Основные направления СКД

    1. Создание ценностей культуры как на профессиональной, так и любительской основе.

    2. Деятельность субъектов культуры, которые в большей или меньшей степени усваивают богатства мировой и национальной культуры.

    3. Деятельность музейных, библиотечных работников, реставраторов, специалистов архивного дела для сохранения ценностей материальной и духовной культуры.

    4. Совместная деятельность учителей, специалистов средств массовой информации и специалистов сферы культуры, ориентированная на распространение культурных ценностей.

    5. Социально-педагогическая, административно-управленческая деятель-ность, связанная с созданием благоприятной культурной сферы с вовлечением людей в мир культуры.

    Социокультурная деятельность распространяется в основном на внеучебную и внерабочую сферу человека или как ее называют досуговую. Она осуществляется в свободное время, имеет добровольный характер, отличается свободой выбора и инициативностью личности, индивидуальностью и обусловлена этническими и региональными особенностями и традициями.

    В нашей стране создана соответствующая сегодняшнему дню инфраструктура социокультурной сферы. Учреждения культуры всех форм собственности призваны направить усилия на создание, развитие, распространение культуры, организацию содержательного общения, отдыха человека и восстановления его сил. Необходимо обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности.

Дифференциации идейно-эмоционального воздействия на разные группы населения
                                                                                    

 

Развитие инициативы и самодеятельности
Доброволь-ность и общедоступ-ность СКД

 

 


                                                                                                                                           

Единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на сознание, чувства, поведение людей
ПРИНЦИПЫ СКД
Эстетизация общественной жизни  
Преемствен-ность и последовательность вовлечения индивида в мир культуры
СОЦИАЛИЗАЦИЯ

 

 

 


    СОЦИАЛИЗАЦИЯ  – развитие и самоизменение человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

    Суть социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит, т. е. это процесс освоения личностью социального опыта данного общества, принятие требований, норм и принципов общественных отношений.

ИНКУЛЬТУРАЦИЯ  

 


    ИНКУЛЬТУРАЦИЯ — вовлечение человека в мир культуры, в систему знаний о мировой и отечественной культуре, вовлечение в культуроохранительную, культуросозидающую, культуротворческую деятельность, постижение искусства и культурно-информационных процессов, в эстетическое освоение окружающей действительности.

 

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

 

 

 


    СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ  – это часть общего бюджета времени, свободная от выполнения профессиональных, гражданских, семейных, физиологических функций и иных непреложных дел, в которой личность выбирает варианты действий, с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния и уровня культуры.

 

ДОСУГ  

 


    ДОСУГ — часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых и дальнейшее развитие личности.

ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В СФЕРЕ ДОСУГА
        

 

  ОТДЫХ
  ОБЩЕНИЕ  
  ПОЗНАНИЕ
  ТВОРЧЕСТВО  
  ЗРЕЛИЩЕ  
ФУНКЦИИ ДОСУГА

 

 








РЕЛАКСАЦИОННАЯ

РЕКРЕАЦИОННАЯ

ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ

ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ

ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

РАЗВИВАЮЩАЯ

КОММУНИКАТИВНАЯ

 

ФУНКЦИИ ДОСУГА  


        

        

 

    1. РЕЛАКСАЦИОННАЯ — психическое или физическое расслабление, снятие излишней напряженности, нормализация психологического состояния человека.

 

    2. РЕКРЕАЦИОННАЯ — отдых, восстановление сил, израсходованных человеком в процессе деятельности, связанной со значительными физическими и психологическими нагрузками.

 

    3. ГЕДОНИСТИЧЕСКАЯ  – занятие на досуге должны нести людям радость, наслаждение, удовольствие.

 

    4. ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ – формы досуговой деятельности способствуют укреплению здоровья, улучшению физического состояния человека.

 

    5. ИНФОРМАЦИОННО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ – способствует расширению кругозора, самореализации личности, удовлетворению духовных потребностей, потребностей в отдыхе и развлечениях.

 

    6. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ – участие в самодеятель-ных коллективах народного творчества.

 

    7. РАЗВИВАЮЩАЯ – вовлечение личности в процесс непрерывного просвещения, развитие художественного, технического и других видов любительского творчества, самореализация творческих потенций.

    8. КОММУНИКАТИВНАЯ (общение) – человек не может жить без общения. Общаться можно в любой досуговой сфере – салоны, посиделки, огоньки, творческие встречи.


 

  В И Д Ы Д О С У Г А
ОППОЗИЦИОННЫЙ  
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ
АБСОЛЮТНЫЙ
СЕМЕЙНЫЙ  
КОРПОРАТИВНЫЙ  
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ  
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДОСУГЕ  

 


        

        

  ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ
  ТВОРЧЕСКАЯ  
ПОТРЕБЛЕНИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
  КОММУНИКАТИВНАЯ  
  РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ  


Умелое сочетание восстановления энергии, укрепления здоровья  с удовлетворением культурных потребностей в знаниях и разумных развлечениях


                                                                                    

 

Многообразие форм досуга
Досуг должен быть активным, веселым деятельным

 

 


                                                                                                                                           

Развитие материально-технической базы досуга
ПРИНЦИПЫ организации досуга
Дифферен-цированный подход к различным группам населения  
Инициатива и творческая самодеятельность населения
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  


        

        

 

  В более узком понятии:  культура – сфера духовной жизни, которая включает в себя результаты деятельности, человеческие способности и возможности, реализуемые в ней:

    — знание;

    — умение;

    — уровень интеллекта;

    — мировоззрение;

    — эстетическое развитие;

    — способы и формы отношений.

 

    Духовная культура может быть внешней (все, что окружает нас, продукты жизнедеятельности) и внутренняя (характерна для определенной личности).

    Духовная культура может быть рассмотрена, как совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень и организацию духовной жизни общества, степень развития знаний, образование и воспитание людей.

 

Ядро духовной культуры составляют:

    — мораль;

    — искусство;

    — религия;

    — политика;

    — философия;

    — знания;

    — характер и система образования;

    — культура языка;

    — отношения.

    Духовность – стремление к общечеловеческим идеалам: добра, справедливости, честности, уважения к каждому человеку.

    Существование культуры невозможно без духовной деятельности, которая возникает как средство и содействует совершенствованию практической деятельности в создании материальных благ.


ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА  
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА  
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА  
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА  
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА  
СЕМЕЙНО-БЫТОВАЯ КУЛЬТУРА  
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ  
НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВ  


НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА  

 

 


    Одним из главных оснований духовной жизни общества является нравственная культура. Сфера нравственности выступает основным механизмом регуляции поведения человека. Регулирующая функция морали воплощается в создании системы норм, принципов, идеалов и ценностей. В условиях современного общества очень важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не благодаря внешним общественным стимулам или по принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.

    Нравственная культура – явление историческое. Каждая эпоха и каждый народ создают свои представления о добре и зле и свои механизмы функционирования морали. И тем не менее, мы вправе говорить о существовании общечеловеческих прав, норм, и ценностей. В нравственной культуре личности отражается степень освоения человеком морального опыта общества, готовность к самосовершенствованию. 

    Нравственность — это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая соблюдение ею существующих норм, правил и принципов поведения. Формирование нравственности это перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение. Внешне культура нравственного поведения проявляется в соответствии поступков и слов тем нормам, которые выработало человечество.











Основные направления

формирования нравственной культуры:

        — формирование связи с обществом, согласование личного поведения с его нормами;

              — ознакомление с нравственными идеалами и нормами общества;

              — усвоение внешней культуры поведения;

              — формирование нужных обществу нравственных привычек;

              — формирование устойчивых моральных чувств и качеств;

              — превращение знаний в убеждения.

    Для реализации этих целей и задач используются различные формы: индивидуальные беседы, конференции, дискуссии, ток-шоу, тематические вечера, ролевые игры, методы – убеждения, упражнения, положительный пример, одобрения, осуждения, самовоспитания и т.д.

Формы мероприятий нравственной направленности

1. Урок-размышление «Над бездной».

2. Диско-акция «Молодежь против наркотиков»

    «Меняю сигарету на конфету».

3. Ролевая игра «Обвиняется наркомания»

«Суд над сигаретой».

4. Устный журнал «Твоя жизнь в твоих руках».

5. Дискуссия «Есть ли оправдание равнодушию».

6. Выставка плакатов «Проблемы СПИДа глазами молодых».

 

 

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ  

 

 


    ПАТРИОТИЗМ  в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности.

         Современная экономическая и социокультурная ситуация в республике характеризуется развитием белорусской государственности, ориентируется на воспитание социально и морально зрелой личности, субъекта своей жизнедеятельности, ответственного за настоящее и будущее  Родины. Ответственной задачей при этом выступает патриотическое воспитание, которое рассматривается как формирование важных духовно-нравственных качеств личности, основанных на любви к своей земле и народу, уважении к истории своего отечества, национальной культуре, традициям, обычаям. Воспитать патриота, значит вырастить не только защитника родной страны, но и сформировать хранителя культурных достижений, продолжателя духовно-нравственных традиций общества.

             Содержание понятия патриотизма включает в себя:

         —  чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

    — уважительное отношение к языку своего народа;

    — заботу об интересах Родины;

    — осознание долга перед Родиной, отстаиванием ее чести и достоинства,

свободы и независимости (защита Отечества);

    — проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

    — гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

    — гордость за Отечество, за символы государства, за народ;

    — уважительное отношение к историческому прошлому Родины, народа, его обычаям и традициям;

    —  уважение Конституции Республики Беларусь и других законов;

    — ответственность за судьбу Родины и народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвета;

    — гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

    Социальное пространство для развития патриотизма: семья, СМИ, общественные организации, воспитательные учреждения, учреждения культуры и спорта, здравоохранения, религиозные организации.

 

Формы мероприятий патриотической направленности

 

    1. Беседы-воспоминания представителей старшего поколения «Дорогами войны».

    2. Тематические вечера «И память сердце сохраним».

    3. Встречи с ветеранами войны и труда.

    4. Вечер встречи трех поколений «Нам дороги эти позабыть нельзя».

    5. Литературно-музыкальная композиция «К подвигу героев сердцем прикоснись».

    6. Поездки и походы по родной стране.

    7. Походы по местам боевой и трудовой славы.

    8. Семинары, «круглые столы», конференции «Ветеран, молодежь, Отечество».

    9. Туристско-краеведческая экспедиция «Наш край».

    10. Конкурс плаката «Люблю мой край, сторонку эту».

    11. Экскурсии в воинские части.

    12. Фестиваль патриотической песни «Красная гвоздика».

    13. Вечера памяти воинов-интернационалистов «Время выбрало нас», «Живая память Афганистана».

    14. Конкурсные программы «Каждый солдат умом и силой богат», «Трубят солдату сбор».

    15. День призывника.

    16. Слет солдатских матерей. Акция «Звон скорби».

    17. Бал Защитников Отечества.

    18. Вахта Памяти, митинг у мемориала.

    19. Урок мужества, урок мира.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА  

 

 


              Экология – понятие, происходящее от греческого oicos – дом, родина. Возникла как обозначение отрасли науки, исследующей отношения между людьми и окружающей их природой, их естественным домом. Гармонизовать свои отношения с окружающей средой возможно лишь при условии формирования экологической культуры и экологической направленности личности. В сознании, поведении и деятельности человека должны утверждаться принципы ответственного отношения к природе, прогнозирование воздействия человека и общества на окружающую среду. Таким образом, экологическая культура является важнейшим свойством личности, отражающим основу ценностного отношения личности к природе, обществу.

    Экологическая культура – это система экологических знаний, умений, навыков и привычек, позволяющая человеку устанавливать и систематически поддерживать гармоничные взаимоотношения с окружающей ею действительностью и целенаправленно развивать биосферу.

    Ведущими показателями экологической направленности личности являются:

    — убежденность в необходимости сохранения природы как ценности жизни, средства воспитания и рекреации;

    — владение мировоззренческими экологическими идеями и понятиями;

    — интерес к природе и человеку как части природы;

    — осознание необходимости экологического воспитания и просвещения.

    Перед лицом экологической проблемы стоит все человечество. Движение вперед, изменение мира и человека, его трудовой деятельности, образа жизни, сознания – вот перспектива разрешения экологической проблемы. Современный человек должен развивать гармоничное отношение с природой, понимать процессы его развития и разумно их использовать. Однако никакими новыми технологиями ликвидировать глобальные экологические кризисы не удастся. Гибнет не природа, гибнет человек в природе, измененной им самим. Культура нужна для того, чтобы спасти человека. Культура – это иммунитет против невежества, дикости, варварства. Любовь к природе, общение с ней возвышает человека эстетически и нравственно, облагораживает его душу. Культура, человек и природа – это триада понятий не сходит со страниц периодической печати. Это и понятно, так как в человеке культурное и природное слито в единое целое. Необходимо убедить человека в том, что мир, который его окружает, не враждебен ему, его не надо бояться, важно научиться правильным действиям в этом мире. И здесь важную роль играет экологическое образование, а использование различных форм и методов социокультурной деятельности позволяет личности включиться в образовательный процесс.

    Основные задачи экологического воспитания и осуществления эколого-досуговой деятельности.

         1. Формирование ценностного отношения к природе.

    2. Формирование системы умений и навыков взаимодействия с природой, соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение ей вреда.

    3. Развитие пропагандистских навыков и умений по охране природы.

    4. Развитие потребности в общении с природой, стремление к познанию окружающей среды.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: