Среда функционирования производственного

Предприятия

 

Хозяйственная деятельность производственного предприятия осуществляется в определенной среде. Среда функционирования предприятия – это совокупность активных субъектов и факторов, действующих как внутри предприятия, так и извне и влияющих на  возможности его развития в определенном секторе экономики.

Среда функционирования условно  состоит из двух частей: микросреды и макросреды (см. рисунок 2.3). Эти составляющие оказывают постоянное влияние друг на друга. Микросреда, в свою очередь, включает в себя внутреннюю среду предприятия, в которой принимаются конкретные производственные решения, и внешнюю среду, состоящую из факторов ближайшего окружения, непосредственно и наиболее часто влияющих на предприятие.

Внутренняя среда - это факторы внутри хозяйствующего субъекта, контролируемые самим предприятием. Внутренняя среда является универсальной вне зависимости от формы организации предприятия и объединяет все функции, виды деятельности, осуществляемые внутри предприятия. Структура и содержание внутренней среды представлены в таблице 2.2. 

Данные функции являются взаимозависимыми, т.е. оказывают определенное влияние друг на друга и, в результате - внутренняя среда выступает как спектр некоторых ограничений хозяйственной деятельности предприятия (так, например, желание предприятия производить новую продукцию -


 

Рис. 2.3. Среда функционирования предприятия


упирается в финансовые ограничения и его ресурсные возможности). Кроме того, данные функции являются управляемыми. Другими словами, внутренняя среда предприятия является контролируемой средой.

 

Таблица 2.2

Структура и содержание внутренней среды предприятия

 

Функция (вид деятельности) Содержание
1. Производство Обеспечение процесса изготовления товара (предоставле­ния услуги).
2. Материально - техническое обеспечение Организация процесса снабжения производственной системы всеми ресурсами, кроме кадровых.
3. Кадры Обеспечение производственной системы рабочей силой и другими людскими ресурсами. Решение всех проблем, касающихся использования работников, включая оплату труда и условия найма.
4. Финансы и бухгалтерский учет Решение проблем, касающихся денежных аспектов деятельности: финансовая функция - управление капиталом в плане его роста; бухгалтерская функция - сбор, обработка и анализ финансовых данных.
5. НИОКР   Разработка и реализация новых технологических процессов или новой продукции (инноваций).
6. Маркетинг Определение и удовлетворение нужд потребителей, и управление процессом обмена между хозяйствующим субъектом и его контрагентами.

 

Производственные решения, касающиеся будущей деятельности предприятия, вырабатываются в условиях влияния на него внешних факторов. Эти факторы, в зависимости от частоты и широты воздействия, делятся на факторы ближайшего окружения и факторы дальнего окружения. И те, и другие не поддаются управлению со стороны предприятия, т.е. не контролируются им. Факторы ближайшего окружения объединяются во внешнюю среду, которая в совокупности с внутренней средой образуют микросреду предприятия. Генераторы внешней среды представлены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3

Структура и содержание внешней среды предприятия

 

Фактор Содержание
1 2
1. Инвесторы Финансовые круги, обеспечивающие предприятие капиталом: банки, инвестиционные компании, брокерские фирмы, юридические и физические лица и пр. Ограничениями с их стороны могут быть: высокая процентная ставка кредита, срок возврата и условия кредитования
2. Поставщики Группа различных по своей природе организаций и отдельных лиц, принимающих участие в процессе материально-технического обеспечении производственной деятельности предприятия. Ограничениями с их стороны могут быть: цены на материальные ресурсы; качество поставляемых ресурсов; договорные условия и пр.
3. Конкуренты В узком смысле - это соперничающие фирмы - производители разных версий одного и того же товара или услуг. Оказывают одно из самых сильных влияний на процесс принятия управленческих решений в сфере ценовой,

Продолжение табл. 2.3

1 2
  сбытовой, рекламной, инновационной и инвестиционной политики предприятия.
4. Потребители Объединяют различные интересы, способствующие продвижению товара до конечных пользователей, включая их самих: отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товар для личного потребления; фирмы и организации, использующие товар для производственного назначения; посреднические организации и прочие.
5. Контактные аудитории     Организации, имеющие различного рода интересы к деятельности предприятия: средства массовой информации; госучреждения, занимающиеся надзором и регулированием деятельности предприятия; общественные и религиозные организации и прочие. Эти группы могут как позитивно, так и негативно влиять на возможности предприятия в плане достижения поставленных целей

 

При негативном воздействии факторов внешней среды на производственную деятельность предприятия невозможна эффективная реализация даже самого перспективного коммерческого проекта. Вследствие этого, необходимо постоянно отслеживать действия генераторов внешней среды и учитывать их влияние.

Более того, необходимо разработать комплекс контрмер, направленных на предотвращение или ослабление нежелательных последствий влияния внешней среды.

Предприятие и генераторы внешней среды функционируют в рамках более обширной среды, которую можно назвать макросредой.

Структура макросреды

1. Экономическая среда - определяет виды потребляемых товаров и покупательскую способность людей; наличие и доступность денежных ресурсов и, следовательно - доходы предприятия. Экономическая среда характеризуется существующей системой налогообложения, уровнем инфляции, наличием или отсутствием экономического роста в стране.

2. Государственно-политическая среда - слагается из государственных учреждений и влиятельных групп общественности, которые оказывают воздействие на предприятия и отдельных лиц и ограничивают свободу их хозяйственной деятельности в рамках общества. Государство должно регулировать деятельность предприятий в форме субсидий, налоговых льгот, юридического контроля и пр.

3. Правовая среда - формирует определенные юридические рамки, в которых действует любое предприятие, и которые регулируют его поведение и разрешают конфликты с точки зрения общественного блага. Деятельность предприятия регламентируется специальными законами или актами. Существуют определенные правила регистрации предприятий и лицензирования некоторых сфер деятельности.

4. Социально-культурная среда - способствует, либо препятствует развитию хозяйственных процессов. Высокие темпы роста населения выгодны для производителей, поскольку означают растущий потенциальный рынок и богатый рынок труда. Соответственно, низкие темпы роста населения уменьшают и рынок потребителей, и рынок рабочей силы. Социально-культурная среда определяет товары, которые люди стремятся покупать, в частности, отвечающие определенным вкусам и моде. Нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды, могут оказывать прямое влияние на образ и стиль жизни потребителя, его привычки и ценности и посредством этого - влиять на спрос на товары.

5. Научно-техническая среда отражает общий уровень научно-технического развития производства в стране; оказывает большое влияние на спрос на продукцию и используемый для ее производства технологический процесс. Научно-техническая среда оказывает существенное влияние на изменение численности и качественного состава рабочей силы (так, использование новых информационных технологий позволяет сократить численность управляющего персонала, но повышает требования, предъявляемые к руководителям).

6. Физико-географическая среда - х арактеризует природные условия, в которых осуществляется хозяйственная деятельность предприятия: доступность сырья, энергоресурсов, климатические, сезонные условия, а также наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей сообщения. Эти факторы оказывают прямое влияние на размещение предприятий и, следовательно, на расходы по доставке сырья, распределению продукции и применению рабочей силы.

Факторы макросреды либо способствуют открытию новых хозяйственных возможностей, либо устанавливают определенные препятствия на пути развития предприятия. Эти факторы не поддаются контролю со стороны предприятия, но требуют постоянного отслеживания и реагирования, так как определяют позиции предприятия в рыночной структуре. Макросреда не находится в состоянии покоя и усиливает свое влияние на хозяйственные процессы за счет динамических изменений, происходящих в ней. Эти изменения могут иметь как негативные, так и позитивные последствия для действующих в этой среде предприятий. Причем, активно функционирующие предприятия, инициирующие свои попытки воздействия на эту среду, имеют больше шансов на долгосрочный успех, чем те, которые усиленно приспосабливаются к изменяющимся условиям. Степень достижения целей деятельности предприятия зависит от того, насколько хорошо оно управляет контролируемыми им факторами и учитывает воздействия неконтролируемых факторов.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: