Смех и чувство юмора

Смех — одна из реакций человека на юмор или щекотку, проявления которой включают в себя специфические звуки и непроизвольные движения мышц лица и дыхательного аппарата. Иногда бывает реакцией на ситуацию (нервный смех) или показателем психического расстройства.

Наука, изучающая влияние смеха на организм, – гепатология

 

Виды смеха ( 13 ).

Насмешливый. Это основной вид смеха и встречается чаще чем другие виды. Вся огромнейшая область сатиры основана на смехе насмешливом. Насмешливо смеяться над человеком можно почти всегда, за исключением страданий. Смешным может оказаться что угодно: внешность, поведение, суждения.

Добрый. Недостатки настолько ничтожны, что не способны вызвать смех, лишь улыбку. Такой эффект возникает, когда объект(человека, животное) любят, ценят или испытывают симпатию. Этот вид юмора порождается благосклонным добродушием. Является самым мягким и безобидным юмором.

Злой. При злом смехе недостатки, иногда даже мнимые, воображаемые и выдуманные, преувеличиваются, раздуваются и тем дают пищу злым, недобрым чувствам и недоброжелательству. Так смеются люди, не верящие ни в какие благородные порывы, видящие всюду одну только фальшь и лицемерие, не понимающие, что за внешними проявлениями хороших поступков кроются настоящие хорошие внутренние побуждения.

Злой смех очень близок к циничному. И тот, и другой виды смеха порождены злыми и злобными чувствами. Но сущность их все же глубоко различна. Злой смех связан с мнимыми недостатками людей, циничный смех вызван радостью чужому несчастью.

Жизнерадостный смех. Часто совершенно беспричинный или возникает из-за незначительного повода. Например, смех у маленьких детей, когда они смеются яркому и приятному для них проявлению жизни, например, новогодней елке, новой игрушке или брызгам дождя, которые случайно на него попали.

Обрядовый смех.. Такое название получил, потому что входил в состав некоторых обрядов. Раньше смеху приписывалась способность не только повышать жизненные силы, но и пробуждать их. Смеху приписывалась способность вызывать жизнь в самом буквальном смысле этого слова. Это касалось как жизни человека, так и жизни растительной природы.

 Второй вариант названия – фальшивый. Возникает, когда смех нужен, но смеяться как-то не хочется.

Разгульный смех.  Такой вид смеха очень легко осудить и отнестись к нему высокомерно презрительно. В западных эстетиках этот вид смеха отнесен к самым «низменным». Это смех площадей, балаганов, смех народных празднеств и увеселений.

Парадоксальный смех.  Другое название – преувеличенный. Смех, который не обоснован внешними событиями. Это может быть неконтролируемый смех, который не характерен для данного человека. Иногда связан с изменениями психическими состояний или с появлением психических заболеваний, таких как мания, гипомания или шизофрения, но могут существовать и другие причины. (3)

 Парадоксальный смех иногда свидетельствует о неустойчивости настроения.

Нервный смех.  Это физическая реакция на стресс, напряжение. Большая часть этого нервного смеха производится в периоды эмоционального стресса, особенно в периоды, когда человек боится, что он может нанести вред другому человеку, психологически или физически(4). Нездоровый или нервный смех выходит из горла. Это не смех в обычном понимании, а выражение собственного напряжения и беспокойства.Вместо того, чтобы помочь человеку расслабится, нервный смех напрягает еще больше.

 

По смеху даже можно определить, какой человек по характеру (16). Есть пять видов. Различаются они тем, как человек открывает рот, какие звуки издает.

Смех с широко открытым ртом. Такой смех характерен для полных веселых людей. При сильном смехе в основе — решительность. При расслабленном – неопределенность, пассивность.

Смех на -а (ха-ха) совершенно открытый, идущий из сердца. Он полон согласия с окружающим миром, незамутненной радости. Раскрывает беззаботный и наивно-веселый нрав смеющегося.

Смех на -э (хе-хе) не слишком симпатичный. Он несет в себе что-то блеющее, вызывающее, дерзкое, завистливое. Чем больше открыта гласная — тем больше злорадства, неуважения, презрения слышится в этом смехе.

Смех на -и (хи-хи) -  это не облегчающий смех изнутри наружу. Напротив — он скрытный и хитрый. Смесь иронии и злорадства, с собственным подтекстом, умыслом. Такой смех типичен для людей, намеренно не говорящих всей правды.

Смех на -о (хо-хо) звучит хвастливо-угрожающе, с некоторым сомнением и критическим удивлением. Его обладатель не может скрыть своего протеста. В основе такого смеха — плохо скрываемая ирония и несогласие.

Смех на -у (ху-ху) уже не совсем настоящий смех. В нем слышится скрытый страх, боязливость. Характерен для людей с предрассудками. Так смеются люди, боящиеся посторонней оценки и собственных «скелетов в шкафу».

Вывод.

В данной главе представлена отрасль психологии – психология юмора. Эта наука изучает юмор во всех его проявлениях, будь это анекдот или забавная ситуация.

В главе представлены теории, почему люди начинают смеяться.

Меня больше всего заинтересовала теория милосердия (сброса). Эта теория больше всего совпала с моим видением, почему люди смеются.

 

Глава 2. Юмор в возрастном аспекте.

Детский юмор.

Улыбаться человек начинает очень рано, в первые недели жизни: когда он видит лицо или слышит голос матери, а также когда его начинают щекотать. К четвертому месяцу он уже смеётся в ответ на щекотку или какую-либо тактильную стимуляцию, игру в "ку-ку" (в прятки). К концу первого года жизни ребенок так реагирует в ответ на нелепые события, например, когда мать пьет из детской посуды (срабатывает теория несоответствия). По-видимому, подобные несоответствия вызывают смех уже в раннем возрасте, но лишь тогда, когда ситуация безопасна и подаются игровые сигналы (теория доброкачественного нарушения).

Детей очень просто рассмешить. Когда дети смеются, то им проще расстаться и со своими обидами, и со страхами, и с капризами. Поэтому вокруг них следует создавать позитивную атмосферу. Чтобы чаще смеялся и улыбался ребенок, родители и другие взрослые должны прилагать немало усилий для его улыбки. Например, не ругаться при детях. Даже не по тому, что ребенок запомнит плохие слова или еще что-то, а потому что он замкнется в себе, считая, что улыбаться и смеяться - это нехорошо.

У детей и взрослых разное представление о смешном. Из-за этого часто происходят недоразумения. Дети часто смеются, смотря мультики, над персонажем мультика, который упал в лужу, сел мимо стула, врезался в фонарный столб и расплющился в лепешку. Взрослые морщатся, понимая, что на самом деле это неприятно, а дети – смеются.

При чтении книжек дети частенько пропускают мимо ушей моменты, которые вызывают улыбку у взрослых, и покатываются со смеху, когда литературный герой допускает в речи оговорки или неправильно произносит какие-либо слова. Например, «фыфки» из «Заколдованной буквы» В. Драгунского.

Чувство юмора формируется у детей довольно поздно. И его, как и многое другое (например, эстетический вкус или грамотность), нужно развивать.

2.2. Подростковый юмор.

У подростков юмор может обозначать стремление к социальной автономии. Для подростков характерно стремится выразить себя где-нибудь.

Юмор способствует самовыражению подростка, которое может быть осуществлено в двух направлениях: с одной стороны, поведение подростка в системе социальных отношений, где юмор выступает и как элемент речевого акта (словесная формулировка суждений, умозаключений), и как компонент мироощущения, миропонимания при анализе процесса включения человека в различные виды социальных отношений в общении; с другой стороны, моделирование ситуаций, где юмор выступает как компонент межличностного общения.(15)

У подростков юмор, в основном, обозначают общим сленговым словом «стёб», иногда — «прикол». При этом выражение «прикол», как правило используется в социальных группах детского подросткового возрастов.(18)

Для подростков юмор – это способ разрядить обстановку, снять напряжение, хоть немного понизить «градус» переживания (теория милосердия).

Склонность быть смешным со сверстниками в разном возрасте связана с различными формами поведения и характеристиками личности. В 7ом классе эта склонность связанна с сопротивлением людям, наделенным властью, обыгрыванием, дурашливостью и низкой самооценкой. В 11ом – с нарушением дисциплины, низкой самооценкой, креативностью и популярностью у сверстников.(5)

В общении между подростками может проявляться «черный юмор». Отчуждаясь от своих собственных отношений с родителями, подростки психологически освобождаются от стереотипа детско-родительских отношений как чего-то изначально правильного, добродетельного и неизменного. Так, со смехом и содроганием от отвращения подростки начинают включать в совместное общение «черный юмор», «изобличающий» опасность совместного проживания с родителями.

Одна из подростковых шуток:

«Маленький мальчик на дерево влез.

 Сторож Пахом достает свой обрез.

Свистнула пуля, и сторож упал.

Мальчик свой маузер раньше достал».

Подросток героями в своих «черных» произведениях делает не сверстника, а «маленького мальчика» и других маленький детей. Как показывает лексика, это всегда кто-то помладше, понаивнее. Поэтому он - жертва взрослых. Подросток как бы смотрит на все эти кошмары со стороны. Поэтому-то он смеется - его голыми руками не возьмешь. (17)

Подростки, у которых есть наиболее высокий показатель юмора, оцениваются сверстниками как более общительные и склонные к лидерству, а также менее чувствительные и социально-изолированные. Преподаватели говорят же, что такие подростки более отзывчивы, внимательные и инициативные.

В старших классах дети склонные к юмору будут социально доминирующими и уверенными в себе, но несколько менее своенравными, а их мышление постепенно будет становиться творческим.(5)

Подросткам также характерен юмор с подколками. Они могут подставить друг друга, ради смеха, например, отвлечь и ущипнуть за нос. Для подростков это будет смешно, детям будет обидно, а взрослым – непонятно, в чем была шутка.

2.3. Юмор у взрослых. (5)

На протяжении всей происходит развитие генерирования, понимания, получения удовольствия и социальных функций юмора.

Взрослые и пожилые люди отличаются от детей и подростков по стилю, пониманию и оценке юмора. Часто это связано с тем, что они выросли в другой эпохе и имеют другое образование.  Также, с возрастом понимание шуток ухудшается, что приводит к повышению оценки юмора.

 Консервативные установки людей старшего возраста по сравнению с молодыми отражаются в различиях в типе юморов, от которого они получают удовольствие. Люди старшего возраста с большей вероятностью получают удовольствие от юмора, в котором несоответствие разрешается, и с меньше вероятностью – от более простых типов юмора, где остается неразрешимое несоответствие.

Люди старшего поколения мало используют дружеские шутки и смеются с другими, а также меньше используют юмор, чтобы унижать или высмеивать других или управлять ими. Женщины старшего возраста часто обладают более юмористическим взглядом на жизнь, чем молодые. Они часто используют  юмор, основанный на предрассудках. Но взрослым не характерно использовать самоуничижительный юмор.

Юмор у взрослых людей может выполнять различные функции. У более молодых юмор может быть более важен для выражения агрессии, установления отношений и проверки своего социального статуса. У людей старшего возраста может быть связан с совладением со стрессом и поддержанием юмористического взгляда на жизнь.

Вывод.

Юмор на протяжении всех жизни меняется. У детей это наивный, добрый, у подростков – часто озлобленный, но глуповатый, у взрослых – осмысленный.

Взрослый осознает, что порой он не понимает, над чем смеются дети или подростки. Ему может показаться, что в объекте смеха есть что- то аморальное.

В то же время, дети будут в недоумении оттого, над чем смеются взрослые. Ведь это не смешно! – скажут они, и уйдут смотреть мультфильмы или играть в игрушки.

Подростки сначала заинтересуются, над чем же смеются их папы и мамы, а потом решат, нужно ли им это или нет. И в зависимости от этого решения либо втянутся и тоже посмеются, либо, махнув рукой, найдут занятие поинтереснее.

 

Заключение.

Проанализировав литературу, связанную с психологией юмора, я кое-что отметила для себя. Сама эта отрасль психологии изучалась и продолжает изучаться по сей день, но только, в основном, на теоретическом уровне. Сведений о практическом изучении, об опытах – мало.

Многие ученые (Ю. Борев, З. Фрейд, П. Бергер и т.д.) изучали психологию юмора и даже написали книги, где встречаются упоминания о смехе и почему он появляется (теория сброса, «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейда). В книге М.Рода, «Психология юмора» идет подробное описание исследования юмора у детей, подростков и взрослых.

Проследить, как сильно меняется чувство юмора с возрастом, на самом деле, не так и сложно. Достаточно попытаться вспомнить, над чем смеялись раньше. Ведь, правда, многие вещи, которые были смешными, стали совершенно обыкновенными, но и появились другие, какие могут заставить смеяться до боли в животе. Но более старшее поколение будет смеяться уже над другим. Главное отличие взрослых от детей или подростков – это то, что они могут попытаться приобщиться к культуре младших, т.е. смеяться вместе с ними от одних и тех же вещей, шуток.

Для учителей это очень важно. Они должны знать, над чем могут смеяться их воспитанники. Педагогам надо быть в курсе детской моды (современные мультфильмы, фильмы, книги, одежда, игры), чтобы лучше понимать учеников, но совсем не обязательно ей следовать.

Очень хочется, чтобы психология юмора стала изучаться на более серьезном уровне, как, например, возрастная психология.

Литература:

1. Бергер П.Л. Спасительный смех - М, 1997

2. Борев Ю. «Эстетика» - М, 2002

3. Дмитриев А.В.Социология юмора. Очерки - М.1996.

4. Коротченко Е. С. Визуальный аналог оксюморона // Вопросы психологии, 2006

5. Род. М. Психология юмора – СПб.:Питер,2009.

6. Санников В. З. Каламбур как семантический феномен // Вопросы языкознания. — № 3. — 1995. — С. 59.

7. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному – М.1924.

8.  Biofizika SSSR 37, 318 (1992) [Biophysics 37, 242 (1992)]; I.M.Suslov, How to Realize "a Sense of Humour" in Computers?

9.  Frijda, Nico H. (1986). The Emotions. Cambridge University Press. p. 52. ISBN 0-521-31600-6. Retrieved 14 November 2009.

10. Lickerman, Alex. "Why We Laugh". Psychology Today. Retrieved 12-5-11..

11.  McGraw, A. Peter, and Caleb Warren (2010). "Benign violations: Making immoral behavior funny."

12.  Smuts, Aaron. “Humor.” The Internet Encyclopedia of Philosophy. 12 April 2009. Web. 24 April 2010

13.  http://willy.nm.ru/articles/laughter_kinds.html Философия смеха.

14. http://ru.wikipedia.org/wiki/Чёрный_юмор

15.  http://www.tryphonov.ru/tryphonov2/terms2/deffuo.htm

16. http://psy.passion.ru/v-ladu-s-soboi/pozitiv/smekh-i-kharakter-cheloveka.htm

17. http://en.coolreferat.com/Черный_юмор_в_подростковом_возрасте

18. http://tutchev.lit-info.ru/poleznoznat/yumor_v-grafike-sharzh_karikatura_27.htm

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: