Философия античности

ВВЕДЕНИЕ

    Предлагаемое методическое пособие предназначено для студентов второго курса НГТУ в рамках изучения ими общеобразовательного курса «Философия». Программа включает в себя исходные представления об основных философских проблемах и областях знаний. Наряду с расширением общенаучного кругозора, данный курс предоставляет возможность с принципиально новой точки зрения осмыслить обобщённо-методологический уровень, на котором конкретные научные и жизненные проблемы решаются подчас быстрее и проще. Особое внимание уделяется освоению правил и норм научного мышления, выработке собственных навыков и познавательных ориентиров в сфере будущей научной и практической деятельности.

Представленный в данном курсе историко-философский аспект раскрывает историю человеческой мысли как череду закономерно возникающих вопросов и ответов, творческий поиск, анализ которого способствует обретению собственной мировоззренческой позиции. Рекомендуемые программы семинарских занятий включают в себя как информативный, так дискуссионный аспекты. Тематика предлагаемых докладов и реферативных работ носит полемически-поисковый характер и ориентирована на творческое осмысление тех или иных вопросов, их активное обсуждение в ходе занятия. Подобный подход призван инициировать как формирование собственной точки зрения, так и умение корректно и обоснованно её излагать.

Тематика семинарских занятий составлена с учётом специфики философской подготовки бакалавров технического и экономического профиля, она включает рассмотрение современной проблематики данных областей знания, анализ дальнейших перспектив их развития.   

 

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Данный раздел включает в себя список литературы учебного и справочно-энциклопедического характера, рекомендуемой для изучения вопросов любой из предложенных тем семинарских занятий, а также для самостоятельной работы. Каждое из нижеперечисленных изданий предполагает ознакомление с более широким кругом философских проблем, нежели тот, который обозначен в тематических планах занятий.

1. Алексеев, П.В. Философия: учебник для вузов / П.В. Алексеев, А.В. Панин – М.: Проспект, 2010. – 588 с.

2. Голубинцев, В.О. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 503 с.

3. Современная западная философия: энциклопедический словарь / под ред. / О. Хеффе и др. – М.: Культурная революция, 2008. – 387 с.

4. Зотов, А.Ф. Современная западная философия: учебное пособие / А.Ф. Зотов. – М.: Проспект, 2010. – 602 с.

4. Кохановский, В.П. Философия. Конспект лекций / В.П. Кохановский, Л.В. Жаров, В.П. Яковлев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 191 с.

5. Курашов, В.И. Начала философии: учебное пособие / В.И. Курашов. – М.: Книжный дом «Университет», 2007. – 343 с.

6. Рассел, Б. История западной философии в связи с ее политическими и социальными условиями от античности до наших дней / Б.Рассел. – М.: Академический проект, 2009. – 1004 с.

7. Хофмайстер, Х. Что значит мыслить философски. Поиск фундамента знания и всего сущего / Х. Хофмайстер. – СПб.: издательский дом Санкт-Петербургского университета, 2006. – 446 с.

8. Философия в систематическом изложении / В. Дильтей и др. – М.: Территория будущего, 2006. – 440 с.

9.  Хрестоматия по философии: учебное пособие для студентов нефилософских факультетов вузов МГУ им. М.В. Ломоносова / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, Изд-во московского университета, 2010. – 574 с.

 

 

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1  

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЁ РОЛЬ

 В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ

1. Философия и её специфическая роль в общей системе знаний. Проблема предметного самоопределения философии, её взаимосвязь с наукой, культурой, идеологией. Сциентизм и антисциентизм в понимании предмета и сущности философии.

2. Философия как акт понимания мира и интерпретация действительности. Мировоззренческие (гуманистическая, ценностная, культурно-воспитательная, информационная) функции философии. Методологические (эвристическая, логико-познавательная, интегрирующая, критическая, координирующая) функции философии. Философский принцип единства мира и интеграция научного знания.

3. Философия и жизненные ориентиры человека. Любовь к мудрости и смысл бытия. Свобода и беспристрастность как условия философского размышления. Роль философского знания в формировании целостного представления человека о мире, гармонизации жизненного опыта.

Основные понятия

Философия, всеобщность, мир, «мировость», проблематизация, «вопрошание», человек, мировоззрение, метод, методология, интерпретация, понимание, рефлексия, метафизика, гуманизм, ценность, жизнь, культура, эвристика, наука, целостность, гармония, сциентизм, антисциентизм.

Тематика докладов и рефератов

1. Удивление как путь мысли: от античности до наших дней.

2. Философия как «ценность жизни».

3. Философия и философствование.

4. Философия и утрата идентичности.

5. Неопределённость как ценность философии.

6. Стереотипы философии в обыденном знании.

7. Проблематизация «мировости» как историческое событие.

8. Философия как решение о существе истины.

9. Философия как «перевёрнутый мир» (по работам М. Хайдеггера).

10.Философия как «искусство рационального предположения» (по работам Б. Рассела).

11.Философия как «вопрошание сверх сущего» (по работам Э. Гуссерля и М. Хайдеггера).

12.Философия как «эстетическое самосозерцание сознания» (по работам К. Леви-Строса).

13.Философия как «оборонительная стратегия выживания» в современном мире (по работам С. Жижека).

14.Философская проблема versus интеллектуальная головоломка.

15.Научный поиск и философское «вопрошание».

16.Философия как «зеркало» мысли.

17.Нужна ли современной мысли свобода?

Список литературы

1. Аббаньяно, Н. Мудрость жизни / Н. Аббаньяно. – СПб.: Алетейя, 1996. – 320 с. 

2. Адо, П. Философия как способ жить. Беседы с Жанни Карлис и Арнольдом И. Дэвидсоном / П. Адо. – М.: Социум, 2010. – 286 с. 

3. Аркадьев, М.А. Беспочвенность и ускользание, или Что такое философия? [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ Philos/arkad/ 01.php. 

4. Дюринг, Е. Ценность жизни / Е. Дюринг. – М.: Красанд, 2010. – 222 с.  

5. Жижек, С. Устройство разрыва. Параллаксное видение / С. Жижек. – М.: Европа, 2008. – 516 с.  

6. Леви-Строс, К. Печальные тропики / Львов: Инициатива; М.: ООО «АСТ», 1999. – 576 с. 

7. Мамардашвили, М.К. Необходимость себя. Введение в философию, доклады, статьи, философские заметки / М.К. Мамардашвили. – М.: Лабиринт, 1996. – 432 с.

8. Маритен, Ж. Философ в мире / Ж. Маритен – М.: Высшая школа, 1994. – 192 с.

9. Мерло-Понти, М. В защиту философии / М. Мерло-Понти – М.: Изд-во гуманитарной лит-ры, 1996. – 247 с.

10.Метерлинк, М. Мудрость и судьба / М. Метерлинк. – М.: Рипол Классик, 2009. – 319 с. 

11.Нагель, Т. Что всё это значит? Очень краткое введение в философию / Т. Нагель. – М.: Идея-Пресс, 2001. – 84 с.  

12.Науки о жизни и современная философия / под ред. И.К. Лисеева. – М.: «Канон+», 2010. – 495 с. 

13.Рассел, Б. Проблемы философии / Б. Рассел. – Новосибирск: Наука, 2001. – 111 с.

14.Стёпин, В.С. Конструктивно-прогностические функции философии и наука XXI столетия / Сущность и слово. Сборник научных статей к юбилею профессора Н.В. Мотрошиловой. – М.: Феноменология-Герменевтика, 2009. – 624 с. С. 34-50.

15.Хайдеггер, М. Что такое метафизика? / М. Хайдеггер. Время и бытие. Статьи и выступления. – СПб.: Наука, 2007. – 621 с. С. 23-37.  

16.Харитонов, В.А. Философия как наука, формирующая мировоззрение человека / В.А. Харитонов. – М.: Красанд, 2010. – 93 с. 

17.Эрн, В.Ф. Введение в изучение философии / В.Ф. Эрн. – М.: КД Либроком, 2010. – 126 с.  

Занятие 2

ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ  

И ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1. Генезис философского знания как историческая, научная и социокультурная проблема. Цивилизационные особенности становления философии. Ориенталистская концепция зарождения философии, её преимущества и ограничения. Особенности философской мысли Древнего Востока.

2. Античная картина мира. Космоцентризм, его философские и научные аспекты, ценностно-познавательные ориентиры: гармония, порядок, созерцательность. Познание как поиск красоты и как путь от мифа к логосу. Образы космоса в античной философии. Синкретизм и простота древнегреческой мысли. 

3. Античный диалог как форма философствования. Сократическое «вопрошание» и майевтика. Диалог Сократа как поиск целостности. Учёное «незнание». Дискурсивная и эзотерическая формы знания. 

Основные понятия

    Античность, космос, космизм, космоцентризм, гармония, порядок, миф, логос, диалог, майевтика, диалектика, дискурс, эзотерика, алетейя, синкретизм, перипатетика, ориентализм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: