Тема 13. Насилие в семье и пути его преодоления

Понятие «насилие над детьми в семье». Виды насилия над детьми в семье: эмоциональное, физическое, сексуальное, пренебрежение. Понятие инцеста в семье. Причины инцеста. Схема Д. Финкельхора. Мифы о насилии. Пути преодоления насилия в семье: формирование у родителей ненасильственного мышления; создание банка данных семей группы риска и категорий родителей и опекунов, склонных к насилию над детьми.

Профилактика насилия над детьми в семье: беседы социального педагога с детьми, которым угрожает насилие, с их родными и соседями в сочетании с постоянными наблюдениями за поступками, поведением и действиями детей; медицинское обследование детей школьной медсестрой, врачом детской поликлиники, больницы; составление межведомственного индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетних группой специалистов.

Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися домашнему насилию.

Тема 14. Социальное расследование

Определение понятия «социальное расследование». Условия эффективности проведения социального расследования. Принципы организации социального расследования: вовлечение членов семьи и значимого окружения ребенка; уважение прав родителей: сотрудничество с родителями, заинтересованными службами и организациями; сбор полной и точной информации; конфиденциальность.

Методы сбора информации. Типы оценки безопасного положения ребенка. План обеспечения безопасного положения ребенка в семье.

Тема 15. Модели социально-педагогического взаимодействия семьи и учреждений образования в современных социокультурных условиях

Модели социально-педагогического воздействия на семью: модель естественного воздействия на семью, модель постфигуративного воздействия на семью, модель кофигуративного воздействия на семью, модель префигуративного воздействия на семью.

Модель межведомственного взаимодействия с семьей (по Н.С. Поспеловой): территориальная (местная) консультация, территориальная (местная) педиатрическая служба, детское дошкольное учреждение, территориальный центр социального обслуживания населения, жилищно-эксплуатационное управление, местные служб занятости, центры занятости, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия по делам несовершеннолетних.

Методика контактного взаимодействия в работе социального педагога с родителями (по В.Г. Сенько). Стадии развития контактного взаимодействия: поиск контактов, поиск общей темы, установление общих требований к воспитанию ребенка, упрочнение сотрудничества в достижении общей цели, реализация индивидуального подхода, совершенствование педагогического сотрудничества.

Тема 16. Повышение психолого-педагогической культуры родителей

Понятие педагогической культуры родителей. Многообразие подходов к проблеме формирования педагогической культуры родителей в мире и в Республике Беларусь.

Пути и формы психолого-педагогического просвещения и обучения родителей. Использование активных форм психолого-педагогического обучения родителей (деловая игра, индивидуальная консультация специалистов по проблемам семьи, семинарское занятие, диспут, дискуссия, пресс-конференция, встреча за круглым столом, целевая конференция, анализ проблемных ситуаций, обзор новинок психолого-педагогической литературы, праздник рождения семьи, семинар-праздник, группы по саморазвитию и др.).

Самообразование родителей.



УЧЕБНЫЙ БЛОК

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Цель, предмет и функции науки педагогика семьи на современном этапе развития общества (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Цель и задачи науки педагогика семьи.

2. Объект и предмет науки педагогика семьи.

3. Педагогика семьи в системе других наук.

4. Методы педагогики семьи.

Практические задания

1. Изобразите схему межпредметного взаимодействия педагогики семьи с другими науками.

2. Составьте опорный конспект в ходе выступлений.

Литература

1. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/ Т.А. Куликова. –М.: «Академия», 2000. –232 с.

2. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания/ В.В. Чечет. –Минск: Пачатковая школа, 2007. –184 с.

Тема 2. Семейное воспитание (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Задачи семейного воспитания.

2. Функции семейного воспитания.

3. Основные характеристики специфики семейного воспитания.

4. Воспитательный потенциал семьи.

  1. Гендерный подход в семейном воспитании.

Практические задания

1. Подберите пословицы и поговорки, а также высказывания известных людей о воспитании детей в семье.

2. Сформулируйте основные правила семейного воспитания, используя русский алфавит.

Литература

1. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие /
В.В. Чечет. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003. - 292с.

2. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания/ В.В. Чечет. –Минск: Пачатковая школа, 2007. –С. 184 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: