Предприятия
Хозяйственная деятельность производственного предприятия осуществляется в определенной среде. Среда функционирования предприятия – это совокупность активных субъектов и факторов, действующих как внутри предприятия, так и извне и влияющих на возможности его развития в определенном секторе экономики.
Среда функционирования условно состоит из двух частей: микросреды и макросреды (см. рисунок 2.3). Эти составляющие оказывают постоянное влияние друг на друга. Микросреда, в свою очередь, включает в себя внутреннюю среду предприятия, в которой принимаются конкретные производственные решения, и внешнюю среду, состоящую из факторов ближайшего окружения, непосредственно и наиболее часто влияющих на предприятие.
Внутренняя среда - это факторы внутри хозяйствующего субъекта, контролируемые самим предприятием. Внутренняя среда является универсальной вне зависимости от формы организации предприятия и объединяет все функции, виды деятельности, осуществляемые внутри предприятия. Структура и содержание внутренней среды представлены в таблице 2.2.
|
|
Данные функции являются взаимозависимыми, т.е. оказывают определенное влияние друг на друга и, в результате - внутренняя среда выступает как спектр некоторых ограничений хозяйственной деятельности предприятия (так, например, желание предприятия производить новую продукцию -
Рис. 2.3. Среда функционирования предприятия
упирается в финансовые ограничения и его ресурсные возможности). Кроме того, данные функции являются управляемыми. Другими словами, внутренняя среда предприятия является контролируемой средой.
Таблица 2.2
Структура и содержание внутренней среды предприятия
Функция (вид деятельности) | Содержание |
1. Производство | Обеспечение процесса изготовления товара (предоставления услуги). |
2. Материально - техническое обеспечение | Организация процесса снабжения производственной системы всеми ресурсами, кроме кадровых. |
3. Кадры | Обеспечение производственной системы рабочей силой и другими людскими ресурсами. Решение всех проблем, касающихся использования работников, включая оплату труда и условия найма. |
4. Финансы и бухгалтерский учет | Решение проблем, касающихся денежных аспектов деятельности: финансовая функция - управление капиталом в плане его роста; бухгалтерская функция - сбор, обработка и анализ финансовых данных. |
5. НИОКР | Разработка и реализация новых технологических процессов или новой продукции (инноваций). |
6. Маркетинг | Определение и удовлетворение нужд потребителей, и управление процессом обмена между хозяйствующим субъектом и его контрагентами. |
|
|
Производственные решения, касающиеся будущей деятельности предприятия, вырабатываются в условиях влияния на него внешних факторов. Эти факторы, в зависимости от частоты и широты воздействия, делятся на факторы ближайшего окружения и факторы дальнего окружения. И те, и другие не поддаются управлению со стороны предприятия, т.е. не контролируются им. Факторы ближайшего окружения объединяются во внешнюю среду, которая в совокупности с внутренней средой образуют микросреду предприятия. Генераторы внешней среды представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Структура и содержание внешней среды предприятия
Фактор | Содержание |
1 | 2 |
1. Инвесторы | Финансовые круги, обеспечивающие предприятие капиталом: банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы, юридические и физические лица и пр. Ограничениями с их стороны могут быть: высокая процентная ставка кредита, срок возврата и условия кредитования |
2. Поставщики | Группа различных по своей природе организаций и отдельных лиц, принимающих участие в процессе материально-технического обеспечении производственной деятельности предприятия. Ограничениями с их стороны могут быть: цены на материальные ресурсы; качество поставляемых ресурсов; договорные условия и пр. |
3. Конкуренты | В узком смысле - это соперничающие фирмы - производители разных версий одного и того же товара или услуг. Оказывают одно из самых сильных влияний на процесс принятия управленческих решений в сфере ценовой, |
Продолжение табл. 2.3 | |
1 | 2 |
сбытовой, рекламной, инновационной и инвестиционной политики предприятия. | |
4. Потребители | Объединяют различные интересы, способствующие продвижению товара до конечных пользователей, включая их самих: отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товар для личного потребления; фирмы и организации, использующие товар для производственного назначения; посреднические организации и прочие. |
5. Контактные аудитории | Организации, имеющие различного рода интересы к деятельности предприятия: средства массовой информации; госучреждения, занимающиеся надзором и регулированием деятельности предприятия; общественные и религиозные организации и прочие. Эти группы могут как позитивно, так и негативно влиять на возможности предприятия в плане достижения поставленных целей |
При негативном воздействии факторов внешней среды на производственную деятельность предприятия невозможна эффективная реализация даже самого перспективного коммерческого проекта. Вследствие этого, необходимо постоянно отслеживать действия генераторов внешней среды и учитывать их влияние.
Более того, необходимо разработать комплекс контрмер, направленных на предотвращение или ослабление нежелательных последствий влияния внешней среды.
Предприятие и генераторы внешней среды функционируют в рамках более обширной среды, которую можно назвать макросредой.
Структура макросреды
1. Экономическая среда - определяет виды потребляемых товаров и покупательскую способность людей; наличие и доступность денежных ресурсов и, следовательно - доходы предприятия. Экономическая среда характеризуется существующей системой налогообложения, уровнем инфляции, наличием или отсутствием экономического роста в стране.
2. Государственно-политическая среда - слагается из государственных учреждений и влиятельных групп общественности, которые оказывают воздействие на предприятия и отдельных лиц и ограничивают свободу их хозяйственной деятельности в рамках общества. Государство должно регулировать деятельность предприятий в форме субсидий, налоговых льгот, юридического контроля и пр.
|
|
3. Правовая среда - формирует определенные юридические рамки, в которых действует любое предприятие, и которые регулируют его поведение и разрешают конфликты с точки зрения общественного блага. Деятельность предприятия регламентируется специальными законами или актами. Существуют определенные правила регистрации предприятий и лицензирования некоторых сфер деятельности.
4. Социально-культурная среда - способствует, либо препятствует развитию хозяйственных процессов. Высокие темпы роста населения выгодны для производителей, поскольку означают растущий потенциальный рынок и богатый рынок труда. Соответственно, низкие темпы роста населения уменьшают и рынок потребителей, и рынок рабочей силы. Социально-культурная среда определяет товары, которые люди стремятся покупать, в частности, отвечающие определенным вкусам и моде. Нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды, могут оказывать прямое влияние на образ и стиль жизни потребителя, его привычки и ценности и посредством этого - влиять на спрос на товары.
5. Научно-техническая среда – отражает общий уровень научно-технического развития производства в стране; оказывает большое влияние на спрос на продукцию и используемый для ее производства технологический процесс. Научно-техническая среда оказывает существенное влияние на изменение численности и качественного состава рабочей силы (так, использование новых информационных технологий позволяет сократить численность управляющего персонала, но повышает требования, предъявляемые к руководителям).
6. Физико-географическая среда - х арактеризует природные условия, в которых осуществляется хозяйственная деятельность предприятия: доступность сырья, энергоресурсов, климатические, сезонные условия, а также наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей сообщения. Эти факторы оказывают прямое влияние на размещение предприятий и, следовательно, на расходы по доставке сырья, распределению продукции и применению рабочей силы.
|
|
Факторы макросреды либо способствуют открытию новых хозяйственных возможностей, либо устанавливают определенные препятствия на пути развития предприятия. Эти факторы не поддаются контролю со стороны предприятия, но требуют постоянного отслеживания и реагирования, так как определяют позиции предприятия в рыночной структуре. Макросреда не находится в состоянии покоя и усиливает свое влияние на хозяйственные процессы за счет динамических изменений, происходящих в ней. Эти изменения могут иметь как негативные, так и позитивные последствия для действующих в этой среде предприятий. Причем, активно функционирующие предприятия, инициирующие свои попытки воздействия на эту среду, имеют больше шансов на долгосрочный успех, чем те, которые усиленно приспосабливаются к изменяющимся условиям. Степень достижения целей деятельности предприятия зависит от того, насколько хорошо оно управляет контролируемыми им факторами и учитывает воздействия неконтролируемых факторов.