КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
По дисциплине
«ОБСЛЕДОВАНИЕ И ИСПЫТАНИЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ»
для студентов всех форм обучения
специальности 270102 - Промышленное и гражданское строительство
и бакалавров направления 08.03.01 - Строительство
Автор: канд. техн. наук, доцент А.А. Хорошев
Краснодар, 2014
Предметы изучения дисциплины. Метаморфоза названия
Государственным образовательным стандартом предусмотрено изучение дисциплины «Обследование и испытание зданий и сооружений». Она является обобщающей и завершающей в серии дисциплин, посвященных строительным конструкциям.
Обобщающая она потому, что изучает экспериментальные методы исследования (иначе - методы испытаний) всех видов конструкций - металлических, бетонных, железобетонных, каменных и деревянных. У инженеров-строителей, окончивших вуз около 20 лет назад и ранее, эта дисциплина осталась в памяти как «Испытание сооружений». Это старое название с точки зрения обобщения знаний о работе строительных конструкций представляется вполне удачным.
|
|
Другим предметом изучения дисциплины являются методы обследования конструкций зданий и сооружений. Отсюда понятно более широкое её название, отражающее оба предмета изучения и родившееся в середине 80-х годов прошлого века - «Обследование и испытание сооружений».
В 90-х годах дисциплина называлась «Метрология, контроль качества, испытания в строительстве». Весьма претенциозное название, потому что: во-первых, метрология – это отдельная, серьезная наука об измерениях, на которых зиждутся все испытания, и в рамках нашей дисциплины изучить её можно лишь поверхностно; во-вторых, контроль качества в строительстве – тоже целое направление, являющееся неотъемлемой частью технологии строительного производства; в-третьих, строительство изобилует разными испытаниями - это не только интересующие нас испытания конструкций, но и испытания строительных материалов, грунтов, грузоподъёмного оборудования и многого другого.
Сегодняшнему названию дисциплины непосредственно предшествовало название «Обследование, испытание и реконструкция зданий и сооружений». Из него следовало, что третьим предметом изучения дисциплины стали являться методы реконструкции зданий и сооружений.
Сейчас вопросы реконструкции вынесены в отдельную дисциплину – «Реконструкция зданий, сооружений и застройки». Поэтому формально мы разграничиваем предметы изучения двух дисциплин: методы обследования и испытания изучаем здесь, методы реконструкции – там, т.е. исходим из того, что произошёл возврат к названию 80-х годов с добавлением к слову «сооружений» ещё и слова «зданий».
|
|
Однако это не простой, а, можно сказать, качественно новый возврат. В сложившихся российских условиях реконструкция и ремонт объектов недвижимости как никогда актуальны. Главное предназначение обследований и испытаний конструкций зданий и сооружений сейчас – это определить их ремонтопригодность. Как невозможно при ходьбе сразу сделать второй шаг, так невозможно и реконструировать объект, предварительно не обследовав, а иногда и не испытав его конструкций.
Учитывая это, в настоящем лекционном курсе, как и в курсе «Обследование, испытание и реконструкция зданий и сооружений», сохранено три раздела. В разделах 1 и 2 достаточно подробно (с учётом многолетнего опыта преподавания дисциплины и практического опыта) изложены методы обследования и испытания зданий и сооружений, а в разделе 3 лишь сформулированы цели реконструкции и приведены общие сведения о методах усиления металлических, бетонных, железобетонных и каменных конструкций, как логическое продолжение результатов их обследования. Взаимопроникновение «интересов» двух лекторов в смежные лекционные курсы неизбежно: так, в лекциях по реконструкции, наоборот, часты ссылки на те или иные результаты обследований и испытаний. Раздел 3 следует рассматривать как «перекидной мостик» между смежными дисциплинами.
На стыке двух дисциплин находится и тематика контрольной работы у студентов заочной формы обучения.
В этой работе Вы осветите вопросы:
по усилению металлических, бетонных, железобетонных или каменных конструкций (первый вопрос);
по реконструкции оснований и фундаментов, монтажу и демонтажу конструкций и технологического оборудования, разрушению конструкций или производству бетонных и специальных работ на реконструируемых объектах (второй вопрос);
по особенностям реконструкции гражданских зданий (третий вопрос).
Наиболее часто повторяющимися при реконструкции зданий и сооружений, пожалуй, являются бетонные работы. Производство этих работ предусматривает обязательные испытания как исходных материалов для бетона – заполнителей и цементов, так и самого бетона. В своей работе Вы приведёте извлечения из нормативно-технических документов по этим испытаниям (четвёртый вопрос).
Следующие извлечения из нормативно-технических документов (пятый вопрос) углубляют содержание уже рассмотренных тем и затрагивают другие работы, выполняемые при строительстве и реконструкции зданий и сооружений.
Причём, здесь сознательно проводится параллель между строящимися и реконструируемыми объектами. Нет, например, принципиального различия между монолитным железобетонным перекрытием в строящемся доме и в доме, в котором таким перекрытием заменяется пришедшее в негодность деревянное перекрытие. Возведение перекрытия в обоих случаях сопровождается абсолютно одинаковым комплексом мер по контролю его качества. Это же относится и к большинству других строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.
Кроме вопросов, имеющих прямое отношение к конструкциям, Вы затронете и вопросы по строительным материалам, технологии строительного производства, строительным машинам и оборудованию, то есть по дисциплинам, на которых базируется или с которыми связана настоящая дисциплина.
Настоящий лекционный курс может быть использован студентами специальности 270115 – «Экспертиза и управление недвижимостью» при изучении дисциплины «Техническая экспертиза недвижимости».
О необходимости изучения дисциплины, её цели и задачи
Знания по указанной дисциплине полезны всем категориям инженеров-строителей:
* проектировщикам - при осуществлении авторского надзора над строящимися и реконструируемыми под их наблюдением объектами, при обследовании зданий и сооружений - плановых и внеплановых, после аварии или другой экстремальной ситуации (землетрясения, пожара, урагана, затопления), в связи с реконструкцией или техническим перевооружением;
|
|
* мастерам и прорабам общестроительных и специализированных организаций - при осуществлении входного контроля качества поступающих на строительную площадку материалов и конструкций, контроля качества технологических операций при строительстве или реконструкции зданий и сооружений, при сдаче законченных объектов, при «разборках» с прокуратурой после аварии или обрушения;
* работникам ремонтно-строительных и ремонтно-эксплутационных предприятий, стройгрупп фирм;
* работникам фирм, занимающихся выпуском и реализацией строительной продукции;
* сотрудникам управлений и отделов капитального строительства администраций различного уровня и предприятий - для осуществления технического надзора заказчика;
* сотрудникам инспекций Государственного архитектурно-строительного надзора (ГАСН), Государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ГСЭН), Государственного пожарного надзора (ГПН);
* судебным строительно-техническим экспертам;
* сотрудникам Управлений по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) - при контроле объёмов и качества строительно-монтажных работ и оценке материальных затрат на них;
* чиновникам комитетов по имущественным отношениям федеральных и муниципальных органов власти, занимающимся управлением недвижимостью как способом извлечения максимальных доходов от неё; работникам органов по независимой оценке объектов недвижимости, технической экспертизе недвижимости и операциям с ней. Это направление (система анализа и управления недвижимостью) в мировой практике принято называть сервейингом.
Цели изучения дисциплины:
1. Уметь выявить при обследовании объекта действительное напряжённо-деформирован-ное состояние конструкций и оценить техническое состояние здания или сооружения в целом.
|
|
2. Уметь при необходимости провести натурные испытания конструкции пробной нагрузкой. Уметь испытать модель, фрагмент конструкции или конструктивный элемент.
3. Овладеть основными методами усиления конструкций реконструируемых зданий и сооружений, ознакомиться с технологией производства работ при реконструкции.
Задачи, вытекающие из 1-й цели:
1. Уметь провести обследование конструкций эксплуатируемого здания или сооружения с максимальным использованием неразрушающих методов.
2. Уметь произвести инженерные поверочные расчёты (перерасчёты) конструкций с учетом выявленного при обследовании их фактического технического состояния, действительных нагрузок и расчетных схем, правильно оценить их остаточный ресурс, спрогнозировать их дальнейшую работу.
Задачи, вытекающие из 2-й цели:
1. Уметь выбрать контрольно-измерительную аппаратуру и определить место её установки на сооружении.
2. Уметь выбрать нагрузочные устройства и установить контрольные значения величин испытательных нагрузок.
3. Уметь самостоятельно провести испытание и обработать его результаты.
Задачи, вытекающие из 3-й цели:
1. Уметь использовать остаточный ресурс конструкций и при его недостаточности разработать проект усиления конструкций, их восстановления или замены.
2. Ознакомиться с правилами производства работ по усилению конструкций.
3. Ознакомиться с правилами производства строительных работ, работ по демонтажу и монтажу строительных конструкций, высотных и специальных сооружений, технологического оборудования, способами разрушения конструкций, специальными способами производства работ при реконструкции.
4. Ознакомиться с техническими характеристиками средств механизации и технологической оснастки, применяемых при реконструкционных работах.
Раздел 1. Обследование зданий и сооружений
1.1. Цели и задачи обследований
Обследование конструкций здания или сооружения - изыскательская работа, имеющая целью получение исчерпывающей информации о техническом состоянии и несущей способности конструкций.
Обследование проводится по причинам:
* изменения нагрузок на конструкции;
* изменения условий эксплуатации зданий или сооружений;
* изменения объёмно-планировочных решений зданий;
* получения конструкциями дефектов, повреждений, чрезмерных деформаций и раскрытия трещин, аварий конструкций, обрушений зданий и сооружений.
Материалы обследования конструкций служат исходными данными для разработки проекта их усиления или восстановления.
Обследование конструкций включает в себя четыре этапа:
1. Предварительное (рекогносцировочное) обследование.
2. Основное (техническое) обследование.
3. Дополнительное обследование.
4. Составление заключения (отчета).
Задачи первого этапа:
* собрать, изучить и проанализировать проектную, строительную (исполнительную) и эксплуатационную документацию;
* выявить или уточнить объёмно-планировочное решение здания и конструктивное решение (конструктивную схему) здания или сооружения и отдельных конструкций;
* выявить наиболее поврежденные и аварийные участки здания или сооружения и конструкции;
* на основе сложившегося первого впечатления о чисто внешнем проявлении общего состояния конструкций составить рабочую программу основного (технического) обследования.
Задачи второго этапа:
* выполнить инструментальные измерения геометрических параметров конструкций;
* выявить, измерить и зарисовать трещины, дефекты и повреждения конструкций;
* измерить деформации конструкций (прогибы, наклоны, перекосы, сдвиги, осадки фундаментов и т.п.);
* уточнить действительные нагрузки и воздействия на конструкции;
* уточнить схемы опирания конструкций, выявить их расчетные схемы;
* определить качество и прочность материалов конструкций;
* определить армирование (для железобетонных конструкций).
Первую и вторую работы из перечисленных принято называть натурным освидетельствованием конструкций. Натурное освидетельствование конструкций - это обмеры конструкций с определением пролётов, шагов, отметок, длин и сечений элементов, размеров и расположения соединительных элементов (сварных швов, болтов и заклёпок), выявление характера, величин и расположения дефектов и повреждений элементов путём сравнения с проектом конструкций.
Задачи третьего этапа:
* уточнить результаты предварительного и основного обследований;
* произвести длительное наблюдение и измерение деформаций конструкций, температурно-влажностного режима и т.п.;
* испытать конструкции пробной нагрузкой;
* уточнить данные инженерно-геологических и геодезических изысканий.
Задачи четвертого этапа:
* проанализировать данные обследований;
* произвести инженерные поверочные расчеты (перерасчеты) конструкций на действительные нагрузки и воздействия с учетом действительных их геометрических параметров, схем опирания и расчетных схем, фактической прочности материалов и армирования;
* составить заключение (отчет) о состоянии, несущей способности и деформациях конструкций, о причинах и степени опасности дефектов, повреждений и деформаций конструкций и здания или сооружения;
* дать рекомендации по дальнейшей эксплуатации конструкций, указать их остаточный ресурс - под какую нагрузку можно их использовать; при необходимости разработать мероприятия по усилению или восстановлению конструкций, защите их от агрессивных сред, влаги, по перестановке оборудования и т.п. или, в худшем случае, дать заключение о невозможности дальнейшей эксплуатации здания или сооружения и необходимости его демонтажа.