Основные требования, предъявляемые к дрессировщику

Приступая к дрессировке, дрессировщик должен выявить особенности поведения дрессируемой им собаки (тип высшей нервной деятельности) и на протяжении всей дрессировки тщательно изучать ее поведение и податливость к дрессировке.

Для обеспечения этого каждому дрессировщику весьма целесообразно вести дневник дрессировки, в котором описывать как поведение собаки, так и ее способность к дрессировке.

Дрессировщик должен быть последовательным в своей работе и избегать как излишней поспешности, так и нерешительности и медлительности в своих действиях, применяемых к собаке. Всю свою работу с собакой дрессировщик должен строить на строгой системе, учитывая индивидуальные особенности типа ВНД собаки.

Для каждого практического занятия по дрессировке собак следует намечать определенную цель, которую и стремиться обязательно достигнуть. Все действия дрессировщика в отношении собаки должны быть хорошо продуманы, и в основу своих воздействий, применяемых к собаке, дрессировщик должен класть законы высшей нервной деятельности, установленные академиком И.П. Павловым.

На всем протяжении практических занятий с собакой дрессировщик должен стремиться сохранить ее «заинтересованность» в работе, для чего необходимо учитывать общее состояние собаки и избегать длительного и однообразного занятия одним и тем же приемом дрессировки.

Таковы основные требования, предъявляемые к дрессировщику, который воздействует на собаку, как сложный комплексный раздражитель.

Академик И.П. Павлов указывал: «…природа действует на животное и совокупностью нескольких и часто очень многих элементов комплексными раздражителями. Когда мы отличаем лицо одного человека от лица другого, мы принимаем одновременно в расчет и формы, и краски, и тени, и размеры…».

Из этого указания академика И.П. Павлова следует, что человек, а следовательно, и дрессировщик является и для собаки комплексным раздражителем.

Действительно, дрессировщик воздействует на собаку, прежде всего своим внешним видом: своей величиной и формой одежды, характером своих движений, голосом, выражением своего лица и, наконец, своим запахом, хорошо воспринимаемым собакой. Ко всем этим свойствам дрессировщика собака привыкает в процессе дрессировки.

Воспитание условных рефлексов на комплексные сложные раздражители характеризуется рядом особенностей, которые необходимо учитывать при приучении собаки к дрессировщику.

 Преобладающие реакции поведения собак. Определение преобладающей реакции поведения

 

Поведение собаки обусловлено многочисленными рефлексами на раздражители внешней и внутренней среды организма. Инстинктивные реакции передаются по наследству, но степень и форма их проявлений зависят от состояния организма и влияния окружающей среды. В процессе жизни инстинкты дополняются большим количеством условных рефлексов. У взрослой собаки они усложняются и представляют собой сложные реакции (ответные действия).

Основные сложные реакции собак следующие: пищевая, оборонительная, ориентировочная и половая.

Пищевая реакция проявляется у голодной собаки, направлена на поиск и поедание пищи. Ей сопутствует целая группа разнообразных пищевых рефлексов (захватывание пищи, разгрызание, разрыв, глотание, слюноотделение и т.п.),

Оборонительная реакция дает возможность собаке избегать опасности. Она проявляется в двух формах: активно-оборонительной и пассивно-оборонительной.

Ориентировочная реакция проявляется при действии на собаку новых раздражителей. Эти рефлексы И.П. Павлов назвал исследовательскими или рефлексами «что такое»? Ориентировочные рефлексы проявляются у собаки в обнюхивании предметов, прислушивании, поворачивании головы к раздражителю (настораживании) и т.п. В процессе жизни этот врожденный рефлекс усложняется, и собака с его помощью не только знакомится с новой для нее обстановкой или незнакомыми раздражителями, но и проявляет сложные действия, например поиск скрывшегося хозяина. Из ориентировочных рефлексов вытекают другие. Если в результате ориентировки новый раздражитель окажется опасным, собака начнет нападать на него или убегать, т.е. ориентировочный рефлекс сменяется оборонительным в активной или пассивной форме. Ориентировочный рефлекс на запах пищи сменяется пищевым и т.п.

Половая реакция возникает при половом возбуждении и связана с инстинктом размножения. Половые и родительские рефлексы проявляются в результате действия внутренних и внешних раздражителей. При дрессировке эти рефлексы не используются. Однако, обладая большой силой проявления, они мешают дрессировке, вызывая торможение всех других рефлексов.

В зависимости от наследственных особенностей, физиологического состояния и условий жизни (воспитания) основные сложные реакции поведения у собаки проявляются в разной степени. Относительно постоянная и сильная реакция на специальные раздражители называется преобладающей.

Некоторые основные реакции развиваются и проявляются у собак в равной степени, их называют смешанными преобладающими реакциями. Например, встречаются злобно-трусливые собаки, наблюдается проявление с одинаковой силой активно-оборонительных и пищевых рефлексов или ориентировочных и пассивно-оборонительных и т.п.

Есть определенная методика определения преобладающих реакций

 

Вывод:

 хочется еще раз подчеркнуть, что вся дрессировка собаки строится на индивидуальном подходе с учетом типа высшей нервной деятельности собаки.

 

При отборе собак для кинологической служб основной задачей является правильное определение у собаки типа высшей нервной деятельности, силы, подвижности, уравновешенности процессов возбуждения и торможения, а также преобладающей реакции поведения собаки. Эти знания необходимо знать и учитывать специалистам кинологам при индивидуальном подходе к дрессировке служебной собаки с целью выбора метода дрессировки и предупреждению ошибок при дрессировке а также с целью предупреждения выработки у служебной собаки нежелательных рефлексов и реакций при дрессировке служебной собаки.  Дрессировщик должен исходить из того что индивидуальный подход к дрессировке собаки в наибольшей степени должен соответствовать особенностям поведения дрессируемой собаки, ее типу высшей нервной деятельности и преобладающей реакции поведения.

 

Литература:

 

1.Поведение собаки.Пособие для собаководов.Корытин С.А., Бибиков Д.И. Волк. М., 1985. С. 311—324.

2. Служебная собака. Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства Крушинский Л.В.

3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: