План описательного рассказа

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.

Задачи.

& Продолжать развивать речь детей как средство общения.

& Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения.

& Помогать детям соблюдать этику общения.

 

Связная речь. Развивать диалогическую форму речи.

Задачи.

& Совершенствовать диалогическую форму речи.

& Развивать умение детей поддерживать беседу.

& Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.

Связная речь. Развивать монологическую форму речи.

Задачи.

& Формировать умение детей рассказывать об овощах и фруктах, используя алгоритм.

& Формировать умение детей самостоятельно составлять повествовательный рассказ по картине, придерживаясь плана.

& Закреплять умение детей последовательно и логично пересказывать текст, придерживаясь плана.

& Развивать выдержку детей, умение слушать рассказ товарища, не перебивая.

    Направление «Речевое развитие».

Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Задачи.

& Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать сказку, рассказ.

& Развивать стремление выражать своё отношение к сюжету сказки, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

& Способствовать формированию эмоционального отношения детей к литературным произведениям.

& Вызвать интерес к народным пословицам.

 

Содержание.

Вид деятельности Задачи.
Дидактическая игра «Узнай фрукт». Формировать умение детей рассказывать о фруктах. Развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства фруктов, включая разные органы чувств: осязание, обоняние, вкус.
Чтение. Елена Бацева «Сказка про фрукты». Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать сказку. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Поощрять стремление выражать своё отношение к сюжету сказки, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Поддерживать интерес детей к фруктам.
Разговор «Чисто жить – здоровым быть». Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Помогать детям соблюдать этику общения. Вызвать интерес к народным пословицам. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Воспитывать желание детей заботиться о своём здоровье.
Игровая ситуация «Театр». Пересказ рассказа  В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет». Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ. Закреплять умение детей последовательно и логично пересказывать текст, придерживаясь плана. Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Воспитывать терпение, умение внимательно слушать рассказы товарищей.
Игровая ситуация «Фруктовое государство». Совершенствовать диалогическую форму речи. Развивать умение детей поддерживать беседу. Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения. Поддерживать интерес детей к фруктам.
Игровая ситуация «Интернет-магазин Овощи-фрукты». Формировать умение детей рассказывать об овощах и фруктах, используя алгоритм. Продолжать обогащать представления детей об овощах и фруктах. Побуждать детей выделять особенности овощей, фруктов, передавать свои ощущения. Развивать выдержку детей, умение слушать рассказ товарища, не перебивая.
Сочинение «Соковыжималка». Формировать умение детей самостоятельно составлять повествовательный рассказ по картине, придерживаясь плана. Обогащать речь детей прилагательными и наречиями. Поддерживать интерес детей к живописи, желание всматриваться в изображение, замечать детали. Воспитывать терпение, умение внимательно слушать рассказы товарищей.

Дидактическая игра «Узнай фрукт»

(с детьми 5 – 7 лет).

Задачи. Формировать умение детей рассказывать о фруктах. Развивать восприятие детей, умение выделять разнообразные свойства фруктов, включая разные органы чувств: осязание, обоняние, вкус.

Игровой материал. Фрукты (чистые) на тарелке под салфеткой. Шарфики для завязывания глаз (одноразовые).

Предварительная работа: перед игрой дети моют руки.

Игра.

— Дети, представьте, что вы попали в тёмную комнату, а вам надо найти любимый фрукт. Что вам поможет это сделать? (ответы детей).

— Я думаю, что зрение нам не поможет, мы в темноте ничего не увидим. Но мы можем потрогать фрукт руками, понюхать или попробовать на вкус.

Игровые правила:

Ø сначала фрукт обследовать руками, затем понюхать, потом попробовать;

Ø отдать фрукт;

Ø открыть глаза, назвать фрукт.

— Дети, кто хочет испытать себя в роли исследователя?

  Внимание!!! У некоторых детей может быть аллергия на некоторые фрукты.

    Желающему ребёнку завязывают глаза. Сначала ребёнку предлагают обследовать предлагаемый фрукт руками, затем понюхать, а потом попробовать на вкус. Фрукт прячут под салфетку и развязывают глаза ребёнку.

— Расскажи, пожалуйста, что ты исследовал. Как ты догадался, что это…?

Игра повторяется с другим ребёнком.

— Отлично! Молодцы, исследователи! Исследование проводили, фрукты изучили.

Чтение. Елена Бацева «Сказка про фрукты»

(с детьми 5 – 7 лет).

Задачи. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать сказку. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа.  Поощрять стремление выражать своё отношение к сюжету сказки, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Поддерживать интерес детей к фруктам.

Чтение.

— Дети, послушайте, пожалуйста, сказку о фруктах.

 

У бабушки Дуси на большом круглом столе, покрытом вязаной скатертью, стояла красивая плетёная фруктовница. Чего там только не было: и сливы, и яблочки, и груши, небольшая веточка винограда и даже пара морковок, хотя они были и вовсе не фрукты, а овощи. Все они были намыты и только ждали своего часа. Они ждали, когда прибегут в комнату маленькие озорники Алёнка с Ванюшкой, схватят самого красивого из них, побегают вокруг стола и с хохотом убегут куда-нибудь ещё. Фрукты и овощи прекрасно знали, что их съедят, но этому были безгранично рады, ведь именно для этого они наливались соками, росли, впитывали в себя солнечные лучики, прятались от всяких жучков-червячков…

На столе разыгрался спор между яблоком и грушей. Яблоко кричало:

— Я-же сказал, я здесь самый красивый! Я буду первым, кого съедят! — Оно даже не замечало, что рядом с ним лежат другие яблочки, правда, чуть поменьше в размерах. Яблоко и действительно было очень красиво – жёлтенькое и с розовыми щёчками, а сейчас, когда оно так громко вопило, было сложно признать в нем красавца – оно всё стало прямо бордовым, а лоб был коричневым.

Груша, что находилась рядом с ним, его пыталась усовестить:

— Ну как же тебе не стыдно, здесь и кроме тебя есть достойные фрукты, да и морковки тебе ни в чём не уступят – они тоже красивые и с витаминками. Ну чего ты кричишь, зачем остальных обижаешь?

— А я говорю – я здесь самое красивое, я здесь самое большое, я здесь самое главное! — никак не унималось яблоко.  

— Да ведь никто и не спорит, думаешь, что ты самое красивое, ну и считай так дальше, а остальным не мешай отдыхать, ведь сам знаешь – от лишней тряски фрукты портятся — сказала ему груша. 

— Да мне плевать на всех, я буду первым, на кого внимание обратят, да я… — и он даже не заметил, что все фрукты притихли, а к нему протянулась рука. Когда оно поняло, что его взяла хозяйка, злорадно прошипел остальным: 

— Ну что видели? Вот я и лучше всех вас! — и показало язык.

Фрукты, конечно молчали. А бабушка Дуся, оглядев яблоко со всех сторон, огорчённо произнесла:

— Надо же самое красивое, да крупное было, а всё сгнило. Хорошо, что внучатам такое не попалось. — И выкинула гнилое яблоко в ведро.

— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.

Вопрос к детям.

Ø Почему самое красивое яблоко быстро испортилось, сгнило?

Ø Как бы вы поступили, если бы были самым большим и красивым?

— Дети, себя не восхваляйте, о других не забывайте.

 

 

Разговор «Чисто жить – здоровым быть»

(с детьми 5 – 7 лет).

Задачи. Продолжать развивать речь детей как средство общения. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения. Помогать детям соблюдать этику общения. Вызвать интерес к народным пословицам. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать стихотворение. Воспитывать желание детей заботиться о своём здоровье.

Разговор.

 — Дети, сядем рядком, да поговорим ладком, так издревле на Руси приглашали к разговору. К разговору, когда человек делится своими мыслями. Дети, как вы думаете, почему народ говорит: «Чисто жить – здоровым быть?» (предположения детей).

Педагог подбадривает детей.

— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.

Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.

— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.

Педагог выслушивает высказывания всех детей. Подводит итог сказанному.

— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение.

Мойте руки и плоды,

Чтобы не было беды!

Есть такие вирусы,

Вирусы-вредилусы.

Попадут ребёнку в рот –

Заболит от них живот.

Вот какие вирусы,

Вирусы-вредилусы!

Илья Обыдённый

— Дети, мудрый человек предупреждает болезнь, а не лечится от неё. Чистая вода — для любой болезни беда. Дети, вспомним правила защиты от микробов и вирусов (ответы детей). Педагог обобщает ответы детей.

S часто руки моем мы, чтобы не было беды;

S овощи и фрукты мыть не забываем, микробов уничтожаем;

S ногти постригаем, микробов выгоняем;

S ногти и пальцы не грызём, микробов в рот не возьмём;

S игрушки в рот не толкаем, микробов не пропускаем;

S лицо от вирусов защищаем, глаза, нос, рот руками не задеваем;

S при кашле и чихании лицо салфеткой прикрываем, вирусов не распространяем.

S если рядом кто-то кашляет, чихает, лицо защищаем, маску одеваем.

— Дети, здоровье своё охраняем, правило эти соблюдаем. Чисто жить – здоровым быть.

 

 

Игровая ситуация с детьми 6 – 7 лет «Театр».

Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет».

Задачи. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ. Закреплять умение детей последовательно и логично пересказывать текст, придерживаясь плана. Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Воспитывать терпение, умение внимательно слушать рассказы товарищей.

Игра.  

Часть. Беседа.

— Дети, в театр вас приглашаю, в декламацию поиграть предлагаю. Послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Яблоко и рассвет».

Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

 Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.

Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

– Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, – сказал дедушка.

– Нет, дедушка… Лучше завтра.

– Почему?

– Хочу ещё раз увидеть рассвет.

 

Вопросы к детям.

Ø Где происходит действие рассказа?

Ø Чем угощал дед внука?

Ø От какого яблоко Миша не мог отвести глаз?

Ø Что означает выражение: «Не мог отвести глаз»?

— Дети, выражение: «Не мог отвести глаз» – это значит любоваться чем-то очень красивым, привлекательным.

Ø Кому дедушка Корней разрешит сорвать самое красивое яблоко?

Ø Как Миша преодолел лень?

Ø Что означает выражение: «дух захватило»?

— Дети, выражение: «Дух захватило» – это значит, временно перестал дышать, от удивления или радости.

Ø Почему у Миши захватило дух?

Ø Почему Миша отказался сорвать яблоко?

 

Часть. Пересказ.

— Дети, напомните мне, пожалуйста, кто такой декламатор? (ответы детей).

— Декламатор – это артист, который выразительно читает произведения. Дети, я предлагаю вам стать декламаторами и прочитать рассказ «Яблоко и рассвет» со сцены. Вы согласны? (ответы детей).

— Послушайте, пожалуйста, рассказ ещё раз. Педагог выразительно читает рассказ, останавливаясь, после чтения каждой части рассказа.

 

— Рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Яблоко и рассвет».

Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.

 

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

 Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки.

 

Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

 

– Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, – сказал дедушка.

– Нет, дедушка… Лучше завтра.

– Почему?

– Хочу ещё раз увидеть рассвет.

 

— Дети с чего начнём пересказ рассказа? (ответы детей).

— Правильно, декламацию начинают с названия рассказа «Яблоко и рассвет». Дети, как вы думаете, сколько частей в этом рассказе? (предположения детей).

— Дети, я бы выделила следующие части в рассказе «Яблоко и рассвет».

План пересказа.

1. В саду у дедушки Корнея.

2. Миша преодолел лень.

3. Рассвет.

4. Разговор дедушки и Миши.

 

— Дети, кто желает выступить на сцене.

Желающие дети поочерёдно пересказывают рассказ. Педагог контролирует, чтобы ребёнок назвал название рассказа, последовательно и логично пересказывал, используя авторские выражения. Педагог поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей.

— Восхитительно! Спасибо, дети! Вы все рассказывали выразительно, подробно, интересно. Но особенно я хотела бы отметить декламацию … Педагог называет, несколько детей, чьи декламации были яркие и образные.

 

Игровая ситуация «Фруктовое государство»

(с детьми 5 – 7 лет).

Задачи. Совершенствовать диалогическую форму речи. Развивать умение детей поддерживать беседу. Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения. Поддерживать интерес детей к фруктам.

Материал к деятельности: Картина «Фруктовые человечки».

Беседа.

Педагог показывает картину детям.

— Дети, в некотором царстве, в фруктовом государстве жили-были … Странно, что это за человечки? Кто жил в фруктовом государстве? (ответы детей).

Дети перечисляют, кто нарисован на картине. Если, какой-то фрукт пропущен, педагог уточняет: «А это кто?».

— Дети, как одним словом, назвать всех жителей фруктового государства? (фрукты).

— Жители фруктового государства приветливые, приятные в общении. Встречаясь, они улыбались и приветствовали друг друга добрыми словами. Как вы думаете, что они говорили друг другу? (ответы детей).

— Фруктовые человечки обращались друг к другу со словами: «господин…», «госпожа…». Доброго здоровья, господин Персик! Рад вас видеть, госпожа Вишня! Доброе утро, господин Лимон! Моё почтение, госпожа Груша! Здравствуйте, господин Абрикос! Приветствую вас, госпожа Слива!

— Фруктовые человечки очень общительны. Интересно, о чём они беседуют? (предположения детей).

— Жители фруктового государства любят беседовать о погоде, о здоровом образе жизни, о пользе фруктов для здоровья. Дети, представьте, что вы жители фруктового государства, вышли гулять и встретились друг с другом. Подумайте, что вы скажите друг другу, о чём будете беседовать?

    Педагог помогает детям разбиться на пары, выбрать фрукт, который они изображают.

— Дети, запомните, пожалуйста, правила диалога, беседы вдвоём.

v Посмотрим собеседнику в глаза, улыбнёмся и доброжелательно поприветствуем.

v Поинтересуемся здоровьем, делами собеседника.

v Внимательно, не перебивая, выслушаем ответ.

v Доброжелательно, спокойным голосом ответим на вопросы собеседника.

v Вежливо попрощаемся.

Дети ведут диалог друг с другом. Педагог контролирует, чтобы дети соблюдали правила диалога, помогает строить высказывания.

— Чудесно, дети! В весёлых человечков играли, правила этикета не нарушали.

Игровая ситуация «Интернет-магазин Овощи-фрукты»

(с детьми 5 – 7 лет).

Задачи. Формировать умение детей рассказывать об овощах и фруктах, используя алгоритм. Продолжать обогащать представления детей об овощах и фруктах. Побуждать детей выделять особенности овощей, фруктов, передавать свои ощущения. Развивать выдержку детей, умение слушать рассказ товарища, не перебивая.

Материалы к деятельности. Алгоритм описания овощей и фруктов, картинки из серии «Овощи» «Фрукты».

Руководство.

— Дети, приглашаю вас в наш интернет-магазин. На нашем сайте вы найдёте изображение овощей и фруктов. Чтобы приобрести овощи или фрукты в нашем интернет-магазине, вам нужно составить подробное описание того или иного продукта. Вам поможет наш алгоритм.

Алгоритм описания овощей и фруктов.

План описательного рассказа.

v Растение не называем.

v Где растёт определяем.

v Цвет овоща или фрукта описали.

v О форме овоща или фрукта рассказали.

v Мысленно в руки берём, ощущения передаём.

v Вкус овоща или фрукта вспоминаем, продавцу называем.

v Что можно из овоща или фрукта приготовить, перечисляем.

Игровые правила:

Ø растение не называем, описательный рассказ составляем;

Ø план описания соблюдаем, ничего не пропускаем;

Ø много слов не говорим, одним предложением всё объясним;

Ø продавец заказ выполняет, товар доставляет.

В роли продавца кто-то из детей. Педагог покупает первым, показывая пример рассказа. Затем помогает детям строить высказывания, следить, чтобы дети не пропускали пункты плана описательного рассказа, задаёт наводящие вопросы.

Ребёнок составляет описательный рассказ, не называя фрукт или овощ. Продавец отгадывает, о каком товаре идёт речь, и отдаёт соответствующую картинку ребёнку.

Когда весь товар продан, по желанию детей игру можно повторить. В роли продавца другой ребёнок.

 

Например.

— Я хочу купить растение, который растёт в саду. Оно оранжевого цвета, овальное. На ощупь гладкое, лёгкое, небольшое, вкус у растения сладкий, немного терпкий. Из этого растения варят варенье, делают повидло. (Хурма).

 

 

Сочинение «Соковыжималка»

(с детьми 5 – 7 лет).

Задачи.  Формировать умение детей самостоятельно составлять повествовательный рассказ по картине, придерживаясь плана. Обогащать речь детей прилагательными и наречиями. Поддерживать интерес детей к живописи, желание всматриваться в изображение, замечать детали. Воспитывать терпение, умение внимательно слушать рассказы товарищей.

Материалы к деятельности. Картина «Дети в яблоневом саду».

Беседа.  

— Дети, посмотрите, пожалуйста, на эту картину. Меня попросили составить рассказ для малышей по этой картине. Помогите мне, пожалуйста! Вы согласны? (ответы детей).

— Дети, кто герои этой картины? (ответы детей).

— Где находятся дети? (ответы детей).

— Как вы считаете, что делали дети в яблоневом саду? (ответы детей).

— Дети, яблоки какие? (Спелые, красные, румяные, наливные, свежие, душистые, ароматные, крупные, сочные, сладкие).

    Педагог называет прилагательные, которые не назвали дети.

— Что за аппарат нашли дети в саду? (предположения детей).

— Интересно, как работает соковыжималка? (предположения детей).

— Положили дети в соковыжималку яблоки и крутят ворот. Внутри соковыжималки пресс, который давит на яблоки. Из носика внизу соковыжималки вытекает сок в ведро. Кого угостили старшие дети яблочным соком? (ответы детей).

— Как работают дети? (ответы детей).

— Весело, дружно, хорошо, старательно, умело, ответственно, аккуратно. Педагог называет наречия, которые не назвали дети.

— Дети, составим план рассказа. Рассказ начинается с названия. Название должно быть коротким. Как бы вы назвали наш рассказ? (предложения детей).

— Рассказ можно назвать «Соковыжималка». Как лучше начать рассказ? (ответы детей).

— Начать рассказ лучше с знакомство с героями рассказа. Придумаем имена для мальчика и девочек. Расскажем, что дети делали в саду до того, как нашли соковыжималку? (рассказы детей).

— Затем нужно придумать интересную завязку рассказа. Что обнаружили дети в саду? (ответы детей).

— Что стали делать дети, когда нашли соковыжималку? (ответы детей).

— Как трудились герои рассказа, какие чувства они испытали в этот момент? (предположения детей).

— Дети, как мы закончим наш рассказ? (предложения детей).

— Как вы думаете, что дети сделали дальше, когда закончили выжимать сок? (ответы детей).

Сочинение.

— Дети, я ещё раз повторю план рассказа.

План рассказа.

ü Название.

ü Вступление: знакомство с героями.

ü Завязка: что обнаружили дети в саду.

ü Сюжет: как дети выжимают яблочный сок.

ü Заключение: что сделают дети с яблочным соком.

 

— Дети, составьте, пожалуйста, рассказ по картине. Постарайтесь рассказать о труде детей подробно и интересно. Дети, кто хочет начать рассказ?

Дети составляют рассказы по картине. Педагог помогает строить высказывания. При оценке рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь; умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой. Педагог благодарит детей, которые внимательно слушают выступления товарищей.

 

— Дети, как вы думаете, получился у нас рассказ? (ответы детей).

— Замечательно! Спасибо, дети! Вы все рассказывали выразительно, подробно, интересно. Но особенно я хотела бы отметить рассказ … Педагог называет, несколько детей, чьи рассказы были яркие и образные.

 

 

Примечание. Педагог оставляет картину в группе и в удобное для себя время проводит индивидуальную работу с детьми: просит ребёнка составить рассказ по картине и записывает рассказ каждого ребёнка. Это позволяет педагогу получить представление о том, придерживается ли ребёнок плана рассказа, и насколько богат его словарь.

Желательно, чтобы в группе было печатное издание для родителей, где публиковались интервью, рассказы, сказки, стихи детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow