Экзаменационные вопросы по гигиене

Специальность «Педиатрия»

Гигиена – основная профилактическая дисциплина. Предмет и задачи гигиены. Место и значение гигиены в профессиональной деятельности врача общей практики.Методы исследования, применяемые в гигиене.

1. Основные этапы исторического развития гигиенической науки.

2. Гидросфера как часть биосферы. Физиолого-гигиеническое значение воды. Нормы водопотребления. Основные нормативные документы в области хозяйственно-питьевого водоснабжения.

3. Эпидемиологическое значение воды. Вода как источник инфекционных заболеваний человека.

4.  Особенности водных эпидемий, их профилактика. Показатели эпидемиологической безопасности питьевой воды.

5. Гидросфера как часть биосферы. Классификация и сравнительная характеристика источников водоснабжения. Нормирование содержания химических веществ в воде водных объектов хозяйственно питьевого водоснабжения.

6. Основные гигиенические требования к качеству питьевой воды. Показатели минерального состава питьевой воды и их гигиеническое значение.

7. Заболевания и патологические состояния, обусловленные особенностями минерального состава воды (избыток сульфатов, хлоридов, нитратов, повышенная жесткость).

8. Эндемические заболевания, связанные с употреблением воды, причины возникновения и пути их первичной профилактики.

9. Основные методы улучшения качества воды. Их краткая характеристика.

10. Методы обеззараживания воды. Их сравнительная характеристика. Достоинства и недостатки.

11. Специальные методы улучшения качества воды. Их краткая характеристика. Достоинства и недостатки.

12. Атмосфера как часть биосферы. Физические факторы атмосферы. Гигиеническое значение. Влияние на здоровье населения.

13. Атмосферное давление и его значение. Влияние повышенного и пониженного атмосферного давления на организм. Профилактика неблагоприятного воздействия.

14. Комплексное влияние физических свойств воздуха на терморегуляцию организма. Виды терморегуляции. Пути отдачи тепла.

15. Атмосфера как часть биосферы. Природный химический состав атмосферного воздуха. Гигиеническое значение отдельных компонентов.

16. Загрязнения атмосферного воздуха как важная гигиеническая и экологическая проблема. Последствия изменения газового состава атмосферы (токсические туманы, кислотные дожди, озоновые дыры, парниковый эффект).

17. Атмосфера как фактор окружающей среды. Воздействие атмосферных загрязнений на организм человека (острое действие, хроническое специфическое и неспецифическое действие).

18. Источники загрязнения воздуха закрытых помещений. Диоксид углерода как интегральный показатель загрязнения воздуха продуктами метаболизма человека, его ПДК. Меры профилактики.

19. Атмосфера как часть биосферы. Оптические факторы атмосферы. Биологическое действие различных составляющих солнечного спектра.

20. Биологическое действие ультрафиолетового излучения. Виды УФ-излучения, воздействие на организм человека. Ультрафиолетовая недостаточность и ее профилактика. Абиогенное действие УФ-излучения, его профилактика. Понятие о биодозе.

21. Климат и погода. Классификация. Метеочувствительность и метеотропные реакции организма, профилактика.

22. Акклиматизация как социально-биологический процесс. Фазы акклиматизации. Особенности акклиматизации в Северных широтах и Южных широтах.

23. Климат и здоровье. Акклиматизация как социально-биологический процесс. Фазы акклиматизации. Особенности акклиматизации в условиях высокогорного климата.

24. Понятие о микроклимате, параметры его характеризующие. Гигиенические требования к микроклимату жилых и общественных помещений. Мероприятия по улучшению микроклимата помещений.

25. Питание как важнейшая социально-гигиеническая проблема. Энергетические затраты организма человека и энергетическая ценность пищи. 

26. Физиолого-гигиеническое значение белков в питании, потребность организма в них в различные возрастные периоды, основные пищевые источники. Аминокислотный скор. Роль незаменимых аминокислот в жизнедеятельности организма.

27. Продукты – источники белков и незаменимых аминокислот (мясо, молоко, яйца). Использование их в питании различных возрастных групп населения.

28. Физиолого-гигиеническое значение жиров в питании, потребность организма в них в различные возрастные периоды, основные пищевые источники жиров животного и растительного происхождения.

29. Значение в питании полиненасыщенных жирных кислот и фосфолипидов, их пищевые источники. Биологическая роль стеринов и их пищевые источники.

30. Физиолого-гигиеническое значение углеводов в питании. Простые и сложные углеводы, основные пищевые источники, потребность в них в различные возрастные периоды.

31. Значение пищевых волокон в питании человека, их источники, суточная потребность. Понятие о «защищенных» углеводах.

32. Значение витаминной обеспеченности в питании. Роль витамина A в организме человека. Основные пищевые источники. Суточная потребность. Значение медицинского контроля в профилактике гипо- и гипервитаминоза.

33. Значение витаминной обеспеченности в питании. Роль витамина D в организме человека. Основные пищевые источники. Суточная потребность. Значение медицинского контроля в профилактике гипо- и гипервитаминоза.

34. Значение витаминной обеспеченности в питании. Роль витамина E в организме человека. Основные пищевые источники. Суточная потребность. Значение медицинского контроля в профилактике гипо- и гипервитаминоза.

35. Значение витаминной обеспеченности в питании. Роль витамина K в организме человека. Основные пищевые источники. Суточная потребность. Значение медицинского контроля в профилактике гипо- и гипервитаминоза.

36. Значение витаминной обеспеченности в питании. Роль витаминов B1 и B2 в организме человека. Основные пищевые источники. Суточная потребность. Значение медицинского контроля в профилактике гипо- и гипервитаминозов.

37. Значение витаминной обеспеченности в питании. Роль витаминов В6 и РР в организме человека. Основные пищевые источники. Суточная потребность. Значение медицинского контроля в профилактике гипо- и гипервитаминоза.

38. Значение витаминной обеспеченности в питании. Роль витаминов В12 и фолиевой кислоты в организме человека. Основные пищевые источники. Суточная потребность. Значение медицинского контроля в профилактике гипо- и гипервитаминоза.

39. Значение витаминной обеспеченности в питании. Роль витаминов С и Р в организме человека. Основные пищевые источники. Суточная потребность. Значение медицинского контроля в профилактике гипо- и гипервитаминоза.

40. Значение минеральных веществ в питании. Понятие о макро-, микро- и ультрамикроэлементах.

41. Значение в питании кальция и фосфора. Суточная потребность в них. Основные пищевые источники. Причины и клинические проявления недостаточности.

42. Значение в питании калия, натрия и магния. Суточная потребность в них. Основные пищевые источники. Причины и клинические проявления недостаточности.

43. Значение в питании железа, меди и кобальта. Суточная потребность в них. Основные пищевые источники. Причины и клинические проявления недостаточности.

44. Значение в питании цинка и селена. Суточная потребность в них. Основные пищевые источники. Причины и клинические проявления недостаточности.Значение в питании йода и марганца. Суточная потребность в них. Основные пищевые источники. Причины и клинические проявления недостаточности.

45. Степени и причины витаминной недостаточности. Гипервитаминозы.

46. Критический анализ спорных концепций питания.

47. Концепция рационального и сбалансированного питания В.И. Покровского, ее достоинства и недостатки.

48. Концепция адекватного питания А.А. Уголева. Основные постулаты.Понятие об эндоэкологии. Роль и значение нормальной микрофлоры кишечника в питании человека.

49. Понятие о рациональном питании. Физиологические нормы питания. Количественная и качественная составляющие питания.

50. Основные принципы рационального и сбалансированного питания пожилых людей.

51. Основные принципы рационального и сбалансированного питания студентов.      

52. Алиментарно-зависимые заболевания и их профилактика (белково-энергетическая недостаточность, болезни избыточного питания).

53. Классификация пищевых отравлений человека.

54. Пищевые отравления бактериальной природы. Токсикоинфекции: определение, причины, клинические проявления, профилактика.

55. Пищевые отравления бактериальной природы. Пищевые токсикозы: определение, причины, клинические проявления, профилактика.

56. Ботулизм: причины, клинические проявления, профилактика.

57. Пищевые микотоксикозы: определение, классификация, клинические проявления, профилактика.

58. Пищевые отравления немикробной природы. Отравления продуктами животного и растительного происхождения. Клинические проявления. Основные направления профилактики.

59. Пищевые отравления немикробной природы. Отравления примесями химических веществ в продуктах питания. Клинические проявления. Основные направления профилактики.

60. Пищевые добавки.

61. Гигиена лечебно-профилактических организаций. Системы строительства больниц. Преимущества, недостатки.

62. Гигиенические требования к выбору земельного участка под строительство больницы, его планировке и застройке.

63. Особенности планировки хирургического отделения и операционного блока.

64. Гигиенические требования к размещению и планировке акушерского отделения.

65. Гигиенические требования к размещению и планировке инфекционного отделения.

66. Гигиенические требования к размещению и внутренней планировке поликлиники.

67. Гигиенические требования к микроклимату, отоплению, вентиляции, естественному и искусственному освещению больничных помещений.

68. Гигиена труда медицинских работников. Особенности условий труда врачей хирургического профиля. Основные меры профилактики профессиональных заболеваний.

69. Гигиена труда медицинских работников. Особенности условий труда врачей терапевтического профиля. Основные меры профилактики профессиональных заболеваний.

70. Гигиена труда медицинских работников. Особенности условий труда врачей-рентгенологов и радиологов. Основные меры профилактики профессиональных заболеваний.

71. Внутрибольничные инфекции и их предупреждение.

72. Опасные и вредные факторы производственной среды, особенности их воздействия. Понятие о тяжести и напряженности труда.

73. Профессиональные вредности и профессиональные заболевания. Основные направления профилактики профессиональных заболеваний на производстве.

74. Производственная пыль как фактор профессиональной вредности. Классификация пыли. Основные пылевые производства. Специфические и неспецифические пылевые болезни и их профилактика.

75. Силикоз: теории патогенеза, клинические проявления и меры профилактики.

76. Гигиеническая оценка вибрации. Влияние на организм общей и местной вибрации. Вибрационная болезнь. Меры профилактики.

77. Производственный шум и его влияние на организм. Меры профилактики.

78. Действие ионизирующей радиации на организм человека. Стохастические и пороговые эффекты. Принципы защиты от закрытых и открытых источников ионизирующих излучений.

79. Воздействие неблагоприятного микроклимата на организм работающих. Мероприятия по улучшению производственного микроклимата.

80. Производственные вредности в сельском хозяйстве. Профилактика заболеваний у сельскохозяйственных рабочих.

 

Экзаменационные вопросы по курсу «Гигиена детей школьного и подросткового возраста» для педиатров

1. Понятие «здоровья». Определение по ВОЗ. Факторы, способствующие сохранению здоровья детей и подростков. Глобальные тенденции здоровья детского и подросткового населения.

2. Региональные особенности формирования заболеваний у детей и подростков. Особенности состояния здоровья в современных условиях.

3. Закономерности роста и развития организма. Факторы, оказывающие влияние на физическое развитие и половое созревание.

4. Морфологические и функциональные особенности организма ребенка и подростка, основные закономерности роста и развития организма.

5. Понятие «физическое развитие детей и подростков». Половое развитие подростков и оценка.

6. Акселерация и ретардация. Социально-гигиенические проблемы.

7. Понятие «физическое развитие детей и подростков». Морфологические признаки. Методы индивидуальной оценки ФР, их недостатки и преимущества.

8. Функциональные признаки физического развития. Методы обследования. Оценка результатов исследования.

9. Признаки физического развития, приборы и методы изучения физического развития. Антропометрия. Индивидуальная оценка физического развития по центильным таблицам. Итоговая запись антропометрического исследования. Оценка биологического возраста.

10. Группы здоровья педиатрические и их краткая характеристика.

11. Основные критерии для определения педиатрической группы здоровья.

12. Социально-гигиенические группы здоровья, взаимосвязь с педиатрическими группами здоровья.

13. Нервно-психическое развитие подростков. Методы оценки. Классификация групп психического здоровья.

14. Средства и формы физического воспитания школьников.

15. Физкультурные группы, их характеристика.

16. Современные «школьные болезни» и причины их развития.

17. Особенности учебного процесса в современной школе. Утомление и переутомление, профилактика.

18. Основные принципы гигиенического контроля за школьным расписанием. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

19. Особенности учебного процесса в современной школе. Гигиенические требования к расписанию уроков.

20. Признаки утомления и переутомления школьников. Меры профилактики переутомления школьников.

21. Санитарно- гигиеническое обучение школьников.

22. Гигиенические принципы правильной организации физического воспитания детей и подростков. Средства и формы физического воспитания школьников.

23. Здоровый образ жизни. Формы поведения и вредные привычки.

24. Алкоголизация, наркотизация и курение среди подростков. Важнейшие критические этапы. Методы профилактики.

25. Гигиеническое обучение и воспитание детей в общеобразовательных учреждениях. Формы и методы обучения. Психогигиена школьника.

26. Психическое здоровье детей и подростков. Классификация групп психического здоровья. Двигательная активность школьников, современные проблемы

27. Психическое здоровье детей и подростков. Кризис период взросления.

28. Причины и факторы влияющие на психологические отклонения, поведение и низкой социальной адаптации.

29. Особенности питания детей школьного возраста.

30. Рекомендации по составлению меню. Медицинский контроль за питанием в детских коллективах.

31. Физическое воспитание в школе и его организация. Формы и методы.

32. Урок физкультуры в школе. Врачебное наблюдение за уроком физкультуры и его анализ.

33. Физическое воспитание в школе. Гигиенические требования к уроку физкультуры.

34. Физкультурные группы, их характеристика.

35. Двигательная активность школьников, современные проблемы. Гипокинезия. Гиперкинезия. Возрастные закономерности развития моторики.

36. Здоровый образ жизни. Гигиенически рациональные формы поведения.

37. Закаливающие и оздоровительные мероприятия. Формы и методы их проведения.

38. Закаливание детей. Методы и принципы закаливания.

39. Гигиеническое обучение и воспитание. Формирование здорового образа жизни детей и подростков.

40. Принципы организации профилактической работы и оздоровления обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях.

41. Проведение комплекса летних оздоровительных мероприятий в детских учреждениях.

42. Функциональные обязанности школьного врача-педиатра.

43. Принципы рационального питания. Реализация основных принципов здорового питания школьников.

44. Следствия нарушений в организации питания детей. Группа риска по развитию витаминно- и биоэлементных дефицитных состояний.

45. Контроль за соблюдением правил личной гигиены сотрудниками пищеблока школьной столовой.

46. Контроль за санитарно-противоэпидемическим режимом пищеблока в школьной столовой. Проведение контроля за условиями хранения продуктов и соблюдением сроков их реализации.

47. Врачебная профессиональная ориентация школьников. Этапы проведения врачебного профессионального консультирования.

48. Врачебная профессиональная ориентация школьников. Цель врачебно-профессиональной ориентации (ВПК).

49. Обязанности врача-педиатра в организации первичной постановки на воинский учет. Принципы распределения призывников по видам Вооруженных Сил РФ и родам войск. Категории годности к военной службе.

50. Организация и проведение медицинского освидетельствования призывников. Медицинское обеспечение подготовки молодежи к военной службе.

 

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры дерматовенерологии с курсом гигиены
(Пр. №1 от 31.08.2018 г.).

Зав. кафедрой                                        Н.В. Толмачева

Секретарь                                         О.В.Федосеева



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: