Пояснительная записка
Курс «Финансовая грамотность» разработан с учётом возрастных особенностей обучающихся, ведь 14-17-летние подростки обретают частичную гражданскую дееспособность. С правовой точки зрения они вправе работать и распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, имеют возможность осуществлять право авторства произведений своей интеллектуальной деятельности, а также совершать мелкие бытовые сделки. В связи с этим нужно научить подростков ориентироваться в мире финансов, развивать умения, необходимые для экономически грамотного поведения.
Финансовая грамотность является одним из элементов защиты потребителей финансовых услуг. Она «вооружает» граждан знаниями, необходимыми для самостоятельного рационального выбора финансовых продуктов, в наибольшей степени соответствующих их потребностям и возможностям
Изучение программы поможет учащимся более детально познакомиться с финансовой и инвестиционной деятельностью, страхованием, принципами сбережения доходов и правильного управления ими, защиты сбережений и т.д. Программа адаптирована к запросам обучающихся, материально-техническим и учебно-методическим условиям школы.
|
|
Актуальность настоящей программы обусловлена необходимостью повысить интерес учащихся к обучению финансовой грамотности, применению знаний в повседневной жизни.
Содержание программы хорошо подходит, чтобы рассказать детям о финансовом состоянии семьи и как его можно улучшить. Процесс обучения финансовой грамоте поможет выяснить, каким образом знания финансовой грамоты поможет в повседневной жизни, какие ценности в жизни человека являются истинными. Будет способствовать развитию у обучающихся интереса к изучению вопросов финансовой грамотности.
Цель программы:
Повышение уровня финансовой грамотности учащихся.
Задачи программы:
Образовательные:
- сформировать умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;
• находить различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;
- уметь осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;
• установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
• умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.
|
|
Развивающие:
∙ осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Воспитательные:
∙ Воспитывать инициативу, самостоятельность, ответственность и активность;
∙ Мотивировать учащихся к самосовершенствованию, саморазвитию, адаптации в обществе;
∙ Способствовать формированию устойчивой нравственной позиции и высокой внутренней культуры личности.
Отличительные особенности программы:
Нужно помочь подростку преодолеть страх перед взрослой жизнью и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. Основным умением, формируемым у учащихся, является способность оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения материальных проблем семьи.
Методы, используемые в работе.
● Метод устного изложения материала – включает в себя различные виды работы: рассказ, беседа, объяснение, лекция
● Наглядные методы (иллюстрационные и демонстрационные с привлечением ИКТ, различных источников географической информации),
● Упражнения. Выработка умений и навыков требует многократного сознательного повторения изучаемых приемов и действий. Это повторение и принято называть упражнением. Упражнения должны проводиться систематически. Это позволяет поддерживать умения и навыки на должном уровне, делает их совершенными и прочными.
● Проблемно-поисковые и исследовательские методы – это методы, которые применяются на совершенно другом уровне осознанности. Применяются под руководством преподавателя и выражаются в самостоятельной работе учащихся посредством выполнения творческих заданий, решения поставленной проблемы, поиска нестандартных путей.
Особенности возрастной группы детей.
Программа ориентирована на учащихся 8-10-х классов в возрасте 14-17 лет.
Психофизиологические особенности возраста таковы, что учащиеся в возрасте 14-17 лет имеют мотивацию к учебной деятельности, готовы вести учебную деятельность на новом уровне с использованием различных методов, развивая личностное отношение к изучаемому предмету. Происходит переориентация от понятия «умею» к понятию «созидаю».
Также для этого возраста характерно стремление выразить собственную позицию и искать пути для реализации своего потенциала.
Режим занятий.
Курс рассчитан на 1 год. Объем материала подобран из расчета проведения занятий по 1 часу 1 раз в неделю. Итого 34 часа в год.
Формы занятий.
Предполагается проведение занятий в различных формах: групповых и индивидуальных. При этом обязательна совместная работа с учителем и самостоятельная работа. Среди используемых форм работы могут быть рассмотрены: мозговой штурм, работа в малых группах, индивидуальная работа, вопросы-загадки, викторины, дебаты. Также важной частью занятий является создание собственных материалов по экономическим темам.
Планируемые результаты:
Требования к личностным результатам освоения курса:
• сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
|
|
• готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять обязанности, возникающие в связи с взаимодействием с различными финансовыми институтами;
• готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни; • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества; • заинтересованность в развитии экономики страны, в благополучии и процветании своей Родины.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам освоения курса:
Познавательные:
• умение анализировать экономическую и/или финансовую проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для её решения;
• нахождение различных способов решения финансовых проблем и оценивание последствий этих проблем;
• умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование своего финансового поведения;
• установление причинно-следственных связей между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
• умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных и семейных финансов и оценивать последствия своих действий и поступков.
Регулятивные:
• умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения задач в области личных и семейных финансов;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;
• самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.
|
|
Коммуникативные:
• умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
• формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам (управление личными финансами, семейное бюджетирование, финансовые риски, сотрудничество с финансовыми организациями и т. д.;
• умение анализировать и интерпретировать финансовую информацию, полученную из различных источников, различать мнение (точку зрения), доказательство (аргумент), факты.
Требования к предметным результатам освоения курса:
• владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
• владение знаниями:
о структуре денежной массы;
о структуре доходов населения страны и способах её определения;
о зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи;
о статьях семейного и личного бюджета и способах их корреляции;
о б основных видах финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц;
о возможных нормах сбережения;
о способах государственной поддержки в случае возникновения сложных жизненных ситуаций;
о видах страхования;
о видах финансовых рисков;
о способах использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач;
о способах определения курса валют и мест обмена;
о способах уплаты налогов, принципах устройства пенсионной системы России.
Учебно-тематический план
№ п/п | Виды учебно-творческой деятельности | Время |
1 | Изучение нового материала | 34 |
2 | Выполнение практических заданий | 10 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Управление денежными средствами семьи Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег Структура доходов населения Благосостояние семьи Семейный бюджет Инфляция Финансовые институты Доходы и расходы | 1 1 0 1 1 1 1 | 0 0 1 1 0 0 1 | 1 1 1 2 1 1 2 |
2 | Способы повышения семейного благосостояния Банк Инвестиционный фонд Страховая компания Финансовое планирование. Сбережения Мотивация к финансовому планированию | 1 1 1 0 0 1 | 0 0 0 1 1 0 | 1 1 1 1 1 1 |
3 | Риски в мире денег Особые жизненные ситуации; социальные пособия Виды страхования и страховых продуктов Финансовые риски; виды рисков. Инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний Финансовое мошенничество. Способы сокращения финансовых рисков | 1 1 1 1 0 | 0 0 0 0 1 | 1 1 1 1 1 |
4 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблемБанк; коммерческий банк; Центральный банк Бизнес; бизнесплан; источники финансирования Валюта; мировой валютный рынок; курс валюты. Виды операций, осуществляемых банками Положение России в мире Биржа. Торговля на бирже. Акции Облигации Портфельное инвестирование | 1 1 1 1 1 1 0 0 0 | 0 0 0 0 0 0 1 1 1 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
5 | Человек и государство Налоги и пошлины Пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Физические и юридические лица Способы пенсионных накоплений Моделирование будущего | 1 1 1 1 0 | 0 0 0 0 1 | 1 1 1 1 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ