Основные принципы Закона об образовании РФ

1. равноправие всех граждан в получении среднего, средне-специального и высшего образования;

2. безусловная приоритетность образовательной системы как основополагающей платформы развития общества;

3. акцент на воспитании не только грамотного, но и культурного члена социума, который бережно относится к историческому наследию, природным богатствам и общественным ценностям;

4. перевод процесса обучения в цивилизованный правовой формат во всех деталях и направлениях;

5. автономный светский характер всех учебных заведений, работающих на государственной и муниципальной платформе;

6. возможность получения образования в любом возрасте представителей любых профессий

1. Общие положения.,

1.1.В данном «Положении» под термином «Общешкольная конференция» понимается собрание представителей общественных организаций, работников школы, родителей, обучающихся и иных организаций для решения текущих и перспективных вопросов деятельности школы.

1.2.Общешкольная Конференция (Общее Собрание) - орган самоуправления школы

2. Полномочия Общего Собрания.

2.1. Полномочия, состав участников, порядок образования и деятельности Общешкольной конференции определяются законодательством Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка, Законом о защите прав материнства и детства, Законом об образовании РФ, Уставом образовательного учреждения.

2.2. Общее Собрание:

- принимает положение об Управляющем совете школы;

- принимает решение о представительном составе избираемых членов Управляющего совета;

- заслушивает ежегодный отчет Председателя Совета школы;

- вправе принять решение о прекращении деятельности действующего состава Совета школы и формировании нового состава.

3. Порядок подготовки Общего Собрания.

3.1 Общее Собрание проводится не реже 1 раза в год. Решения принимаются простым большинством голосов от числа делегатов конференции.

3.2.Делегатами на Общее Собрание могут быть избраны представители:

От родителей (законных представителей) - на классных родительских собраниях по 1-2 человека от каждого класса.

От работников школы - на общем собрании трудового коллектива численностью не менее 1/2 от общей численности работников.

От обучающихся - на классных собраниях 8-11 классов до 5 человек от каждого класса. Заседание Конференции правомочно, если на нём присутствует не менее половины членов конференции.


2. Самоуправление в советской школе.

Ученическое самоуправление в советской школе выполняло функции «филиала» администрации школы. Оно работало в таких формах, как «учкомы», «штабы» и другие органы, которые должны были помогать администрации школы решать проблемы учеников (жестче - проблемы с учениками). Такое «самоуправление» полностью подчинялось администрации, работало под её руководством.


3. Школьное самоуправление в России и за рубежом.

Студенты в Соединенных Штатах да и во всем мире участвуют в принятии решений, касающихся своего учебного заведения, посредством студенческого самоуправления. Группа студентов, которую еще иногда называют студенческим советом, представляет интересы студентов перед администрацией учебного заведения. Обычно члены совета избираются путем студенческого голосования и занимают эту должность один учебный год.

Активное участие в студенческом самоуправлении способствовало старту политической карьеры Хиллари Родэм Клинтон. В 1960-е годы молодые американцы выходили на улицы, требуя гражданских прав и гендерного равноправия, защиты окружающей среды и расширения трудовых прав. Они протестовали против войны во Вьетнаме и скорбели о президенте Джоне Кеннеди и известном борце за гражданские права Мартине Лютере Кинге-младшем.

Студенческие кампусы, в частности, были средоточием духа протеста против официальных властей.

Среди студентов, которые особенно выделялись своей активностью, была и Хиллари Родэм, которая в 1965 г. приехала в колледж Уэллсли скромной первокурсницей. Однако вскоре интерес к политологии заставил ее проявить себя. Хиллари влилась в политическую жизнь кампуса, которая затрагивала и академические вопросы, и национальные политические движения, такие, как борьба за гражданские права афроамериканцев. К старшим курсам Хиллари Родэм стала президентом студенческого самоуправления колледжа Уэллсли.

Выступая в прошлом году перед молодыми американками и рассуждая о том, какую роль в ее жизни сыграл опыт участия в студенческом самоуправлении колледжа Уэллсли, Хиллари Клинтон сказала, что именно в тот период обучения она «начала обретать уверенность в своих силах и способностях занять активную гражданскую позицию, вырабатывать новые и многочисленные пути решения проблем, выражать свое мнение и быть услышанной».

Г-жа Клинтон сказала, что студенческая политическая жизнь помогла ей выйти на сцену большой политики и научила приносить пользу обществу. «Неважно, какое занятие в жизни вы выберете для себя: желаете ли вы работать в правительственных органах, занять выборную должность, возглавить компанию или активно участвовать в жизни общества -- [студенческое самоуправление] научит вас полезным навыкам и основам демократической политической системы», -- сказала г-жа Клинтон.

Что же касается других стран, то в Норвегии каждый университет по закону обязан иметь студенческое самоуправление. Высшие должностные лица Министерства высшего образования Малайзии регулярно встречаются с представителями студенческих советов из университетов со всей страны, чтобы обсудить то, что волнует учащихся.

Африканский союз студентов, созданный в 1972 г., собирает участников студенческого самоуправления со всего континента, чтобы обратить внимание на такие важные вопросы, как высшее образование, профилактика ВИЧ/СПИД и гендерное равноправие.

Национальный совет студентов и молодежи Израиля в 2000 г. способствовал принятию в стране первого в мире закона о студенческих правах, который запретил наказания по дискриминационным признакам и гарантировал право учащихся досрочно сдавать экзамены для завершения среднего образования.


4. Организация системы самоуправления на примере ВДЦ "Орленок", «Океан», "Артек", "Смена"

На примере ВДЦ «Артек»

Отрядное самоуправление. Что это такое? Это руководство отряда организацией своей жизнедеятельностью, предполагающее разработку, обсуждение, принятие и реализацию решений, самодеятельность и известную самостоятельность в осуществлении власти. Необходимым условием реальности самоуправления является участие в нем как можно большего количества ребят, в идеале - всех. Если участвующих в осуществлении властных функций становится все меньше, говорить о самоуправлении нет основания. Следует помнить, самоуправление не может быть абсолютным, оно всегда сочетается с внешним по отношению к данному отряду управлением. Поэтому важно адекватное соотношение функций и содержания управления и самоуправления. Невозможно сохранить названное соотношение, однажды найденное и успешно реализованное, на сколько-нибудь длительный период: меняются ребята, жизнь в лагере и за ее пределами. Значит и структура самоуправления должна быть гибкой и динамичной. К тому же её нецелесообразно копировать с каких-либо образцов, поскольку не может быть двух одинаковых коллективов, не может быть и идеальной структуры: то, что хорошо для одного коллектива, не срабатывает в условиях другого. Самоуправление только тогда и существует, когда развивается, учитывая новые возможности как коллектива, так и составляющих её людей, в том числе и взрослы Смысл самоуправления не в том, что дети выполняют какую-то часть функций администрации лагеря или вожатых отряда, а в том, чтобы ребята становились субъектами выработки властных решений, коль скоро эти решения касаются их самих: человек охотнее всего делает то, что им понято, одобрено и принято. Для успешного осуществления самоуправления необходимо верное представление о должном поведении, о долге, чтобы не допустить самоуправства, насилия. Особенно сложна поэтому роль взрослого в детском сообществе. Будучи таким же членом коллектива, он силой своего жизненного опыта, убеждающего воздействия помогает тому, чтобы в самоуправлении реализовались гуманистические принципы, суть которых не человек для организации, а организация для человека.


5. Принципы школьного самоуправления.

Цель школьного самоуправления: воспитание личности с активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и полученный результат, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и самовыражению.

Задачи школьного самоуправления:
• активное вовлечение каждого школьника в разнообразную деятельность, что является основным механизмом формирования личности;
• обучение школьников элементам управленческой деятельности, что воспитывает ответственность и самостоятельность учащихся;
• повышение интеллектуального уровня школьников;
• развитие творческой индивидуальности учащихся и лидерских качеств;
• создание необходимых условий для сплочения детского коллектива;
• приобщение к отечественной истории, культуре, искусству;
• пропаганда здорового образа жизни;
• обеспечение усвоения школьниками общечеловеческих ценностей, становление и реализацию активной жизненной позиции;
• формирование у детей опыта и навыков гармоничного взаимодействия с окружающей социокультурной и природной средой, этической и экологической культуры, позитивного отношения к людям, самому себе и окружающей среде;
• расширение представлений школьников об окружающем мире, развитие познавательных потребностей, коммуникативных навыков;
• развитие эмоционально-чувственной, духовной сферы личности, эстетического отношения к окружающему, потребности в самореализации в различных видах творческой деятельности.
• повышение педагогической культуры учителей, творческий и профессиональный рост педагогического коллектива.

Принципы:

Принципом равноправия. Все участники школьного самоуправления должны иметь равные права субъектов школьной жизни, право решающего голоса при принятии того или иного решения в своем коллективе или ассоциации;

Принцип выборности. В соответствии с ним органы самоуправления приобретают соответствующие полномочия в результате полномочных выборов;

Принцип обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава органов самоуправления и их руководителей, определенного в нормативных школьных документах

Принцип открытости и гласности. Вся работа органов самоуправления должна быть открытой для каждого члена коллектива и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;

Принцип демократии. Предполагается вовлечение в самоуправленческую деятельность всех участников образовательного процесса;

Принцип законности. Необходимость неукоснительного следования органов самоуправления положениям Конституции РБ и другим государственным правовым актам, уставу школы и ее локальным нормативным документам;

Принцип целесообразности. Деятельность органа самоуправления должна быть направлена на реализацию личностных и коллективных потребностей, и интересов детей, их родителей и педагогов;

Принцип представительства. Первичные коллективы должны иметь своих представителей в избираемых ими органах самоуправления;

Принцип гуманности. Органы самоуправления должны действовать на основе нравственных ценностей человека, меры ответственности должны и наказания быть строгими, но гуманными, не унижать достоинство взрослого или ребенка;

Принцип свободы и самодеятельности. Означает возможность каждого субъекта самоуправления свободно выбирать методы и формы реализации принятого решения, проявляя активность, творчество, самостоятельность и самодеятельность;

Принцип критики и самокритики. Свобода высказывания замечаний, не допуская при этом унижения достоинства окружающих людей;

Принцип совета и согласия. Перед принятием решения необходимо советоваться, принимать решение на основе согласия всех или большинства членов органа самоуправления;

Принцип доброжелательной требовательности. Этим принципом широко пользовался в своей практике А.С.Макаренко. Доброжелательность всегда требовательна, так же как и требовательность, всегда должна быть доброжелательной. «Отношения между учителем и органами ученического самоуправления должны быть основаны на глубочайшем взаимоуважении. Каждый учитель должен уметь слушать и слышать своих учеников. Общеизвестно, что школьник воспринимает советы, рекомендации старших лишь тогда, когда видит уважение к себе, желание старших помочь ему;


6. Функции школьного самоуправления.

Целесообразно выделить специфические самоуправленчес­кие функции. К таким функциям можно отнести три: самоак­тивизация, организационное саморегулирование, коллектив­ный самоконтроль.

Самоактивизация предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению учащихся в управление новыми сферами деятельности.

Организационное саморегулирование предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами ученических коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, спо­собность коллектива самостоятельно изменять свою структу­ру с целью более успешного решения организаторских задач.

Коллективный самоконтроль предполагает постоянный са­моанализ органами самоуправления и отдельными организа­торами своей деятельности и на основе этого поиск более эф­фективных путей решения управленческих задач.

Развитие ученического самоуправления в общешкольном коллективе имеет свои особенности по сравнению с развитием самоуправления в классе. Самоуправление в школе направле­но на решение задач, стоящих перед учебным заведением. Кол­лектив класса, отличаясь однородным возрастным и постоян­ным составом, создает условия для участия каждого в обще­ственной деятельности. Органы самоуправления школы не должны регламентировать инициативу и самостоятельность коллективов классов. Роль классного руководителя в развитии

самоуправления несомненна. Важно, чтобы он достаточно чет­ко делегировал полномочия и ответственность учащимся. Его задача — развивать их активность и помогать в выборе видов деятельности и форм организации.

Одним из ведущих факторов, способствующих развитию са­моуправления в коллективе, являются конкурентные отноше­ния между различными группами, которые не только активи­зируют деятельность учащихся, но и обогащают их взаимоот­ношения, вносят в них здоровый дух соперничества. Важно только обеспечить такие отношения нравственными регулято­рами, которые позволяют сделать их честными. Педагоги долж­ны всячески одобрять деятельность, направленную на органи­зацию взаимопомощи.


7. Роль школьного самоуправления в развитии личности.

Согласно исследованиям Н.И.Приходько, в ходе включения учащихся в школьное самоуправление, у них формируется научное управленческое мышление, которое способствует формированию таких умений, как:

· - анализировать возникающие управленческие ситуации и выявлять причины, их породившие;

· - предвидеть последствия своих действий и действий коллектива;

· - оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;

· - анализировать и синтезировать воспринимаемую управленческую информацию;

· - аргументировано и логично отстаивать свое мнение;

· - устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.

Так же, воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:

Прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. При правильной постановке самоуправления дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.


8. Влияние школьного самоуправления на успешность социализации личности.

Главным, находящимся наверху органом самоуправления является классное собрание, где присутствуют все члены классного коллектива во главе с классным руководителем. Именно классный руководитель направляет действия всех органов самоуправления, советует, не прибегая к диктатуре.

Лидером самоуправления является президент класса, или староста. Лидер, как уже оговаривалось выше, может меняться, например, раз в четверть или раз в семестр на классном собрании может избираться новый президент класса путём голосования, в котором должен принимать участие весь класс.

Староста класса с помощью классного руководителя координирует работу секторов, передает поручения педагога.

Для успешной работы всех областей деятельности класса, избираются лидеры направлений. Они могут быть выбраны так же, как староста, а могут назначаться лидером коллектива.

Лидер сектора «Просвещение» отвечает за аспекты учебной деятельности: помощь в заполнении табелей успеваемости, помощь в организации дополнительных занятий, викторин.

Ответственный за порядок в секторе «Дежурство» составляет график дежурства по классу и школе, контролирует соблюдение чистоты в кабинете.

Лидер сектора «Мероприятие» отвечает за участие в школьных мероприятиях – концертах, конкурсах, соревнованиях и т.д., за организацию классных часов. Это серьезная ответственность, особенно в том случае, если коллектив (как у меня) не активен в творчестве и спорте.

И ответственный сектора «Досуг» отвечает за организацию походов в театр, кино, на концерты, в походы. Лидер сектора предлагает варианты посещений мероприятий, изучает афиши, новинки спектаклей, фильмов и т.д.

Нужно понимать, что для успешной работы каждого сектора, классный руководитель должен координировать действия лидеров, учитывая желания и возможности всего классного коллектива.

Таким образом внедрение ученического самоуправления позволяет решать проблемы личностного и профессионального самоопределения, формирования навыков здорового образа жизни, социальной адаптации школьников. Кроме того, деятельность органов классного самоуправления существенно облегчает работу классного руководителя.

Правильно выстроенная работа ученического самоуправления несомненно положительно влияет на социализацию детей, ведь в условиях сплоченного, равно взаимодействующего коллектива, учащиеся получают необходимые навыки, помогающие выстраивать успешное общение с окружающими. Примерив различные роли, и поняв, какая область деятельности ближе по духу, ребенок проще и быстрее приходит к самоидентефикации, находит своё место в жизни.

Участие подростков в работе органов самоуправления – это способ практики жить в социальном пространстве прав и обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.


9. Универсальные модели школьного самоуправления.

В учебно-методическом пособии ʼʼОрганизация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учрежденииʼʼ [40] представлены четыре основные модели школьного ученического самоуправления˸

– ʼʼШкольный советʼʼ – административная модель самоуправления;

– ʼʼНьюландияʼʼ – игровая модель самоуправления;

– ʼʼДень дублераʼʼ – раздельная административно-игровая модель самоуправления;

– ʼʼДемократическая республикаʼʼ – совмещенная административно-игровая модель самоуправления.

В описании данной модели используются материалы, опубликованные в пособии ʼʼМодель школьного самоуправленияʼʼ [58].

1. Позиционный блок. Сущность ученического самоуправления состоит в реальном участии школьников в управлении делами школы. Самоуправление – один из основных принципов деятельности ученического коллектива в нашей школе. Ученическое самоуправление развивается в рамках самоуправления школой (самоуправление – часть управления). За директором школы, педагогами сохраняется право на общее руководство, контроль за ʼʼконечным результатомʼʼ.

К основным структурным компонентам модели школьного самоуправления относятся˸ цель, задачи, принципы, формы, методы, диагностика. Данная структура пятиуровневая˸ 1. Совет школы. 2. Общешкольный сбор детских коллективов 5–9 классов. 3. ʼʼСовет девятиʼʼ. 4. Советы ʼʼЦентрыʼʼ, ʼʼШтабыʼʼ. 5. Детские коллективы 5–9 классов. К основным структурным компонентам модели органов само- и соуправления в детских коллективах 1–4 классах относятся˸ цель, задачи, принципы, формы, методы, диагностика. Данная структура трехуровневая˸ 1. Сбор детского коллектива. 2. Совет семи. 3. Чередование традиционных поручений в детском коллективе (группы ʼʼЧистоты и порядкаʼʼ, ʼʼПочемучкиʼʼ, ʼʼСпортʼʼ, ʼʼЗатейникиʼʼ). К основным структурным компонентам модели органов само- и соуправления в детских коллективах 5–9 классах относятся˸ цель, задачи, принципы, формы, методы, диагностика. Данная структура трехуровневая˸ 1. Сбор детского коллектива. 2. Совет коллектива. 3. Чередование традиционных поручений (группы ʼʼСобытиеʼʼ, ʼʼПоискʼʼ, ʼʼЗаботаʼʼ, ʼʼДелоʼʼ) и индивидуальные поручения.

Цель˸ подготовка будущих граждан к активному участию в управлении делами общества. Задачи˸ Приобретение детьми знаний, умений и навыков управленческой деятельности. Создание условий для получения воспитанниками опыта действий в демократическом правовом пространстве; социально значимого опыта гражданских действий. Ориентирование учащихся на коллективно-творческий поиск совместной деятельности, на развитие всех структур жизни коллектива. Воспитание ответственности, организаторских способностей, стремления к самореализации.

Принципы построения и развития школьного самоуправления˸

1. Принцип сотрудничества (педагог-консультант˸ в классе – классный руководитель; на школьном уровне – закрепленные на педагогическом совете педагоги). 2. Принцип полноты доверия. 3. Принцип предметной деятельности. Есть деятельность – есть орган самоуправления. 4. Принцип единого планирования. В школе создается один план воспитывающей деятельности, исполнителями и организаторами являются органы самоуправления. 5. Принцип сменяемости актива. 6. Принцип согласованности.


10. Условия развития школьного самоуправления

Развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, социально-педагогического и психологического характера.

Организационные условия состоят в том, чтобы самоуправление функционировало на всех 4 уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы). Для этого, прежде всего, необходимо проанализировать социально-педагогическую ситуацию, в которой работает данное учреждение, выяснить интересы и потребности детей и их родителей. Важно так же учесть особенности школы, ее профиль, основные задачи, которые она признана решать, а так же сложившиеся традиции, материальные и кадровые возможности.

Кадровые условия – возможность профессионального роста педагогов в сфере самоуправления, а так же активистов ученического самоуправления.

Социально-педагогические условия:

- Опора в работе с учащимися на ведущие принципы деятельности, теорию воспитательного коллектива и педагогической диагностики; учет психологических и возрастных особенностей и возможностей учащихся, их индивидуальных качеств; направленность деятельности на реализацию потребностей и интересов учащихся в школе.

- Включение в работу с органами ученического самоуправления по возможности большего числа педагогов.

- Формирование положительного отношения родителей к работе органов ученического самоуправления и привлечение их к участию в их деятельности.

- Использование в работе органов ученического самоуправления традиций, ритуалов, соревнований, игры, форм коллективного, группового и индивидуального поощрения общественной активности школьников.

- Позиция сотрудничества педагогов и учащихся в совместной деятельности.

Психологические условия:

- Сплоченность школьных и первичных коллективов учащихся.

- Благоприятный психологический климат в школе, преобладающее мажорное настроение в нем.

- Формирование и развитие «этических ориентиров школьников»: добросовестного творческого отношения к труду и общественной работе, стремления проявить в низ свои способности, лучшие качества; развитие собственных волевых качеств, умение владеть своим настроением, быть выдержанным и терпеливым; доброта, тактичность, чуткость т отзывчивость в отношениях с окружающими; умение ценить общественное мнение, правильно относиться к справедливым замечаниям и критике со стороны учителей, товарищей, родителей.

- Предоставление каждому учащемуся такой роли в органах ученического самоуправления, которая соответствует его склонностям и интересам, дает возможность для самореализации.

- Сближение формальной и неформальной структур первичных и школьного коллективов за счет расширения системы поручений в соответствии с интересами.

- Развитие делового сотрудничества, психологической совместимости, взаимного доверия, уважения, взаимопомощи и взаимопонимания между участниками самоуправления.

- Выработка целей, ценностей, определение единых норм и принципов совместной деятельности и взаимоотношений всех участников самоуправленческой деятельности.

- Психологически обоснованная позиция и заинтересованность педагогов в развитии ученического самоуправления.

- Желательно моральное и материальное поощрение педагогов, детей, активно участвующих в самоуправлении. Об их вкладе в общее дело коллектива должны знать все участники образовательного процесса.

Программно-методические условия.

- Развитие ученического самоуправления невозможно без серьезного программно-методического обеспечения этого вида деятельности на всех уровнях.

- Цели и задачи программно-методических документов должны отражать общую стратегию развития, основные принципы педагогической деятельности, главные содержательные линии работы по развитию ученического самоуправления.

- Программы обучения навыкам организации самоуправления должны содержать разные уровни сложности и позволять педагогу найти оптимальный вариант работы с той или иной группой активистов или с отдельным ребенком. «…ученическое самоуправление в школе может развиваться не только за счет расширения его границ, включения в самоуправленческую деятельность новых и новых участников, но и за счет усложнения его задач».


11. Подготовка лидеров школьного самоуправления.

1. Раскрытие способностей и творческих возможностей каждой личности, овладение приемами саморазвития и саморегуляции, которое предполагает самопознание, самостановление, самовоспитание, самообразование.

2. Изучение приемов и способов коллективно-творческой деятельности, имеющей общественно-полезную направленность.

3. Развитие способности к преобразованию окружающей действительности.

4. Совершенствование деятельности детских общественных организаций, модернизация системы деятельности с учетом интересов и увлечений членов детских организаций.

5. Установление контактов и связей с другими детскими организациями и объединениями.

6. Координация общих усилий различных организаций по осуществлению совместной деятельности.

 Принципы деятельности Совета старшеклассников:

САМИ:

· планируем

· организуем

· проводим

· анализируем

Структура самоуправления Совета:

· Президент Совета

· II Премьер-министра

· Министры

· Сотрудники министерств

Министерства:

· образования

· культуры

· печати

· юстиции

· социальной защиты


12. Разрешение конфликтных ситуаций в коллективе.

Выделяют 2 основные группы методов разрешения конфликтов:

1) структурные;

2) межличностные стили разрешения конфликтов.

Существует 4 структурных метода разрешения конфликтов:

1) разъяснение требований к работе. Для сотрудников необходимо довести следующие сведения: уровень результативности который должен быть достигнут, кто представляет и кто получает различную информацию, собственные полномочия и ответственность, четко определенная политика, процедуры и правила организации.

2) координационный и интеграционный механизмы. Установление иерархических полномочий, упорядоченное взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтом, т.к. подчиненные знают чьим решениям им подчиняться используя такие средства интеграции как использование служб осуществляющих связь между функциональными подразделениями, межфункциональными группами, целевыми группами и используя совещания между отдклами.

3) установление общеорганизационных целей. Эффективность осуществления этих целей требует совместных усилий сотрудников 2-х отделов. Основная идея – направить усилия всех участников на достижение общих целей.

4)система вознаграждений. Люди которые вносят вклад в достижение общих целей организации помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблем комплексно должны вознаграждаться.

Известно 5 основных межличностных стилей разрешения конфликтов:

1) уклонение. Человек старается уйти от конфликта или не попадать в ситуации провоцирующие возникновение противоречий.

2) сглаживание. Апеллируя потребности в солидарности сотрудник старается не выпустить наружу признаки конфликта. В результате может наступить мнимое согласие, но проблема остается не решенной. В результате растет вероятность того, что в конце концов произойдет «взрыв».

3) принуждение. Лицо использующее такой стиль обычно ведет себя агрессивно, пытается заставить принять свою точку зрения любой ценой. Данный стиль эффективен когда руководитель часто имеет значительную власть над подчиненными.

4) компромисс. Характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени сводит к минимуму недоброжелательность, дает возможность быстро разрешить конфликт. Однако использование компромисса на ранней стадии конфликта может помешать решению проблемы и сократить время поиска альтернатив.

5) решение проблемы. Означает признание различия во мнении и готовность ознакомится с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти решение приемлемое для всех сторон в сложных ситуациях где разнообразие подходов и точная информация являются существенными для принятия решения. Появление конфликтов необходимо поощрять и управлять ситуацией используя данный стиль.


13. Проблема распределения ролей, функций, обязанностей, полномочий в ученическом коллективе.

Принцип распределения полномочий. Четкое распределение властных полномочий и ответственности между всеми органами ученического самоуправления;

Принцип отчетности. Все избранные органы самоуправления и их члены регулярно (не реже одного раза в полугодие) отчитываются перед своими избирателями о проделанной ими работе и ее результатах;

Принцип единства и оптимального сочетания коллективных и личных интересов детей. Этот принцип предполагает обеспечение непротиворечивости всех целей актуальным целям каждого. Как писал М.И.Рожков: «Особенно на первом этапе становления детского самоуправления важно, чтобы выдвигаемые перед учащимися цели совместной деятельности не были бы ими сразу отвергнуты как неприемлемые. Обеспечить вовлеченность детей в решение управленческих задач возможно лишь при позитивном их отношении к деятельности»;

Принцип социальной значимости деятельности предполагает мобилизацию детского коллектива вокруг единой цели, сплачивающей участников совместной деятельности. При этом другие цели становятся сопутствующими и подчиняются главной;

Еще один важный принцип для деятельности ученического самоуправления выделяет Н.И.Приходько – принцип конкретизации коллективных творческих дел, который позволяет включать школьников в различные виды деятельности, что позволяет побывать им и организатором, и исполнителем одновременно и избежать эгоистического стремления к первенству ради личного превосходства.

Наряду с названными принципами могут действовать и специфические, характерные принципы самоуправления, избранные конкретной школой, вызванные национальными, региональными и местными условиями, особенностями и традициями.


14. Роль Российского движения школьников в развитии школьного самоуправления.

Развитие самоуправления в общеобразовательной организации уже многие годы рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания. Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации». Однако во многих общеобразовательных организациях самоуправление до сих пор рассматривается как нечто второстепенное, необязательное для практического использования при организации деятельности школы, несмотря на то, что в Уставе общеобразовательной организации, как правило, данное положение зафиксировано.

За последний год ситуация резко изменилась: 29 октября 2015г. В. В. Путин подписал указ о создании Российского движения школьников (РДШ). «Учредитель новой организации, создаваемой для «содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей» – Федеральное агентство по делам молодежи, говорится в тексте указа, размещенном на сайте Кремля. Председатель и два сопредседателя РДШ будут избираться сроком на три года. До 31 марта 2016 г. правительство должно определить состав имущества, которое перейдет новой структуре...». Этот факт обозначил функционирование ученического самоуправления не только как одну из возможностей успешной социализации в жизни, но и как своеобразный трамплин для развития.

Участие в самоуправлении формирует ценностные отношения личности ребенка. Привлечение детей в процесс принятия управленческих решений стимулирует условия для приобретения навыков проектной деятельности и проявления творческих способностей. Более того, участие в самоуправлении даёт возможность примерить на себя не только роль ведомого, но и роль ведущего, приобретая основные навыки лидерства. Обогащение жизненного опыта учащихся, расширение кругозора, развитие творческих способностей, индивидуальности и креативности играют важнейшую роль в становлении личности, а также в повышении самооценки.


15. Влияние системы школьного самоуправления на развития личности ученика.

Развитие самоуправления в школьной среде позволяет включать детей в социальные ситуации, формирующие определенный образ поведения, дает возможность применения знаний, умений, предоставляет возможность моделирования нетривиальных ситуаций, ситуаций выбора, постепенно вырабатывая способность ориентирования. Таким образом, ученическое самоуправление помогает формировать в школьном коллективе и в каждом ребёнке социально-нравственную ориентацию, социальную активность и личностную зрелость.

В воспитательной системе школы особое место отводится развитию ученического самоуправления, а точнее соуправления. Опыт работы нашей школы в данном направлении подтверждает, что ученическое самоуправление является важным фактором социализации личности ребёнка, поскольку способствует формированию таких качеств, как самостоятельность, активность, инициативность, ответственность.

Совместная деятельность педагогов и учащихся создает условия для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развития самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций и лидерских качеств.

В масштабе школы целью воспитательного процесса является создание условий для формирования творческой, социально-активной личности на основе приобщения к общечеловеческим ценностям и активного развития детско-взрослой общности.

Задачи школьного ученического самоуправления:

• обеспечение возможности участия обучающихся вместе с родителями и педагогами в планировании, организации образовательной траектории школы;

• органичное включение в образовательную деятельность социальных инициатив участников образовательного процесса, их участие в коллективной творческой деятельности, с учётом потребностей и интересов;

• социализация и адаптация детей в обществе через создание условий правовой защищенности каждого участника образовательного процесса;

• формирование гражданской идентичности, ценностного отношения к себе и окружающим.

Ожидаемые результаты при решении перечисленных задач:

• осознанная гражданская позиция воспитанников, личная заинтересованность каждого в развитии школы, участие в соуправлении;

• занятость во внеурочное время социально значимой деятельностью;

• улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;

• социальная и творческая активность.

Таким образом, самоуправление возможно, когда взрослые участники образовательного процесса готовы к сотрудничеству с детьми. В то же время, ученическое самоуправление предполагает обязательное взаимодействие детей и взрослых с позиции равных участников образовательного процесса, поэтому главным условием реализации является совместная социально значимая деятельность педагогов, учеников и родителей.

Ученическое самоуправление не может быть организовано без участия семьи, огромная роль в организации процесса отводится родительской общественности. В семье формируется гражданская и социальная ответственность за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество. Нормы социальной жизни ребенок усваивает в семье, поэтому родители и школа должны выступать в роли партнеров процесса воспитания.

Школьники, как и взрослые, имеют возможность реализовать свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательной организации.

В соответствии с документами школы каждая структура системы государственно-общественного управления школой (педагогический совет, ученическая конференция, управляющий совет, собрание родителей и т.п.) имеет определённые функции, которые определены уставом образовательной организации и соответствующими локальными актами, строго разграничены и не ущемляют права смежной структуры. Высшим органом школьного самоуправления является Управляющий Совет школы, состоящий из представителей ученического коллектива, администрации школы и представителей родительской общественности.

Самоуправление считается представительной ветвью школьной власти, когда ученики, педагоги и родители избирают своих представителей в органы самоуправления и доверяют им участвовать в управлении школой. В свою очередь, выбранные представители органов самоуправления, защищая интересы своих избирателей, имеют право влиять на решение всех школьных вопросов, затрагивающих интересы учеников, педагогов и родителей в том числе законодательно.

Практика работы нашей школы показывает необходимость различия понятий «самоуправление» и «соуправления». Детей нужно учить управлять, тем более, самостоятельно управлять, потому вначале надо строить соуправление – совместное управление со взрослыми, а когда они научатся управлять сами, то тогда будет развиваться и самоуправление. Правильно организованное школьное самоуправление – это не «управление самими собой», и не дополнительный административный ресурс в организации дежурств и мероприятий, это система, позволяющая ученикам, педагогам и родителям принимать участие в управлении школой. Таким образом, школьное самоуправление / соуправление необходимо организовывать, учитывая различные факторы, начиная от контингента учреждения и заканчивая спецификой школьных традиций. И, конечно, организацию школьного самоуправления не сможет осуществить только педагог-куратор или вожатый. Это серьёзный обучающий процесс, в который должен быть вовлечен весь педагогический коллектив.




























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: