Организация образовательной деятельности в основной школе

Концепция преподавания учебного предмета «Технология» на уровне основного общего образования актуализирует необходимость «оперативного введения в образовательную деятельность содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий и формирования пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов (ручной и станочной, в том числе станками с числовым программным управлением и лазерной обработкой), аддитивные технологии; нанотехнологии; робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики; строительство; транспорт; агро- и биотехнологии; обработка пищевых продуктов; технологии умного дома и интернета вещей, СМИ, реклама, маркетинг».

Протоколом федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 4 февраля 2020 г. №1/20 была принята примерная основная образовательная программа основного общего образования в части предметной области «Технология» [14] (https://fgosreestr.ru/registry/%D0%BF%D0%BE%D0%BE%D0%BF_%D0%BE%D0%BE%D0%BE_06-02-2020/). Одной из задач ПООП является обеспечение перехода от федерального государственного образовательного стандарта к образовательной программе общеобразовательной организации. ПООП является рекомендательным документом, разрабатываемым ведущими экспертами в сфере образования и одобряемым федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию.

ПООП задает ориентир развития и показывает современные подходы и результаты образовательной деятельности, которые должны учитываться образовательной организацией при создании собственной рабочей программы.

Целью текущей редакции ПООП в части предметной области «Технология» является обеспечение образовательной модели, которая позволит общеобразовательным организациям внедрить современное содержание предметной области «Технология» в рамках основного общего образования.

Ключевой задачей, на решение которой направлен ПООП, является обеспечение планомерного перехода к концепции современного технологического образования и преподавания предметной области «Технология».

При этом ПООП сформирован таким образом, чтобы обеспечить возможность реализации современных вариативных образовательных программ общего образования по предметной области «Технология», при обучении по которым обучающиеся получают набор сквозных базовых технологических компетенций через решение различных кейсов по разным тематикам.

За счет внедрения тематик, направленных на обучение на высокотехнологичном оборудовании и привлечение профильных специалистов, ПООП стимулирует к модернизации образовательной деятельности при его реализации в рамках сетевого взаимодействия.

Целями ПООП являются:

- обеспечение понимания и принятия обучающимися сущности современных технологий, технологического развития и перспектив их развития;

- формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся;

- формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимися направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.

В содержании программы сделан больший акцент на развитие гибких компетенций (Soft Skills), в т. ч. на проектное управление, ориентацию на метод кейсов, использование альтернативного и дополнительного оборудования, использование цифровых учебно-методических комплексов и планомерное знакомство с отраслями через проектную деятельность.

С целью формирования комплексного содержания, направленного на всестороннее развитие обучающихся, объемы образовательной программы на предмет «Технология» на ступени основного общего образования отводится: 2 часа в неделю в 5-6-7-8 классах, 1 час в неделю в 9 классе.

При этом важной особенностью образовательной траектории является реализация уникального командного проекта в 9 классе в соответствии с жизненным циклом, что по сути обеспечивает возможность проверки компетенций (в том числе гибких и технологических), сформированных в рамках обучения по предметной области «Технология» с 5 по 8 классы.

Для удобства работы и внедрения в образовательную деятельность ПООП сохранила структуру предыдущей ПООП в части предметной области «Технология».

Предметная область «Технология» интегрирует знания из областей естественнонаучных дисциплин и должна отражать в своём содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и аспекты технологической культуры. Она направлена на овладение обучающихся навыками конкретной предметно-преобразующей деятельности, создание новых ценностей, соответствующих потребностям развития общества.

В связи с этим с целью формирования комплексного предметного, метапредметного и личностного содержания и учета этого при разработке собственных рабочих программ образовательными организациями в ПООП отражены в сквозном виде три блока содержания:

- Блок «ТЕХНОЛОГИЯ»: Современные технологии и перспективы их развития (как способ удовлетворения человеческих потребностей; технологическая эволюция человечества, ее закономерности; технологические тренды ближайших десятилетий).

- Блок «КУЛЬТУРА»: Формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся (на основе опыта персонифицированного действия в рамках разработки и применения технологических решений, организации проектной деятельности).

- Блок «ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»: Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения (формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения стратегии собственного профессионального саморазвития и успешной профессиональной самореализации в будущем).

С целью разработки образовательными организациями учитывающих все три блока содержания программ, а также возможности обеспечения полноценной системы контроля образовательные результаты по годам обучения разбиты на подблоки:

- культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки);

- предметные результаты;

- проектные компетенции (включая компетенции проектного управления).

При этом результаты прописаны таким образом, чтобы они опирались на сквозные технологические компетенции, и принципы проектной деятельности, что дает возможность углубления в различные отраслевые тематики и возможность интеграции содержания, соответствующего тенденциям научно-технологического развития в субъекте Российской Федерации.

 

Рис. Планируемые результаты освоения учебной программы по технологии

Содержание предметной области «Технология» выстроено в модульной структуре, которая обеспечивает возможность вариативного и уровневого освоения образовательных модулей рабочей программы, учитывающей потребности обучающихся, компетенции преподавателя, специфику материально-технического обеспечения и специфику научно-технологического развития в регионе.

Задачей образовательного модуля является освоение сквозных технологических компетенций, применимых в различных профессиональных областях.

Модуль «Производство и технологии»

Модуль «Технологии обработки материалов, пищевых продуктов»

Модуль «Компьютерная графика, черчение»

Модуль «3D-моделирование, прототипирование и макетирование»

Модуль «Робототехника»

Модуль «Автоматизированные системы»

Дополнительные модули (технологии, соответствующие тенденциям научно-технологического развития региона, включая «Растениеводство» и «Животноводство»).

В письме Министерства просвещения РФ от 28.02.2020 г. «Методические рекомендации для руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций по работе с обновленной Примерной основной образовательной программой по предметной области «Технология» представлены рекомендации по изучению модулей по годам обучения технологические тематики изучения (модули, формирующие сквозные технологические компетенции) в примерной общеобразовательной программе структурированы с учетом возрастных особенностей обучающихся следующим образом:

5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Обработка материалов ручным инструментом; 2D-графика и черчение; Робототехника и механика. Обработка конструкционных материалов (металлы); Макетирование и формообразование; 3D-моделирование (базовое); Робототехника и автоматизация. Обработка конструкционных материалов (искусственного происхождения); Компьютерная графика; 3D-моделирование и прототипирование (углубленное); Автоматизированные системы / САПР. Производство и технологии; Технологии обработки пищевых продуктов; Автоматизированные системы / Интеллектуальные системы и устройства; Робототехника (электроника и электротехника) Социальные технологии / Проектное управление; Командный проект (как форма итоговой аттестации).

 

Все тематики развиваются благодаря вариативным кейсам разной длительности. Важно учесть, что так как ПООП обеспечивает переход от традиционного подхода к концепции преподавания предметной области «Технология», то текущее содержание включает в себя как классические темы, так и темы, связанные с инновационными технологиями.

Реализация подобной программы возможна на площадках с высоко оснащённой материально-технической и кадровой базой. Однако при составлении собственных рабочих программ образовательные организации должны делать акцент на те части программы (модули), которые могут быть реализованы на высоком уровне самостоятельно (с привлечением сетевого взаимодействия), а затем поэтапно интегрировать в образовательную деятельность остальные части.

Задачей модулей является освоение обучающимися сквозных технологических компетенций, применимых в различных профессиональных областях. Важно учитывать, что применение модульной структуры предоставляет возможность вариативного освоения образовательных модулей обучающимися, в том числе возможность последовательного освоения ими частей модулей в рамках различных классов. Такая структура также позволяет формировать рабочие программы, учитывающие потребности обучающихся, компетенции преподавателя, специфику материально-технического обеспечения и специфику научно-технологического развития в субъекте Российской Федерации.

При планировании и организации образовательной деятельности по технологии необходимо учесть следующее: в ПООП ООО не выделены направления технологической подготовки школьников (индустриальные технологии, технологии ведения дома, сельскохозяйственные технологии), т.е. предмет носит комплексный, общеобразовательный, универсальный, политехнологический характер, и все обучающиеся освоят единую программу.

Однако данное положение ни в коей мере не отменяет деления класса на подгруппы на уроках технологии. Деление класса численностью свыше 25 человек в городских ОО и свыше 20 человек в сельских ОО на подгруппы осуществляется в соответствии:

- со ст. 28 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» (создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся);

- с п. 10.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: «количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося»;

- с п. 5.10. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: «…мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м2 на 1 рабочее место»;

- с ПООП ООО (стр. 508) «При проведении занятий по …, технологии             (5-9 кл.) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп»;

- с необходимостью организации и проведения в соответствии с ПООП ООО обширного перечня обязательных практических и проектных заданий.

Способ деления класса на подгруппы на уроки «Технологии» определяет общеобразовательная организация и фиксирует его в ООП ООО. Такое решение может быть принято в соответствии:

- с основными целями ОО, сформулированными в её ООП ООО;

- с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей);

- с особенностями имеющейся учебно-материальной базы по технологии;

- с социально-экономическими условиями местности;

- с имеющимися педагогическими кадрами и уровнем их квалификации и специализации и др.

При делении класса на подгруппы, механизм реализации единой (универсальной) программы по предмету «Технология» также определяет образовательная организация, что затем отражается в рабочих программах учителей технологии. Учитывая специализацию учителей (технологии обработки конструкционных материалов, технологии обработки текстильных материалов и пищевых продуктов), возможно в новых сложившихся условиях:

- каждому педагогу реализовать с одной подгруппой класса всю универсальную программу предмета;

- каждому педагогу реализовать с одной подгруппой класса выбранные им модули универсальной программы предмета, но для реализации отдельных тем курса «поменяться» подгруппами;

- каждому педагогу работать с каждой из двух подгрупп класса только половину учебного времени в течение учебного года в соответствии со своей специализацией;

- каждому педагогу работать с каждой из подгрупп класса в течение учебного года в соответствии со своей специализацией, но для освоения обучающимися отдельных тем программы предоставить возможность их реализовать представителям других образовательных организаций на основе сетевого взаимодействия [24], в частности ОО с высокооснащенными учебными местами в Центрах образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» или «Кванториумов».

Возможны и другие механизмы реализации программы «Технология», но, в любом случае, определяет его образовательная организация, исходя из необходимости достижения предметных и метапредметных результатов по предмету в рамках ООП ООО, сохранения и использования кадрового потенциала ОО, сохранения и совершенствования материально-технической базы.

Важно обратить внимание на то, что Примерная основная образовательная программа ООО определяет «важнейшую группу образовательных результатов по Технологии, составляет полученный и осмысленный обучающимися опыт практической деятельности», предполагает во всех классах обширный перечень обязательных практических и проектных работ.

Методика организации практических, лабораторно-практических, исследовательских работ в мастерских предполагает наличие этапов, определяющих их педагогическую эффективность: проверка уровня теоретических знаний/практических умений, выявление «дефицитов», осмысление учебной проблемы, постановка цели, поиск способа решения, объяснение учителя, инструктаж, пробное выполнение действий, выполнение работы, контроль, рефлексия. Кроме этого, данные виды работ требуют подготовки и использования оборудования, инструментов, приспособлений. Все это обусловливает целесообразность организации и проведения сдвоенных уроков по предмету «Технология».

Следует также указать на недопустимость объединения в малокомплектных школах обучающихся разных классов в разновозрастные группы на урок технологии в связи с тем, что данное обстоятельство противоречит ст. 28 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»: образовательная организация обязана «обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям», а также обеспечивать «соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным особенностям обучающихся».


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: