предприятия
В основе деятельности любого предприятия лежит определенная стратегическая цель, которая и определяет род деятельности предприятия, его предназначение и выпускаемую продукцию (так называемую миссию). В качестве стратегической могут рассматриваться различные цели – получение достаточной прибыли, захват определенного рыночного сегмента, рост ценности фирмы, достижение конкурентного преимущества (наиболее эффективного использования ограниченных ресурсов) в своей сфере деятельности.
Стратегическая цель определяет важнейшие задачи предприятия:
получение дохода владельцем предприятия;
обеспечение потребителей продукцией предприятия;
обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и предоставление ему возможностей профессионального роста;
создание рабочих мест для населения определенного региона;
охрана окружающей среды;
недопущение сбоев в работе предприятия и др.
Независимо от формы собственности предприятие работает, как правило, на условиях полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования, т.е. самостоятельно заключает договора и ведет расчеты с потребителями продукции и поставщиками производственных ресурсов.
Функции производственного предприятия:
изготовление продукции производственного и личного потребления;
продажа и поставка продукции потребителю;
послепродажное обслуживание продукции;
материально-техническое обеспечение производства;
управление и организация труда персонала;
развитие и рост объемов производства;
предпринимательство;
уплата налогов и платежей в бюджет;
соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.
В ряде случаев может возникнуть необходимость кардинальной перестройки предприятия или даже прекращения его деятельности. Причины прекращения деятельности могут быть следующие:
отсутствие или резкое падение спроса на выпускаемую продукцию (оказываемые услуги);
долговременная убыточность производства;
экологическая опасность предприятия для окружающей среды и населения;
возможность использования зданий, сооружений, оборудования и других средств предприятия для организации выпуска более экономически выгодной или более необходимой потребителям продукции.