целью обеспечения выпуска конкурентноспособной продукции было решено ввести государственную приемку. На предприятиях области она начала внедряться с января 1987 г. Инициаторами ее внедрения стали Новокраматорский и Донецкий машиностроительный завод, Енакиевский и Донецкий металлургическийе заводы, завод ЛКУ (ныне Донецкий завод горного машиностроения). Госприемка предполагала создание специальных органов вневедомственного контроля и должна была поставить заслон браку и расточительству на предприятиях. Однако она дала и неожиданные социальные последствия. Повсеместно выявляя несоответствие изделий стандартам качества, она лишала трудовые коллективы премий. В частности, на предприятиях, работающих в условиях госприемки в 1-ом полугодии 1989 г. почти на 145 млн.руб. продукции было принято только после доработки и повторного предъявления, на 0,8 млн.руб. – окончательно забраковано. Опосредованным результатом госприемки стало фактическое сокращение заработной платы тысяч трудящихся. Таким образом к середине 1987 г. попытки стабилизировать экономику области оказались малоэффективными.

Второе направление экономической реформы 2-ой половины 80-х годов предусматривало расширение сферы деятельности частного сектора и поощрения частной инициативы. Принятым 19 ноября 1986 г. и дополненным 26 мая 1988 г. законом частная собственность была легализована в 30 видах производства товаров и услуг. Трудовые коллективы получили право выбирать, либо стать государственной собственностью, либо перейти в разряд кооперативных, государственно - кооперативных или частных. На кооперативы возлагали большие надежды в деле улучшения ситуации на потребительском рынке. Однако последствия развития кооперативного движения оказались далеки от ожидаемых. Именно поэтому оно получило негативную оценку в значительной части граждан области. Большинство населения считало развитие частной инициативы причиной снижения их жизненного уровня. Недовольство населения было столь велико что в дни июльской забастовки шахтеры потребовали их ликвидации. В итоге 21 июля 1989 г. Донецкий облисполком принял специальное постановление о прекращении регистрации и закрытии торгово-закупочных и других посреднических кооперативов. 1 сентября 1989 г. он констатировал, что денежное обращение в области значительно ухудшилось, причем в налогообложении благодаря деятельности посреднических организаций, приобретающих товары в государственной розничной сети, колхозах и совхозах с последующей их реализацией по повышенным ценам. В условиях товарного голода и неудовлетворенного спроса населения спекуляция являлась следствием неспособности государства обеспечить граждан товарами и услугами. Дефицит самых необходимых продуктов, «вымывание» различных групп продовольственных и промышленных товаров из государственной торговли в кооперативы заставили власти ввести нормированное распределение для населения области: по талонам, спискам, приглашениям. Так в 1988 – 89 гг. на каждого жителя полагалось в месяц от 1 до 2,5 кг. сахара (в зависимости от времени года), 5 пачек сигарет, 1 кусок туалетного мыла, 300-400 гр. стирального порошка. Были введены нормы отпуска сливочного масла, мяса, мясопродуктов. Однако стабилизировать потребительский рынок не удавалось. Не всегда можно отоварить полученные талоны или приглашения. Нестабильность в обществе сразу же сказалась на производственной дисциплине, вызвав резкое ее падение. В 1988 г. потери рабочего времени выросли на 15%. Поэтому неудивительно, что и экономические показатели области становились все хуже.

За 1-ое полугодие 1989 г. 28,3% всех предприятий Донецкой области сорвали поставки продукции потребителям. В 10 городах и 11 районах области не был выполнен план по вводу жилья в эксплуатацию.

Кризисные явления в экономике и социальной сфере области продолжали усугубляться. Во второй половине 1989 г. кроме угольной промышленности большое отставание от плановых показателей допустили металлурги. 60% металлургических предприятий не справились с договорными обязательствами.

Однако несмотря на снижение производственных показателей средняя зарплата значительно выросла. Так в промышленности при падении производительности труда на 2,3% средняя зарплата увеличилась на 11%. В целом по народному хозяйству области она была больше на 9,5% чем в 1988г. Однако необоснованный рост денежных доходов не улучшил положение населения, а привели к снижению уровня жизни, так как цены в условиях товарного дефицита росли быстрее зарплаты. Так цены на мясо и сало выросли на 25%, фрукты и ягоды на 30%, на овощи на 21%, на картошку на 36%.

Резко усилилась напряженность ввода объектов социального назначения. Ввод школ в эксплуатацию уменьшился на 88%, детских учреждений на 57%, больниц на 86%. Человек вдруг ощутил, что он лишился социальных гарантий, которыми он пользовался.

Трудности ощущались и в сельском хозяйстве. Поголовье крупного рогатого скота снизилось на 4%, свиней на 7%, овец на 10%, птицы на 11%, производство яиц на 11%, овощей на 6%. Таким образом к концу 80-х годов кризис охватил и аграрно – промышленный комплекс области. Колхозы и совхозы не могли рентабельно работать в новых условиях хозяйствования, а фермерство не получило достаточного развития и государственной поддержки.

Накопившиеся экономические и социальные проблемы начали вызывать недовольство у трудящихся области. Первыми отреагировали на эту ситуацию шахтеры. Начиная с 1987 – 89 гг. на отдельных шахтах начали возникать трудовые конфликты, заканчивавшиеся коллективными жалобами и обращениями в вышестоящие инстанции, прекращением работы и даже голодовками. Как правило они охватывали небольшую группу людей и не имели значительного успеха. Горняки передавали в адрес ХІХ партконференции, 1 – го съезда народных депутатов СССР десятки обращений. Разуверившись в результативности таких форм они изменили тактику. Начали появляться первые рабочие организации: советы трудовых коллективов, объединения социалистических профсоюзов, стачечные комитеты. 18 июля 1989 г. Забастовали горняки шахты «Ясиновская - Глубокая» г.Макеевки. 20 июля в области уже не работали 93 шахты и 11 шакхтостроительных организаций. Забастовка перекинулась на шахты областей (Луганской, Днепропетровской (Западный Донбасс)), Львовско – Волынского бассейна. 22 июля из 121 шахты не работало 110. 25 июля было подписано соглашение между руководством стачкома и правительством и в тот же день шахты начали работать. Стачкомы совместно с правительством подписали «Протокол о согласованных мерах». Однако постановление правительства № 608 в основном осталось на бумаге. Не были введены новые оптовые цены на уголь, не улучшилось обеспечение шахт оборудованием и запасными частями. Со временем стало ясно, что многие пункты «Протокола...» не выполнимы, так как включают в себя зачастую нереальные требования. Любой договор чтобы быть выполненным должен содержать обязательства двух сторон а не одной. Однако «Протокол...» перечислял исключительно обязательства правительства, совершенно не оговорив обязательства шахтеров. Правительство страны растерялось перед забастовщиками, дало невыполнимые обещания скорого выполнения их требований породив тем самым стачкомовский экстремизм и создало прецедент для работников других отраслей области. Поэтому забастовки стали обычным явлением не толко в угольной промышленности но и в других отраслях и бюджетных организациях.

Экономические и социальные проблемы заставили задуматься людей над путями выхода из тяжелейшей ситуации. Более того большинство трудящихся области рассматривали реформирование Советского Союза и превращение его в демократическое государство. Они видели свое будущее в обновленном Союзе. Готовность к заключению нового союзного договора, в котором Украина могла бы иметь значительные права и подлинный суверенитет отразилась в результатах Всесоюзного референдума 17 марта 1991 г. «О сохранении СССР». В Донецкой области 84,5% голосовавших высказались за сохранение и обновление СССР, более 86,1% за вхождение в него Украины. Данные результаты были обусловлены не только интернациональным составом населения области но и спецификой ее экономических связей с экономикой всего Союза. За пределы Украины область вывозила 45% проката, 65% стальных труб, 32% минеральных удобрений, 69% металлорежущих станков, 82% прокатного оборудования. Вместе с тем в область ввозили 59% заготовок черного металла, 27% угля, 1/6 часть рыночного фонда товаров формировалась за счет поставок других республик. Представляется, что экономические аргументы оказались решающими при ответе населения Донетчины на вопросы референдума.

Дальнейшее обнищание население и спад по всем экономическим показателям делали обстановку в области очень нестабильной. Но вершину недовольства вызвало введение с 11 января 1991 г. новых оптовых цен в промышленности: стоимость топливно – энергетических ресурсов была повышена в 2 раза; продукция металлургии на 50%, стоимость продукции машиностроения возросла на 40%. Однако введение давно ожидавшихся цен вызвало трудовой конфликт. Информация о новых ценах не была доведена вовремя до сведения шахтеров, поэтому договора с потребителями были заключены в старых ценах без учета удорожания, электроэнергии и оборудования и таким образом поставили отрасль на грань банкротства.Лишь за 2 дня января по новой системе хозяйствования шахты области недополучили 7,5 млн.руб. Шахтеры требовали дотации. Союзное правительство пообещало но не дало денег. Зато Киев нашел в республиканском бюджете 13 млрд. рублей. Выделив средства на дотацию парламент Украины принял в январе 1991 г. решение о передаче шахт и металлургических заводов из союзного подчинения в ведение республики. Приняв на себя тяжелейшее финансовое бремя он обрел в лице шахтеров и металлургов потенциальных союзников в реализации курса на достижение суверенитета республики.

Нужно отметить и следующее, что в области изменилось общественное мнение к забастовкам горняков. От сучувственного в 1989 г. до негативно – осуждающего в 1991 г. Трудящиеся-металлурги, коксохимики, транспортники все чаще заявляли что угольщики «тянут одеяло на себя». С 2 марта 1991 г. повысились цены на 20% на основные продукты питания и товары народного потребления. Вклады населения были заморожены на 3 года. Реакция последовала незамедлительно. Забастовщики требовали немедленной отставки Горбачева и его правительства.

Впервые после 1946 года в стране была введена карточная система. В обществе начали возникать неформальные движения, организовываться оппозиционные партии. В России ярыми сторонниками дезинтеграции выступали Ельцин и Сахаров. В республиках начали возникать Народные фронты союзных республик (Эстонии, Латвии, Литвы, Армении, Грузии). Весной – летом 1990г. прибалтийские республики а за ними и другие приняли декларации о национальном суверенитете. Одновременно с ростом оппозиции союзными структурами власти начался процесс распада КПСС. В течение 1989 – 1990 гг. из состава КПСС вышли Компартии прибалтийских республик. В 1990 г. была создана КП РСФСР.

Вместе с тем предпринимались попытки сохранить федеральную власть с помощью силы (в апреле 1989 г. – Тбилиси, в январе 1990г. – Баку, январе 1991 г. Вильнюс, Рига). Встал вопрос о реорганизации Союза. 17 марта 1991 г. в СССР прошел референдум, в ходе которого абсолютное большинство граждан высказались за сохранение союзного государства в обновленном виде. Союзный договор суверенных государств предоставлял значительные права республикам и превращал центр из управляющего в координационный.

Подписание нового союзного договора было намечено на 20 августа 1991 г. 19 августа с целью сорвать заключение соглашения и восстановить власть центра и КПСС 4 руководителя СССР Янаев - вице-президент; В.С.Павлов – премьер, и др. Создали госкомитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) и попытались устранить Горбачева от власти 19 – 21 августа 1991 г. Однако Ельцин и его команда проявили решительность и попытка ГКЧП не удалась. Позицию осуждения или непризнания заняли также руководители большинства Союзных республик в которых центробежные тенденции в дальнейшем значительно ускорялись.

После событий 19-21 августа 23 августа был подписан указ о роспуске КПСС. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря, был распущен союзный кабинет министров, был распущен Съезд народных депутатов СССР. Сразу после августовских событий о своем выходе из СССР заявили три прибалтийские республики. Другие республики приняли законы, провозглашавшие суверенитет и сделавшие их фактически независимыми от Москвы. Реальная власть концентрировалась в руках республиканских правительств.

14 ноября 1991 г. в Новоогарево участники заседания Госсовета СССР согласовали текст последнего варианта Союзного договора, предусматривавшего государственное устройство Союза Суверенных государств как Конфедерации. Однако за день до намеченного подписания 8 декабря в Беловежской пуще (Белоруссия) состоялась встреча руководителей трех союзных республик РФ, Украины и Белоруссии в ходе которой был подписан документ о прекращении существования СССР и создания вместо конфедерации организации «Содружества Независимых Государств СНГ». 21 декабря в Алма – Ате одиннадцать бывших союзных республик поддержали «Беловежское соглашение». 25 декабря Горбачев сложил с себя полномочия президента и передал власть Ельцину.

Распад СССР явился результатом воздействия объективных и субъективных причин. Среди первой группы стали неудачи экономических реформ, осуществлявшихся в горбачевский период; ослабление КПСС и последующая ликвидация партийно-политической монополии; движение за национальное самоопределение республик в период «перестройки». Огромную роль в разрушении СССР сыграл субъективный фактор: запланированные ошибки Горбачева, его непоследовательность в проведении реформ, отсутствие разработанной национальной политики, политические амбиции руководителей России, Украины и Белоруссии. Лидеры национальных движений в силу обретенной самостоятельности также ставили в качестве одной из главных целей, задачу обретения республиканской независимости.

Последствия распада СССР носили тяжелейший характер. Нарушились экономические, политические, культурные связи, имевшие многовековые исторические традиции. Большую часть трудностей следует отнести за счет разрыва кооперационных научно-технических связей. На территории бывшего Союза произошло обострение межнациональных отношений, что вызвало конфликты между Азербайджаном и Арменией, Грузией и Южной Осетией, позже Абхазией, что породило проблему беженцев. В гражданскую войну перерос этнический конфликт в Таджикистане.

Таким образом, в период правления Горбачева была окончательно разрушена система тоталитарного режима. На волне демократизации в СССР оформился политический плюрализм, многопартийность, начало зарождаться гражданское общество, осуществляется принцип разделения властей. Политика гласности, раскрепостила сознание людей, во многом определила необходимость перемен в обществе. Однако нужно признать, что «экономические реформы» Горбачева провалились. Вслед за очищением социализма от тоталитаризма последовал крах социалистической системы.

ТЕМА 9: ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЕВРОПЕ И УКРАИНА (1991-2014 ГГ.). ДОНБАСС. ДНР И ЛНР.

1. Деиндустриализация и дезинтеграция региона в независимой Украине.

2.«Майдан» в Киеве 2013 г. Государственный переворот в Украине 22 февраля 2014г.

3.Протестное движение в Юго-Восточной Украине. Образование ДНР и ЛНР.

4.Вооруженная агрессия Киевской власти против населения Донбасса апрель 2014 – май 2015 гг.

5.Строительство республик в условиях перемирия.

 

1.Деиндустриализация и дезинтеграция региона в независимой Украине.

 

         Обретение Украиной независимости в 1991 г. коренным образом изменило положение Донбасса. Референдум, проведенный 17 марта 1991 г. показал, что население региона однозначно высказалось за сохранение и обновление Союза ССР – 84,5% и за вхождение Украины в его состав – 86,1 % жителей. Такие результаты были обусловлены комплексом причин и факторов. Несмотря на относительно длительное вхождение Донбасса в состав Украины – с 1922 г., население ассоциировало себя с русским народом, говорило на русском языке, сохраняло советский менталитет, опиралось на историю, культуру России, считало себя частью России. А специфика экономики региона, представляла собой теснейшую кооперацию с экономиками всех республик Союза и, в первую очередь с экономикой Российской Федерации.

Достаточно сказать, что за пределы Украины вывозилось 45%

проката, произведенного в Донецкой области, 65% стальных труб. 32% минеральных удобрений, 69% металлорежущих станков, 82% прокатного оборудования, выпущенного на заводах Донетчины.

Провозглашение Украиной задач рыночного реформирования экономики, разгосударствления и децентрализации управления и проведение этой политики нанесло удар по промышленности Донбасса. Реформирование путем «дикого капитализма» изобиловало нарушением законов, сохранением коррупции, всевластия чиновников, сохранением теневого рынка. Боязнь власти Украины социального взрыва определила непоследовательность в проведении рыночных реформ, что обрекало население на медленный и мучительный путь перехода к рынку.

Следствием политики разгосударствления явился эклнлитческий кризич. В Донбассе он принял самые острые формы. В экономике региона преобладали отрасли тяжелой промышленности – угольная и металлургическая, машиностроительная, химическая, здесь проживало 10% населения республики. Донбасс ощутил ограниченность рынков сбыта, дефицит энергоносителей, огромные затраты труда, материалов на единицу продукции. Добавилась инфляция, гиперинфляция, копились долги по зарплате. Началось закрытие предприятий, падение производства. В 1991-1997 гг. промышленное производство области сократилось более чем в 2 раза, объем сельскохозяйственной продукции уменьшился на треть.

Политика разгосударствление государственной собственности была неразрывно связана с властными полномочиями новых собственников, как на региональном уровне, так и на общегосударственном. Политической элите Донбасса в новой ситуации необходимо было сохранить свои позиции в украинской власти, исходя из значимости региона в экономике.

Но ситуация в регионе была непростая. Преодолев состояние дезориентации, связанное с распадом системы, забастовками, сепаратизмом Киева, руководители крупных промышленных предприятий, так называемые «крепкие хозяйственники» воспользовались неуверенностью киевской власти и возглавили процесс приватизации государственной собственности. В Донбассе, по праву считавшемся «кузницей кадров», были лучшие специалисты тяжелой индустрии.

Распродажа государственной собственности привела к трансформации партийно-советской элиты в новых собственников, и именно они стали искать способы работы в новых условиях. Одним из таких способов стал программно-целевой метод управления региональной экономикой, который позволил объединить усилия десятков тысяч трудовых коллективов, определить направление развития региона.

В ноябре 1991 года директор крупнейшего металлургического завода «Азовсталь» А. Булянда и директор шахты имени Засядько Е. Звягильский создали Первый украинский международный банк, призванный обслуживать экспортные операции донецких предприятий и управлять поступавшей валютной выручкой.

В это же время была организована и корпорация "Дон", имевшая в числе пайщиков представителей тогдашнего донецкого руководства. Эта корпорация, а также созданный в 1992 году при ее участии концерн «Энерго» уже к 1993 году стали крупнейшими игроками на рынке угля СНГ, контролируя поставки топлива на предприятия Украины, Казахстана и России. Из других бизнес-структур, возникших в 1990-1992 годах, можно выделить также фирму «Атон» Евгения Щербаня и «Дело всех» Владимира Щербаня. Авторитетным человеком в новой элите стал и президент футбольного клуба «Шахтер» Ахать Брагин, который еще в 1988 г. установил контроль над рынком в п. Октябрьский.

На вхождение представителей Донбасса во власть мощное влияние оказала Всеобщая забастовка шахтеров в 1993 году. Начавшись как крупнейшая забастовка шахтеров Донбасса, она переросла во всеобщую забастовку предприятий Донбасса, проходившую с 7 по 20 июня 1993 года. На ней звучали не только экономические, но и политические требования – восстановление отношений с Россией и широкая автономия Донбасса.

Поводом для забастовки послужило многократное (в 3-5 раз) повышение государственных цен, предпринятое украинским правительством, без соответствующей индексации заработной платы. Повышение цены на копченую колбасу до 30 тыс. карбованцев за килограмм, а полукопченую, которая являлась главным компонентом шахтёрских «тормозков», до 20 тысяч карбованцев, при зарплате шахтера 120 - 180 тысяч, резко увеличило социальное напряжение на предприятиях.

События развивались очень стремительно. В тот же день, когда стало известно о подорожании продуктов, шахта им. Засядько стихийно забастовала. Были избраны стачечные комитеты, создан Координационный Совет города. В дополнение к экономическим требованиям бастующие требовали региональной самостоятельности, и проведения референдума о доверии всем Советам и Президенту. Забастовщиков поддержали работники других отраслей, примкнули и директора угольных концернов, возглавив переговоры с Киевом. В шахтерских городах постоянно проходили митинги. 11 июня бастовало уже 202 шахты. События в Донбассе замалчивались, и только 13 июня информационная блокада была прервана, и СМИ стали освещать забастовку в Донбассе.

Но киевская власть не спешила принимать решения. 17 июня бастовало уже 230 из 250 шахт, около 40 шахтостроительных управлений, 400 предприятий металлургической, машиностроительной, химической промышленности, других отраслей». Марш протеста, проведенный 17 июня в Донецке, был самым масштабным, и свидетельствовал, что забастовка, начатая донецкими шахтёрами, стала всеобщей на Украине.

Власть пошла на уступки и объявила, о проведении Референдума о доверии к власти. Были даны обещания увеличения тарифной сетки первого разряда до 20700 карбованцев, увеличения зарплаты шахтёров до 300-400 тысяч карбованцев. Но повысить уровень минимальной зарплаты, от которого идут многочисленные начисления, материальная помощь и т. д. (всего идут доплаты и выплаты от уровня минимальной зарплаты по 12 законам, принятым на Украине), правительственная комиссия отказалась, ответив «Денег в Украине нет». В то же время та часть требований, которая учитывала интересы директорского корпуса и была направлена на возврат госпредприятиям штрафов за превышение фондов потребления, дотаций и т. п., была принята. Директора получили то, что требовали и перестали быть стороной, заинтересованной в продолжении забастовки.

Руководство стачкома объявило решение о приостановлении забастовки и 19 июня приступить к работе. В результате забастовки обещание Референдума было потихоньку снято, а повышение цен не спасло правительство; рабочие в результате забастовки лишь временно подправили свои нищенские бюджеты — уже через два месяца правительство вновь провело централизованное увеличение цен. Но усилия горняков Донбасса не пропали даром, регион в новом государстве заявил о себе как влиятельной силе, с которой нужно считаться, сформулировал свои политические требования – союз с Россией и автономия региона.

Директора шахт и заводов Донбасса воспользовались мощной забастовкой шахтеров в июне 1993 г. и смогли ввести в состав украинского правительства Л.Кучмы вице-премьером Е.Звягильского, бывшего директора шахты Засядько, мэра г. Донецка, который позже стал и.о. премьера Украины.

Не смотря на обострение борьбы за власть, в регионе продолжался процесс разгосударствления и формирования новых производственных компаний и монополий. В 1995 г. структурами А.Брагина и Е.Щербаня была создана корпорация «Индустриальный союз Донбасса» (ИСД). Она была создана для поставок природного газа предприятиям области. Эти поставки способствовали установлению контроля частного бизнеса над сохранившимися еще государственными предприятиями региона. К концу 1996 г. сфера деятельности этой компании значительно сузилась, и предприятия стали покупать газ напрямую в России или у ЕЭСУ.

Но борьба за раздел госсобственности и влияние в Украине не прекращалась. На лидерство претендовала и бизнес-элита Днепропетровска. С приходом на пост президента Украины в 1994 г. Л.Кучмы ситуация в республике изменилась и против молодой амбициозной донецкой бизнес – элиты начались гонения, причем в самой жесткой форме. В 1995г. были убиты А.Брагин, в начале 1996 г. – несколько известных бизнесменов Донецка, осенью 1996г. – был расстрелян Е.Щербань, снят со своей должности губернатор Донецкой области В. Щербань. Согласно последним версиям Генеральной прокуратуры, заказчиком этих преступлений был премьер Павел Лазаренко, который пытался таким образом расчистить в Донбассе поле деятельности для днепропетровской корпорации ЕЭСУ (последняя действительно с конца 1996 года начала активно работать в регионе).

После гибели предпринимателей в экономических кругах донецкого региона появились новые негласные лидеры. Это был наследник погибшего А.Брагина – Р.Аметов, получивший все его хозяйство и футбольный клуб «Шахтер» и В.Гайдук, контролировавший «Индустриальный союз Донбасса». Впоследствии эта связка стала именоваться «донецким кланом». ИСД совместно с предприятиями Р.Ахметова стал «собирать» предприятия в один холдинг для восстановления технологической цепочки «уголь-кокс металл». Были достигнуты компромиссы с Киевской властью, которая была занята борьбой с таким же кланом «днепропетровцев». В 1997 на пост губернатора Донецкой области был назначен В. Янукович, имевший тесные связи с Р.Ахметовым.

Первым шагом новой региональной власти стала разработка Программы неотложных мер по решению важнейших экономических и социальных проблем области в 1997 г. В результате ее выполнения впервые начиная с 1990 г. был остановлен спад объемов производства, стабилизировалась ситуация во многих отраслях экономики и социальной сфере. Улучшению дел способствовала последовательная реализация другого проекта – Программы социально-экономического развития области на 1998-2000 гг. Благодаря этому в крайне сложных экономических условиях, вызванных мировым финансовым кризисом, нам удалось закрепить положительные тенденции к росту объемов производства, как в большинстве основных отраслей, так и в промышленном комплексе в целом. Главная цель программы – создание условий для стабильного развития экономики области – достигнута. Намеченные в этом документе показатели по производству продукции были выполнены на 101,2%.

После парламентских выборов в марте 1998 г., на которых Киеву не удалось провести своих ставленников (Е.Звягильского), президент Украины Л.Кучма заключил негласное соглашение о нейтралитете Донецка и Киева перед выборами президента. Политикум Донбасса не будет вести своей «политической игры», взамен он получит «зеленый свет» на решение хозяйственных вопросов. В общем и целом, «донецкие» стали крупнейшей финансово-промышленной группой Украины с годовым оборотом в несколько миллиардов долларов.

В 1998 г. под контроль ИСД перешел металлургический комбинат «Азовсталь», крупнейшее предприятие страны. Поддержка Л.Кучмы во втором туре президентских выборов обеспечили относительную стабилизацию экономического реформирования Донбасса.

В металлургической отрасли в условиях жесткой конкуренции происходило реформирование предприятий на новых условиях – этим процессом уже руководили собственники – главы акционерных кампаний, корпораций, хозяева заводов. Среди важнейших задач, стоявших перед руководством предприятий черной металлургии, была переориентация с внутреннего рынка продажи продукции на внешний рынок. Но эта задача решалась в условиях жесткой конкуренции на внешних рынках и действия ряда негативных факторов. Это были и снижение объемов производства металлургической продукции, и ухудшение финансово-экономического положения предприятий горнометаллургического комплекса.

Положительные изменения произошли в угольной промышленности. К 1997г. остановилось падение угледобычи. Если в 1990 г. добыча угля составляла 80,5 млн.т., то в 1991г. она сократилась до 66 млн.т., в 1992г. до 65,6 млн.т., в 1993 г. до 56,8 млн.т. Наихудшими для угольной промышленности были 1995 и 1996 годы, когда добыча угля соответственно составляла 42,8 млн.т. и 38,3 млн.т.. В1997 г. добыча угля стала возрастать, на гора было выдано 42,8 млн.т.

В течение 1995-1999 гг. в металлургической отрасли были приняты определенные меры по ее структурной перестройке. Предприятия существенно уменьшали затраты материалов и энергоносителей на производство продукции. Так, например, затраты кокса на производство 1 т чугуна в 1995-1999 гг. снизились на 6%, затраты энергоносителей – на 10-15%, затраты стали на 1 т проката - на 33 кг. Значительно увеличился объем экспорта металлопродукции из Украины - почти с 0 в 1991 г. до 15 млн. т. проката в 1998 г. Мировая практика не знала таких высоких темпов переориентации производства. Для выхода на внешние рынки предприятия отрасли выполнили огромный объем работ по приведению производства к требованиям внешнего рынка. Почти все предприятия освоили выпуск продукции согласно нормам международных стандартов, провели сертификацию технологических процессов и качества изготавливаемой продукции, ввели в эксплуатацию оборудование для обеспечения высокого товарного уровня продукции путем улучшения маркировки, упаковки и т.д. Металлургической отрасли удалось поддержать экономику государства, не утратив при этом своего потенциала.

Стабилизация политического положения в стране и в регионе положительно сказалась на процессе реконструкции предприятий. Показательным было реформирование Мариупольского металлургического комбината им. Ильича. Комбинат стал открытым акционерным обществом. Акционерные компании распределили акции следующим образом – 51% акций остались в форме госсобственности, 31% акций – доля самого предприятия и остальные поступили в свободную продажу. Политика жесткой экономии, контроль над расходованием электроэнергии, газа, бальная система, бонусы – все это позволило сделать производство экономнее, снизить себестоимость. Большое значение для успешной деятельности комбината имел кислородно-конверторный цех, который позволил вытянуть всю технологическую цепочку. В 1996 г. в цехе были выполнены два проекта капитального ремонта, обновили производственные мощности, модернизировали технологическую систему. Результатом таких действий стало ускоренное развитие предприятия, кислородно-конверторный цех превратился в мощный современный комплекс по производству лучших марок стали. Комбинат стал экспортировать продукцию в 50 стран мира.

Первые ростки изменений к лучшему определились и на других металлургических предприятиях области. К 1996 г. на предприятиях было внедрено 64 новые прогрессивные технологии, каждая вторая из которых является малоотходной, безотходной и ресурсосберегающей. О положительных тенденциях в развитии черной металлургии края свидетельствовали итоги работы в январе – феврале 1997 г. Выпуск продукции отрасли возрос по сравнению с аналогичным периодом 1966 г. на 22%. Производство стали выросло при этом на 8,6%, готового проката на 16%, стальных труб на 25%.

Благодаря перестройке работы металлургических комплексов, переориентации в краткие сроки с внутреннего рынка на внешний, отрасль не утратила своего потенциала и поддержала экономику в сложное время.

В другую ведущую отрасль – черную и цветную металлургию – в 1998-2000 гг. было инвестировано 145 млн. долл., в том числе 90 млн. – иностранными компаниями. На предприятиях было освоено свыше 60 прогрессивных технологических процессов. Донецкая металлопродукция стала экспортироваться более чем в 50 стран и составила более 70% внешнеторговых поставок области.  Стабильное финансово-экономическое положение металлургических предприятий дало им возможность инвестировать развитие других отраслей. Например, Мариупольский комбинат имени Ильича вкладывал инвестиции в развитие предприятий сельского хозяйства, а Авдеевский коксохимический завод – в угольное машиностроение.

В объеме внешнеторгового оборота Донбасса 70% приходилось на экспортные операции. На мировой рынок область традиционно поставляла черные металлы и изделия из них, что составляет 72% объема экспорта. Основными предприятиями-экспортерами были металлургические комбинаты имени Ильича и “Азовсталь”, концерн “Стирол”, АО “Группа “Норд”, ОАО “Азов”, Новокраматорский машиностроительный завод, Артемовский завод шампанских вин, кондитерские фабрики “А.В.К” и “Киев-Конти”. На мировом рынке они известны не только своей высококачественной продукцией, но и как надежные торговые партнеры.

Изменения к лучшему стали происходить и в машиностроительной отрасли. В самом начале 1990-х гг. она находилась в плачевном состоянии. Выпуск угольных очистных комбайнов с 1990 по 1996 гг. сократился более чем в 4раза (с 800 до 195), проходческих комбайнов почти в 4 раза (со 147 до 36). Но уже в 1997 г. объем продукции машиностроения возрос на 0,9%.

И если в тяжелой промышленности края наблюдались позитивные изменения, то в Украине общие экономические показатели в целом были плохие. Особенно страдала социальная сфера, сокращалась легкая и пищевая отрасли, бюджетные организации.

К 1994 г. ВВП республики сократился вдвое. В регионе ухудшилась демографическая ситуация - увеличилось превышение числа умерших людей по сравнению с числом рожденных. Область стали покидать специалисты, эмигрируя в западные страны, США. До распада страны научный потенциал региона был высоким – в области действовали 226 научных учреждений, 76 научно-исследовательских институтов, 77 проектных институтов. Сокращение финансирования науки с 3% ВНП до 1% вело к катастрофичным последствиям. Украина, Донецкая область теряли именитых ученых в различных областях науки, скатывались на позиции развивающихся стран.

Ухудшилось положение вузов Донбасса, техникумов, почти прекратили работу профессиональные училища. Начался отток высококвалифицированных кадров. Только за 5 лет с 1991г. по 1996 г. вузы покинули 250 докторов и кандидатов наук. С уходом ученых исчезали и научные школы, сворачивались научно-исследовательские работы, закрывались лаборатории, острый дефицит научной и учебной литературы ощущался в библиотеках.

Ухудшилась и социальная ситуация – резко упал уровень жизни, недоступной стала платная медицинская помощь, незащищенными оказались материнство и детство, выросло число безработных. Если с 1 января 1995г. в области насчитывалось 4582 безработных, то 1 января 1996г. их стало уже 8472 человека. Более половины из них составляли люди с высшим образованием, 40% - составляла молодежь.

Экономическую ситуацию ухудшало и все большее усиление украинского националистического влияния в общественно-политической жизни Украины, как официально провозглашенной идеи. С распадом Союза и потерей Коммунистической партией своего статуса в общественно-политической жизни региона произошли кардинальные изменения. Донбасс всегда был политически активным краем, оказывающим большое влияние на политическую жизнь страны. Размежевание левых, центристских и правых сил в Донбассе стало начальным этапом формирования партий. Партии создавались в прогрессирующем количестве, но реального влияния на жизнь региона они не оказывали. Значительная часть из них была отделениями украинских политических партий. К левым партиям относились политические силы, которые выросли на базе КПУ и ставили своей целью обновление коммунистических идей. Это Коммунистическая партия, Прогрессивная Социалистическая партия Украины, Социалистическая партия Украины. Они объявили себя защитниками интересов людей труда.

К центристским партиям относились областные организации Народно-Демократической партии, Либеральной партии Украины, Народного Руха и другие. Они провозгласили себя сторонниками демократии, рыночной экономики, социальной справедливости и духовного расцвета, ориентируясь на средний класс. Правые силы региона объединялись вокруг партии Конгресс украинских националистов, Украинской Национально-консервативной партии и других. Большинство партий в Донбассе были малочисленны и практически не оказывали влияния на общественно-политическую жизнь.

В течение 1992 -1998 гг. политические партии в Донбассе объединяли свои усилия, создавая объединения и оформляя новые политические партии. Иногда их создание происходило на основе объединения вокруг лидера движения. Наряду с партиями общеукраинского характера появлялись и региональные политические силы. Несмотря на то, что они создавались перед выборами 1998 г., они отражали настроения той части общества, которая не принимала украинский национализм и заявляла об интересах жителей региона как русского. Это Народное движение им. Б.Хмельницкого, в состав которого вошли областные организации Либеральной партии Украины, Гражданского Конгрессе Украины, партии «Межрегиональный блок реформ». Другое объединение – Трудовой Донбасс был учрежден областными организациями Коммунистической партии Украины, Социалистической партии Украины, Партии труда, областным советом профсоюзов и другими. Третье объединение включало в себя областные организации Общества содействия обороне Украины, Украинский союз ветеранов Афганистана, Кальмиусскую паланку украинского казачества и др. Это был Народно-патриотический союз Донбасса.

Со временем политические организации Донбасса стали принимать активное участие в жизни региона, старались влиять на процессы формирования государственности Украины. Так, Гражданский Конгресс предлагал провести референдум о новом земельно-федеративном устройстве Украины, Либеральная партия призвала власти не принимать бюджет, ущемляющий Донбасс. Коммунисты и социалисты ежегодно проводили демонстрации, организовывали митинги протеста против задержек выплаты заработной платы и политики власти, нарушающих права людей труда.

Стало заметно стремление власти использовать потенциал Донбасса и его средства для обеспечения других областей Украины. Отчисления из бюджета, в который как раз Донецкий регион вносил наибольшую часть, распределялись несоответственно вкладу. Так, по нормативам отчислений в местный бюджет от налога на добавочную стоимость области в 1997 г., области была доведена цифра 21,2% минус 2,2% от уровня 1996г. А в таких областях как Одесской этот показатель составлял – 48% плюс 2,7 к 1966 г., в Днепропетровской - 43 % плюс 19,3%, в Запорожской – 36,7% плюс 16,7% и так далее.

Для области в бюджете Украины на 1997 г. расход на душу населения был наименьшим в сравнении с другими областями. Так, он составлял 182,4 грн., а по Украине – 197грн. А в дотационных областях он был выше, чем в Донбассе – в Волынской – 211 грн., Хмельницкой – 210 грн., Житомирской – 238 грн., в Закарпатской области – 221 и т. д. Донецкая область была единственной, где уменьшились темпы роста финансирования на здравоохранение. Если в целом по республике они составили 110,5%, то в области – 92,2%. Это было прямой дискриминацией прав населения при том, что именно Донбасс был основным поставщиком средств в бюджет, что регион первым преодолел спад производства и сумел создать условия для наращивания роста производства.

Неспособность власти решить ключевые вопросы жизни украинского общества стимулировали активизацию в регионе центристских сил к объединению для защиты интересов промышленного Донбасса. В октябре 1997 г. в Донецке была создана «Партия регионального возрождения Украины». Организаторами партии выступили представители управленческой элиты Донбасса. Это были В.Рыбак – глава городского Совета Донецка, В.Ландик- владелец завода холодильной техники «Норд», П. Порошенко, Н.Азаров, Е.Звягильский и др. На выборах президента в 1999 г. партия поддержала действующего президента Л.Кучму и рекомендовала ему содействовать развитию регионов на Украине и принять статус русского языка вторым государственным языком. В 2001 г. партия приняла окончательное название «Партия регионов», председателем которой стал Н.Азаров. Избирательной и финансовой базой партии стал Юго-восток Украины.

В 2002 г. на парламентских выборах в Верховную Раду партия приняла участие в составе пропрезидентского блока «За единую Украину» и по итогам выборов заняла третье место, уступив националистическому блоку «Наша Украина» и Коммунистической партии, получив 12,05% голосов. В 2002 г. произошло еще одно событие, отразившее несомненное влияние промышленной элиты Донбасса на развитие Украины. Премьер-министром государства стал председатель Донецкой областной государственной администрации В.Янукович, уроженец региона и выразитель интересов финансово-промышленной группы Донбасса.

Его деятельность на посту губернатора Донецкой области была успешной. Среди хозяйственных решений были государственные дотации шахтам, снижение себестоимости металла, объединение в одних руках всей производственной цепочки от добычи угля до экспорта металлопродукции. Это позволяло выводить за границу государственные дотации в виде прибыли на экспортируемый металл и возмещенного НДС. Схемы «уголь-кокс-металл» были созданы в частных интересах торгово-промышленных и финансовых групп, и не учитывали прав жителей Донбасса в распоряжении недрами. Но такая деятельность все-таки оживила экономическое развитие региона и привела к росту производства, остановив его падение. Конечно, кроме этих решений, на восстановление производства повлияли и приватизация промышленности, модернизация крупных предприятий угольной, металлургической и машиностроительной промышленности, создание свободных экономических зон.

Деятельность В.Януковича на посту премьер-министра Украины имела положительные результаты. В 2000 г. реальный валовой продукт по сравнению с 1999 г. составил 106%, а в 2002 г уровень роста ВВП составил 3,8%, в 2003 г. – прирост ВВП составил 7,4%.

Ставка правительства на модернизацию управления экономикой, дерегуляцию и либерализацию вывела Донбасс в лидеры. 20% валового внутреннего продукта (ВВП) Украины производились в регионе. В промышленности было произведено продукции на 12,9% больше, чем в предыдущем году. Сельское хозяйство области закончило год с прибылью 18,9%. В регионе была самая высокая прибыль за 7 месяцев 2000 г. – 700,8 млн. грн. В Донецкой области было зарегистрировано более 24 833 малых предприятий, что составило 10% от украинских показателей. По своему влиянию на экономику они занимали ІІ место после Киева. Общая для Украины тенденция к росту экономики была наибольшей в юго-восточных областях. По объему инвестиций Донбасс находился на III месте в республике. Росту экономики Донбасса способствовала модернизация крупных промышленных предприятий, находящихся в частной собственности металлургических, машиностроительных, химических. Вместе с тем передел собственности Донбасса между промышленно-финансовыми группами с откровенным криминалом был крайне тяжелым для региона. Сохранялась теневая экономика, которая контролировала до 80% деятельности банков и 50% частных предприятий.

Наиболее успешными для Украины и Донбасса были девять месяцев 2004г., до «оранжевого майдана». С 1 января 2004 г. правительство В. Януковича установило 13% налог с доходов граждан, что создавало условия сокращения теневой структуры. Украину международные организации вычеркнули из списка самых коррумпированных стран с «отмыванием грязных денег». Хотя санкции сохранили.

Общий объем промышленного производства в регионе за 4 года с 2000 вырос в 1,5 раза, при этом 1/3 продукции соответствовала международным стандартам. Донбасс по общему внешнеторговому обороту занимал 3-е место, а по экспорту – 1. В 2004 г. от приватизации в бюджет поступили 15 млрд. грн., что в несколько раз было больше суммы, (6 млрд. грн.), которая поступила в бюджет за приватизацию 70% предприятий в 1991-2002 гг.

Таким образом, с 1991 по 2004 гг. Донбасс прошел сложный путь развития, начиная от падения производства в начале 1990-х гг. к его росту и выходу региона на первые позиции в республиканском развитии в конце 1990-х гг. и начале 2000-х гг. Однако социальная сфера края находилась в тяжелом положении. Развитию региона мешала политика дискриминации края, проводимая киевской властью.

Несмотря на значительные экономические успехи Донбасса, и Украины в целом к 2004 г., украинский политикум не захотел воспользоваться достигнутым результатом для дальнейшего развития экономики страны. Важнейшим фактором экономического роста была значительная помощь России – низкие цены на энергоносители, укрепление межхозяйственных связей в кооперации в машиностроении, космических проектах, самолетостроении, развитии сотрудничества в различных сферах, финансовые дотации. Тем не менее, украинская политическая элита в своей деятельности на первое место ставила не экономическое развитие республики, а превращение Украины в националистическое государство, в «Украину для украинцев». Для этой цели украинской национально-политической элите необходимо было оторвать Украину от России, правда, используя ее финансовую помощь, «украинизировать» Юго-восточные регионы, уничтожить русский язык, русскую культуру, русское самосознание жителей Донбасса. В этом Украине негласно помогали западные государства – обещаниями принятия в ЕС, всевозможными грантами в разных сферах, финансами неправительственных организаций, которые буквально наводнили западные и центральные регионы Украины.

Финансовая прибыль, полученная от работы предприятий Донбасса, Юго-востока не вкладывалась в модернизацию экономики, не возвращалась краю для развития социальной инфраструктуры, а дотировалась бюджетам западных регионов Украины. В январе – сентябре 2004 г. Донецкая область с населением в 4 млн. жителей производила 25,5 общеукраинского ВВП. За тот же период западные области с населением 4млн.334 чел. создали всего 2,4% ВВП, что в 10 раз меньше, чем одна Донецкая область. Есть и другие цифры значительного вклада Донбасса в общую копилку. Так, за 9 месяцев 2004 г. объем произведенного ВВП на душу населения в Донецкой области составил 12тыс.476грн. В сравнении с другими областями это был наилучший результат – в Запорожской области этот показатель составил – 11тыс.109грн., в Днепропетровской – 10тыс.349грн. Совсем мизерным был показатель в западных областях. Так, в Тернопольской области он составил - 1тыс.40грн., в Хмельницкой области – 1тыс.790грн., в Волынской - 1тыс.899 грн.

Несмотря на то, что премьером Украины был выходец из Донецка, а в правительстве были и другие чиновники из региона, оставалась порочная практика содержания западных областей за счет Донбасса и других юго-восточных областей. Так, траты Тернопольской области на 41,1% были больше, чем область зарабатывала, а в Ивано-Франковской области разница между потраченными и заработанными средствами составила – 43,6%.

Экономическое ограбление Донбасса украинским государством дополнялось наступлением на права русских. Исторически Донбасс является уникальным русским регионом, заселенным и освоенным колонистами, состоящими из жителей не только Российской империи, но и представителями европейских народов. Все колонисты на протяжении двух с половиной столетий своим трудом, чаще всего тяжелым, сделали донецкий край крупнейшей промышленной базой Союза ССР. Такой путь развития региона отразился на национальном составе. Согласно последней переписи населения в СССР 1989 г. регион был многонациональным, в области проживали представители 116 национальностей. Из них 51% составляли украинцы, 43,6% русских, остальные были представлены греками (1,6%), белорусами (1,4%), евреями (0,5), татарами (0,5%), азербайджанцами, армянами, молдаванами и другими. Несмотря на то, что русских в области было около 44%, русский язык родным считали 67,7% жителей.

Но уже на волне перестройки украинская власть резко ограничивает сферу действия русского языка и его статус. Принятый в 1989 г. Верховным Советом УССР «Закон о языках в Украинской ССР» единственным государственным языком назвал украинский язык. За русским языком сохранялся статус языка межнационального общения, так как на нем говорило более половины граждан Юго-Восточной Украины. Права граждан на пользование русским языком дополнила принятая 1 ноября 1991 г. «Декларация прав национальностей Украины». В ней указывалось, что украинское государство обеспечивает своим гражданам право свободного пользования русским языком. Декларация определила и возможность функционирования наряду с государственным языком, языка, приемлемого для всего населения данной местности. Право на использование языка национальных меньшинств наряду с государственным языком в работе государственных органов, общественных объединений, расположенных в местах, где большинство населения составляет определенное национальное меньшинство, подтвердил Закон Украины «О национальных меньшинствах», принятый в июне 1992 г.

В апреле 2003 г. был принят Закон Украины "О ратификации Европейской Хартии о региональных языках или языках меньшинств" В нем определялись действия государства в сфере обеспечения культурных прав человека на пользование родным языком. В Законе речь шла о белорусском, болгарском, гагаузском, греческом, еврейском, крымскотатарском, молдавском, немецком, польском, русском, румынском, словацком и венгерском языках. Другими словами, русским язык приравнивался к языкам национальных меньшинств, пользование которыми составляло от 0,1 до 1,5% населения. Однако насущным требованием русских в Украине было принятие законов о статусе русского язык как второго государственного, так как они составляли более 20% (перепись 1989 г.) от всего населения республики, носителей русского языка в Украине было 13,5 млн. чел, что составляло 28% граждан. Наибольшее число русских приходилось на Автономную Республику Крым и Севастопольский регион, где проживало соответственно 58,3% и 71,6% всех жителей, на Донецкую, Луганскую, Днепропетровскую, Одесскую и другие области Юго-востока Украины. Таким образом, вопрос о статусе русского языка как второго государственного совершенно законно ставился русским населением Донбасса.

Несмотря на то, что в Европе существовали государства, в которых было три государственных языка - в Бельгии (фламандский, немецкий и французский), четыре - в Швейцарии (немецкий, французский, итальянский и романшский), украинский политикум отказался использовать этот опыт для поддержания межнационального мира и согласия. Так, согласно Европейской хартии русский язык получил статус регионального языка, наравне с языками национальных меньшинств. Однако на деле с момента ратификации Хартии и вступления ее в силу в Украине положения упомянутых законов, которые регулируют порядок использования языков, почти не изменялись. То есть, говорить о том, что Украина каким-либо образом пыталась имплементировать положения Хартии во внутреннее законодательство, нет никаких оснований. Более того, некоторые положения законов, принятых после ратификации Хартии, предусматривают сужение сферы использования региональных языков и языков меньшинств.

Также парламент Украины не определил территории использования каждого из тринадцати региональных языков и не закрепил законодательно порядок такого определения и все региональные языки получили одинаковый минимальный уровень защиты на территории всей Украины.

Вместо выполнения положений Хартии стала проводиться политика «украинизации» уже второй раз в истории Донбасса. В высших, средних и начальных учебных заведениях, школах вводилось преподавание учебных дисциплин на украинском языке. Русские школы переводились на украинский язык обучения. Все делопроизводство велось на украинском языке. Таким образом, русское население Донбасса испытывало дискриминацию по национальному признаку.

Курс на ограничение и вытеснение русского языка, и замену его государственным украинским языком проходил на фоне подъема культурно-национального развития национальных меньшинств региона. В Донбассе стали создаваться национально-культурные общества греков, евреев, немцев, армян и других народностей. Всемерную поддержку им оказывала региональная власть. Особенную активность в деле использования родного языка в образовании проявили греки. Создавались курсы по изучению новогреческого языка, в школах вводился родной язык, а со временем на нем велось обучение. С целью подготовки специалистов – гуманитариев, кадров греческой интеллигенции в 1991 г. был открыт Мариупольский гуманитарный институт Донецкого государственного университета. Развивались художественные учреждения греков - клубы, коллективы песни, танца, вокально-инструментальные ансамбли, городские общества.

Свои национально-культурные запросы удовлетворяли и представители евреев Донбасса. Они создали ряд культурно-национальных обществ - областной культурно-просветительский центр «Алеф», Донецкое городское общество «Тхия», общества эстетики, спорта, физкультуры и др. Организациями проводится работа по изучению и возрождению культуры, языка, традиций, истории.

Представители других народов Донбасса также решали вопросы развития национальных языков, культур, традиций, издания и распространения литературы, организации фестивалей, выставок и др.

Несмотря на тяжелое положение с финансированием культурных учреждений, культурная работа в области продолжалась. Работали все театры, а Донецкий государственный академический театр оперы и балета после завершения ремонта в 1994 г. стал поистине крупнейшим центром культуры Донбасса и всей Украины. С 1994 г. в нем регулярно проводились Международные фестивали «Звезды мирового балета», ставились новые премьерные спектакли. Большая заслуга в этой деятельности принадлежала генеральному директору театра В.Рябенькому, художественному руководителя театра – В.Писареву. Большим успехом у зрителей пользовался Донецкий областной драматический театр им. Артема, центром музыкального творчества оставалась Донецкая государственная консерватория им. С.Прокофьева. Развивались и самодеятельные коллективы – удалось сохранить кружки, танцевальные коллективы, как взрослые, так и детские. В основном это происходило благодаря самоотверженной работе руководителей, директоров Домов творчества, работников культурной сферы, их энтузиазму.

Работе всех культурных и образовательных учреждений способствовали относительная политическая стабилизация, подъем экономики, начавшийся с 2000 г.

 Позиция политических сил Донбасса, его экономический рост, курс на экономическое сотрудничество с Россией не устраивали националистические партии Украины. Ими был взят курс на интеграцию с Европейским Союзом, не взирая на то, что экономика понесет огромные потери. Существовали и геополитические интересы со стороны ЕС, США, стремившихся ослабить Россию, увести Украину из-под ее влияния. По уже устоявшейся информации специальные службы попытались использовать очередные выборы президента Украины для прихода к власти националистов. Под эту игру были созданы партии «Батькивщина» во главе с Ю.Тимошенко и «Наша Украина» во главе с В.Ющенко. Их основным противником был В.Янукович, считавшийся пророссийским кандидатом.

Выборы состоялись 31 октября 2004 г. Избирательная кампания была «грязной», изобиловала скандальными «разоблачениями», провокациями. Громким был скандал об «мнимом» отравлении В.Ющенко, хотя его лицо обезобразила неудачная операция по внедрению стволовых клеток. Естественно, в этом была обвинена партия Регионов и В.Янукович. Центральная пресса и масс-медиа впервые обрушились на население Донбасса с угрозами, оскорблениями, обвинениями.

Тем не менее, В.Ющенко не одержал победы в первом туре. За него проголосовали 39,87%процента избирателей, за В.Януковича – 39,32%. Янукович стал лидером 8 областей южной и восточной Украины, а Ющенко – в 16 областях западной и центральной Украины. Налицо был раскол Украины.

21 ноября 2004 г. во втором туре выборов победил В.Янукович. По результатам второго тура избирательная комиссия провозгласила В.Януковича президентом. Но националистическая оппозиция с этим не согласилась, мотивируя это «масштабными фальсификациями» результатов выборов второго тура. В тот же день лидеры оппозиции собрали многотысячный митинг на киевском Майдане Независимости, который превратился в акцию протеста. Соратники В.Ющенко опротестовали результаты выборов в Верховном суде, и он констатировал, что выборы Президента были проведены с существенными нарушениями, и что невозможно выявить победителя. Лидеры западных стран, США выступали с осуждением результата выборов, так как сделали ставку на Ющенко. В средствах информации Европы В.Ющенко назывался победителем без всяких на то оснований. 26 декабря состоялся третий тур выборов, противоречивший украинской Конституции, на котором согласно подсчету голосов, с разницей в 7% победа была присуждена В.Ющенко.

Победа националистических сил показала, что население западной и центральной Украины, и частично Юго-восточной Украины легко поддалось антироссийской пропаганде, охотно поверило в виновность русских Донбасса во всех социальных, политических и экономических проблемах – коррупции, криминальной приватизации, олигархической власти, в других мыслимых и немыслимых бедах. Донбасс был повинен в том, что не хотел «украинизироваться», отказываться от своей истории, языка, культуры, православной веры, не принимал националистической идеологии и не собирался рвать связи с Россией.

Несмотря на то, что партия регионов и проводила в Донецке, Киеве мероприятия в поддержку своего кандидата, в столицу направлялись поезда, автобусы с людьми для проведения митингов в защиту Донбасса, население региона было разочаровано. Во-первых, тем, что В.Янукович согласился на незаконный третий тур выборов, и, во-вторых - выбирать приходилось между представителями крупного капитала региона и националистами Украины. Только надежды на то, что партия Регионов защитит край от украинского национализма и добьется статуса русского языка как второго государственного, привлекали избирателей Донбасса.

Новый президент Украины В.Ющенко свою деятельность начал с угроз в адрес Донбасса, попытки полного подчинения региона. Донецкая область отреагировал на националистические угрозы президента Ющенко. В 2005 года была создана общественно-политическая организация «Донецкая Республика», соучредителем которой был А.Пургин. Основной целью членов объединения было предоставление особого статуса восточным областям Украины с образованием наследницы Донецко-Криворожской Советской Республики 1918 года.

В ночь с 22 на 23 февраля 2005 года «Союз рождённых революцией» установил палаточный городок на площади Ленина в Донецке. Тогда участники акции выдвинули 12 требований, среди которых — федеративное устройство Украины и придание русскому языку статуса второго государственного, но Донецкий городской совет, не желавший выступать против президента, оспорил в суде законность установки палаток членами этой организации и уже 1 марта Ворошиловский районный суд Донецка обязал их свернуть. Были задействованы двойные стандарты относительно палаточного протеста – на Майдане можно было протестовать, в Донецке нельзя.

Голосование во время выборов президента показало, что Украина расколота на две части. Теперь главной задачей новой власти было подчинить себе население Юго-востока, Донбасса. Для этого нужно было переделить рынок собственности, обанкротить предприятия тяжелой промышленности, продать их иностранным покупателям, чтобы иметь средства для манипуляций, выдавить российских собственников из Украины или просто забрать их бизнес. Авантюрная политика украинской власти заключалась и в получении все новых и новых кредитов, отсутствии экономических реформ, в конфликтах с Россией из-за требований продажи газа за бесценок, а еще лучше для власти было его получение просто даром. Интересно и то, что Запад во всех конфликтах Украины с Россией занимал позицию поддержки Украины.

Непоследовательность реформирования, непрофессиональные действия власти, постоянная борьба за лидерство между Ю.Тимошенко и В.Ющенко привел к нестабильности народнохозяйственного комплекса. В июне 2005 г. промышленное производство упало на 0,9%, в металлургии разразился кризис, выросли цены на нефть. С января по июль2005 г. цены промышленные товары выросли на 14,2%, а на продукты – на 18,3%. За 2005- 2010 гг. ВВП Украины вырос всего на 4,6%.

За годы хозяйствования новой власти Украина пережила самое большое сокращение ВВП на душу населения и оказалась по показателю покупательной способности населения на 100 месте, в соседстве с Намибией и Гайаной.

В Донбассе подъем экономики, взявший старт с 2000 г. постепенно сменялся торможением, а к 2008 г. – резким сокращением объемов производства в среднем на 30%. Безусловно, такое положение было связано с кризисом, охватившем Европу, США. Но одним из факторов было отсутствие реформирования экономики, неумение новой украинской власти управлять.

В течение 2008 - 2009 гг. существенно сократились объемы произведенной промышленной продукции, экспортны


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: