КЛУБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ |
С Е М Ь Я |
Ш К О Л А |
з а д а ч и
Формирование семейных ценностных ориентаций |
Формирование потребности в здоровом образе жизни |
Формирование культуры семейных отношений |
Организация совместного досуга детей и родителей |
Психолого-педагогическая пропаганда |
Воспитание духовности |
СЕМЬЯ И СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА |
Семья – это связь поколений, традиций, это то, на чем основана жизнь человека. Именно семья определяет психологию и поведение человека, так как основные этапы его жизни связаны именно с семьей.
Семья – важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Семья и ее функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Чем выше культура общества, тем выше культура семьи.
Педагогическая диагностика семьи лежит в основе условий сгруппированности семей по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка. В связи с этим семьи делятся на пять типов.
1-ый тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, т. е. гармоничная семья. Гармоничным семей-ным союзом считается тот, при котором семья превращается в открытую систему, раскрывающую широкие возможности для творческого роста и личностного развития всех ее членов.
Досуг в таких семья родители проводят вместе с детьми: выезжают за город на прогулки, организуют различные игры, интересно с выдумкой готовятся к семейным праздникам: делают друг другу приятные сюрпризы, находят время для посещения театра, выставок. Родители в таких семьях охотно беседуют с детьми на все интересующие их темы. Родители из гармоничных семей не только избирательно относятся к телепередачам, но и готовят ребенка к их просмотру. В таких семьях считается традицией устраивать вечера-посиделки по типу «в гостях, но дома», т. е. ужин не на кухне, а в комнате за столом всей семьей, где проводятся уроки этикета, как себя вести за столом, как пользоваться столовыми приборами и т. д.
В таких семьях присутствует замечательная традиция чтения литературы вслух.
Театрализованные поздравления и семейные спектакли к Новому году и другим праздникам – это тоже традиция гармоничных семей. Как правило, папа – в роли Деда Мороза, мама – в роли Снегурочки. Дети не просто принимают подарки, они разыгрывают сценки заранее подготовившись к ним.
Все интересные события фотографируются, снимаются на видео. В такой семье царит атмосфера теплоты и нежности.
2-ой тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность воспитания детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции.
3-ий тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. В таких семьях ни о каком воспитании не может быть речи, все пущено на самотек. Нужно необходимое активное педагогическое воздействие, изменение микроклимата в семье, чтобы не потерять растущего в ней человека. Желательно активное педагогическое воздействие для изменения микроклимата в семье, чтобы не потерять растущего в ней человека.
4-ый тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют нравственные ценности. Такой тип семей называют «сегодня не то время». Занятия детей, посвященное рисованию, пению, танцам и другим художественным увлечениям, в данных семьях считаются «неглавными и несерьезными». Но, что парадоксально, родители в этих семьях в прошлом занимались, причем активно занимались в коллективах художественного творчества. Но рассуждают они так: «Сегодня не то время. Пусть лучше займется делом». «Дело» - это конкретная работа, например, помощь на приусадебном участке, или приобретение профессии, которая обеспечит жизнь в достатке.
Постоянный духовно-нравственный и эстетический рост, умение строить отношения в семье способствуют росту и развитию ребенка во всем многообразии.
5-ый тип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Родители сохраняют семью, чтобы только вырастить детей, но эмоционально и духовно они разъединены. В таких семьях дети отличаются эмоциональной неуравновешенностью.
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВАЯ заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи |
ГЕНЕРАТИВНАЯ состоит в воспроизводстве жизни, в рождении детей, продолжении рода |
ФУНКЦИИ СЕМЬИ |
КОММУНИКАТИВНАЯ организация внутри-семейного общения, посредничество семьи в контексте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать) |
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА И ОТДЫХА использование различных форм взаимодействия всех членов семьи (чтение, музыка, танцы, посещение театров, музеев, выставок, туристические походы, занятия спортом, хобби |
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ТУРИЗМА |
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ предполагает взаимную экономическую поддержку членов семьи, справедливое распределение домашних обязанностей |
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактов с детьми, их воспитание |
В современных условиях туризм является неотъемлемой частью жизни человека, ибо представляет собой одну из сфер досуговой жизнедеятельности личности, являясь при этом одним из эффективных средств удовлетворения его социокультурных потребностей.
Туризм – это вид досуга, связанный с временным перемещением людей с места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны. Оно осуществляется в свободное время с целью получения удовольствия, познания, отдыха, оздоровления, лечения, посещения гостей, но без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. Туризм взаимодействует с рекреацией, так как сочетает в себе такие виды деятельности как расширение познания и восстановления сил. Мотивация в туризме зависит как от досуговых потребностей, так и от ценностей, которые воздействуют на восприятие личностью окружающего мира и его поведения.
Культурный туризм – новый вид туристической деятельности, современная форма межкультурных коммуникаций, суть которой не просто в ознакомлении с культурой другого народа. Культурный туризм – это форма взаимодействия, культурного обмена, которая предполагает целенаправленное погружение в культурную среду с целью ее освоения. Культурное самовыражение народа всегда отражение интерес, а туризм – наилучший способ знакомства с другой культурой. И в наше время, когда усилился интерес людей друг к другу, когда вопросы сохранения культурного наследия одинаково живо воспринимаются представителями разных культур, этот вид туризма способствует не только развитию диалога культур, но и осуществлению практических мероприятий по программам экологии культуры.
Культурный туризм – это туризм, ведущий к выявлению и освоению всех видов культурной деятельности. Основой культурного туризма является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности, ведь культурное наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, но и труд народа, имеющий нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, праздники, религиозные ритуалы и пр.
Для массового развития требуется определенная концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:
— памятники археологии;
— культовую и гражданскую археологию;
— памятники ландшафтной археологии;
— малые и большие исторические города;
— сельские поселения;
— музеи, театры, выставочные залы и др.;
— социокультурную инфраструктуру;
— объекты этнографии, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства;
— технические комплексы и сооружения.
Исходя из ресурсов познавательного туризма, существует несколько подвидов культурного туризма:
— культурно-исторический (интерес к истории страны, посещение исторических памятников и памятных мест);
— культурно-событийный (интерес к старинным и современным постановочным мероприятиям, фестивалям и участие в них);
— культурно-религиозный (интерес к религии страны, посещение культовых мест, мест паломничества, знакомство с религиозными обычаями, традициями, ритуалами и обрядами);
— культурно-археологический (интерес к археологии страны, посещение памятников древности, мест раскопок);
— культурно-этнографический (интерес к культуре этноса (народа и народности), предметам и явлениям, этническому фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству);
— культурно-этнический (посещение родины предков, знакомство с культурным наследием своего исконного народа, этнических тематических парков);
— культурно-антропологический (интерес к представителю этноса в развитии, с точки зрения эволюции, посещение страны с «живой культурой»);
— культурно-экологический (интерес к взаимодействию природы и культуры, к природно-культурным памятникам, участие в культурно-экологических программах).
Культура является основным элементом туризма. Наибольший интерес у туристов вызывают такие элементы культуры народов, как искусство, история, религия, наука. Особенности культуры различных регионов мира все чаще побуждают людей проводить отпуск в путешествиях. Объекты историко-культурного наследия способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Интерес к посещению культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью, по отношению к цене. Развитие культурного туризма базируется на использовании потенциала этнокультур и культурного наследия стран и регионов. Во внутреннем туризме культурное наследие стимулирует национальную гордость за свою историю, в международном туризме – культурное наследие стимулирует уважение и понимание между странами, что, как следствие, способствует миру и взаимопониманию.
Р А З Д Е Л 2