Если осталось время: изготовление закладок под приятную тихую музыку

Тема 1. Увидеть Бога

Цели занятия: объяснить

• о чём думал Пушкин,

• почему Солнце похоже на Бога,

• какому русскому дедушке уже 1000 лет.

Богу свойственно быть невидимым, но познаваемым из дел.

Святитель Афанасий Великий

Ход занятия

v Учитель с чувством, полушепотом читает текст И.Соколова-Микитова на титуле темы - месяц «Сентябрь». На экране – картина В.Поленова «Золотая осень».

 

v Вопросы для актуализации знаний и постановки целей, определения темы занятия:

- А можно ли между этих строк увидеть Бога? Или на картине между деревьев?

- Поднимите руки те, кто видят здесь Бога.

- А как же космонавты? Они, наверное, точно видели Бога?

- Почему Его невозможно увидеть? (Бог есть Дух)

v На экране кадр из фильма «Щенок», который смотрели на первом вводном занятии.

- Давайте вспомним, когда мальчик Леша из фильма «Щенок» встретился с Богом? Увидел ли он Его в этот момент? Что он почувствовал?

- А вы хотите увидеть Бога и узнать, есть ли Он на самом деле? Тогда давайте так и назовем нашу сегодняшнюю встречу: «Увидеть Бога».

v Записывают в дневнике тему, учитель говорит, что дети сегодня узнают.

 

Рассказ учителя

Интересно, что в мире нет ни одного народа, который бы не верил в Бога. Всегда верующие люди считали, что только высший разум может руководить нашим необъятным и сложно устроенным миром. Посмотрите вокруг. Какая гармония царит в природе, как мудро всё устроено! Каждая клеточка живого организма – это целый мир.

- Как удивительна природа! Мы с вами смотрели на картину Поленова. Наверное, и правда там присутствует Бог, который создал каждую травинку, каждое деревце и так нежно украшает их русской осенью…

Однако сто́ит нашей планете отклониться от своей орбиты – жизнь на ней прекращается. Многие ученые утверждают, что Вселенная – это вечное бесконечное пространство. Можем ли мы представить, что такое вечность и бесконечность? На Земле всё имеет свой конец. В том числе и наша жизнь. Над этим всегда задумывались учёные, писатели, музыканты, и, наверное, каждый здравомыслящий человек задавал себе вопрос: зачем я живу, если всё на нашей планете когда-то кончается.

- А вы задавались?

 

Великий А.С. Пушкин по этому поводу писал: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной ты на казнь осуждена?» Позже Александр Сергеевич понял смысл жизни через познание Бога, благодаря наставлениям митрополита Филарета.

- А как же он Бога познал? Может, и мы можем, так как он? У кого-то есть предположения?

Вы, конечно, уже знаете, что в древности люди представляли богов в виде могущественных существ, наделенных сверхъестественными силами. Они поклонялись им, приносили жертвы, совершали различные обряды.

- Верят ли в таких богов православные?

Действительно, в Библии, в Ветхом Завете, мы читаем только про одного Бога. Почему же изменилось сознание людей? Давайте вместе разбираться на наших встречах.

Наверное, вы встречались с таким мнением ваших друзей, которые говорили: «Я в Бога не верю, потому что я Его не видел, и никто Его не видел!» Что же отвечать верующему человеку на такие колкости? Ведь таких вопросов будет еще много на вашем пути, поэтому в каждой теме нашей книги находится рубрика «Недетский ответ», которая поможет вам найти правильный взрослый ответ на сложные вопросы.

- Прочитайте эту рубрику и сделайте задание 1 в дневнике.

 

Не нужно представлять Бога сидящим на облаках дедушкой с седой косматой бородой. Если мы будем о Нем так думать, то уподобимся атеистам - людям, верящим, что Бога не существует, – и будем удивляться вместе с ними, что космонавты Его не видели. Наверное, они говорят о другом боге. Бог же в христианстве, по мнению святителя Афанасия Великого, «невидим, но познаваем из дел».

Вспомните любой свой добрый поступок и поймёте, что он был для вас очень радостным. Например, вы помогли перейти старичку через дорогу или уступили место бабушке с тяжелыми сумками в автобусе. Им радостно было от этого? Конечно. Но еще большую радость получили вы, совершая этот поступок. Кто же дал вам эту радость, когда вы совершали этот поступок по любви к ближнему? Тот, Кто сам есть эта духовная радость и любовь, – Бог.

- Выполняем задание 2 в дневнике.

- Кто же такой Бог? Давайте вместе почитаем в учебном пособии по предложению по цепочке.

v Дети читают сами по предложению, по цепочке.

Бог един в трех Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Это великая тайна Божества. Нашим умом это сложно понять. Но можно найти массу примеров в природе, чтобы понять сущность Святой Троицы. Святой равноапостольный Кирилл, который создал славянскую азбуку вместе с братом Мефодием, приводил такой пример. Он говорил, что «в солнце, созданном Богом во образ Святой Троицы, находятся три вещи: круг, светлый луч и теплота». Солнечный круг он сравнивал с подобием Бога Отца, ведь как круг не имеет ни начала, ни конца, так и Бог — безначален и бесконечен. Как от солнечного круга происходит светлый луч и солнечная теплота, так от Бога Отца рождается Сын (Иисус Христос) и исходит Дух Святой.

Есть и другие примеры. Огонь – это свет, тепло и дым. Вода тоже находится в трех состояниях: в жидком, твердом и газообразном. Сам человек, по православному учению, состоит из тела, души и духа (высшего состояния души, ее устремления к Богу, к постижению истины и смысла жизни).

v На экране рассмотреть и обсудить сравнение Троицы с Солнцем.

- Выполняем задание 3 в дневнике.

 

Полноту и нераздельность Святой Троицы хорошо отразил на иконе святой монах Андрей Рублев. Если вы внимательно присмотритесь, то заметите, что вокруг трёх сидящих ангелов можно очертить круг – символ бесконечности и вечности Бога – Святой Троицы (показать это на экране). Потому что по кругу, как известно, можно ходить вечно…

- А что значит вечность Бога? Ведь и Его должен был кто-то создать? Об этом вы узнаете в следующий раз.

- А сейчас выполняем задание 4 в дневнике.

 

Согласно христианской вере каждый человек создан по Образу и подобию Божиему, в каждом есть Божественная красота, которая наиболее полно раскрывается, когда мы способны любить, дарить тепло и даже жертвовать собой. Так умели святые.

- Давайте прочитаем рубрику «Уютная Церковь».

v Делаем задания 5 и 6 в дневнике.

 

* * *

- Достигли ли мы целей занятия? Кто готов к тому, чтобы попробовать «увидеть» Бога? Приведите примеры, как это можно сделать.

v Возврат к сюжету фильма «Щенок» и потом к эпиграфу занятия.

- Есть у христиан возможность, чтобы просить Бога об этой духовной радости! Её называют благодатью Святого Духа, который невидимо поселяется в сердце человека во время молитвы и добрых дел…

v Рубрика «Свете тихий». Прослушать молитву.

- Но есть у нас еще рубрика «Душевное чтение», которая поможет о многом задуматься.

v 2 ученика читают. Обсуждение: как относятся эти сказки к нашей теме.  

v Если не остается времени, можно всегда читать эту рубрику дома.

- Впереди у вас целая неделя. Но это время не будем терять даром.

- У вас же в руках дневник, а не просто рабочая тетрадь. Поэтому постарайтесь его вести. А поможет вам в этом напутствие автора дневника, интересные идеи от «Анести» и… Пример цесаревича Алексея. Попробуйте прочитать страницу из его дневника.

Если осталось время: изготовление закладок под приятную тихую музыку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: