Какие типы норм можно выделить в соответствии с основными уровнями языка и сферами использования языковых средств?
Что такое этическая норма?
Лекция 4.
8.09.2020
Устная и письменная формы речи. Правила продуцирования текстов.
Алгоритм выполнения конспекта:
1.Внимательно прочтите текст.
2.Определите главную идею текста.
3.Разделите материал на части. Выделите главную мысль каждой части.
4.Прочтите текст еще один раз.
5.Сформулируйте тезисы конспекта.
6.Определите ключевые понятия.
7.Выполните и оформите конспект.
Форма контроля конспекта:
Просмотр и проверка конспекта преподавателем.
Критериями оценки конспекта являются:
1.Соответствие содержания теме.
2.Правильная структурированность информации.
3.Наличие логической связи изложенной информации.
4.Аккуратность и грамотность изложения.
Теоретическое обоснование:
Речевое общение происходит в двух формах - устной и письменной.
Основой письменной и устной речи является литературная речь, выступающая как ведущая форма существования русского языка.
Литературная речь - это речь, рассчитанная на сознательный подход к системе средств общения, при котором осуществляется ориентация на определенные нормированные образцы. Устная и письменная формы речи являются самостоятельными, имеют свои характеристики и особенности.
Устная речь
Устная речь - это любая звучащая речь.
Кроме языковых характеристик речи свойственны интонация, эмоциональность, жесты, особенности произношения (дикция, акцент) и т.п.
Необратимость, поступательный и линейный характер развертывания во времени - одно из главных свойств устной речи.
Устная речь может быть подготовленной (доклад, лекция и др.) и неподготовленной (разговор, беседа
Подготовленная устная речь отличается продуманностью, более четкой структурной организацией, но при этом все-таки говорящий, как правило, стремится, чтобы его речь была непринужденной, не "заученной", походила на непосредственное общение.
Неподготовленная устная речь характеризуется спонтанностью. Неподготовленное устное высказывание (основная единица устной речи, аналогичная предложению в письменной речи) формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее, что надо повторить, уточнить.
Устная речь так же, как и письменная, нормирована и регламентирована, однако нормы устной речи совсем другие. "
Устная форма речи закреплена за всеми функциональными стилями русского языка, однако, она имеет преимущество в разговорно-бытовом стиле речи.
Выделяют следующие функциональные разновидности устной речи:
- устную научную речь,
- устную публицистическую речь,
- виды устной речи в сфере официально-делового общения,
- художественную речь и разговорную речь.
Письменная речь
Письмо - это созданная людьми вспомогательная знаковая система, которая используется для фиксации звукового языка и звуковой речи.
Основное свойство письменной речи - способность к длительному хранению информации.
Письменная речь развертывается не во временном, а в статическом пространстве, что дает возможность пишущему продумывать речь, возвращаться к написанному, перестраивать текст, заменять слова и т.д.
В связи с этим письменная форма речи имеет свои особенности:
Письменная речь использует книжный язык, употребление которого слова строго нормировано и регламентировано. Порядок слов в предложении закреплен, инверсия (изменение порядка слов) не типична для письменной речи, а в некоторых случаях, например в текстах официально-делового стиля речи, недопустима. Предложение, являющееся основной единицей письменной речи, выражает сложные логико-смысловые связи посредством синтаксиса. Письменной речи свойственны сложные синтаксические конструкции, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения, вставные конструкции и т.п. При объединении предложений в абзацы каждое из них строго связано с предшествующим и последующим контекстом.
Письменная речь отличается тем, что в самой форме речевой деятельности находят определенное отражение условия и цель общения, например художественное произведение или описание научного эксперимента, заявление об отпуске или информационное сообщение в газете. Следовательно, письменная речь обладает стилеобразующей функцией, что находит отражение в выборе языковых средств, которые используются для создания того или иного текста. Письменная форма является основной формой существования речи в научном, публицистическом, официально-деловом и художественном стилях.
Объединяют обе формы речи:
1) основной словарный состав;
2) правила словообразования и изменения форм;
3) правила сочетаемости слов и др.
Основные различия устной и письменной форм речи:
1) в устной речи выбор слов более свободный, чем в письменной;
2) в устной речи неполные предложения употребляются чаще, чем в письменной.
3) в устной речи предложения могут быть короче, чем в письменной, так как недосказанность восполняется обстановкой речи (ситуацией).
4) в устной речи больше внимания уделяется правильному произношению звуков, а в письменной речи – правильному обозначению звуков буквами (орфографии). В устной речи очень важно произносить слова с правильной интонацией и ударением, а в письменной речи – правильно ставить знаки препинания.
Речеведение - знание о речи и речевых умениях, которые приняты обществом во всех сферах жизни: в быту, в учёбе, на работе, в средствах массовой информации и в деловых кругах. Человеку постоянно приходится описывать что-то, повествовать или рассуждать о чём-то. Для этого он каждый раз создаёт некое законченное сообщение- текст.
Языковеды рассматривают текст как результат речевой деятельности человека.
К основным признакам текста относят:
1. Выраженность. Текст всегда выражен в устной или письменной форме.
2. Отграниченность (автономность). Каждый текст, даже самый небольшой, имеет четкие границы – начало и конец.
3.Связность. Языковые единицы, образующие текст, связаны между собой в определённом порядке.
4. Цельность. Текст в отношении содержания и построения представляет собой единое целое. Структура текста связана темой и идеей, сюжетом и композицией. Содержание текста раскрывается только через его словесную форму.
5.Содержание соотносится с темой. Тема - это, о чём идёт повествование, развёртывается рассуждение, ведётся диалог и т.п.
6. Упорядоченность. Все языковые единицы, образующие текст, все его части и все содержательные, смысловые стороны определённым образом упорядочены, организованы.
7. Членимость. Способы связи слов в предложении и частей сложного предложения хорошо известны. Различают последовательную (цепную) и параллельную связь предложений. При параллельной связи предложения не сцепляются, а сопоставляются.