Особенности организации образовательной деятельности по «Технологии» в 2020–2021 учебном году

Методическое письмо

«О преподавании предметной области «Технология»

В общеобразовательных организациях Республики Крым

В 2020-2021 учебном году»

 

Разработали   Омельченко Г.Л., к.п.н., методист ЦНППМПР
      Бондаренко К.Н., методист ЦНППМПР

 

Симферополь

2020


 

Наименование раздела Стр.
1. Нормативно-правовое обеспечение технологического образования и профориентации школьников 3
2. Определение места и роли предметной области «Технология» в системе общего образования 7

3.

Особенности организации образовательной деятельности по «Технологии» в 2020–2021 учебном году 11
- Организация образовательной деятельности в 1-4 классах 11
- Организация образовательной деятельности в основной школе 11
  - Организация образовательной деятельности в 9 классах 18
  - Организация образовательной деятельности по технологии в 10-11 19
4. Программно-методическое обеспечение преподавания «Технологии» в 2020–2021 учебном году 20
5. Рекомендации по формированию рабочих программ по предмету «Технология» 25
6. Рекомендации по организации учебно-материальной базы технологического образования  30
7. Рекомендации по планированию образовательной деятельности Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» на основе ресурсов предметной области «Технология» 32
8. Организация образовательного процесса на уроках технологии с применением дистанционных образовательных технологий 39

 


1. Нормативно-правовое обеспечение технологического образования и профориентации школьников

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями). https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»  http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

3. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642.

4. Национальный проект «Образование». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г. №16) http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLx C8oPFDkm BB.pdf

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы».

6. Концепция преподавания учебного предмета «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (Утверждена коллегией Министерства просвещения Российской Федерации 24.12.2018 г.)  https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – ФГОС НОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 06.10.2009 г. № 373 с изменениями и дополнениями).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями) https://минобрнауки.рф/документы/.../приказ%20Об%20утверждении%201897.rtf

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.05.2012 г. № 413) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/

10. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями).

11. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 (с изменениями).

12. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (ПООП НОО). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15) в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

13. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ПООП ООО). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15) http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/

14. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. В редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального учебно-методического объединения по общему образованию https://fgosreestr.ru/registry/пооп_ооо_06-02-2020/  

15. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (ПООП СОО). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 г. № 2/16-з) https://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya/

16. Приказ Минобрнауки РФ от 09.06.2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ».

17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2018 г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minprosvescheniya-Rossii-ot-28.12.2018-N-345/

18. Приказ Минпросвещения России от 22.11.2019 № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом министерства просвещения Российской Федерации». https://docs.edu.gov.ru/document/444714232cf3aff28e7b363309aa7fcb/

19. Приказ Минпросвещения России от 10.06.2019 № 286 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015» (в ред. приказа от 10.06.2019 №286) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152890/

20. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 465 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» (Подраздел 22. Кабинет технологии). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341857/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/

21. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111395/

22. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 г. № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» http://xn--b1atfb1adk.xn--p1ai/files/ioe/documents/T8U52BA6L7HLLP4L1T63.pdf

23. Методические рекомендации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общеобразовательных организаций по реализации Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденной протоколом заседания коллегии Министерства просвещения РФ от 24.12.2018 г. №ПК-1вн. Утверждены распоряжением Минпросвещения России от 01.11.2019 №Р-109.

24. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (Утверждены Минпросвещения России 28.06.2019 № МР-81/02вн).

25. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 01.03.2019 г. № Р-23 об утверждении методических рекомендаций по созданию мест для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого взаимодействия, определяющие порядок создания Центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

26. Комплекс мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихся в общеобразовательных организациях, на развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии (утвержден заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 26.04.2014 г. № ОГ-П8-2956).

27. Государственная программа «Развитие образования» на 2018-2025 гг. (утвержденная постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642).

28. Решение Председателя Правительства Российской Федерации от 12.03.2015 г. № ДМ-П8-1523р и Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы».

29. Проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее», инициирован в Послании Президента РФ Федеральному собранию от 01.03.2018 г.  

30. Программа ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников JuniorSkills (инициирована в 2014 г. Фондом «Вольное Дело» в партнерстве с WorldSkills-Россия при поддержке Агентства стратегических инициатив, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства образования и науки РФ).

31. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.04.2020 №01-14/1134 о формировании учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2020/2021 учебный год.





Определение места и роли предметной области «Технология» в системе общего образования как предмета с максимальными возможностями для социализации и профессионального самоопределения обучающихся

 

Согласно ряду государственных инициатив, школьный предмет «Технология» должен способствовать социализации выпускников школы и готовить их «ко всем сложностям жизни». На это направлены мероприятия по модернизации технологического образования, осуществляемые в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», вектор которых направлен на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся на основе интеграции предмета «Технология» с другими предметами, углубления изучения его содержания на базе организаций профессионального и дополнительного образования, оснащенных высокотехнологичным оборудованием, а также ресурсов реального сектора экономики.

Целевые установки, задачи и дорожная карта Приоритетного национального проекта «Образование» актуализируют необходимость переосмысления организации учебной деятельности школьников в плане усиления практико-ориентированной составляющей и создания условий для дальнейшей их самореализации в высокотехнологичном обществе.

В связи с этим рекомендуем при организации технологического образования в 2020-2021 учебном году руководствоваться настоящим методическим письмом, в котором рассмотрены организационно-методические аспекты и подходы к организации технологического образования школьников на основе системы взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и направления развития, определенные в новой Концепции предметной области «Технология», в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденной коллегией Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 года.

В соответствии с современными требованиями к содержанию технологического образования, выдвигаемыми ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» в методических рекомендациях по реализации Концепции предметной области «Технология», в рамках предметной области «Технология» осуществляется приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается устойчивая мотивация обучающихся школьников к трудовой деятельности, а также непрерывность и преемственность в переходе обучающихся от основного общего образования к профильному на ступени СОО, к среднему и высшему профессиональному образованию и далее к трудовой деятельности.

При этом определяется необходимость обновления содержания современного технологического образования через изучение инновационных направлений, которые, в связи с появлением в крупных городах и областных центрах кванториумов, называют «квантумы» – автоквантум, аэроквантум, энерджиквантум, робоквантум, биоквантум, квантум виртуальной и дополненной реальности (медиаквантум), хайтек и др.

В общеобразовательных организациях, согласно дорожной карте федерального проекта «Современная школа», в рамках национального проекта «Образование», создаются Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», направленные на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе в рамках предметной области «Технология». Целью деятельности Центров является обновление содержания и совершенствование методов обучения по технологии на обновленном учебном оборудовании.

Функционирование таких центров позволяет решить, в том числе и актуальные задачи реализации обновленного содержания технологической подготовки обучающихся, которые определены в Примерной основной образовательной программе ООО. 

Деятельность Центров «Точка роста» строится по инновационным направлениям (АЭРО, ГЕО,VR/AR, РОБО, Промдизайн, Хайтек, IT), и предполагает, в том числе и при изучении предметной области «Технология», расширение объема содержания, что будет способствовать вовлечению обучающихся и всех учителей – предметников в проектную деятельность на межпредметной основе и позволит решать вопросы, связанные с профессиональным самоопределением и возможностью изучения предмета на профильном уровне.

С целью реализации мероприятия «Обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков» регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», в соответствии с Государственной программой развития образования в Республике Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 16.05.2016 г. № 204 (с изменениями) приказом Минобразования Крыма от 25.09.2019 г. утвержден перечень муниципальных общеобразовательных организаций Республики Крым, на базе которых будут созданы центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» в 2020 году (11 МБОУ Республики Крым): «Угловская средняя общеобразовательная школа» села Угловое Бахчисарайского района; «Холмовская средняя общеобразовательная школа» села Холмовка Бахчисарайского района; «Завет-Ленинская школа-детский сад» Джанкойского района; «Воинский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район; «Ишунский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район; «Нижнегорская средняя общеобразовательная школа №2» Нижнегорского района; «Садовская средняя общеобразовательная школа» Нижнегорского района; «Новоандреевская школа» Симферопольского района; «Гвардейская школа-гимназия №2» Симферопольского района; «Гурзуфская средняя школа имени С. Пушкина» муниципального образования городской округ Ялта; «Форосская средняя школа» муниципального образования городской округ Ялта.

Сказанное позволяет определить место предметной области «Технология» в учебном плане школ как предмета с максимальными возможностями для социализации и профессионального самоопределения обучающихся и предложить для реализации в школах Республики Крым,о рганизационную модель технологического образования школьников (рис. 1).

 

Рис. 1. Организационная модель технологического образования школьников 

 

Данная модель рекомендуется для обеспечения непрерывности изучения предмета на всех ступенях образования и предусматриваетреализацию целей и задач, рассмотренных выше, на основе интеграции урочной, внеурочной деятельности, дополнительного образования, использования сетевых форматов взаимодействия общеобразовательной школы с учреждениями дополнительного образования, детскими технопарками «Кванториум», Центрами «Точка роста», организациями профессионального образования, ВУЗами и реальным сектором экономики.

Следует отметить, что реализация модели возможна в рамках действующих финансовых нормативов и будет способствовать более четкому пониманию планируемых результатов, способствующих достижению целевых установок ФГОС и Приоритетного национального проекта «Образование», а также решит проблему наличия в учебных планах школ практико-ориентированного профориентационного предмета и организации технологического профиля.

Сегодня спецификой содержательной направленности образовательной программы предметной области «Технология» является единая образовательная программа технологической подготовки.

 

 

Особенности организации образовательной деятельности по «Технологии» в 2020–2021 учебном году


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: