double arrow

Учебно-тематический план

1

Пояснительная записка

Курс «Финансовая грамотность» разработан с учётом возрастных особенностей обучающихся, ведь 14-17-летние подростки обретают частичную гражданскую дееспособность. С правовой точки зрения они вправе работать и распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, имеют возможность осуществлять право авторства произведений своей интеллектуальной деятельности, а также совершать мелкие бытовые сделки. В связи с этим нужно научить подростков ориентироваться в мире финансов, развивать умения, необходимые для экономически грамотного поведения.

Финансовая грамотность является одним из элементов защиты потребителей финансовых услуг. Она «вооружает» граждан знаниями, необходимыми для самостоятельного рационального выбора финансовых продуктов, в наибольшей степени соответствующих их потребностям и возможностям

Изучение программы поможет учащимся более детально познакомиться с финансовой и инвестиционной деятельностью, страхованием, принципами сбережения доходов и правильного управления ими, защиты сбережений и т.д. Программа адаптирована к запросам обучающихся, материально-техническим и учебно-методическим условиям школы.

Актуальностьнастоящей программы обусловлена необходимостью повысить интерес учащихся к обучению финансовой грамотности, применению знаний в повседневной жизни.

Содержание программы хорошо подходит, чтобы рассказать детям о финансовом состоянии семьи и как его можно улучшить. Процесс обучения финансовой грамоте поможет выяснить, каким образом знания финансовой грамоты поможет в повседневной жизни, какие ценности в жизни человека являются истинными. Будет способствовать развитию у обучающихся интереса к изучению вопросов финансовой грамотности.

 

Цель программы:

Повышение уровня финансовой грамотности учащихся.

Задачи программы:

Образовательные:

- сформировать умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;

• находить различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

- уметь осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;




• установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

• умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.

Развивающие:

∙ осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Воспитательные:

∙ Воспитывать инициативу, самостоятельность, ответственность и активность;

∙ Мотивировать учащихся к самосовершенствованию, саморазвитию, адаптации в обществе;

∙ Способствовать формированию устойчивой нравственной позиции и высокой внутренней культуры личности.



 

Отличительные особенности программы:

Нужно помочь подростку преодолеть страх перед взрослой жизнью и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. Основным умением, формируемым у учащихся, является способность оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения материальных проблем семьи.



Методы, используемые в работе.

● Метод устного изложения материала – включает в себя различные виды работы: рассказ, беседа, объяснение, лекция

● Наглядные методы (иллюстрационные и демонстрационные с привлечением ИКТ, различных источников географической информации),

● Упражнения. Выработка умений и навыков требует многократного сознательного повторения изучаемых приемов и действий. Это повторение и принято называть упражнением. Упражнения должны проводиться систематически. Это позволяет поддерживать умения и навыки на должном уровне, делает их совершенными и прочными.

● Проблемно-поисковые и исследовательские методы – это методы, которые применяются на совершенно другом уровне осознанности. Применяются под руководством преподавателя и выражаются в самостоятельной работе учащихся посредством выполнения творческих заданий, решения поставленной проблемы, поиска нестандартных путей.

 

 

Особенности возрастной группы детей.

Программа ориентирована на учащихся 8-10-х классов в возрасте 14-17 лет.

Психофизиологические особенности возраста таковы, что учащиеся в возрасте 14-17 лет имеют мотивацию к учебной деятельности, готовы вести учебную деятельность на новом уровне с использованием различных методов, развивая личностное отношение к изучаемому предмету. Происходит переориентация от понятия «умею» к понятию «созидаю».

Также для этого возраста характерно стремление выразить собственную позицию и искать пути для реализации своего потенциала.

 

Режим занятий.

Курс рассчитан на 1 год. Объем материала подобран из расчета проведения занятий по 1 часу 1 раз в неделю. Итого 34 часа в год.

 

Формы занятий.

Предполагается проведение занятий в различных формах: групповых и индивидуальных. При этом обязательна совместная работа с учителем и самостоятельная работа. Среди используемых форм работы могут быть рассмотрены: мозговой штурм, работа в малых группах, индивидуальная работа, вопросы-загадки, викторины, дебаты. Также важной частью занятий является создание собственных материалов по экономическим темам.

 

Планируемые результаты:

Требования к личностным результатам освоения курса:

• сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;

• готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни; • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества; • заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:

Познавательные:

• умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;

• нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;

• умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;

• установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

• умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.

Регулятивные:

• умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;

• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;

• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;

• самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.

Коммуникативные:

• умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

• формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.;

• умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты.

 

Требования к предметным результатам освоения курса:

• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

• владение знаниями:

 о структуре денежной массы;

 о структуре доходов населения страны и способах её определения;

 о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;

 о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции;

  о б основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;

 о возможных нормах сбережения;

 о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций;

 о видах страхования;

 о видах финансовых рисков;

 о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;

 о способах определения курса валют и мест обмена;

 о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.

 

Учебно-тематический план

 

№ п/п Виды учебно-творческой деятельности Время
1 Изучение нового материала 34
2 Выполнение практических заданий 10

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Теория Практика Всего
1 Управление денежными средствами семьи Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег Структура доходов населения Благосостояние семьи Семейный бюджет Инфляция   Финансовые институты Доходы и расходы       1 1 0 1 1 1 1     0 0 1 1 0 0 1     1 1 1 2 1 1 2
2 Способы повышения семейного благосостояния Банк Инвестиционный фонд Страховая компания Финансовое планирование. Сбережения Мотивация к финансовому планированию       1 1 1   0 0 1     0 0 0   1 1 0     1 1 1   1 1 1
3 Риски в мире денег Особые жизненные ситуации; социальные пособия Виды страхования и страховых продуктов Финансовые риски; виды рисков. Инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний Финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков       1 1   1 1 0     0 0   0 0 1     1 1   1 1 1
4 Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблемБанк; коммерческий банк; Центральный банк Бизнес; бизнесплан; источники финансирования Валюта; мировой валютный рынок; курс валюты. Виды операций, осуществляемых банками Положение России в мире Биржа. Торговля на бирже. Акции Облигации Портфельное инвестирование       1   1 1 1 1   1 0 0 0     0   0 0 0 0   0 1 1 1       1   1 1 1 1   1 1 1 1
5 Человек и государство   Налоги и пошлины Пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Физические и юридические лица Способы пенсионных накоплений Моделирование будущего       1 1   1 1 0     0 0   0 0 1     1 1   1 1 1

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
1

Сейчас читают про: