Корреспонденция счетов | Наименование операции | Документ | |
дебет | кредит | ||
01 субсчет «Выбытие» | 01 | Списана первоначальная стоимость объектов основных средств. | № ОС-4 «Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)», № ОС-4а, № ОС-4б Бухгалтерская справка-расчет. |
02 | 01 субсчет «Выбытие» | Списана начисленная амортизация. | Бухгалтерская справка-расчет |
99 | 01 | Списана остаточная стоимость незастрахованных объектов основных средств. | Бухгалтерская справка-расчет |
76-1 | 01 | Списана остаточная стоимость застрахованных основных средств | Бухгалтерская справка-расчет |
83 | 84 | Списана сумма дооценки по проданному объекту основных средств. | Бухгалтерская справка-расчет |
10 | 99 | Оприходованы материальные ценности, оставшиеся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию основных средств. | № М-35 «Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений» |
51 | 76-1 | Поступили страховые возмещения по утраченным основным средствам на расчетный счет. | Договор страхования, выписка банка по расчетному счету. |
99 | 76-1 | Списаны потери по страховым случаям, не компенсируемые страховым возмещением. | Договор страхования, выписка банка по расчетному счету. |
76-1 | 99 | Отнесены на чрезвычайные доходы страховые возмещения сверх балансовой стоимости застрахованного имущества. | Договор страхования, выписка банка по расчетному счету. |
9. Инвентаризация основных средств.
|
|
Инвентаризация проводится ежегодно в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и на основании письменного приказа руководителя (форма № ИНВ-22).
Инвентаризация обязательна перед составлением годовой отчетности. До начала инвентаризации проводится проверка:
- инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
- технических паспортов или другой технической документации;
- документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи (форма № ИНВ-1) полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.
По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости (Форма № ИНВ-18). В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями по данным бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей.
|
|
Выявленные при инвентаризации расхождения регулируются в следующем порядке:
- основные средства, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию по рыночной стоимости и зачислению в состав прочих доходов организации на счете 91 «Прочие доходы и расходы»;
- недостачи относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки. Учет недостач ведется на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете. В таблице 1.13 приведены типовые проводки по учету недостачи основных средств.
Таблица 1.13