Диагностический инструментарий

Особенности контингента воспитанников интерната - высокая утомляемость и истощаемость, низкая учебная мотивация, слабое интеллектуальное развитие, не сформированность познавательных интересов – во многом определяют выбор диагностического инструментария. Для используемых диагностических методик желательными являются: краткость диагностической процедуры; преобладание проективных методик; ограниченное использование опросников.

Возраст и индивидуальные особенности детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, также влияют на выбор тех или иных методик. В одних случаях упор стоит делать на беседе, включая в нее отдельные экспериментальные методики, в других случаях – исключительно на наблюдении за деятельностью воспитанника в процессе игры, учебы или общения.

Предлагаемый ниже диагностический инструментарий носит рекомендательный характер.

Направления и параметры диагностического исследования Диагностический инструментарий
Младший школьный возраст Подростковый возраст
Познавательная сфера: восприятие; память; внимание; мышление; воображение; обучаемость; уровень произвольности; мотивация учения Тест Бендера, обучающий эксперимент Ивановой, «10 слов» (А.Р.Лурия), «Беседы о школе» (Нежнова Т.А.), корректурная проба Методика Тулуз-Пьерона;Векслера; Последовательные картинки; Четвертый лишний, Выделение существенных признаков понятий, Разрезные картинки, метод пиктограмм Методика Векслера, Равена, тест Амтхауера, корректурная проба, таблицы Шульте  
Эмоционально-мотивационная сфера: эмоциональная устойчивость; уровень тревожности; самооценка; уровень притязаний; ценностные ориентации «Лесенка», «Три желания», Тест М.Люшера, ЦТО, рисунок человека, наблюдение, тест тревожности Р.Тиммэл, М.Дарки, В.Амен, тест Дембо-Рубинштейна, Детский апперцептивный тест тест М.Люшера, тест Р.Кеттела, неоконченные предложения, рисуночные тесты, беседа, наблюдение  
Поведенческая сфера: контактность; склонность к агрессии; конфликтность; склонность к к аддиктивному поведению; асоциальные или (и) аморальные тенденции; суицидальные наклонности Наблюдение, проективные рисуночные тесты, «Два дома», «Кого бы ты куда поселил», методика С.Розен-цвейга, методика Р.Жиля М., тест Р.Кеттела (модиф. Э.М.Александровской, И.Н.Гильяшева), М.Люшера, Р.Жиля, неоконченные предложения Тест Р.Кеттела, М.Люшера, Г.Айзенка, Леонгарда, ЦТО, опросник Эйдемиллера неоконченные предложения, методика Розенцвейга, социометрия, Hand-тест, опросник по выявлению суицидального риска диагностическая беседа, СМОЛ, наблюдение

Многие деформации психологического, личностного плана у детей – воспитанников интерната - являются следствием насилия, которому они подверглись в семье или вне ее. Чтобы снять или нивелировать эти деформации, необходимо прежде всего доподлинно установить, что такого рода насилие имело место. Однако дети (особенно младшие) не всегда склонны сообщать об этом взрослым. Поэтому, чтобы выявить скрытые завуалированные травмирующие ситуации в жизни ребенка, понять страхи, переживания, которые ими вызваны, необходимо использовать особый комплекс диагностических методик.

С этой целью могут применяться различные рисуночные тесты (рисунок себя; воображаемого обидчика; родителей (взрослых), которые делают что-то нехорошее; другие проективные тесты). Среди проективных методик, кроме рисуночных тестов, весьма эффективен в работе с детьми, перенесшими жестокое обращение, цветовой тест М.Люшера и ЦТО. Цветовой тест отношений дает возможность очень быстро не только определить эмоциональное состояние ребенка после травмы, отношение его к себе, к родственникам, но также узнать, боится ли он мужчин, женщин, сверстников.

Проективные тесты следует сочетать с методом беседы. С жертвами насилия очень важно беседовать о страхах. Для их выявления используется специальный вопросник, который помогает вызвать ребенка на разговор о его чувствах и переживаниях.

 

Приложение № 5

к приказу от 12.11.20072405

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: