Толстые и тонкие. вопросы

Тонкий вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ, толстые вопросы, это проблемные вопросы, которые требуют осмысления задания, рассуждения, поисками дополнительных знаний и анализа информации.

 

?  
Кто... Дайте объяснение, почему...
Что... Почему вы думаете...
Когда... Почему вы считаете...
Может... В чем разница...
Будет... Предположите, что будет, если
Могли... Что, если...
Как звали... Что будет если...
Было ли...  
Согласны ли вы...  
Верно...  

Приём "Ромашка" Блума

Описание: "Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть вопросов.
Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".

Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".

Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить...?", Что можно сделать из...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".

Планирование учебного сотрудничества

Групповая учебная деятельность – это форма организации обучения в малых группах. Такое обучение открывает для учащихся возможности сотрудничества со сверстниками, дает возможность реализовать стремление каждого человека к общению.К групповому обучению можно отнести работу в парах, работу в малых группах,  аквариум.

«Мозайка»

       Все присутствующие разбиваются на микрогруппы по 4 человека. Каждая группа находит своё место в аудитории. Допускается перестановка мебели.

 Междусобойчик

 

Контроль, коррекция, оценка действия партнера

        Приём ПМИ (Плюс-Минус-Интересно) можно использовать для записей тезисов и за эти тезисы можно ставить отметки и более того можно попросить выступить с доказательствами, которые были записаны. Текст  становится не просто набором предложений, а информационной площадкой для поиска плюсов, минусов и интересных фактов.

Таблица

+ - ?
Записываем факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?» Записываем факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» Записываем различные интересующие ученика факты и мысли «Что в этом интересного?»

       Использовать приём ПМИ можно на различных этапах урока, как на стадии осмысления, так и на стадии рефлексии. Могут быть и наиболее сложные варианты, например:

-Я бы хотел посоветовать автору…

-Не кажется ли автору, что…

- Мне кажется, наиболее интересным было…

Учим ребёнка использовать разные конструкции, сегодня к сожалению дети очень плохо говорят, очень плохо умеют выражать свои мысли.

       В своей работе используем очень известный приём «Инсерт» — это умение критически осмысливать новую информацию и находить связи с уже изученной посредством работы с текстом. В практическом отношении технология эффективного чтения представляет собой систему знаков, организованных в таблицу, заполнение которой идёт в процессе изучения нового материала. Работая с текстом, ученики помечают на полях те или иные отрывки, предложения или слова. Авторы приёма предложили использовать для этого следующие обозначения:

  • V — «Эта информация мне уже известна»;
  • + — «Новые факты для меня»;
  • — — «У меня было другое представление об этом», «Я думал по-другому»;
  • ? — «В этом материале есть что-то непонятное для меня», «Нужны объяснения, уточнения».

Дети учатся:

  • ориентироваться в источниках информации
  • сортировать материал на главный и второстепенный;
  • критически подходить к оценке новых знаний;
  • делать выводы и обобщать в процессе размышления.

       Конфуций говорил: «Размышление — это самый благородный путь к знанию».

       Любая деятельность, в том числе и интерактивная, требует обязательного оценивания. Для оценочной деятельности используем

Приём «Оценочное окно».

            Это полярные позиции в верхней части находятся тезисы, например,

- Сразу могу применить

-Никогда не смогу применить

       Используя математическую формулу, физический пример или литературную ситуацию, правило, которое используется на уроке русского языка. Ребёнок на основе того, усвоил или не усвоил, понятно ему или не понятно, может указать нам педагогам, где он находится в системе координат. Понятно вправо, непонятно влево. Это удобный вариант, который можно использовать на любом предмете. И мы увидим результат. На основе этого распределения можем корректировать учебный процесс.

Используя эти приемы у учащихся также формируются УД:

 Владение монологической и диалогической формами речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: