1. Создание ценностей культуры как на профессиональной, так и любительской основе.
2. Деятельность субъектов культуры, которые в большей или меньшей степени усваивают богатства мировой и национальной культуры.
3. Деятельность музейных, библиотечных работников, реставраторов, специалистов архивного дела для сохранения ценностей материальной и духовной культуры.
4. Совместная деятельность учителей, специалистов средств массовой информации и специалистов сферы культуры, ориентированная на распространение культурных ценностей.
5. Социально-педагогическая, административно-управленческая деятель-ность, связанная с созданием благоприятной культурной сферы с вовлечением людей в мир культуры.
Социокультурная деятельность распространяется в основном на внеучебную и внерабочую сферу человека или как ее называют досуговую. Она осуществляется в свободное время, имеет добровольный характер, отличается свободой выбора и инициативностью личности, индивидуальностью и обусловлена этническими и региональными особенностями и традициями.
|
|
В нашей стране создана соответствующая сегодняшнему дню инфраструктура социокультурной сферы. Учреждения культуры всех форм собственности призваны направить усилия на создание, развитие, распространение культуры, организацию содержательного общения, отдыха человека и восстановления его сил. Необходимо обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности.
Дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения |
Развитие инициативы и самодеятельности |
Доброволь-ность и общедоступ-ность СКД |
Единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства, поведение людей |
ПРИНЦИПЫ СКД |
Эстетизация общественной жизни |
Преемствен-ность и последовательность вовлечения индивида в мир культуры |
СОЦИАЛИЗАЦИЯ |
СОЦИАЛИЗАЦИЯ – развитие и самоизменение человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Суть социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит, т. е. это процесс освоения личностью социального опыта данного общества, принятие требований, норм и принципов общественных отношений.
|
|
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ |
ИНКУЛЬТУРАЦИЯ — вовлечение человека в мир культуры, в систему знаний о мировой и отечественной культуре, вовлечение в культуроохранительную, культуросозидающую, культуротворческую деятельность, постижение искусства и культурно-информационных процессов, в эстетическое освоение окружающей действительности.
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ |
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ – это часть общего бюджета времени, свободная от выполнения профессиональных, гражданских, семейных, физиологических функций и иных непреложных дел, в которой личность выбирает варианты действий, с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния и уровня культуры.
ДОСУГ |
ДОСУГ — часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых и дальнейшее развитие личности.
ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ ДОСУГА |
ОТДЫХ |
ОБЩЕНИЕ |
ПОЗНАНИЕ |
ТВОРЧЕСТВО |
ЗРЕЛИЩЕ |
ФУНКЦИИ ДОСУГА |
РЕЛАКСАЦИОННАЯ
РЕКРЕАЦИОННАЯ
ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ
ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
РАЗВИВАЮЩАЯ
КОММУНИКАТИВНАЯ
ФУНКЦИИ ДОСУГА |
1. РЕЛАКСАЦИОННАЯ — психическое или физическое расслабление, снятие излишней напряженности, нормализация психологического состояния человека.
2. РЕКРЕАЦИОННАЯ — отдых, восстановление сил, израсходованных человеком в процессе деятельности, связанной со значительными физическими и психологическими нагрузками.
3. ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ – занятие на досуге должны нести людям радость, наслаждение, удовольствие.
4. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ – формы досуговой деятельности способствуют укреплению здоровья, улучшению физического состояния человека.
5. ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ – способствует расширению кругозора, самореализации личности, удовлетворению духовных потребностей, потребностей в отдыхе и развлечениях.
6. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ – участие в самодеятель-ных коллективах народного творчества.
7. РАЗВИВАЮЩАЯ – вовлечение личности в процесс непрерывного просвещения, развитие художественного, технического и других видов любительского творчества, самореализация творческих потенций.
8. КОММУНИКАТИВНАЯ (общение) – человек не может жить без общения. Общаться можно в любой досуговой сфере – салоны, посиделки, огоньки, творческие встречи.
В И Д Ы Д О С У Г А |
ОППОЗИЦИОННЫЙ |
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ |
АБСОЛЮТНЫЙ |
СЕМЕЙНЫЙ |
КОРПОРАТИВНЫЙ |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ |
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОСУГЕ |
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ |
ТВОРЧЕСКАЯ |
ПОТРЕБЛЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ |
КОММУНИКАТИВНАЯ |
РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ |
Умелое сочетание восстановления энергии, укрепления здоровья с удовлетворением культурных потребностей в знаниях и разумных развлечениях |
Многообразие форм досуга |
Досуг должен быть активным, веселым деятельным |
|
|
Развитие материально-технической базы досуга |
ПРИНЦИПЫ организации досуга |
Дифферен-цированный подход к различным группам населения |
Инициатива и творческая самодеятельность населения |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
В более узком понятии: культура – сфера духовной жизни, которая включает в себя результаты деятельности, человеческие способности и возможности, реализуемые в ней:
— знание;
— умение;
— уровень интеллекта;
— мировоззрение;
— эстетическое развитие;
— способы и формы отношений.
Духовная культура может быть внешней (все, что окружает нас, продукты жизнедеятельности) и внутренняя (характерна для определенной личности).
Духовная культура может быть рассмотрена, как совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень и организацию духовной жизни общества, степень развития знаний, образование и воспитание людей.
Ядро духовной культуры составляют:
— мораль;
— искусство;
— религия;
— политика;
— философия;
— знания;
— характер и система образования;
— культура языка;
— отношения.
Духовность – стремление к общечеловеческим идеалам: добра, справедливости, честности, уважения к каждому человеку.
Существование культуры невозможно без духовной деятельности, которая возникает как средство и содействует совершенствованию практической деятельности в создании материальных благ.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА |
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА |
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА |
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА |
СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА |
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ |
НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВ |
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА |
Одним из главных оснований духовной жизни общества является нравственная культура. Сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека. Регулирующая функция морали воплощается в создании системы норм, принципов, идеалов и ценностей. В условиях современного общества очень важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не благодаря внешним общественным стимулам или по принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.
|
|
Нравственная культура – явление историческое. Каждая эпоха и каждый народ создают свои представления о добре и зле и свои механизмы функционирования морали. И тем не менее, мы вправе говорить о существовании общечеловеческих прав, норм, и ценностей. В нравственной культуре личности отражается степень освоения человеком морального опыта общества, готовность к самосовершенствованию.
Нравственность — это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Формирование нравственности это перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение. Внешне культура нравственного поведения проявляется в соответствии поступков и слов тем нормам, которые выработало человечество.
Основные направления
формирования нравственной культуры:
— формирование связи с обществом, согласование личного поведения с его нормами;
— ознакомление с нравственными идеалами и нормами общества;
— усвоение внешней культуры поведения;
— формирование нужных обществу нравственных привычек;
— формирование устойчивых моральных чувств и качеств;
— превращение знаний в убеждения.
Для реализации этих целей и задач используются различные формы: индивидуальные беседы, конференции, дискуссии, ток-шоу, тематические вечера, ролевые игры, методы – убеждения, упражнения, положительный пример, одобрения, осуждения, самовоспитания и т.д.
Формы мероприятий нравственной направленности
1. Урок-размышление «Над бездной».
2. Диско-акция «Молодежь против наркотиков»
«Меняю сигарету на конфету».
3. Ролевая игра «Обвиняется наркомания»
«Суд над сигаретой».
4. Устный журнал «Твоя жизнь в твоих руках».
5. Дискуссия «Есть ли оправдание равнодушию».
6. Выставка плакатов «Проблемы СПИДа глазами молодых».
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ |
ПАТРИОТИЗМ в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности.
Современная экономическая и социокультурная ситуация в республике характеризуется развитием белорусской государственности, ориентируется на воспитание социально и морально зрелой личности, субъекта своей жизнедеятельности, ответственного за настоящее и будущее Родины. Ответственной задачей при этом выступает патриотическое воспитание, которое рассматривается как формирование важных духовно-нравственных качеств личности, основанных на любви к своей земле и народу, уважении к истории своего отечества, национальной культуре, традициям, обычаям. Воспитать патриота, значит вырастить не только защитника родной страны, но и сформировать хранителя культурных достижений, продолжателя духовно-нравственных традиций общества.
Содержание понятия патриотизма включает в себя:
— чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
— уважительное отношение к языку своего народа;
— заботу об интересах Родины;
— осознание долга перед Родиной, отстаиванием ее чести и достоинства,
свободы и независимости (защита Отечества);
— проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
— гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
— гордость за Отечество, за символы государства, за народ;
— уважительное отношение к историческому прошлому Родины, народа, его обычаям и традициям;
— уважение Конституции Республики Беларусь и других законов;
— ответственность за судьбу Родины и народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвета;
— гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Социальное пространство для развития патриотизма: семья, СМИ, общественные организации, воспитательные учреждения, учреждения культуры и спорта, здравоохранения, религиозные организации.
Формы мероприятий патриотической направленности
1. Беседы-воспоминания представителей старшего поколения «Дорогами войны».
2. Тематические вечера «И память сердце сохраним».
3. Встречи с ветеранами войны и труда.
4. Вечер встречи трех поколений «Нам дороги эти позабыть нельзя».
5. Литературно-музыкальная композиция «К подвигу героев сердцем прикоснись».
6. Поездки и походы по родной стране.
7. Походы по местам боевой и трудовой славы.
8. Семинары, «круглые столы», конференции «Ветеран, молодежь, Отечество».
9. Туристско-краеведческая экспедиция «Наш край».
10. Конкурс плаката «Люблю мой край, сторонку эту».
11. Экскурсии в воинские части.
12. Фестиваль патриотической песни «Красная гвоздика».
13. Вечера памяти воинов-интернационалистов «Время выбрало нас», «Живая память Афганистана».
14. Конкурсные программы «Каждый солдат умом и силой богат», «Трубят солдату сбор».
15. День призывника.
16. Слет солдатских матерей. Акция «Звон скорби».
17. Бал Защитников Отечества.
18. Вахта Памяти, митинг у мемориала.
19. Урок мужества, урок мира.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА |
Экология – понятие, происходящее от греческого oicos – дом, родина. Возникла как обозначение отрасли науки, исследующей отношения между людьми и окружающей их природой, их естественным домом. Гармонизовать свои отношения с окружающей средой возможно лишь при условии формирования экологической культуры и экологической направленности личности. В сознании, поведении и деятельности человека должны утверждаться принципы ответственного отношения к природе, прогнозирование воздействия человека и общества на окружающую среду. Таким образом, экологическая культура является важнейшим свойством личности, отражающим основу ценностного отношения личности к природе, обществу.
Экологическая культура – это система экологических знаний, умений, навыков и привычек, позволяющая человеку устанавливать и систематически поддерживать гармоничные взаимоотношения с окружающей ею действительностью и целенаправленно развивать биосферу.
Ведущими показателями экологической направленности личности являются:
— убежденность в необходимости сохранения природы как ценности жизни, средства воспитания и рекреации;
— владение мировоззренческими экологическими идеями и понятиями;
— интерес к природе и человеку как части природы;
— осознание необходимости экологического воспитания и просвещения.
Перед лицом экологической проблемы стоит все человечество. Движение вперед, изменение мира и человека, его трудовой деятельности, образа жизни, сознания – вот перспектива разрешения экологической проблемы. Современный человек должен развивать гармоничное отношение с природой, понимать процессы его развития и разумно их использовать. Однако никакими новыми технологиями ликвидировать глобальные экологические кризисы не удастся. Гибнет не природа, гибнет человек в природе, измененной им самим. Культура нужна для того, чтобы спасти человека. Культура – это иммунитет против невежества, дикости, варварства. Любовь к природе, общение с ней возвышает человека эстетически и нравственно, облагораживает его душу. Культура, человек и природа – это триада понятий не сходит со страниц периодической печати. Это и понятно, так как в человеке культурное и природное слито в единое целое. Необходимо убедить человека в том, что мир, который его окружает, не враждебен ему, его не надо бояться, важно научиться правильным действиям в этом мире. И здесь важную роль играет экологическое образование, а использование различных форм и методов социокультурной деятельности позволяет личности включиться в образовательный процесс.
Основные задачи экологического воспитания и осуществления эколого-досуговой деятельности.
1. Формирование ценностного отношения к природе.
2. Формирование системы умений и навыков взаимодействия с природой, соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение ей вреда.
3. Развитие пропагандистских навыков и умений по охране природы.
4. Развитие потребности в общении с природой, стремление к познанию окружающей среды.