При освоении дисциплины необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
1. Необходимо ознакомиться с настоящим учебно-методическим комплексом, изучить основные теоретические положения курса «Методика расследования отдельных видов преступлений» и систематизировать изученный материал.
2. Проанализировать уголовно-процессуальное законодательство на предмет наличия в нем всех изменений, которые были внесены к моменту начала рассматриваемой дисциплины, подобрать научную и учебную литературу, указанные в планах семинарских занятий и соответствующем разделе учебно-методического комплекса.
3. При изложении теоретического материала желательно приводить конкретные примеры, взятые из судебно-экспертной практики, с указанием источника.
Основными формами преподавания учебной дисциплины «Производство экспертных исследований в уголовном процессе» являются лекционные и семинарские занятия.
В рамках лекций раскрывается сущность, смысл и значение судебных экспертиз в уголовном процессе. На семинарских занятиях осуществляется контроль знаний магистрантов полученных ими в рамках аудиторных занятий и в ходе самостоятельной работы студентов по всем темам учебной дисциплины с различными учебными, научными и законодательными источниками, материалами судебно-экспертной практики, прививаются навыки публичных выступлений, аргументирования своей позиции, логического мышления, участия в диспутах и дискуссиях, мгновенного реагирования на вопросы, поиска правильного решения предложенной задачи, проблемной ситуации. Это достигается посредством проведения для студентов заочной формы обучения следующих видов семинаров[3] и (или) их сочетания:
- использование вопросно-ответного вида семинаров, развернутой беседы, решения задач и упражнений на самостоятельность мышления, контрольных (письменных) работ по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением;
- не исключается развернутая беседа, предполагающая подготовку всех студентов по всем вопросам семинара, выступления студентов (по желанию или по вызову преподавателя) с последующим обсуждением; решение задач и упражнений на самостоятельность мышления.
Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется в форме устного опроса (собеседования), выступления студентов на семинарах, проверки письменных работ студентов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в учебном процессе, составляет 30 % аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа не могут составлять более 20 % аудиторных занятий.
Существенной частью учебного процесса наряду с аудиторной (лекциями и семинарами) является самостоятельная работа студентов: подготовка к лекциям, семинарам, другим практическим занятиям, зачету, выполнение контрольного задания и др. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников, выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему занятию по всем обозначенным в методическом пособии вопросам. Невыясненные в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с преподавателем[4].
Самостоятельная работа студента включает в себя использование и применение для подготовки к семинарским занятиям, выполнения контрольного задания, подготовки к зачету следующих баз данных, информационно-справочных и поисковых систем:
- Информационно-правовых справочных систем «Гарант», «КонсультантПлюс», которые установлены в библиотеке Уральского филиала ФГБОУВПО «Российская академия правосудия»;
- Обозревателей Интернета: Internet Explorer, Google Chrome и т.д.;
- Поисковых систем: yandex.ru, rambler.ru и т.д.;
- Сервера органов государственной власти России. URL: http://www.gov.ru;
- Официального интернет-портала правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru;
- Официального сайта Конституционного Суда РФ. URL: http://www.ksrf.ru;
- Официального сайта Верховного Суда РФ. URL: http://www.supcourt.ru;
- Официального сайта Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: http://www.cdep.ru;
- Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие». URL: http://www.sudrf.ru;
- Официальных сайтов судов общей юрисдикции;
- Официального сайта газеты «Российская газета». URL: http://www. rg.ru;
- Информационного портала Республики Казахстан. URL: http://www.zakon.kz;
- Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by;
- Правового портала Украины. URL: http://www.ukr-pravo.at.ua;
- http://www.sudmed.ru;
- Официальных сайтов телевизионных, информационных, мультимедийных каналов, программ, печатных изданий и т.д.
Использование современных информационных технологий, приведенных выше, позволяет систематически отслеживать вносимые в законодательство изменения, упрощает поиск нужной правовой и экспертной информации, судебных решений, принятых по конкретным уголовным делам и подлежащих размещению на официальных сайтах судов общей юрисдикции, данных судебной статистики, предоставляет возможность ознакомиться с комментариями ученых и практических работников тех или иных нормативно-правовых актов, экспертиз, полномочий, реализуемых органами предварительного расследования, судами, провести собственный анализ и обобщение правоприменительной деятельности по различным критериям и др.
Выполнение контрольного задания является одной из форм самостоятельной работы студентов, подводит итог учебной и научно-исследовательской видам деятельности, формирует у студентов навыки практических действий. Успешному выполнению контрольного задания способствует изучение учебной, научной, справочной литературы, нормативных источников, материалов судебно-экспертной практики.
Изучение студентом материала должно носить системный характер, что определит успешную его подготовку к экзамену. Требования, предъявляемые на экзамене, обусловлены программой учебной дисциплины. Основываясь на содержании программы учебной дисциплины, планах семинарских занятий, перечне вопросов к экзамену, студенту в течение всего семестра, а также непосредственно в течение времени, отводимого для подготовки к экзамену, необходимо для каждого изучаемого или подлежащего изучению вопроса подобрать учебную, научную литературу, нормативно-правовые акты Российской Федерации, конспект лекций, собственные записи, которые вел студент в ходе самостоятельной работы с теми или иными источниками, материалами, тезисы научных сообщений и докладов, обратить внимание и осветить проблемные, дискуссионные моменты, постараться сформировать свое мнение по нему либо разделить точку зрения и доводы, изложенные в литературе, с обоснованием такой позиции и приведением аргументов против высказываний оппонентов избранного подхода.
Контрольные задания
Учебным планом предусмотрено выполнение магистрантом заочной формы обучения 1 (одного) контрольного задания.
В соответствии с п. 4.11. Положения о порядке реализации программ магистерской подготовки от 20 декабря 2011 г. № 18 в ФГБОУВПО РАП при реализации магистерских программ по заочной форме обучения используется система электронного обучения «Фемида». В Академии предусматривается следующий порядок выполнения контрольного задания: магистрант предоставляет в установленные сроки выполненную контрольную работу в электронном виде на сайт Академии в СЭО «Фемида» (раздел «Электронное обучение»). Система фиксирует отправление и оповещает преподавателя. Преподаватель имеет возможность оставить свои отзывы о контрольной работе (замечания, предложения и др.) либо непосредственно оценить работу – проставив оценку в электронную ведомость. По результатам принятого преподавателем решения магистранту приходит оповещение. Получившая положительную оценку работа является допуском магистранта к промежуточной аттестации по дисциплине.
Если магистрант не имеет технической или иной возможности использовать СЭО «Фемида» (магистрант не получил индивидуальный логин и пароль для входа в систему, сбой в работе технических средств, поломка аппаратуры, состояние здоровья магистранта и т.д.), то в качестве исключения обучающийся в установленный срок представляет на кафедру оформленную с учетом принятых в Уральском филиале ФГБОУВПО РАП требований работу. В целях обеспечения своевременной и качественной проверки выполненных студентами контрольных заданий, объективной оценки полученных знаний работа представляется на кафедру в печатном виде на бумажном носителе.
Контрольное задание выполняется каждым студентом самостоятельно.
Контрольное задание состоит из двух практических заданий.
При решении задач и составлении соответствующих процессуальных документов обязательным условием является ссылка на нормы закона, в соответствии с которыми предполагается разрешить предложенную ситуацию. А также необходимым условием является соблюдение процессуальной формы и содержания документа, указанного в законе.
В данном учебно-методическом комплексе представлено 3 варианта контрольных заданий. Каждый вариант состоит из двух заданий. Выбор варианта контрольной задания осуществляется в соответствии с первой буквой фамилии.
Контрольное задание должно быть выполнено на компьютере. Задание печатается на одной стороне писчей бумаги формата А4. Параметры страницы: верхнее поле – 2 см., нижнее поле – 2 см., левое поле – 3 см., право поле – 1,5 см.. Межстрочный интервал - 1,5.
Алгоритм решения задач включает в себя:
- ознакомление с текстом (содержанием) задачи, уяснение смысла вопроса;
- определение нормативной базы, необходимой для правильного решения задачи, ее изучение, анализ и обобщение, а также выбор уголовно-процессуальных норм, подлежащих применению, для решения конкретной задачи;
- оценка ситуации, законности действий (бездействия) и (или) решений, приведенных в задачи, с точки зрения содержания уголовно-процессуального законодательства, позиции Конституционного Суда РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ.
Срок представления выполненного контрольного задания в письменном виде определяется с учетом учебного плана, как правило, к моменту начала 2 семестра, но в любом случае – не позднее дня проведения зачета.
Контрольное задание оценивается «зачтено» или «не зачтено». Магистранты, не получившие зачета по контрольному заданию и не сдавшие его вовремя к экзамену не допускаются.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ