Правовые основы организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство

Методические рекомендации

По организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство

В общеобразовательных организациях Оренбургской области

Оренбург, 2020

УДК 371

ББК 74.24

М 54

 

 

Рецензент:

Воронина Ю.В. – начальник отдела дополнительного образования министерства образования Оренбургской области, к.п.н.

 

 

Составители:

Антюфеева Н.К. – заместитель директора ГАУДО «ООДТДМ им. В.П. Поляничко»

Скляренко Ю.А. – заместитель директора ГАУДО «ООДТДМ им. В.П. Поляничко», к.п.н.

 Моисеева А.Н. – доцент кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания ИНО Оренбургского государственного педагогического университета, к.п.н., доцент

 

М54 Методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях Оренбургской области / сост. Н. К. Антюфеева, Ю. А. Скляренко, Моисеева А.Н.; рецен. Ю. В. Воронина. – Оренбург: ООДТДМ, 2020. – 48 с.

 

 

В методических рекомендациях рассматриваются вопросы организации деятельности, связанной с классным руководством. Методические рекомендации направлены на уточнение нормативного правового поля реализации воспитательной деятельности, выработку единых подходов к пониманию целей и задач классного руководства, принципов и видов деятельности по осуществлению классного руководства, критериев оценки эффективности этой деятельности.

В рекомендациях представлен модельный пакет локальных актов по организации деятельности, связанной с классным руководством.

Настоящие рекомендации адресованы специалистам муниципальных органов управления образованием, курирующим вопросы воспитания, заместителям директоров по учебно-воспитательной работе общеобразовательных организаций,  руководителям муниципальных и школьных методических объединений классных руководителей, классным руководителям.

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......4

1. Правовые основы организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство………………………………………...5

2. Цели и принципы деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство………………………………………...8

3. Приоритетные задачи деятельности педагогических работников, связанной с классным руководством…………………………………………...10

4. Обеспечение академических прав и свобод педагогических работников, осуществляющих классное руководство……………………………………….17

5. Оценка эффективности деятельности педагогических работников по классному руководству………………………………………………………….18

6. Механизмы материального стимулирования педагогических работников к осуществлению классного руководства………………………..22

7. Механизмы нематериального стимулирования педагогических работников к осуществлению классного руководства………………………..23

8. Список литературы……………………………………………………….26

9. Модельный пакет  локальных актов по организации деятельности, связанной с классным руководством…………………………………………..28

9.1. Рекомендации по разработке Положения об организации деятельности классного руководителя в соответствии с новыми  требованиями Минпросвещения России……………………………………….28

9.2. Примерная  «дорожная карта» по интеграции работы классного руководителя во внутришкольную систему оценки качества образования………………………………………………………………………32

9.3. Примерное Положение о классном руководстве………………...….35

 

Введение

Ключевые задачи и проблемные вопросы воспитания современного ребенка находятся в центре внимания со стороны государственной политики в сфере образования, педагогической общественности, родительских сообществ, представителей сферы культуры, науки, различных социально-профессиональных групп.

В соответствии  с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» воспитание является обязательной и неотъемлемой частью образовательного процесса. В настоящее время сформирован новый общественно-государственный запрос на организацию комплексной поддержки деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство.

В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. отмечено, что «ближе всего к ученикам – их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, – это огромная ответственность, и она, конечно, требует... особой поддержки». Президентом Российской Федерации подчеркнуто, что воспитатель - это «федеральная функция» 1.

 Настоящие методические рекомендации разработаны на основании Методических рекомендаций органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях2, и адресованы муниципальным органам, осуществляющим управление в сфере образования, с целью оказания методической помощи в организации деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, с учетом приоритетов государственной политики, обновления концептуальных идей в области воспитания и социализации подрастающего поколения, а также в целях реализации и защиты прав и свобод педагогических работников, осуществляющих классное руководство, и устранения избыточной отчетности в их деятельности.

Методические рекомендации направлены на уточнение нормативного правового поля реализации воспитательной деятельности, выработку единых подходов к пониманию целей и задач классного руководства, принципов и видов деятельности по осуществлению классного руководства, критериев оценки эффективности этой деятельности.

 

___________________________

1 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. http://kremlin.ru/events/president/news/62582).

2 Письмо Минпросвещения России от 12.05.2020 № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях».

 

Правовые основы организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство

Перечень документов по вопросам организации деятельности, связанной с классным руководством, содержит нормативные акты, регламентирующие процессы воспитания в образовательных организациях в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования, с учетом основных позиций муниципальных органов управления образования.

 Общеобязательные нормы (правила) в части обеспечения воспитательного процесса в образовательных организациях на федеральном уровне закрепляют:

1. Конституция Российской Федерации, Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации, устанавливающие право каждого гражданина на образование и закрепляющие осуществление процессов воспитания и обучения как предмета совместного ведения с Российской Федерацией;

2. Семейный кодекс Российской Федерации;

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

6. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

7. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

10. Приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

11. Приказ Минобрнауки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

12. Приказ Минобрнауки от 3 февраля 2006 года № 21 «Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений»;

13. Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

14. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2018 г. № 840-н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)».

На региональном уровне закрепляют:

1. Закон Оренбургской области от 06.09.2013 г № 1698/506-V-03 «Об образовании в Оренбургской области» (с изменениями на 29.10.2015 г.);

2. Региональный план мероприятий по исполнению Стратегии развития воспитания на период до 2025 года (утв. решением коллегии министерства образования Оренбургской области 17.07.2018 № 3/1);

3. Концепция развития дополнительного образования детей в  Оренбургской области на 2018 – 2020 годы (утв. решением коллегии министерства образования Оренбургской области 17.07.2018 № 3/1);

4. План мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей Оренбургской области на 2018 – 2020 годы (утв. решением коллегии министерства образования Оренбургской области 17.07.2018 № 3/1);

 5. Региональная программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Оренбургской области (2014 год);

6. Инструктивно-методическое письмо министерства образования Оренбургской области «Об организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС начального общего образования в Оренбургской области» (№01/15-2119 от 12.04.2011).

Необходимо рассматривать воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества на федеральном, региональном и муниципальном уровнях (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).

Дифференцированный подход к обязанностям классного руководителя определяется спецификой общеобразовательного учреждения, воспитательной системой организации, уровнем воспитанности учащихся, их возрастными особенностями, качеством предшествующей воспитательной деятельности.

Основные требования, предъявляемые к работнику, осуществляющему воспитательную деятельность в образовательной организации, изложены в Профессиональном стандарте «Специалист в области воспитания» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года № 10н), Профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н).

В целях организации деятельности, связанной с классным руководством, могут приниматься нормативные правовые акты на уровне муниципалитета, обеспечивающие реализацию воспитательного процесса в соответствии с целевыми ориентирами федерального уровня при учете организационных и экономических особенностей региональной системы образования, что позволит обеспечить достижение цели национального проекта «Образование», направленной на воспитание «на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» (Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).

Органы местного самоуправления, используя свои полномочия в сфере образования, выполняя функции и полномочия учредителей муниципальных общеобразовательных организаций, вправе развивать образовательную среду (прежде всего, воспитательной направленности), налаживать сетевое взаимодействие муниципальных общеобразовательных организаций для реализации воспитательных мероприятий, обеспечивать межведомственное взаимодействие по актуальным проблемам воспитания подрастающего поколения на соответствующей территории, разрабатывать специальные меры поддержки семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, принимать меры материального и нематериального стимулирования эффективной работы педагогических работников по классному руководству.

Локальные нормативные акты общеобразовательных организаций включают комплекс документов, регламентирующих содержание и порядок организации воспитательного процесса в общеобразовательной организации, в том числе, в рамках классного руководства как отдельного вида деятельности, конкретизируют их с учетом полномочий и ответственности при осуществлении воспитания между педагогическими работниками, устанавливают меры стимулирования к осуществлению классного руководства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: