Критика и подтверждения

 

Почему? На то существуют объективные и субъективные причины.

С одной стороны, идеи Н.Козырева не признаются научным сообществом, поскольку не соответствует хотя и устаревшей, но всё еще действующей парадигме. Еще в 1916 году Николай Александрович Бердяев (1874—1948) писал: «Механическое мировоззрение как идеал науки расшатано и надломлено. Сама наука отказывается видеть в природе лишь мертвый механизм... Природа неприметно начинает оживать для современного человека». («Смысл творчества», 1916 г.)

Но поскольку потенциал развития науки в прежнем направлении еще не исчерпан, она еще не готова кардинально менять свою парадигму. Как и прежде, в процессе познания она расчленяет и детализирует мир, причем живую природу изучает как мертвую. Н. Козырев же видел мир и науку целиком, он искал общие, а не частные принципы. Он представлял собой редчайший тип ученого-разведчика, который пытается выйти за рамки не только современной ему научной парадигмы, но и современного способа восприятия действительности.

При всем своём могуществе, наука продолжает оставаться преимущественно описательной сферой деятельности. Она упорно продолжает искать ответы на вопросы «что?» и «как?». Но человека интересуют и другие – извечные – вопросы: «Почему?» и «Зачем?» А это уже область не точных наук, а философии и религии. Именно к этим вопросам подбирается теория Времени Н.Козырева.

Противоречивую реакцию научного сообщества вызвала и слабая формализация теории Времени. Впрочем, и сам Н.Козырев прекрасно понимал, что до полной ясности и формализации ему еще далеко. Он успел лишь словесно сформулировать постулаты своей теории, оставив разработку ее математического аппарата последователям. Он торопился и не раз повторял: «Не надо на это тратить время. Наше дело исследовать, а защищать наши идеи будут другие».

Критики высказывали сомнения в достаточной строгости и чистоте экспериментов, говорили, что величины измеряемых Н.Козыревым эффектов были чрезвычайно малы. Да, о трудностях экспериментальной проверки «причинной» механики Н. Козырев знал, пожалуй, лучше других и сам не раз писал о них. Это и очень низкий уровень сигналов, и побочные влияния, и низкая повторяемость результатов. Он неплохо представлял специфику той области, в которую вторгался, и той тончайшей субстанции, которую пытался познать – Времени. Ученый понимал, что каждый раз его эксперименты будут повторяться в новый момент времени, и, следовательно, формально не могут считаться идентичными. Эти неопределенности он пытался компенсировать огромным числом опытов и выявлением закономерностей по результатам тысяч и тысяч экспериментов. Это был гигантский труд, но полученные результаты стоили того.

Существует еще одна – терминологическая – причина неприятия наукой идей Н.Козырева. Связана она с тем, что ученый мир привык к совсем другому понимания термина «Время». Современная наука оперирует практически только одним свойством времени – его длительностью. А другие активные свойства Времени, на которых настаивает Козырев: плотность, давление, влияние на структуру вещества, накопление и высвобождение, экранирование и отражение, а тем более творческие и организующие свойства, для современной физики просто неприемлемы. Предложенная Н.Козыревым непривычная терминология, связанная со Временем, не вызывает соответствующего отклика и в сознании обычного читателя. Думается, что, если бы ученый назвал обнаруженную им загадочную энергию не Временем, а как-то по-другому, более привычным для научного сообщества термином, он избежал бы многих проблем.

Надо сказать, что, несмотря на многочисленную эмоциональную критику козыревской теории Времени, до сих пор никто не смог на конкретных примерах опровергнуть результаты его экспериментов. Более того, исследователи разных стран на современном уровне строгости смогли воспроизвести эти эксперименты и подтвердили целый ряд феноменальных результатов Н.Козырева. Эти результаты невозможно объяснить в рамках существующих теорий, и потому можно надеяться, что они лягут в основу будущих новых фундаментальных концепций.

Впрочем, то, что в идеях Н.Козырева имеется рациональное ядро, хорошо понимали силовые структуры. Особый интерес для иностранных исследователей представлял феномен мгновенной связи через Время. Зарубежные ученые не раз настойчиво приглашали Н.Козырева к сотрудничеству. Конечно, такое сотрудничество открыло бы Н.Козыреву возможности вывести исследования на качественно иной технический уровень. Но ученый отсекал такие предложения из этических соображений.

 

Одиночество

 

Теоретические постулаты всемирно признанного астронома вызывали особое раздражение не только у физиков, но и в своей среде. В результате интриг носитель «физической крамолы» 10 апреля 1979 г. был уволен из Пулковской обсерватории по сокращению штатов.

Разработку своих идей ученый продолжал, по существу, один. Но, как выяснилось, потянуть такую ношу одному человеку не под силу: для этого просто не хватило всей его жизни. Свою Теорию Времени Козырев завершить не успел. Не успел он и довести свою концепцию до широких масс. Его не стало раньше, чем он оформил свои революционные идеи в стройную и завершенную теорию.

Николай Александрович Козырев скончался 27 февраля 1983 года от рака желудка, которым наградили его лагерные годы. Он не дожил около полугода до своего 75-летия.

 

Значение Н.Козырева

 

Говоря сегодня о значении Николая Александровича Козырева, можно сказать, что его главная заслуга, наверное, в том, что он первым в мировой науке от теоретических рассуждений о времени перешел к опытному изучению его свойств. Другая, не менее важная заслуга Козырева в том, что в его Теории Времени, чуть ли не впервые в физических построениях, в явном виде присутствуют жизненные созидающие силы, способные противодействовать тепловой смерти Мира, предрекаемой традиционной физикой. Другими словами, теория Н.Козырева недвусмысленно говорит о несостоятельности доминирующего в физике Второго начала термодинамики. Оно объявляет, что тепловая энергия может переходить только в одном направлении – от тела с более высокой температурой к телу с более низкой температурой, но никак не наоборот. Этот постулат, справедливый для локальных систем, без доказательств распространен наукой на всю Вселенную, тем самым предрекая её тепловую смерть.

В противовес этому взгляду, Теория Времени Н.Козырева пронизана оптимизмом. Она фактически провозглашает наличие нового – Четвертого – начала термодинамики, которое не только свидетельствует о наличии во Вселенной творческой энергии, но и говорит о равновесии и гармонии созидающих и разрушающих сил во Вселенной. Особо ценно то, что эксперименты Козырева и его последователей доказывают состоятельность его концепции.

Убежденность в наличии неиссякаемых созидательных сил, связывающих вселенную в живое целое, поставила Н.Козырева в один ряд с такими русскими «космистами», как В.Вернадский, А.Чижевский, К.Циолковский, которые также отрицали тепловую гибель Вселенной и настаивали на её «вечной молодости».

Что в перспективе может дать человечеству Теория Времени Н.Козырева?

Многое, в том числе и в практическом плане. Это и неисчерпаемые источники энергии, и техническая возможность мгновенной связи на любых расстояниях, и многое другое, о чем мы и не догадываемся...

 

Часть 2. Древние о Времени

«Знающие сроки не суетятся»

 

Как уже говорилось, современная наука оперирует в основном только количественным свойством Времени – длительностью. При этом для удобства вычислений уже не одно столетие ученые следуют постулату Ньютона, утверждавшему, что Время течет линейно и равномерно. Конечно, такой подход для вычислений удобен и для относительно коротких участков времени вполне оправдан.

Но даже на бытовом уровне мы понимаем, что говорить лишь о линейности и равномерности времени – это слишком упрощать картину. Мы прекрасно чувствуем, что Время – не только длительность. Это куда более сложное понятие, чем простой бег секундной стрелки.

Мы отлично знаем, что время для нас никогда не течет равномерно: оно может «незаметно пролететь», «промелькнуть» или «мигом проскочить» – да так, что мы этого не заметим. А может «медленно течь» или «мучительно тянуться»... «Как порох сгорает короткое лето! Как долго, как долго дымится зима!..» С возрастом на себе замечаем еще одно странное свойство времени: годы становятся всё короче и бегут всё быстрее...

Да и ценность Времени для нас – не пустой звук. Чаще всего нам важнее не сколько хронологического времени мы потратили на что-то, а насколько полезно мы его потратили.

Кроме того, люди с хорошо развитой интуицией неплохо чувствуют удобный момент – когда следует выждать («время не пришло»), а когда надо действовать незамедлительно («промедление смерти подобно»).

Впрочем, это не только сегодняшние наблюдения. То, что Время имеет не только количественный, но и качественный характер, неплохо знали еще в древности. К примеру, в Древней Греции считали, что нашей жизнью правят не одно, а целых два божества Времени: Хронос и Кайрос.

Хронос (др. -греч. Χρόνος – время) – суровый греческий бог, последовательно и неумолимо отсчитывающий часы и события. Каждая секунда у него стоит не больше и не меньше любой другой секунды. Говоря современным языком, Хронос – это время линейное, равномерное, измеримое, связанное с длительностью, имеющее количественный характер. Отсюда такие термины, как хронология – наука об измерении времени, хронологический, хронический, хронометр, хронометраж...

Хронос

И совсем другие качества были у другого божества Времени – Кайроса (др. -греч. Καιρός – «благоприятный момент»). Его древние греки почитали особо. Ведь это был покровитель благоприятных моментов, счастливых случаев, шансов на успех, неуловимого мига удачи. Это не то формальное и безликое время, каким является Хронос, а время подлинное – наполненное смыслом, нелинейное и неизмеримое... Другими словами, Кайрос – это качественная сторона времени. В отличие от старика Хроноса, Кайроса обычно изображали достаточно молодым обнаженным божеством, который находится в постоянном бесшумном движении. Отличала его оригинальная прическа – затылок обрит наголо, но на лоб спадает одна-единственная длинная прядь. Считалось, что особая удача – успеть поймать его за эту прядь: это возможно лишь в момент, когда он мчится лицом тебе навстречу. Промедлишь, замрешь в нерешительности и раздумьях – и стремительный Кайрос промчится мимо, и ты увидишь лишь его удаляющуюся гладкую лысину.

Кайрос

 

Искусством выбора удачных моментов времени были озабочены еще тысячи лет назад правители древнего Китая. Они были убеждены, что умело выбирая моменты для тех или иных дел, можно избежать неудач и серьезно увеличить шансы на успех. Глупо ломиться в закрытую дверь, – говорили они, – надо просто дождаться, когда Вселенная сама откроет эту дверь. Впрочем секретами правильного выбора дат в Китае владели лишь немногие и полагались они больше не на интуицию, а на точные расчеты. Их метод был основан на метафизической идее спиральной цикличности энергии жизни (ци) – Времени. Для них история – это повторяющиеся циклы, и знание особенностей каждого из них – залог успеха во всех начинаниях. Этой философии старается придерживаться и сегодняшнее руководство Китая.

О таком свойстве Времени, как цикличность («киклос», от греч. κύκλος — цикл, круг, колесо) ведали и древние греки. И не мудрено: многократную повторяемость определенных этапов, а значит, и повторное влияние одних тех же внешних факторов – можно наблюдать на всех уровнях реальности. Мы можем наблюдать циклы повсюду, где происходят колебания или вращение – в движении колеса и в кругообороте крови в организме, в смене времен года и суток, в самых разных вихревых и колебательных структурах... Циклы существуют и в менее очевидных, но тоже повторяющихся процессах – в кругообороте воды в природе и в расписании работы магазина, в дыхании живых существ и в спиральной закрутке молекул ДНК, в периодических ударах сердца и периодической системе химических элементов Менделеева, в периодичности сближения планет, в морском прибое, фазах Луны... При этом цикличность – не просто повторяемость процессов, это еще и сложная система вложенных циклов. Можно сказать, что вся история – это сумма волн разных периодов...

Кстати, старинное русское слово «кукла» – родственник греческому «киклос» (круг) и означало когда-то нечто свернутое или обернутое особым образом, например, пучок соломы, деревянный чурбанчик, глиняную фигурку, тряпицу и т.п. Считалось, что в такую куклу, особенно не имеющую лица, а значит вещь неодушевленную, не могли вселиться злые силы. А после особых заклинаний она превращалась даже в талисман, отгоняющий нечистую силу. Этот оберег часто вешали над колыбелью младенца, а дети постарше носили его на теле...

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: