Оценка деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, позволяет определить направления ее совершенствования и поощрить педагогических работников, которые наиболее эффективно осуществляют классное руководство. В целях эффективности реализации методических рекомендаций ежегодно будет осуществляться региональный мониторинг. При определении формата оценки эффективности деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство, необходимо ориентироваться на Примерный перечень критериев и показателей оценки эффективности классного руководства и Реестр методик определения ценностных ориентацийобучающихся.
Таблица
Примерный перечень критериев и показателей оценки эффективности классного руководства
№№ | Критерии оценки эффективности классного руководства | Показатели эффективности деятельности классного руководства | Примерный диагностический инструментарий оценки эффективности классного руководства |
1. | Критерий эффективности процесса деятельности | Комплексность | Организована деятельность по направлениям инвариантной части: - личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе; - деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой; - осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся; - осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом; - участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальным партнерами; - ведение и составление педагогическими работниками, осуществляющими классное руководство, документации (классный журнал, план работы). Организована деятельность по направлениям вариантной части. |
Адресность | Учет индивидуальных особенностей детей (выбор дел по интересам, развитие способностей (спортивных, художественных, лидерских и др.), помощь в самоопределении | ||
Инновационность | В качестве способов воспитательной деятельности используются современные педагогические технологии (сетевые проекты, блог классного руководителя, onlain-программы и др.) | ||
Системность | В воспитательной деятельности участвуют обучающиеся, родители, социальные партнеры (в план воспитательной деятельности включены обучающиеся, родители, социальные партнеры) | ||
2. | Критерии оценки результатов (эффективности) классного руководства | Сформированность знаний, представлений о системе ценностей гражданина России | Для обучающихся 1 – 4 классов Метод ранжирования (Н.Е. Щуркова) Для обучающихся 5 – 11 классов Методика определения ценностных ориентаций (Н.А. Бирюкова, адаптированная) Приложение 1 |
Сформированность позитивной внутренней позиции личности обучающихся в отношении системы ценностей гражданина России | Для обучающихся 1 – 4 классов Методика «Недописанный тезис» (Н.Е. Щуркова) Для обучающихся 5 – 11 классов Методика оценки и самооценки уровня сформированности гражданской идентичности (Л.В. Байбородова) Анкета «Мой выбор» (Кожанов И.В.) Методика «Незаконченный тезис» (Л.В. Байбородова, адаптированная И.В. Кожановым) Приложение 2 | ||
Наличие опыта деятельности на основе системы ценностей гражданина России | Для обучающихся 1 – 4 классов Методика «Акт добровольцев» (Н.Е. Щуркова) Для обучающихся 5 – 11 классов Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова) (может быть адаптирован с учетом возраста) |
Реестр методик определения ценностных ориентацийобучающихся (по ответам определяется позитивное, нейтральное или негативное отношение обучающегося по общероссийскому и общекультурному направлениям):
– метод ранжирования (Н.Е. Щуркова): предъявляется ряд слов, отражающих ценности. Обучающийся проставляет напротив слова номер очередности, которую он считает возможным выстроить. Слова: труд, искусство, человек, природа, родина, деньги, книга, развлечения, дом, одежда;
– методика определения ценностных ориентаций (Н.А. Бирюкова, адаптированная). Методика определения ценностных ориентаций предполагает предоставление обучающимся списка из 20 жизненных ценностей: человечество и его существование, государство, личность, экологически благоприятная для существования природная среда, психологически комфортное социальное окружение, активная деятельная жизнь, здоровье, интересная работа, права и обязанности, любовь, материально обеспеченная жизнь, развлечения, свобода, собственное развитие, счастливая семейная жизнь, счастье других, творчество, справедливость, уважение окружающих, уверенность в себе. Их необходимо проранжировать, поставив на первое место наиболее значимую для обучающегося ценность, затем расположить остальные в порядке убывания значимости;
– методика оценки и самооценки уровня сформированности гражданской идентичности (5–9 классы) (Л.В. Байбородова);
– анкета «Мой выбор» (И.В. Кожанов) включает в себя высказывания, затрагивающие этнические, гражданские и общекультурные ценности, на которые надо дать ответ «да», «скорее да, чем нет», «затрудняюсь ответить», «скорее нет, чем да» или «нет»:
1. Интересуюсь историческим прошлым родного народа, рассказываю об этом другим, берегу сохранившиеся исторические памятники родного народа.
2. Могу нарушить закон, если за это не будет никаких последствий.
3. Люблю и берегу природу, забочусь об окружающей среде, побуждаю остальных к этому.
4. Свобода слова дает мне право говорить все, что угодно, где угодно и когда угодно.
5. Интересуюсь и горжусь историческим прошлым России, рассказываю об этом другим.
6. От моего голоса на выборах зависит многое.
7. Уважаю старших, не терплю неуважительного отношения к ним со стороны других.
8. Порядок и безопасность в стране стоят того, чтобы нарушить закон.
9. Отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно отношусь ко всем, осуждаю грубость.
10. Честен, не терплю нечестности от других.
11. Буду работать только в России, ни при каких условиях не уеду из страны.
12. Счастье моей семьи выше всего остального.
13. Требователен к себе и остальным, стремлюсь проявить себя в хороших делах и поступках.
14. Сочувствую и помогаю слабым, больным, беспомощным, привлекаю к этому других.
15. Ни перед чем не останавливаюсь на пути к своей цели.
16. Хорошо тружусь, побуждаю к труду остальных.
17. Люблю своих родителей, благодарен им за заботу, считаю, что они делают для меня все, что могут.
18. Человек имеет право вести себя в соответствии с традициями людей своей культуры, даже если это противоречит нормам местного населения.
19. Интересуюсь и изучаю традиции родного народа, прививаю их остальным.
20. Качественное образование – залог хорошей работы.
– методика «Незаконченный тезис» (Л.В. Байбородова, адаптированная И.В. Кожановым) включает в себя тезисы по направлениям: отношение к Родине, отношение к малой родине, отношение к семье, труду, людям. Обучающимся предлагается продолжить следующие тезисы самостоятельно:
Если бы я мог изменить историю родного народа, то...
Когда нарушают законы, я...
Свобода личности является...
Если человек не знает традиций родного народа, то...
Если я вижу, что кому-то нужна помощь, то...
Если моего друга обидели, я...
Если я окажусь рядом с человеком другой национальности, то я...
Если бы я мог изменить мир, то...
Когда моя работа закончена, то я чувствую...
Для меня труд – это...
Если бы мне предложили переехать за границу, то я...
Главными ценностями для любого человека должны быть...
Вести здоровый образ жизни необходимо потому, что...
Уважение старших – это...