От ЭКО-лектория к ЭКО-школе - по #НовомуКурсу

Что надо, чтобы шло развитие страны, региона, да и любого населённого пункта? Конечно, это прежде всего – желание. А назовите мне хотя бы одного человека, который хочет жить в болоте, разрухе, и чтобы всё кругом приходило в упадок? Таких нет по определению. Но одного желания мало, нужны ещё и деньги на инвестиции в развитие. Предположим, что деньги есть. А развития всё равно нет. Как постоянно заостряет внимание С.Глазьев, основной причиной того, что вот уже 10 лет экономика топчется на месте, является отсутствие денег для. Другая причина в том, что ещё нужны грамотные, подготовленные для управления народным хозяйством специалисты-профессионалы. Но и этого мало. Чтобы профессионалы были успешны, они должны иметь в своём подчинении тоже грамотных и соответствующим образом подготовленных людей.

Следовательно, одним из ключевых факторов, обуславливающих возможность устойчивого развития, является просвещение и подготовка кадров, как руководителей, так и исполнителей. А что мы видим, какова реальная ситуация? К сожалению, она не внушает оптимизма. Система ЕГЭ, когда всех учителей и преподавателей ВУЗов чохом зачислили во взяточники при том, что именно им принадлежала заслуга создания лучшей в мире системы образования и подготовки кадров, продолжает быть основой обучения школьников. Затем вчерашние школьники, натасканные репетиторами ставить галочки, поступают в университеты, а там преподы, зачумленные писаниной рейтинговой системы образования, дают аналогичное по своему уровню образование, заменяемой в условиях коронавирусной пандемии виртуальным он-лайн обучением. Отсюда проблема образования становится ключевой для развития страны.

Какой же выход? А он известен – возврат к советской системе среднего и высшего образования. Но это нереально – либералы не дадут. Сколько было связано надежд с назначением О.Васильевой министром образования, но пока она была в руководстве, технологии подготовки к ЕГЭ и его проведения стали ещё более изощрёнными. А в планах власти, как заявил её главный идеолог А.Чубайс, у «сына тракториста или слесаря... перспектива вполне определённая - три класса им давать... хватит тратить государственные деньги впустую!». Во как! И это в открытую говорится!

Но чтобы «птенцы чубайсовские» не считали детей токарей/слесарей, врачей/учителей дебилами, надо торить #Новый Курс в образовании – создавать ЭКО-школы, начиная с ЭКО- лекториев, поставив во главу угла просветительскую миссию по экономике и экологии. Почему их вместе? Потому что ЭКОномика и ЭКОлогия взаимозависимы и взаимосвязаны. А как - надо знать. Конечно, такие знания должна давать прежде всего школа, но наблюдая за тем, как ведут себя школьники и уже взрослые дяди и тёти, очевидно, что она не справляется с этой задачей. Практика неудачных экономических решений, начиная с семейных проблем и заканчивая бизнесом имеют в своей основе чаще всего отсутствие не только элементарных экономических знаний, но и понимания, как действовать в тех или иных жизненных ситуациях. При этом человек, решая задачи своего экономического благополучия, нередко делает это за счёт ухудшения экологии. И в результате исчезают многие виды растений, животных и насекомых, природе и здоровью населения наносится непоправимый ущерб. Сейчас нам показывают чистые от сорняков поля, да только там убиты и все полезные насекомые, включая пчёл, а выращенное зерно впитало в себя и пестициды, которые вряд ли полезны для здоровья. Вот для этого и нужны ЭКО-школы и ЭКО-лектории, чтобы научить думать.

Ещё понятней станет, зачем они нужны, наглядно показывает нам проблема сбора и утилизации твёрдых бытовых отходов (ТБО). Вал этого мусора нарастает с каждым годом, а гражданам явно не хватает воспитания и понимания, поэтому и там, где установлены контейнеры для раздельного сбора мусора, в них продолжают валить всё подряд. С другой стороны, первичное разделение ТБО плохо приживается прежде всего потому, что в этом нет ни экономической заинтересованности, ни понимания того, что любая свалка представляет угрозу экологии. Но и переработка ТБО на мусоросжигательных заводах не лучшее решение, в дым превращается ценное сырьё, а ведь некоторые страны покупают мусор за валюту. И есть обнадёживающие примеры - в Израиле разработали велосипед из переработанного картона, который огне- и водоустойчив и способен выдерживать нагрузку более 180 кг, а в США производители обязаны перерабатывать упаковку своих продуктов.

Природа испытывает непосильные нагрузки не только от промышленного производства, но и от бескультурья. Я живу в прекрасном городе, в котором каждый жилой дом окружён вековыми соснами, липами, дубами и другими деревьями, создавая неповторимую атмосферу единения природы и городской среды – это не каменные джунгли многих современных городов. Посмотрите на первые два фото – это лесопарк, зона отдыха горожан, очень близкий к дикой природе – не надо куда-то выезжать собирать грибы, ягоды и лекарственные травы, это всё в шаговой доступности. Но увы – его посещают и невоспитанные граждане, оставляя после себя пакеты, банки, бутылки или просто вываливая свой мусор под деревья – ещё два фото. Но и Комбинат благоустройства (КБУ) нашего города, который обязан следить за порядком, устанавливать урны, убирать мусор и удалять поваленные ветром деревья, очищать питающие пруд ручьи также относится к этому, мягко сказать, прохладно – это ещё 2 фото. Однако, как показала беседа с ответственными работниками КБУ, у них элементарно не хватает людей, техники и финансов, чтобы содержать лесопарк в порядке. А сейчас ещё и финансирование урезали. Вот так и смыкаются в замкнутый круг экология, экономика и культура. А чтобы разомкнуть его, нужно просвещение, чтобы одних приучить к культуре (не мусорить и убирать за собой – встал, убери Планету, как говорил Маленький Принц), а других (руководство) к пониманию, что на природе (среде обитания) не гоже экономить, и объединять вокруг себя неравнодушных граждан, готовых не только «потреблять природу», но и участвовать в мероприятиях по её охране и благоустройству. Эти неравнодушные граждане выходят в наш лесопарк не только погулять –– они прошлись по своим «квадратам» и собрали бутылки, банки, пакеты. Посмотрите на последнее фото - какие у них добрые и одухотворённые лица!

  

 

 

 

 

Эту общественную инициативу надо поддержать как органически вписывающуюся в Новый Курс, вовлекая в уже сформировавшееся волонтёрское движение детей и подростков, для чего нужен ЭКО-лекторий как первичная ячейка ЭКО-просвещения.

Тут следует отметить следующее. Идея ЭКО-лектория давно витала в воздухе как предтеча ЭКО-школы и наконец вылилась в тщательно проработанный проект для города Заречного Пензенской области (пригород Пензы, 60 тыс жителей). Он получил поддержку ПО «Старт» Росатома и ООО ГАКС, руководство которых выразило желание, чтобы лекции проводились и в трудовых коллективах. Партнёрами проекта выступили Дворец творчества детей и молодёжи (ДТДМ), Департамент образования г.Заречного, две общеобразовательные школы, Зареченский технологический институт (ныне техникум), МКУ города, в ведении которого находится управление природными ресурсами, и Телерадиокомпания "Заречный".

При этом предполагалось организовать работу ЭКО-лектория в 2-х форматах: 1) непосредственных занятий с целевыми группами на экономико-экологические темы, и 2) распространения видео и ауди записей лекций и бесед в сети интернет для неограниченного круга пользователей, дополняемые проведением диспутов, очных и виртуальных конкурсов, сочетая занятия с практикой, например, с выходом на уборку парка, чистку ручьёв и мест отдыха, создавая ЭКО-отряды волонтёров из старшеклассников и студентов техникума, а также неравнодушных граждан. А родителей призывали бы показывать своим детям личный пример ответственного отношения к природе. Когда я, мальчишка, в бедное послевоенное время нашёл ножичек - целое богатство по тем временам, моя мать жёстко отреагировала: иди найди мальчика, который его потерял и отдай ножичек ему. И это стало мне уроком на всю жизнь - нельзя брать чужое и присваивать незаработанное. Но и сейчас, при более высоком уровне благосостояния, чем тогда, если вступающие в жизнь молодые люди не будут знать, как экономно расходовать заработанные деньги, и как надо относиться к окружающей природе, то мы никогда не избавимся от социальных проблем в собственной стране.

Проект был подан на 1-ый конкурс президентских грантов 2020 года, но не получил поддержки, несмотря на то, что пробное занятие со старшеклассниками школы №226 на экономико-экологическую тему, видеозапись которого была приложена к заявке, показало неподдельный интерес и заинтересованность ребят. Когда мы посмотрели данные проекту детальные оценки, то оказалось, что члены конкурсного комитета президентских грантов, вероятно, не считают актуальным получение образования и просвещение для подрастающего поколения, если наш проект по этому критерию получил 6 баллов из 10, а его инновационность и уникальность оценили вообще на 4 балла, в то время как нет нигде таких форм просвещения, какие мы предложили. Впрочем, трудно ожидать справедливой оценки просветительских проектов, если оценки, весьма вероятно, ставят «птенцы чубайсовские», считающие, что «хватит тратить государственные деньги» на просвещение. Но мы не собираемся из за этого отправлять проект в корзину. Пока будем проводить индивидуальные занятия с ребятами г.Заречного, где 7 средних школ и один техникум, формировать волонтёрское движение. А затем, после окончания пандемии, зарегистрируем ЭКО-лекторий как НКО и, когда сформируется коллектив единомышленников, перейдём к организации ЭКО-школы. Вот так мы пойдём вперёд, по Новому Курсу, одновременно пропагандируя через эти формы просвещения направления, предлагаемые экспертами МЭФ. Так, мы разъясним позицию академика Глазьева как реформировать денежно-банковскую систему. И что, как считает Константин Семин, давно следует отойти от штампов Запада и Америки, а Олег Комаров верно заметил, что не будет развития в регионах, если им оставляют не более 20% собранных средств. И, разумеется, будем изучать программу #НовогоКурса, которую представил Константин Бабкин в статье «Ковид-кризис и мы», которая, как отметил С.Глазьев, должна стать «хорошим поводом для широкой дискуссии о жизненно важной необходимости кардинального изменения проводимой в нашей стране экономической политики.»

28 августа 2020 года                                    Евгений Скобликов

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: