Тема 2 Основы государственного устройства Российской Федерации. Правовое положение личности

РАЗДЕЛ I ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема 1 Понятие государства и права. Формы и система права

Раздел II КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Тема 2 Основы государственного устройства Российской Федерации. Правовое положение личности

Раздел III АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Тема 3 Административная ответственность

Раздел IV ТРУДОВОЕ ПРАВО

Тема 4 Трудовой договор

Тема 5 Дисциплинарная ответственность

Раздел V ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Тема 6 Физические и юридические лица

Тема 7 Сделки. Представительство и доверенность. Исковая давность

Тема 8 Общие положения об обязательствах

Тема 9 Наследственное право

Тема 10 Гражданско-правовая ответственность

Раздел VI СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Тема 11 Брак и семья

Тема 12 Уголовная ответственность

 

Тема 1 Понятие государства и права. Формы и система права

 

                                                         КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Дайте определение государства и перечислите его признаки.

Назовите типы государств, характерные для разных исторических эпох.

Что понимается под правовым государством?

Выделите функции (внутренние и внешние), осуществляемые современным государством.

Назовите формы права.

 

 

 Какая взаимосвязь существует между правом и государством?

Из каких элементов состоит норма права?

Назовите виды правовых норм и укажите основания, по которым они классифицируются.

Что понимается под толкованием норм права. Дайте краткую характеристику его видов.

Дайте определение источника права и перечислите его виды.

Расскажите о правилах действия нормативных правовых актов (во времени, в пространстве и по кругу лиц).

Из чего состоит система права? Перечислите основные отрасли права.

Из чего состоит система юридических наук?

Дайте определение правоотношения и его структуры.

Каковы признаки юридического лица?

Дайте определение юридических фактов и назовите их виды.

 

Задача 1

Перечисляя признаки государства, студентка Кудрявцева назвала:

нормотворческую деятельность;

государственный суверенитет;

гарантированность прав и свобод граждан;

территорию;

налоги.

В чём ошиблась Кудрявцева?

Задача 2

Рассказывая о функциях государства, студентка Зайцева сказала, что к внешним функциям относятся: обеспечение мира на земле, а также политическая и экономическая деятельность государства.

Студентка Ревунова, отвечая на тот же вопрос, добавила, что кроме внешних функций государства существуют и внутренние функции, такие как социальные, культурные и сотрудничество с другими государствами.

Какие ошибки допустили Зайцева и Ревунова?

Задача 3

Между студентами Ветровым и Климовым возник спор:

Ветров утверждал, что диспозицией является элемент нормы права, определяющий условия, при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза, по его мнению, это элемент нормы права, предусматривающий меру ответственности за совершённое правонарушение.

Климов ему возражал, объясняя при этом, что гипотеза устанавливает условия, при которых норма права вступает в действие, диспозиция указывает на правило поведения, а санкция предусматривает меру ответственности, которая будет применена к нарушителю этого правила.

Чей ответ является правильным?

Задача 4

Обсуждая вопрос о правилах действия нормативных правовых актов, студентка Алфёрова сказала, что они действуют во времени и пространстве.

Студент Седов ей возразил. По его мнению, нормативные правовые акты действуют в пространстве и по кругу лиц.

Какие ошибки допустили Алфёрова и Седов?

Задача 5

Отвечая на вопрос «из чего состоит система права?», студентка Гаврикова сказала, что в неё входят отрасли права и нормы права.

Права ли Гаврикова?

Задача 6

Рассматривая вопрос о системе юридических наук, студент Серов сказал, что судебная медицина относится к общетеоретическим и историческим наукам, теория государства и права - к отраслевым юридическим наукам, а финансовое право - к специальным и прикладным юридическим наукам.

В чём ошибся Серов?

Задача 7

Студент Забелин, перечисляя виды юридических фактов, сказал, что к ним относятся события: правомерные и неправомерные, а также действия, не зависящие от воли сторон.

Подскажите ему правильный ответ.

Задача 8

Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию в статье 9.8. КоАПРФ:

«Нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, могущее вызвать или вызвавшее перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией, - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда».

Задача 9

При изучении темы «Источники права» студентка Киселёва пояснила, что нормативным правовым актом является обычай, санкционированный государством, который обладает общеобязательной силой. По мнению студентки Травкиной нормативный правовой акт - это решение суда по какому-либо конкретному делу, которое также обладает общеобязательной силой. Студентка Логинова с ними не согласилась. Она считала, что нормативный правовой акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы.

Чьё мнение является правильным?

Задача 10

Назовите отрасли права: финансовое право, нотариальное право, арбитражное процессуальное право.

Задача 11

Назовите законы и подзаконные нормативные правовые акты:

указ Президента РФ;

Гражданский кодекс РФ;

постановление Правительства г. Москвы;

Конституция РФ.

 

Задача 12

Перечисляя признаки правового государства, студентка Маслова назвала:

господство права;

разделение властей и осуществление публичной власти;

преобладание в экономике государственной собственности;

реальность прав и свобод граждан;

взаимную ответственность гражданина и государства.

 

В чём ошиблась Маслова?

Задача 13

Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию в статье 17 Основ законодательства РФ о нотариате: «Нотариус, занимающийся частной практикой, умышленно разгласивший сведения о совершённом нотариальном действии или совершивший нотариальное действие, противоречащее законодательству Российской Федерации, обязан по решению суда возместить причинённый вследствие этого ущерб».

Задача 14

Найдите гипотезу, диспозицию и санкцию в части 1 статьи 146 УК РФ:

«Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, - наказывается штрафом до двухсот тысяч рублей...».

 

 

 

К каким институтам права (институту ответственности за нарушение жилищного законодательства, институту преступлений против военной службы, институту алиментных обязательств членов семьи, институту специальных налоговых режимов, институту исполнения наказания в виде ареста) относятся следующие отрасли права:

финансовое право;

жилищное право;

уголовное право;

уголовно-исполнительное право;

семейное право.

 

Задача 16

Студент Блинов, находясь на лекции, невнимательно слушал преподавателя, поэтому затруднялся ответить на вопрос «в чём отличие между правоспособностью и дееспособностью физических и юридических лиц?»

Помогите ему, пожалуйста.

Задача 17

Определите к каким отраслям права относятся следующие институты права:

гарантии и компенсации;

исполнение наказания в виде лишения свободы;

обязательственное право;

разрешение жилищных споров;

наказание.

 

Задача 18

Какой из приведённых юридических фактов является простым, а какой - сложным и почему?

Право работника на оформление пенсии по достижении установленного законом возраста;

Право работника на использование ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в организации.

 

Задача 19

При проведении семинарского занятия мнения студентов разделились: студентка Пчёлкина утверждала, что к нормативным правовым актам относятся законы, правовые обычаи, судебные и юридические прецеденты, решения.

Студент Пуговкин с ней горячо спорил. По его мнению к нормативным правовым актам относятся законы и подзаконные нормативные акты - указы, постановления, инструкции, договоры и т.д.

Чьё мнение является правильным?

Задача 20

Перечисляя признаки юридического лица, студентка Васильева назвала:

обособленное имущество;

организационное единство;

государственную регистрацию;

 

Студентке Перепёлкиной преподаватель предложил ответить на вопрос «какие законы и подзаконные нормативные правовые акты действуют на территории РФ?». Подумав, она сказала, что к законам относятся: Конституция РФ, законы субъектов Федерации, нормативные ведомственные акты органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ. К подзаконным нормативным правовым актам, по её мнению, - указы Президента РФ, различные постановления, договоры.

4) устав.

В чём ошиблась Васильева?

Какие ошибки допустила Перепёлкина?

Задача 22

Студент Гвоздиков, отвечая на вопрос «какие виды толкования норм права он знает?», назвал два вида: официальное и неофициальное. К первому виду он отнёс нормативное, легальное и научное, ко второму - казуальное, житейское и аутентическое.

В чём ошибся Гвоздиков?

Задача 23

Студенту Свистунову было дано задание - расположить нормативные правовые акты по степени юридической силы:

закон о гражданстве РФ;

инструкция Минтруда РФ;

постановление Совета Федерации;

Конституция РФ.

 

Как следует поступить Свистунову?

Задача 24

Между студентами МГТУ «МАМИ» возник спор о том, какие нормы права следует считать разрешающими.

Студент Плетнёв в качестве примера назвал ч. I ст. 63 ТК РФ, в которой говорится: «Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет».

 

 

 

Студент Хорин, возражая ему, сослался на п. 3 ст. 62 ГК РФ: «С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица».

Кто из них прав?

Задача 25

К каким отраслям права (гражданскому праву, гражданскому процессуальному праву, семейному праву, трудовому праву, уголовному праву) относятся следующие институты права:

социальное партнерство в сфере труда;

право собственности и другие вещные права;

принудительные меры медицинского характера;

права и обязанности супругов;

пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений.

 

Задача 26

В начале учебного года ректором МАДИ был издан приказ об организации учебного процесса в институте.

Накануне зимней учебно-экзаменационной сессии в дополнение к приказу по МАДИ было издано распоряжение о порядке приёма зачётов и экзаменов.

К какому виду толкования норм права относится данное распоряжение?

Задача 27

Студентка Малинина в реферате на тему «Виды правовых норм» в качестве примера привела следующие нормы права:

«При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединённого юридического лица в соответствии с передаточным актом» (п. 2 ст. 58 ГК РФ);

«Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трёх лет» (ч. 2 ст. 43 ТК РФ);

«Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов» (ст. 110 ТК РФ).

 

Определите к каким видам правовых норм (разрешающим, запрещающим, представительно- обязывающим) относятся указанные нормы права?

Задача 28

В Первомайский районный суд г. Москвы обратилась гражданка Некрасова с иском к гражданину Прохорову о признании брака недействительным.

В судебном заседании суд рассмотрел спор по существу и признал доводы истца, изложенные в исковом заявлении, убедительными. В связи с этим судом было принято решение о признании брака недействительным.

 

 

 

К какому виду толкования норм права относится данное решение?

Задача 29

Студентка Антонова в реферате на тему «Правоотношение и его структура» написала: «Юридическое лицо считается созданным с момента утверждения устава его учредителями (участниками)».

Соответствует ли её мнение действующему законодательству?

Задача 30

На зачёте по правоведению, отвечая на вопрос о действии нормативных правовых актов во времени, студент Белкин сказал, что закон начинает действовать по истечении двух недель после его официального опубликования в печати, указы Президента РФ - через 10 дней после опубликования, постановления Правительства РФ - через 7 дней после опубликования, нормативные акты министерств и ведомств - со дня их подписания.

Помогите ему правильно ответить на заданный вопрос и получить положительную оценку.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. от 30.12.2006).

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1 - ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 05.02.2007).

Федеральный закон от 14.06.1994 № 5 - ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актов палат Федерального собрания» (ред. от 22.10.1999).

Федеральный закон от 11.03.2003 № 141 - ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 18.07.2006).

Бабаев В.К. Теория государства и права в схемах и определениях. Учеб. пособие. М., 2005.

Макуев Р.Х. Теория государства и права. Учебник. М., 2006.

Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-методическое пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2006.

Морозова Л.А. Теория государства и права. Учебник. М., 2006.

Общая теория государства и права. Учебник. Под ред. В.В. Лазарева. 4 - е изд., перераб. и доп. М.,

2005.

Основы государства и права. Учеб. пособие. Под ред. О.Е. Кутафина. 13 - е изд., перераб. и доп., М.,

2006.

Певцов Е.А. Государство и право: теория, история, современность. М., 2001.

Проблемы теории государства и права. Учеб. пособие. Под ред. М. Н. Марченко. М., 2005. Субботина И.Б. Основы теории государства и права. В кн.: Сборник схем и определений по курсу «Правоведение». М., 2001.

Соцуро Л. В. Неофициальное толкование норм права. М., 2000.

Сырых В.М. Теория государства и права. Учебник. М., 2006.

Теория государства и права. Учебник. Под ред. В.К. Бабаева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006. Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006.

 

Тема 2 Основы государственного устройства Российской Федерации. Правовое положение личности

 

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Кто является носителем суверенитета и источником власти в Российской Федерации?

Кем осуществляется государственная власть в Российской Федерации?

Какой нормативный правовой акт имеет высшую юридическую силу?

Какие существуют конституционные права и обязанности граждан?

Каково федеративное устройство Российской Федерации?

Что находится в ведении Российской Федерации?

Что относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации?

Каков порядок избрания Президента РФ?

Какими полномочиями обладает Президент РФ?

Каковы структура и роль Федерального Собрания?

Каков порядок формирования Правительства РФ?

Какова система судов в Российской Федерации?

Какие полномочия имеют органы местного самоуправления?

 

Задача 1

Гладышев, Коробов и Мурадян по предварительному сговору совершили хищение.

В ходе предварительного следствия было установлено, что у Гладышева отец является депутатом областной думы, Коробов работает на заводе «Серп и молот», а неработающий Мурадян приехал из Армении в Москву два месяца назад.

 

 

 

Какое значение будут иметь указанные обстоятельства при рассмотрении дела в суде?

Задача 2

Ученик 7-го класса школы № 86 г. Саратова Еремин, находившийся в течение месяца на излечении в больнице по поводу пневмонии, после выписки пришел в школу, но по распоряжению классного руководителя не был допущен к занятиям.

По ее мнению, учитывая диагноз заболевания, поставленный врачами, мальчик мог заразить окружающих и этим причинить вред остальным ученикам в классе.

Правильно ли она поступила?

Задача 3

Киясов, проживающий в г. Ханты-Мансийске, в 2007 г. окончил среднюю школу. В июле того же года он приехал в Москву с целью поступления в институт. Однако в приеме документов ему отказали, сославшись на то, что он не является жителем г. Москвы.

Правомерны ли такие действия?

Задача 4

В агентстве «Царский град» имелись две вакансии экспертов по недвижимости. На эти должности были приняты Томин, окончивший педагогический институт, и Любичева, также имеющая высшее образование. Однако оклад Томину был установлен на 5000 рублей больше, чем его коллеге. Генеральный директор агентства объяснил это тем, что Любичева имеет несовершеннолетнего ребенка. Воспитание и уход за ним могут отрицательно отразиться на ее профессиональной деятельности.

Правомерно ли такое ограничение?

Задача 5

Проходя по улице, два приятеля увидели лежащего на тротуаре человека. Наклонившись над ним, чтобы оказать помощь, они обнаружили, что человек мертв. Испугавшись, приятели попытались скрыться, но были задержаны проходившим мимо нарядом милиции. Их доставили в отделение милиции и задержали на 72 часа по подозрению в совершении преступления.

Правомерны ли действия сотрудников милиции?

Задача 6

Следователь Корнев вызвал на допрос Малышева, являющегося свидетелем по делу, возбужденному по факту совершения хулиганства его соседом Сомовым.

Малышев в назначенное время на допрос не явился. Поэтому Корнев был вынужден пойти к нему домой. Однако родители Малышева, с которыми он вместе проживал, следователя в квартиру не впустили.

Правомерны ли действия следователя?

Задача 7

15-летний Сурков, содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда за кражу, 20-летний Викентьев, признанный судом недееспособным, 17-летний Рябцев, учащийся техникума, не были допущены к участию в выборах в органы местного самоуправления.

Правомерны ли такие ограничения?

Сергеев по окончании школы поступил на вечернее отделение Московского горного университета и устроился работать проходчиком в Московский метрополитен. Его родители к тому времени стали нетрудоспособны, и Сергеев им материально помогал. Его друг Фирсов, окончивший школу пять лет назад, поступать в вуз не стал, а устроился слесарем на станцию технического обслуживания автомобилей, так как с детства интересовался машинами. Его родители тоже были нетрудоспособны. От оказания им помощи Фирсов всячески уклонялся.

Могут ли что-либо в этой ситуации предпринять его родители?

Задача 9

Неработающая Орлова в связи со смертью мужа, погибшего в результате аварии на производстве, обратилась в районное отделение пенсионного фонда за назначением ей пенсии по случаю потери кормильца.

Орловой, несмотря на то, что на ее иждивении осталось двое малолетних детей пяти и девяти лет, в просьбе было отказано, так как, по мнению инспектора отделения, последняя трудоспособна и может устроиться на работу.

 

 

 

Правомерны ли действия инспектора районного отделения пенсионного фонда?

Задача 10

Пенсионерка Овечкина проживала в коммунальной квартире, из-за чего была вынуждена обратиться в отдел учета и распределения жилья с заявлением об улучшении жилищных условий и предоставлении квартиры по договору социального найма.

На приеме инспектор отдела отказал Овечкиной в ее просьбе и одновременно разъяснил, что она может приобрести квартиру по договору коммерческого найма.

Соответствует ли данное разъяснение требованиям действующего законодательства?

Задача 11

В помещении пищеблока интерната появились крысы, являющиеся переносчиками различных инфекционных заболеваний, которые создавали угрозу здоровью его воспитанников, проживающих в здании, и сотрудников.

Заведующая столовой Федотова мер по борьбе с грызунами не принимала и в течение длительного времени скрывала этот факт от руководства интерната.

Можно ли привлечь ее к ответственности?

Задача 12

Кольцов взял в долг у Савушкина 3000 руб. на основании расписки. Однако в назначенный срок он деньги Савушкину не вернул, после чего последний вынужден был обратиться в суд по месту жительства ответчика.

Суд отказал в приеме искового заявления, мотивируя это тем, что спорные отношения должны быть урегулированы самими сторонами и данное дело неподведомственно суду.

Правомерны ли действия суда?

Задача 13

Хватов с женой и 19 - летней дочерью возвращались из поездки на дачу. Стремясь быстрее попасть домой, он проехал перекресток на красный сигнал светофора, при этом по неосторожности сбив пешехода. Здоровью последнего был причинен тяжкий вред. В числе свидетелей преступления была и жена Хватова, которая отказалась давать показания.

Можно ли привлечь ее к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний?

 

 

 

Придя на избирательный участок, Каледин обнаружил ошибку в своем имени в списке избирателей. Он обратился к председателю участковой комиссии с просьбой внести необходимые изменения в список. В этой просьбе ему было отказано.

Как должен поступить в данной ситуации Каледин?

Задача 15

Экономист Пчелинцев решил оформить заграничный паспорт для поездки на Олимпийские игры в Грецию. Однако в выдаче заграничного паспорта ему было отказано, ввиду того, что он лишен родительских прав и в настоящее время нигде не работает.

Правомерны ли такие действия?

Задача 16

Гражданка РФ Перова вступила в брак с гражданином Анголы Ф. Сантушем, который учился в одном из вузов г. Воронежа. После завершения обучения супруги уехали на родину мужа. Через некоторое время Перова приобрела гражданство республики Ангола.

Прекратится ли в этой связи у нее гражданство РФ?

Задача 17

Сморчков неоднократно публично призывал к насильственному захвату власти, чем совершил действия, предусмотренные ст. 280 УК РФ.

Можно ли лишить Сморчкова гражданства РФ?

Задача 18

Биолог Хлебникова, выйдя замуж за испанца, уехала на его родину. Будучи беременной, она вернулась в г. Астрахань навестить родителей, где родила сына.

Какое гражданство приобретет ребенок?

Задача 19

Проживающий в России индонезиец М. Джумаини, имеющий статус лица без гражданства, подал в установленном законом порядке заявление о приеме в гражданство РФ.

Какое решение должно быть принято по данному заявлению, если известно, что М. Джумаини дееспособен, достиг 18 лет и является законопослушным гражданином?

Необходимо ли наличие каких-либо иных условий для положительного решения этого вопроса?

Задача 20

Гражданин Ирака А.Хусейн, проживающий в г. Ставрополе, ранее имел российское гражданство. Поскольку он отвечал требованиям, необходимым для получения гражданства РФ иностранными гражданами, А.Хусейн обратился с соответствующим заявлением о восстановлении в гражданстве.

Каков должен быть срок его проживания на территории РФ для удовлетворения такого ходатайства?

Задача 21

Шелестов, признанный в ходе предварительного следствия обвиняемым по ст.171 УК РФ («Незаконное предпринимательство»), стремясь избежать наказания, обратился в соответствующие органы с ходатайством о выходе из гражданства Российской Федерации.

Подлежит ли удовлетворению такое ходатайство?

Зенина 10 лет назад вышла замуж за Голубева. От этого брака у них спустя два года родилась дочь Светлана. Однако семейная жизнь не сложилась, и последние четыре года Зенина вместе с дочерью жила отдельно от мужа.

В начале года она решила выйти из гражданства Российской Федерации и принять гражданство Белоруссии, а затем вместе с дочерью уехать на постоянное жительство в г. Гомель.

 

 

 

Как будет определяться в данном случае гражданство Светланы?

Задача 23

Джанибеков, длительное время проживающий на территории Чувашии, обратился к Президенту Чувашской республики с ходатайством о предоставлении гражданства.

Какое решение должен принять Президент?

Задача 24

Укажите, какие субъекты входят в состав Российской Федерации. Назовите их общее количество.

Задача 25

Между студентами института возник спор о том, сколько краев входят в состав Российской Федерации. Северцев сказал, что в состав РФ входят пять краев: Краснодарский, Красноярский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский. Возражая ему, студент Никонов перечислил шесть краев: Алтайский, Краснодарский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.

Кто из них прав?

Задача 26

На семинарском занятии, рассказывая о Белгородской области, входящей в состав Российской Федерации, студентка Макарова пояснила, что Белгородская область с областным центром в городе Белгороде была образована в середине 50- х г. г. ХХ в. путем выделения из Курской области.

В чем она ошиблась?

Задача 27

Сенин, 40 лет, имеющий гражданство Украины и пять лет проживающий на территории Российской Федерации, в 2007 г. решил выдвинуть свою кандидатуру для участия в выборах на должность мэра города.

Подлежит ли регистрации его кандидатура?

Задача 28

Сейфулин более 30 лет проработал экономистом на Казанском химическом комбинате. В этой связи администрация предприятия направила в Правительство Татарстана необходимые документы для присвоения ему почетного звания заслуженного экономиста.

Как должно поступить Правительство?

Задача 29

Между преподавателями юридического факультета университета возник спор о полномочиях палат Федерального Собрания. Муромцев полагал, что Государственная Дума вправе выдвигать обвинение

 

против Президента РФ с целью импичмента и отрешать его от должности. Савельев считал, что отрешить Президента РФ от должности вправе лишь Совет Федерации.

Кто из них прав?

Задача 30

Новгородская и Псковская областные думы приняли постановления об изменении границы между областями.

Свои нормативные акты они направили в Государственную Думу РФ для утверждения.

Правомерны ли указанные действия?

Задача 31

Назовите, кто из указанных лиц обладает правом законодательной инициативы:

Президент РФ;

премьер- министр;

депутаты Государственной Думы;

Генеральный прокурор РФ.

 

Задача 32

Укажите, какие из перечисленных ниже нормативных актов принимает Правительство РФ:

Конституция РФ;

указы;

постановления;

законы;

распоряжения.

 

Задача 33

Укажите, какие суды входят в систему судов общей юрисдикции и арбитражных судов?

Задача 34

Характеризуя судебную систему Российской Федерации, студентка Химкина сказала, что суды общей юрисдикции рассматривают споры между гражданами, арбитражные суды рассматривают споры между гражданами и организациями, а Конституционный Суд РФ - споры между организациями.

Возражая ей, студент Петелин пояснил, что суды общей юрисдикции рассматривают споры между гражданами, арбитражные суды - между организациями, а Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации различных нормативных правовых актов.

Кто из них прав?

Задача 35

Между учащимися колледжа технологии и права разгорелся спор о том, как формируется Конституционный Суд Российской Федерации. Блинов считал, что судьи Конституционного Суда РФ назначаются Президентом России. Гудков полагал, что они избираются Государственной Думой РФ, а Жданов отметил, что судьи Конституционного Суда РФ избираются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Кто из них прав?

 

Реализуя свое право на осуществление местного самоуправления, Романов обратился к председателю Комитета общественного самоуправления г. Дзержинского о переносе остановки общественного транспорта по ул. Угрешской к городскому рынку.

Как и в какие сроки должно отреагировать указанное должностное лицо?

 

 

 

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. от 30.12.2006).

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1 - ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 05.02.2007).

Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1 - ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ред. от 25.03.2004, с изм. от 12.07.2006).

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1 - ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.04.2005).

Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2- ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (ред. от 02.03.2007).

Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 1 - ФКЗ «О государственном флаге Российской Федерации» (ред. от 07.03.2005).

Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2 - ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации» (ред. от 30.06.2003).

Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 3 - ФКЗ «О государственном гимне Российской Федерации» (ред. от 22.03.2001).

Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3 - ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ред. от 07.03.2005).

Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6 - ФКЗ «О порядке принятия в Российской Федерации и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (ред. от 31.10.2005).

Федеральный закон от 26.11.1996 № 138 - ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избрать и быть избранным в органы местного самоуправления» (ред. от

.

 

Федеральный закон от 04.03.1998 № 33 - ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 21.12.2004).

Федеральный закон от 31.05.2002 № 62 - ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от

.

 

Федеральный закон от 25.07.2002 № 114 - ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. от 10.05.2007).

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115 - ФЗ «О правовом положении иностранных граждан Российской Федерации» (ред. от 06.01.2007).

Федеральный закон от 10.01.2003 № 19 - ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (ред. от 26.04.2007).

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2007, с изм. от 26.04.2007).

Федеральный закон от 20.12.2003 № 175 - ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 25.07.2006).

Федеральный закон от 28.06.2004 № 5 - ФЗ «О референдуме Российской Федерации» (ред. от

.

 

Авакьян С.А. Конституционное право России. Учебный курс в 2-х томах. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006.

Васенков В. А., Субботина И. Б. Конституционное право. Сборник схем и определений по курсу «Правоведение». М., 2003.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. М., 2007.

Конституция РФ: стабильность и развитие общества. Отв. ред. акад. РАН Б.Н. Топорнин. М., 2004. Курак А.И. Конституционное право (таблицы, схемы, определеия). М., 2006.

Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России. М., 2006.

Малько А.В. Конституционное право России в вопросах и ответах. М., 2007.

Смоленский М. Б. Конституционное (государственное) право России. М., 2006.

Чиркин В.Е. Конституционное право России. М., 2006.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: