Византийские храмы в Равенне


Базилика в Классе была выстроена в 16 в. на месте захоронения первого епископа города, св. Аполлинария. Здесь можно увидеть ранние мозаики периода правления императора Юстиниана, что выделяет базилику из ряда других «мозаичных» достопримечательностей города: это последние по времени создания из сохранившихся в Равенне мозаик. Базилика в числе других семи раннехристианских построек входит в число объектов Всемирного наследия.

 

Церковь Сант-Апполинаре ин Классе в Равенне.


была возведена в 525 г. епископом Равенны. Это один из самых важных и красивых памятников раннего христианства в Равенне.

В своем основании церковь имеет восьмиугольник, а число 8 символизирует день Воскресения Христа, который был по древнееврейскому календарю восьмым днем. Повторяющиеся арки придают легкость и невесомость храму. Внутри церковь покрыта великолепными византийскими мозаиками.

 



Церковь Сан-Витале в Равенне (532-548 г.).


Базилика была основана Теодорихом в 526 г., в то время это была арианская базилика, но после того, как готы осквернили церковь в 561 г., базилику освятили в католической вере. В IX в. храм обрел мощи Святого Аполлинария и стал называться именем святого. Но так как в Равенне уже была церковь, посвященная Святому Аполлинарию, то этот храм назвали Новым.

Фасад церкви украшен портиком, который появился в XVI в. Трехнефный храм украшен великолепными византийскими мозаиками.

 




Базилика Святого Апполинария Нового. Равенна..

 

Гробница Данте была построена в 1780-81 гг. по проекту архитектора Камилло Мориджа.

 

БИЛЕТ № 3

 

1.План Пропилей в афинском акрополе.

2.Собор Сан Марко в Венеции.

3.Вавилон.

 

1. Архитектором Мнесиклом были созданы здания Пропилей, являющиеся входом в Акрополь, украшенным портиками и колоннадой. Подобное сооружение вводило посетителя священного места в абсолютно новый мир, не похожий на обыденную реальность. На другом конце от Пропилей была установлена статуя самой покровительницы города Афины Промахос, исполненной лично Фидием. Говоря о Фидие, можно обмолвиться, что именно из его рук вышла знаменитая статуя Зевса в Олимпии, ставшая одним из семи чудес света древнего мира. Шлем и копье воительницы Афины видели даже проплывающие Аттику мореходы.

 

 


2. Древний Сан-Марко – собор в Венеции, который по праву признан выдающимся памятником искусства Средневековья. Собор, украшенный многочисленными мозаиками, выполненными в византийском стиле, является местом нахождения мощей апостола Марка и множества ценных предметов искусства, вывезенных из Константинополя в ходе крестовых походов.Красивейшее здание, появившееся в IX веке.

В 1987 году достопримечательность была внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.Строительство было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 году его братом дожем Джованни Партечипацио. Считается, что церковь была построена в форме латинской базилики типа равеннских (Сан-Витале) и занимала место нынешней крипты[2]. Купол, установленный над её центральной частью, находился над местом захоронения мощей апостола Марка.Базилика была повреждена пожаром, возникшим в 976 году в ходе дворцового переворота, когда дож Пьетро Кандиано был смещён дожем Пьетро Орсеоло. Пожар, начавшийся во Дворце дожей, перекинулся на северо-западную часть собора и нанёс ей серьёзные повреждения.


 


 

Собор построен в форме греческого креста и является типичной византийской крестовокупольной базиликой, построенной по образу константинопольской церкви Святых Апостолов[11], но не является его точным повторением.

 

3. ВАВИЛОН - крупнейший город на древнем Ближнем Востоке (2-я половина 3-го тысячелетия - 4 век до нашей эры). Находился в Месопотамии, на берегу реки Евфрат; развалины Вавилона - близ современного г. Эль-Хилла, в 80 км к югу от Багдада (Ирак). Впервые в клинописных текстах упоминается в правление царей аккадской династии (24-23 века до нашей эры). В конце 3-го тысячелетия, при царях III династии Ура, Вавилон был небольшим провинциальным центром, в котором находился царский наместник, собиравший подати.

Во 2-й половине 2-го тысячелетия, с воцарением в Южной Месопотамии новых правящих династий, Вавилон оставался столицей Южной Месопотамии. Город богател, в нём успешно развивались ремёсла и торговля, стремительно увеличивалось население. Экономический рост отразился и на внешнем облике Вавилона: был разработан и осуществлён новый план городской застройки, возведены новые стены и городские ворота, проложены широкие улицы в центр города для прохождения храмовых процессий. В 14 веке Вавилону было предоставлено право самоуправления, его жители были освобождены от государственных повинностей и военного призыва.

В самом названии города [слово «Вавилон» означает «Врата бога»] отражена его роль как центра мира, места соединения земного и небесного. Эта концепция нашла воплощение в так называемой вавилонской карте мира. Земля представлена на ней как круглый диск, плавающий в океане. В центре - город Вавилон в виде прямоугольника. Река Евфрат, пересекающая круг сверху вниз, разделяет город на две части.

Облик Вавилона известен по многочисленным клинописным документам, описанию Геродота, археологическим раскопкам, проводившимся с середины 19 века, но особенно плодотворным под руководством Р. Кольдвея (в 1899-1917). Все эти источники касаются преимущественно Вавилона 7-4 века до нашей эры (более ранние слои оказались недоступными из-за высокого уровня воды в Евфрате). Город, выстроенный с использованием регулярной планировки, был разделён Евфратом на две части (Старый и Новый город) и представлял собой вытянутый в плане прямоугольник (площадь около 10 км2), окружённый 2-3 рядами крепостных стен из кирпича с массивными зубчатыми башнями, подземными ходами и 8 воротами, названными именами богов вавилонского пантеона. Через ворота богини Иштар (реконструкция представлена в Государственном музее, Берлин), облицованные глазурованным кирпичом с рельефными фигурами священных животных (львов, быков, драконов), проходила основная ось Старого города - Дорога процессий.Вавилон был огромным городом с населением около 200 тысяч человек. Вместе с вавилонянами мирно уживались люди разных языков и культур.

После завоевания Вавилона персами в 539 году до нашей эры город продолжал сохранять статус столицы. Только в 479 году, после подавления очередного восстания вавилонян против персов, персидский царь Ксеркс лишил город самостоятельности. С этого времени Вавилон утратил значение важнейшего культового центра, хотя хозяйственная жизнь в городе продолжалась.


 

Вавилонская башня. Стороны 91.5 * 91,5 м

Высота 90 м

 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4

 1.План Эрехтейона в афинском акрополе.

2.Собор Св. Софии в Константинополе.

3. Римские форумы.

 1. Второй храм Акрополя — Эрехтейон, также посвященный Афине. Пантеон предназначался для общественных нужд, Эрехтейон, по сути, был храмом жрецов.

Храм по легенде был построен в месте спора Посейдона с Афиной за право власти в Афинах. Разрешить спор должны были стать старейшины города, по их желанию власть отдавалась тому из богов, чей дар окажется самым полезным для города. Посейдон сделал поток соленой воды из холма Акрополя, Афина же вырастила оливковое дерево. Дочь Зевса была признана победителем, а оливковое дерево символом города.

В одном из помещений храма остался след от удара трезубца Посейдона о скалу. Рядом с этим местом находится вход в пещеру, где по еще одному преданию жила змея Афины, являющаяся олицетворением славного царя-героя Эрехтония.

В этом же комплексе находится могила самого Эрехтония, а в западной части храма располагается колодец с соленой водой, как бы появившийся по воле все того же Посейдона.

2.Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи — создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов.

 

 В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе.

Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников.В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику.Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.

3.Появление Форума в Риме. Причиной послужило перемирие между племенем римлян и сабинами (сабинянами) после того, как римляне похищали сабинянок, чтобы сделать их своими женами или наложницами. Впоследствии два враждующих племени примирились, и в честь этого события решено было построить место для общей торговли и общественных собраний. Изначально Foro Romano был всего-навсего площадкой для торговли и ремесленных мастерских. Позже он стал местом для народных собраний; именно здесь решались дела, ставшие важными для всего города. Здесь же со временем стал заседать Сенат. Форум стал местом судебных разбирательств, выборных процедур и религиозных празднеств.На территории Форума росли здания, игравшие роль в политической и религиозной жизни страны.

ФОРУМ ЦЕЗАРЯ - считается первым императорским форумом. До наших дней сохранились лишь руины комплекса, в который входили многочисленные статуи, базилика и храм.Гай Юлий Цезарь был величайшим и бесстрашным полководцем, воином.В 54 году до нашей эры Цезарь решил построить свой собственный форум.Сражение у Фарсалы стало знаковым, и на форуме Цезаря было сразу же решено воздвигнуть храм Венеры, который стал центральным зданием всего комплекса. В самом храме Венеры, по документам, составленным древними летописцами, находилась огромная статуя Венеры и самого Цезаря верхом на лошади.Незадолго после убийства Цезаря его форум пришел в упадок и лишь в 113 году нашей эры вновь ожил благодаря реконструкции, проведенной по приказу Траяна. Инаугурация нового императора прошла в Храме Венеры, в честь чего в нем была возведена новая колонна, получившая название КОЛОННА ТРАЯНА. Форум был построен в честь победы императора Траяна над даками. Архитектором этого сооружения стал Аполлодор из Дамаска

Первоначально вершину колонны Траяна украшал позолоченный орел. После смерти Траяна его заменили статуей императора. А в VI веке здесь окончательно обосновалась статуя св. Петра. С такой мыслью он отправился в собор Св. Петра и стал молиться за римского императора. Тело Траяна было погребено под колонной. По решению сената и нового императора было сделано исключение из запрета хоронить в городах, так что колонна в этом случае еще и является надгробием.

Но основным достоянием колонны Траяна в Риме является ее барельеф. Он в исторической последовательности повествует о двух войнах Траяна против даков. Рельефы очень точные и детальные, на них изображено более 2500 человеческих фигур, среди которых около 90 раз повторяется образ императора. Присутствуют среди них и некоторые мифологические римские персонажи. Но главное в этих рельефах, их детальность. Изображения несут большую историческую ценность, они передают детали одежды и вооружения той эпохи, пейзажи, лица.

Форум Веспасиана основал на месте античного рынка император Тит Флавий Веспасиан. Комплекс создавался в честь победы над иудеями. Форум был построен в I веке. Эта площадь имела прямоугольную форму. В центре сооружения стоял Храм богини Мира Веспасиан потратил на создание грандиозного ансамбля «неимоверные средства» — всё, что позволяла имперская казна.

Храм Мира в плане был прямоугольным: 125 на 115 метров. Рядом со зданием храма находились греческая и латинская библиотеки. Форум окружала стена из колонн красного гранита.В храме были собраны невероятные сокровища, захваченные в период походов на Иудею: драгоценности из Иерусалимского храма; дорогие сосуды и произведения искусства; золотая и серебряная посуда, бесценная иудейская менора (семиручный подсвечник). В нём были и ценности, добытые Нероном в Азии и Греции. Храм Мира украшали скульптуры и богатая роспись.

Примерно к периоду 42 — 2 годов до н. э. историки относят время создания Форума Августа. Он был расположен к северу от Форума Цезаря. По приказу императора Октавиана Августа ансамбль площади возводился из каррарского мрамора. Император решил превратить Рим в «город мрамора» из старого «города кирпича». Доминантой ансамбля стал белый храм Марса Мстителя с огромным куполом и коринфскими колоннами. Он был возведён на подиуме перед главной площадью. Посреди храма была установлена статуя бога Марса, окружённая фигурами других божеств.Площадь длиной 125 м, шириной 118 м ограничивалась длинными полукруглыми колоннадами. В центре площади стояла статуя-квадрига императора Августа.

Своеобразность форума Августа не только в том, что он был недоступен простому жителю, а в том, что Август позаботился об его защите от пожаров, который ранее спалили значительную часть города. Император воздвигнул большую стену вокруг форума, которая и должна была спасти здания в случае чего. Главная постройка, которую содержал в себе форум императора Августа — это храм Марса Мстителя, того самого бога, благодаря которому правитель расправился с заговорщиками. В этом храме проходили самые значимые события империи.

Форум Нервы – Транзиторий начали строить при Домициане, а закончили уже при Нерве — в 97 году. Эта площадь имела длинную узкую форму (120 на 45 м), напоминавшую пассаж или переход (транзиторий). Она соединяла с Римским форумом жилой римский район Аргилет и находилась между Храмом Мира (частью форума Веспасиана) и Форумом Августа.





Доминантой ансамбля форума был храм, посвященный Минерве.Он находился недалеко от храма Марса Мстителя. Святилище Минервы разрушили в 1606 году, по велению папы Павла V. На месте древнего храма построили фонтан Acqua Paola, колонный зал и капеллу Борджа.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5

1. План форума Трояна

2. Храм Посейдона в Пестуме.

3.Храмовые комплексы Карнака и Луксора.

 

 1. (БИЛЕТ 4)

План форума Траяна. Площадь, имеющая размеры 116 на 95 метров была замощена цветным мрамором. Вход на нее шел через триумфальную арку, изображенную на ряде римских монет. С трех сторон были расположены портики, со статуями известных римских деятелей. С четвертой стороны находилась базилика — здание, предназначенное для политических мероприятий. За базиликой находились две библиотеки — греческая и латинская, между которыми как раз и была установлена знаменитая колонна Траяна.Эта беломраморная колонна Траяна была построена здесь в 113 году. Она, сложенная из 17 полых мраморных цилиндров, имеет высоту 30 метров. Колонна установлена на пьедестале высотой в 5,5 метров. Внутри полой колонны имеется винтовая лестница со 185 ступенями, которые ведут на капитель-площадку колонны.

2.

Построенный около середины V в. до н. э. этот периптер ранее считали посвященным Посейдону или Аполлону, но более поздние исследования установили, что он был посвящен Гере, сейчас это строение называется храм Геры-II.Как и более древние храмы Посейдонии, II храм Геры сооружен из кристаллического, очень твердого золотистого ракушечника, который был одет тонким слоем белой штукатурки; согласно традиции, некоторые части сооружения были покрашены.При раскопках в Храме Посейдона в Пестуме также обнаружили изваяния Геры, поэтому его часто называют вторым храмом Геры. Эта постройка почти на столетие моложе. Она ориентирована с востока на запад. Фронтальные стороны состоят из 6 колонн, а по бокам их насчитывается 14 штук. Древние строители даже учли кривизну горизонта. Центральная часть на 10 см выше боковых поверхностей.

Внутреннее пространство разделено на 3 нефа. Отлично сохранились центральные колонны, лестничные пролеты и участки стен с фресками.

3. Храмовые комплексы Карнака и Луксора.Луксор - "Город живых".Карнакский храм - это храмовый комплекс размером 1,5 км. на 700 метров, состоящего из 33 храмов и залов. Каждый фараон старался внести в храм свою лепту и увековечить свое имя. Храм в Карнаке - храмовый комплекс, состоит из трех частей:

- Цениральная часть посвящена богу Амону, ее занимает храм Амона Ра. Это самый большой и интересный храм. 134 шестнадцатиметровые колонны с барельефами, подпиравшими некогда свод, расположились в 16 рядов и образовали священный коридор. Каждый барельеф содержит цветные, позолоченые изображения, описывающие восхождение фараона к Богам.

- Южнее расположился храм Мут, царице Мут и жене Амону-Ра.

- Севернее находятся руины храма Монту.

При правлении царицы Хатшепсут были установлены два гигантских, тридцатиметровых обелиска в ее честь и восемь пилонов в храме Амона.

При Тутмосе III, Карнакский храм был застроен стенами, а на барельефах были сделаны изображения с победами египетского народа.

Луксорский храм, как и храм в Карнаке, это храмовый комплекс построенный в честь бога Амон-Ра. Он состоял из нескольких дворов окруженных гигантскими колоннами и статуями фараонам. Это храмовый комплекс размером 208 метров в длинну и 54 метра в ширину, на внутренних стенах которого имеются многочисленные барельефы изображающие культовые обряды в храме, а внешние стены украшены барельефами победоносной битве Рамсеса II при Кадеше.

Возле входа главного пилона остались всего три из шести огромных, 20-ти метровых статуи Рамзесу II и его супруге Нефертари. А из двух украшавших вход обелисков, остался лишь один. Второй обелиск, в 1830 году был подарен Франции за разгадку и расшифровку египетских иероглифов.

На территории храма размещался военный лагерь римского войска, были построены христианская церковь и мечеть Абу-эль-Хаггаг, которая так и осталась стоять на своем месте после раскопок.Музейный комплекс и туристический центр Луксора, это достопримечательности " Города живых " и " Города мертвых ". Город мертвых разместился на противоположном, левом берегу реки Нила.

Храм в карнаке. Луксорский храм.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

 1. План собора Софии в Константинополе

 2. Храм Зевса Олимпийского в Олимпии.

 3.Античное жилище.

 

1. (билет 4)

Парящий купол

Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров. Внутри храма. Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть. Мозаики собора. В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения.

2.Олимпия издревле была местом почитания Зевса.Строительство ставшего легендарным грандиозного храма Зевса в Олимпии началось около 472 г. до н. э. Работами руководил местный зодчий Либон. В строительстве участвовали лучшие мастера Греции. Основным материалом при постройке послужил местный твёрдый ракушечник, который был покрыт мраморной штукатуркой. Лучшие скульпторы Греции присылали свои творения для украшения храма. Главным украшением храма стала гигантская статуя Зевса Олимпийского работы знаменитого афинского скульптора Фидия.Храм Зевса в Олимпии представлял собой классический периптер – тип четырёхугольного здания, окружённого со всех сторон колоннами. В землю был заглублён мощный четырёхметровый фундамент, на котором покоилось трёхступенчатое основание. Размер верхней платформы основания, стилобата, составлял 64 на 28 метров.Над торцевыми колоннами располагался ряд метоп – мраморных плит с изображениями богов и героев. Выше, на фронтонах, были представлены сцены из греческих мифов. На восточном фронтоне находилась скульптурная группа, изображавшая состязание мифических Эномая и Пелопса, за которым наблюдает Зевс, а на западном – битву лапифов с кентаврами в присутствии Аполлона.Зевс был изображён сидящим на троне, установленном на массивном ступенчатом пьедестале. Пьедестал символизировал Олимп, поэтому на его ступенях располагались позолоченные статуи богов. Сам Громовержец держал в одной руке скипетр, увенчанный орлом, на ладони другой руки стояла золотая статуя Ники. Высота изваяния Зевса составляла около 10 метров. Казалось, что, если бог встанет, то он окажется выше самого храма.

3.

Схема планировки римского дома.

1.Вестибул. 2. Таберна (мастерская,склад,лавка).

3.Атриум.4.Имплювий.5.Таблинум (кабинет).6. Триклиний (зал для пиршеств).7. Крылья (помещения для демонстрации богатств дома).

8.Кубикулы (спальни),9.Кукина (кухня).10. Ростикум (вход для слуг). 11.Перистиль. 12. Писцина. 13. Экседра (гостиная, столовая летом). 14. Фауцы (коридоры).

15. Экус (гостиная).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7

 1.Разрез (продольный) собора Софии

в Константинополе.

Собор Софии в Константинополе

Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. Самым известным храмом Константинополя является собор Святой Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь — у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью.

Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе. Вся страна трудилась ради возведения этого чуда.

Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.

 

Парящий купол

Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров.

Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.

2.Дворец Диоклетиана в Салоне.

Родившийся в Далмации на территории современной Хорватии римский император Диоклетиан в 305 году нашей эры решил добровольно покинуть трон. Для роскошного проведения своих последних дней он решил построить недалеко от места своего рождения крепость. Сейчас этот дворец Диоклетиана в Сплите является одной из самых известных достопримечательностей Хорватии.

История дворца Диоклетиана

Как уже говорилось, место для постройки было выбрано не случайно. В находящемся рядом от этого места городе Салоны родился император. Но пожить в этом новом роскошном месте римскому владыке не удалось, он умер в 308 году. После его смерти дворец Диоклетиана был заброшен, и лишь некоторые римские императоры появлялись здесь изредка, включая и последнего правителя Западной империей Юлия Непота.

 Набеги варваров в V веке заставили местных жителей переселиться на территорию этого огромного дворца. Вскоре эта постройка разрастается до небольшого городка, который населяло порядка 4 тысяч человек. Разумеется, существующие постройки внутри крепости пришлось перестраивать под обычные житейские нужды, что сильно изменило его внешний вид. К XIV веку население разрослось настолько, что пришлось выходить за стены дворца.

 Краткое описание дворца Диоклетиана

Дворец Диоклетиана в Хорватии, своеобразный первый замок, стал основой для всех будущих европейских замков. Стены были построены из кристаллизованного известняка. Южная белоснежная стена поднималась прямо из моря. По ее верху проходила галерея, где император мог спокойно прогуливаться, наслаждаясь морскими видами. Внизу же были расположены специальные ворота, подойти к которым можно было только на лодке.

С земли крепость выглядела такой же неприступной. Белые стены, поднимающиеся на высоту 18-25 метров, были снабжены окнами, освещающими галерею стражи. Каждый угол дворца укрепляла башня. Дополнительно шесть башен охраняли ворота в крепость. На северной стене находились Золотые ворота, соединяющие крепость с Салоной. На восточной — Серебряные ворота, на западной — Железные.

Внутренняя планировка дворца Диоклетиана в Сплите соответствовала традициям построения римских лагерей. Две центральные улицы, пересекаясь в центре, образовывали 4 квартала. Стоит отметить, что улицы сопровождали традиционные для Римской империи аркады.

На севере дворца располагался гарнизон, склады и прочие подсобные помещения. На юге находились личные покои императора с множеством комнат, библиотек и прочих важных помещений, необходимых бывшему владыке на покое.

Перед главным входом находится сохранившийся и до наших дней Перистиль — открытый зал, предназначавшийся для проведения праздников и особых торжественных мероприятий. Зал с четырех сторон был украшен гранитными и мраморными колоннами. Здесь же находится и знаменитый сфинкс, по преданию привезенный из гробницы фараона Тутмоса III в Египте.

 Через Перистиль можно было попасть в Вестибюль императорских покоев — большой зал с куполом. В целом дворец был роскошно украшен, многие экспонаты привозились издалека, в частности из восточных стран, но все это из-за перестройки не дошло до наших дней.

Самая высокая постройка внутри крепости мавзолей Диоклетиана. В свое время он возвышался на 20 метров. Восьмиугольное в плане здание окружала колоннада. Внутри расположен зал с куполом, поддерживаемом двумя ярусами колонн. Нижний ярус выполнен из 8 колонн из розового гранита высотой в 9 метров. Верхний выстроен колоннами из красного порфира высотой 5 метров. Раньше здесь же была мозаика, создающая таинственную обстановку. В центре зала было установлено надгробие над могилой императора Диоклетиана. В 653 году в связи с обустройство здесь кафедрального собора Св. Доима надгробный памятник разрушается, а еще позже рядом возводится колокольня.

 Сейчас город Сплит является известным туристическим центром. Дворец Диоклетиана в совокупности с другими памятниками древности и средних веков привлекает сюда тысячи людей.

 3.Храм Артемиды в Эфесе.

Храм Артемиды в Эфесе - четвертое чудо света

Храм Артемиды в Эфесе — одно из семи чудес античного мира, находился в греческом городе Эфесе на побережье Малой Азии Первый крупный храм был сооружён в середине VI века до н. э., сожжён Геростратом в 356 году до н. э., вскоре восстановлен в перестроенном виде, в III веке разграблен готами. В IV веке закрыт христианами в связи с запретом языческих культов и разрушен. Построенная на его месте церковь также была разрушена.

Согласно древнегреческой вере Артемида была богиней охоты и плодородия, покровительницей всего живого на земле.

В честь Артемиды жители Эфеса построили близ города, на месте, где прежде располагалось святилище карийской богини плодородия, огромный храм, ставший одним из семи чудес Древнего мира. Средства на строительство пожертвовал знаменитый богач, лидийский царь Крёз (на базах колонн храма сохранились две его надписи[2]). Проект храма, согласно Страбону, разработал архитектор Херсифрон из Кносса. При нем были возведены стены храма и установлена колоннада (первая половина VI века до н.э.). После смерти зодчего строительство продолжил его сын Метаген (вторая половина VI века до н. э.), а заканчивали постройку, как пишет Витрувий, уже архитекторы Пеоний и Деметрий (первая половина V века до н. э.).

Когда огромный законченный храм из белого мрамора открылся взорам горожан, он вызывал удивление и восхищение. Известно, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости.

Храм Артемиды использовался не только для проведения религиозных церемоний. Он был одновременно финансовым и деловым центром Эфеса. Храм был полностью независим от городских властей и управлялся коллегией жрецов.

Размеры храма

Ширина храма Артемиды была 52 метрa, длина — 105 м, высота колонн — 18 м. Крышу храма поддерживали 127 колонн, установленные в восемь рядов. По преданию[3], каждая из этих колонн была даром одного из 127 царей.

Описание храма

 

Многогрудая Артемида Эфесская

Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и рельефами Скопаса, но ещё более великолепными были картины этого храма. Так, в благодарность Александру Македонскому, выделившему средства на строительство, эфесцы заказали для храма его портрет художнику Апеллесу. Он изобразил полководца с молнией в руке, подобно Зевсу. Когда заказчики пришли принимать полотно, они были столь поражены совершенством картины и оптическим эффектом (казалось, что рука с молнией выступает из полотна), что заплатили автору двадцать пять золотых талантов — пожалуй, за последующие три века ни одному из художников не удавалось получить такого гонорара за одну картину.

Храм в последующие эпохи

В 263 году святилище Артемиды было разграблено готами. Во времена императора Феодосия I, когда в 391—392 гг. были запрещены все языческие культы, храм Артемиды в Эфесе закрыли. На месте храма была построена церковь, которая позже тоже разрушилась.

В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

 1.План Пантеона в Риме.

Пантеон в Риме – это языческий храм всех древнеримских богов, это строение является воплощением мощи и силы Римской империи. Позже христиане решили превратить языческий храм в христианский и освятили его. Пантеон – это единственный храм в мире, который сохранился до наших дней в почти первозданном виде.

Пантеон возвели в 27 году до нашей эры. Храм воздвиг Марк Агриппа. Впечатляет сложность исполнения: купол диаметром в 44 метра построить 2

тысячелетия назад – задача не из простых.

 

Главная особенность Пантеона – отсутствие окон. Существует только отверстие в центре крыши, называемое «окулюс». Это «окошко» является единственным отверстием наружу, откуда и поступает свет. Само отверстие при строительстве интерпретировалось как небесное всевидящее око. При постройке под «окулюсом» находился алтарь. Также вокруг отверстия, около стен, находились статуи богов. На протяжении года, когда Земля меняла свою позицию на орбите, свет падал на определённую статую в своё время года. Таким образом, оказывалась честь каждому богу, причём в равном количестве.

 

 

 

 

2.Колизей.

Чудо света Колизей.

Само слово «колизей» означает в переводе с латинского «огромный» или «громадный». Возможно, этот памятник архитектуры и истории получил своё имя из-за размеров.

В самом начале нашей эры император Римской империи Нерон приказал своим подданным построить ему шикарный дворец. Это было поистине колоссальное сооружение, оно располагалось на склонах сразу трёх холмов и называлось «Золотой дом Нерона». Дворец занимал настолько большую территорию, что вызывал недоумение у жителей Рима. Среди роскошных садов, окружавших дворец, была установлена огромная бронзовая статуя, изображавшая Нерона. По высоте её можно сравнить с 12-этажным домом.

Сам «Золотой дом Нерона» представлял собой нечто удивительное. Снаружи он был украшен золотом, перламутром и драгоценными камнями. Потолки были обшиты тканью, украшенной слоновьей костью. В этой обшивке были сделаны отверстия для цветов, которые сыпали в комнаты по приказу императора. Также в отверстия проходили трубки, через которые по комнатам разбрызгивали благовония. Весь дворец был построен в космическом стиле, отражавшем и красоту окружающего мира и величие и бесконечность Вселенной.

Как известно, в 98 году Нерон покончил жизнь самоубийством, и на его место встал новый император – Веспасиан из династии Флавиев. Он разрушил дворец до основания, а статую расплавил. Искусственное море было осушено, а на его месте был заложен фундамент огромной арены, которую мы сейчас и называем Колизей. А тогда её называли «Амфитеатр Флавиев». С помощью этой постройки Веспасиан хотел показать жителям Рима, что он в отличие от Нерона заботится не столько о себе, сколько о своём народе.

Строился «Амфитеатр Флавиев» в течение 8 лет. Он был построен в форме овала, по периметру арены были возведены 80 больших арок, на них – более мелкие. Арену окружает стена в 3 яруса, а общее количество больших и малых арок составляло 240.

Над императорским рядом находилось три этажа, каждый из которых был предназначен для зрителей определённой категории:

Первый ярус имел 20 рядов и предназначался для городских властей, а также лиц из сословия всадников;

Второй этаж состоял из 16 рядов – здесь имели право находиться лишь те, кто имел римское гражданство. От третьего яруса его отделяла высокая стена;

Последний этаж был построен для людей низшего сословия, и чтобы им было лучше видно происходящее на арене, находился на более крутой поверхности;

 Над третьим этажом располагался портик, на крыше которого находились матросы: время непогоды они натягивали над зданием огромный тент, который должен был защитить зрителей от стихии.

Чуть подальше были сооружены галереи, предназначенные для отдыха зрителей, там же крикливые торговцы продавали различные товары. Может показаться, что постройка выглядит скучно из-за однообразных арок. Но благодаря овальной форме арены на каждую из арок свет падает по-разному, что придавало Колизею интересный и немного загадочный вид.

Снаружи Колизей был отделан мрамором, по его периметру располагались прекрасные статуи. Внутри него сверху вниз спускались 80 рядов, где сидели зрители. Заходили римляне сразу через 64 входа, которые располагались с разных сторон амфитеатра. Внизу были расположены специальные места для вельмож Рима и, конечно же, трон императора. Так как Колизей – это открытая арена, то порой в непогоду зрителям приходилось укрываться от дождя. Жгучее римское солнце тоже доставляло много неудобств. Но для знати была придумана специальная система, которая позволяла натягивать тент из парусины над головами зрителей.

На каждом ярусе стояли колонны, выполненные в разных стилях. На первом – в дорическом, на втором – в ионическом, а на третьем – в коринфском стиле. Также на втором и третьем ярусах были установлены статуи, выполненные лучшими римскими мастерами.

Пол арены, где происходило самой действо, был сделан из дерева, обычно его посыпали песком. Но иногда арену затапливали водой и устраивали настоящие морские бои – с кораблями и оружием, их называли навмахиями. Вот тогда-то и шли в ход шлюзы и каналы, сделанные ещё Нероном.

 

Колизей был предназначен для различных представлений – и театральных, и спортивных. Но наиболее известны нам кровавые гладиаторские сражения

Несмотря на предназначение этого сооружения, Колизей поистине – великое творение человеческих рук. Однако когда пала Римская империя, он перестал быть нужен, и начал постепенно разрушаться. В средние века христиане, которых убивали здесь же, по иронии судьбы совершали свои службы именно в Амфитеатре. А в 13 веке из него сделали каменоломню. Камни, из которых был построен Колизей, использовали для строительства домов аристократов, церквей, а позже – канцелярии Папы Римского и мостов.

Сейчас, придя на место когда-то величественного «Амфитеатра Флавиев», мы сможем увидеть лишь руины, однако и они заставляют поразиться масштабом и размахом этого сооружения.

 

3.План Константинополя.

 

Константинополь сложился как город в своих основных чертах еще до последней четверти V в. Грандиозные стены и городские ворота, построенные в основном при Феодосии II в первой половине V в., завершили собой городской ансамбль. К сожалению, жилая архитектура и система городских улиц и кварталов известны нам очень мало. Только случайно в отдельных частях современного Стамбула при сооружении каких-либо крупных построек открываются фрагменты рядовой городской застройки. Город обладал замечательной естественной гаванью — Золотым Рогом. Вход в него со стороны Мраморного моря закрывался, согласно античной традиции, цепью. Вторая, маленькая гавань специального назначения была обнаружена около центральных императорских дворцов. Через Золотой Рог были, по-видимому, уже в ранневизантийское время перекинуты мосты, но в отдалении от его устья там, где бухта была несколько уже.

 

В качестве опорных точек для воссоздания общей картины города мы имеем многочисленные ворота в сухопутной стене (сухопутную часть крепостных стен Константинополя принято противопоставлять морским стенам, шедшим по берегу Мраморного моря и Золотого Рога), через которые проходили главные дороги, соединявшие столицу с другими городами. Внутри города дороги переходили в основные улицы. Главными городскими воротами были Золотые ворота, расположенные поблизости от берега Мраморного моря. К ним подводил основной въезд в город; соответствовавшая им улица шла параллельно берегу моря. Главная улица Константинополя проходила в центре города между церковью Апостолов, стоявшей на месте современный турецкой мечети Фати, и площадью Августион около собора Софии. Она называлась Меси, т. е. Центральная улица. Система главных улиц Константинополя станет понятной, если представить себе, что улицы от ворот в сухопутной стене сходились к Меси. Последняя имела по сторонам аркады, за которыми находились галереи для пешеходов. Возможно, что в некоторых частях улицы над аркадами находились вторые этажи жилых домов.

 

Меси направлялась к центральному комплексу общественных зданий столицы, который состоял из Ипподрома, Большого дворца византийских императоров и собора Софии. Все эти здания выходили на большую центральную площадь Августион, которая, вероятно, была с четырех сторон окружена аркадами. На ней стоял Миллиарий — доска, на которой были обозначены расстояния от этой точки до главных городов империи.

Основу структуры Константинополя составлял пучок сходившихся к Меси и Августиону улиц, великолепно вписанный в треугольник вдающегося в море в восточном направлении полуострова, на котором стоял город.

Общая структура Константинополя отличается от римских городов именно этим центростремительным началом, выраженным в направленности главных улиц к общественному центру. Конфигурация местности, на которой стоит Константинополь, ее рельеф, фортификационная система города, характер застройки городских кварталов, сложившийся постепенно на протяжении столетий, утилитарные соображения, эстетические вкусы архитекторов и заказчиков, руководящие идеи византийской государственности — все это слилось воедино и породило новую городскую систему, отличную от античной римской. Основную ее особенность составляет ярко выраженное начало централизации. Оно отражало одну из самых важных руководящих идей византийского государства.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9

 

1.План форума Октавиана Августа.

Форум Августа — второй из четырёх императорских форумов Рима (125 м в длину и шириной 118 м).

Форум был построен по заказу императора Октавиана Августа. Самым важным сооружением форума стал храм, посвящённый Марсу Мстителю; освящён во 2 г. н. э. Храм был построен из каррарского мрамора и по плану был похож на храм Venus Genetrix на форуме Юлия Цезаря; в центре находилась статуя Марса, окружённая статуями Венеры и обожествлённого Цезаря. Также там хранился меч Цезаря и знамёна побеждённых парфян.

Форум служил для восхваления императора, восстановившего старые традиции. С этой целью в полукруглых нишах (экседрах) были выставлены статуи Энея, несущего своего отца на плечах, и Ромула, по преданию сына Марса, а также статуи важных мужей республики (summi viri). На постаменте каждой статуи была отображена информация о жизни и деяниях этого человека (Elogium). В центре площади перед храмом находилась статуя Августа на колеснице.

На сегодняшний день сохранилась лишь часть форума Августа: несколько колонн храма и лестница; коллекция артефактов, а также часть полукруглой ниши (экседра) с Форума Августа находятся в Casa dei Cavalieri di Rodi (Дом рыцарей Родоса). При Муссолини переднюю часть форума перестроили в Виа деи Фори Империали; археологические исследования при этом не проводились.

2. Церковь Апостолов в Константинополе.

Церковь Святых Апостолов в Константинополе (современный Стамбул) была одной из самых важных церквей в христианском мире.

Первоначально построенная Константином Великим и восстановленная императором Юстинианом, церковь была местом погребения византийских Императоров и Патриархов Константинополя с 4 по 11 вв.

Когда-то в церкви Святых Апостолов находились реликвии христианских святых Андрея, Луки, Димитрия, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Церковь была безжалостно разграблена в крестоносцами и позже разрушена серьезным землетрясением. Сегодня почти ничего не осталось от церкви. На ее месте построена мечеть Фатих.

Внешний вид. Очень мало можно увидеть сегодня на месте церкви Святых Апостолов. Некоторые строительные материалы были снова использованы, например, части колонн и каменные блоки замечены во внутреннем дворе Мечети Фатих. Один важный фрагмент, часть “Колонны Бичевания”, к которой привязали Христа, сегодня сохранилась в церкви Св. Георгия в Стамбуле. За пределами Стамбула лучшим местом, где есть остатки церкви Святых Апостолов, является Базилика св. Марка в Венеции, где много гробниц и драгоценностей, украденных во время Крестового похода.

Благодаря современным описаниям у нас есть общее представление о том, на что была похожа церковь. Одно из описаний принадлежит историку Эюзбиусу Цезареи. Другие приводят текст эпиграммы на главных воротах церкви, где были описаны смерти всех Двенадцати Апостолов.

Восстановленная Юстинианом в 550 году церковь имела греческую планировку с пятью куполами. Главный алтарь был в центре нефа под главным куполом, он был сделан из серебра и других драгоценных металлов с мраморным пирамидальным балдахином. Ряд колонн вдоль стен формировал своего рода верхнюю галерею с винтовой лестницей. Есть мнение, что Юстиниан построил второй мавзолей для себя и своей семьи.

3.Античные театры.

Античный театр — театральное искусство Древней Греции, Древнего Рима, а также ряда стран Ближнего Востока, культура которых развивалась под сильным греческим влиянием в эпоху эллинизма — период, начавшийся в IV в. до н. э. (походы Александра Македонского) и завершившийся в 30 г. до н. э. завоеванием этих стран Римом.

Греческие театры

Театральные представления зарождались как праздничные игры, посвященные богу Дионису. Первоначально представления давались у подножия холма, на склоне которого располагались зрители.

Постепенно планировка театра становилась более сложной и состояла из нескольких элементов:

  • Орхестры - круглой площадки для хора;
  • Проскениума - места для выступления;
  • Скены - помещения для переодевания;
  • Театрона - мест для зрителей (достигал 140 м в диаметре).

Крупнейшие греческие театры:

  • Диониса в Афинах на 17 тыс. зрителей (78 рядов, перепад высот 22,5 м),
  • в Эпидавре на 44 тыс. зрителей,
  • в Мегаполисе на 10 тыс. зрителей (в нем совмещался театр и булевтерий).

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: