Тема 7. Типы семейного воспитания

Понятие о семейной гармонии и дисгармонии. Признаки благополучного воспитания ребенка в семье: высокий нравственный и гражданский пример родителей; осознание родителями ответственности за воспитание детей; здоровый образ жизни, высокая нравственно-духовная атмосфера семьи; систематическое повышение уровня педагогических знаний родителей и умение применять их в семейном воспитании; согласованность педагогических требований родителей и педагогов к ребенку; принятие родителями педагогических установок и советов учебного заведения, направленного на благотворное воспитание детей; социально нравственная защищенность ребенка в условиях семьи; воспитание ребенка на основе любви, свободы и веры; включение ребенка с раннего возраста в разностороннюю деятельность по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, умственному развитию; опора на перспективу завтрашней радости ребенка и семьи; создание ситуации успеха жизни и деятельности ребенка, стимулирующей его развитие; должный уровень материального благосостояния и бытовых условий семьи; стремление родителей к неустанному совершенствованию личностных качеств, педагогических знаний и возможностей.

Признаки эмоционального неблагополучия ребенка в семье: соматические, психолого-педагогические, поведенческие. Основные типы семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и их влияние на развитие личности ребенка.

Тема 8. Стили семейного воспитания

Понятие «стиль семейного воспитания». Типология стилей семейного воспитания: инфанцидный, бросающий, амбивалентный, навязчивый, социализирующий, помогающий, авторитарный, либеральный, демократический.

Изучение воспитательных позиций как основное направление в описании типологии семейного воспитания. Критерии оптимальности родительской позиции: адекватность, гибкость, прогностичность.

Тема 9. Особенности воспитания в семье одного ребенка

Причины воспитания одного ребенка в семье. Позитивные особенности в воспитании единственного ребенка: наличие тесных эмоциональных связей с родителями, большее количество духовных и материальных благ, большие возможности, постоянное внимание со стороны родителей. Негативные особенности в воспитании одного ребенка для семьи, общества, государства.

Проблемы родителей при воспитании одного ребенка: недостаточность опыта в воспитании первенца, неумение или недостаточное умение соблюдать чувство меры по отношению к ребенку.

Тема 10. Особенности воспитания в семье нескольких детей

Позитивные и негативные особенности в воспитании нескольких детей в семье. Особенности воспитания в семье близнецов. Понятие «многодетная семья». Особенности воспитания детей в многодетных семьях. Психологические и социальные проблемы многодетных семей. Социальная защита и поддержка многодетных семей в Республике Беларусь. Виды помощи многодетным семьям: педагогическая, психологическая, коррекционная, медицинская, юридическая, социальная. Основные направления работы с многодетной семьей. Методы работы с многодетными семьями. Формы работы с многодетными семьями. Роль общественных организаций в оказании помощи и поддержке многодетных семей.

Тема 11. Социально-педагогическая диагностика семьи и внутрисемейных взаимоотношений

Сущность диагностики, ее принципы. Методы диагностирования семейных отношений: беседа, интервью, анкетирование, тестирование. Психолого-педагогическая беседа как основной метод получения информации о семье. Виды бесед, типы вопросов. Методики диагностирования родителей – PARI (методика измерения родительских установок и реакций); АСВ (анализ семейных взаимоотношений выявление ошибок в родительском воспитании); ОРО (тест-опросник родительского отношения); ШРО (шкала родительской озабоченности); проективные методики диагностирования детей – Рене Жиля, КРС (кинетический рисунок семьи), «Несуществующее животное», «Золотая рыбка», «Лестница», «Семейная социограмма».

Тактика работы специалиста при диагностировании семьи. Анализ результатов диагностики.

Тема 12. Семья, находящаяся в социально опасном положении

Понятие «семья, находящаяся в социально опасном положении». Критерии социально опасного положения. Законодательство Республики Беларусь в отношении детей и семей, находящаяся в социально опасном положении. Планирование мероприятий по выявлению и учету несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Правила профессиональной социально-педагогической интервенции (вмешательства) в семью.

Работа социального педагога с семьями, находящимися в социально опасном положении. Работа социального педагога с детьми, родители которых злоупотребляют алкоголем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: