Стратегии разрешения межкультурных конфликтов

Тема 6. Межкультурные конфликты и их преодоление

Барьеры межкультурной коммуникации.

Барьеры определяются как проблемы, возникающие в процессе взаимодействия, препятствующие ему или снижающие его эффективность.

В межкультурной коммуникации выделяется шесть барьеров:

1)  допущение сходства (люди полагают, что все они одинаковы);

2) языковые различия (люди думают, что слова и фразы имеют только то значение, которое они хотели бы передать);

3) ошибочные интерпретации невербальных действий;

4)  влияние стереотипов и предрассудков;

5)  бессознательное стремление давать оценку всем незнакомым культурным явлениям;

6)  тревога и напряжение из-за неопределенности поведения партнеров по межкультурной коммуникации.

В процессе восприятия друг друга у представителей разных культур нередко возникают затруднения и препятствия, которые мешают их взаимопониманию и могут привести к возникновению конфликтных ситуаций. Обычно возникающие трудности вызваны культурными различиями партнеров, которые не могут быть нивелированы сразу в процессе коммуникации. Такие трудности общения исследователи определяют термином «межкультурные барьеры».

Языковые барьеры. Эти барьеры в межкультурной коммуникации возникает, потому что представители разных культур используют различные модели восприятия социальной действительности посредством символических систем, что находит отражение в используемых языковых конструкциях, стилях устной и письменной коммуникации.

Невербальные барьеры. Невербальное поведение выполняет важные функции в процессе межкультурной коммуникации, однако используемые символы могут иметь различное значение для участников взаимодействия. Их несовпадение может оказывать влияние на эффективность общения. В большинстве случаев наблюдаемое несовпадение вызывает вначале удивление и беспокойство, немного шокирует, кажется странным и необычным. Однако со временем происходит привыкание к другой ситуации, воспроизводство (часто непроизвольное) знаков, заимствованных у партнеров.

Барьеры стереотипов и предрассудков.

Особенности национального и этнического сознания представителей разных культур часто выступают барьерами межкультурных взаимодействий. Особый интерес в этом контексте представляют следующие аспекты сознания:

1) наблюдаемая тенденция к этноцентризму - склонность негативно оценивать представителей другой культуры сквозь призму стандартов
собственной;

2) стереотипизация этнического сознания, проявляющаяся в формировании упрощенных образов представителей своей и других культур;

3) предрассудки как результат селективных (избранных) включений в
процесс межкультурных контактов, в том числе чувственного восприятия,
негативного прошлого опыта и т.п. Эти явления особенно важны как
потенциальные барьеры межкультурных взаимодействий на первых стадиях
интеракции в ситуации неполной информации о личности партнеров.

Главные условия преодоления межкультурных коммуникативных барьеров:

1) необходимо относиться к чужой культуре с тем же уважением, что и к своей;

2) пытаться понимать и уважать чужую религию и обычаи;

3) изучать языковые особенности других народов;

4) понимать, что каждая культура имеет в себе что-то, что может предложить миру.






Межкультурные конфликты.

Главной причиной межкультурных конфликтов служат куль­турные различия между народами, которые могут принимать фор­му противоречия или даже открытого столкновения. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой до­вольно пестрое явление, то в нем вполне естественно возникают очаги напряжения и конфликты между различными системами норм и ценностей.

В культурной антропологии выделяют несколько видов межкультурных конфликтов:

- конфликты между различными этническими группами и их культурами (армянами и азербайджанцами, грузинами и осетинами, израильтянами и палестинцами и т. д.);

- конфликты между религиозными группами, представителями различных религий (между католиками и протестантами в Северной Ирландии, между православными и униатами на Западной Украине, суннитами и шиитами в исламе);

- конфликты между поколениями и носителями разных субкультур;

- конфликты между традициями и новациями в культуре;

- конфликты между различными лингвокультурными сообществами и их отдельными представителями, возникающие вследствие языковых барьеров и интерпретативных ошибок.

Таким образом, диапазон причин возникновения межкультурных конфликтов очень широк: в основе межкультурного конфликта могут лежать не только и не столько недостаточное знание языка и связанное с этим простое непонимание партнера по коммуникации, но и более глубокие причины, которые сами участники нередко даже не осознают.

Межкультурный конфликт может рассматриваться как разновидность коммуникативного конфликта.

В конфликтологии обычно выделяют три причины коммуникативных конфликтов:

- личностные особенности коммуникантов;

- социальные отношения (межличностные отношения);

- организационные отношения.

В межкультурном общении причинами коммуникативных конфликтов могут выступать не только культурные различия, но и вопросы власти или статуса, социальное расслоение, конфликт поколений.

Следует сказать, что в реальной жизни «чисто» межкультурные конфликты не встречаются. Реальные отношения предполагают наличие множества взаимопроникающих конфликтов.

Стратегии разрешения межкультурных конфликтов.

  Современная конфликтология утверждает, что любой конфликт можно урегулировать или значительно ослабить, если сознательно придерживаться одного из пяти стилей поведения.

1) Соревнование - «прав тот, кто сильнее» — активный, не стре­мящийся к сотрудничеству стиль. Эта манера поведения необходи­ма в такой ситуации, когда одна из сторон с большим рвением до­бивается своих целей и стремится действовать в своих интересах независимо от того, какое воздействие это оказывает на других.

 

2) Сотрудничество - «давайте решим это вместе» — активный, стремящийся к сотрудничеству стиль. В данной ситуации обе сто­роны конфликта стремятся к достижению своих целей.

3) Уход от конфликта - «оставьте меня в покое» — пассивный и не стремящийся к сотрудничеству стиль. Одна из сторон может признавать, что конфликт имеет место, но выбирает манеру пове­дения, стремящуюся избежать конфликта или заглушить его.

4) Уступчивость - «только после вас» — пассивный, стремя­щийся к сотрудничеству стиль. В отдельных случаях какая-либо из сторон конфликта может попытаться умиротворить другую сторо­ну и поставить ее интересы выше собственных. Подобное стрем­ление успокоить другого предполагает уступчивость, подчинение и податливость.

5) Компромисс - «давайте пойдем друг другу навстречу» — при этой манере поведения обе стороны конфликта идут на взаимные уступки, частично отказываясь от своих требований. В этом случае никто не побеждает, и никто не проигрывает.    


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: